Азбука Самозащиты, Или История одной паранойи

Борис Тоболин
«Если у вас паранойя – это не значит,
что за Вами не следят»
(с) Генри Киссинджер

Помните, как на собраниях анонимных алкоголиков, в Америке? «Я Джон Смит, и я – алкоголик». Со мной все чуточку проще – или сложнее, это как посмотреть. Итак, я – Борис Курдин, и у меня – Паранойя. Довольно давно уже: не с детства, приблизительно с юности. И не сказать, чтобы я этим был расстроен или огорчен. Скорее наоборот – именно она, родимая, последние 35-37 лет помогает мне оставаться а) живым, б) относительно здоровым, в) не терять здравого рассудка в экстремальных ситуациях, и вообще – бодрости духа.
Как она проявляется? Да очень просто: мне – не плевать на мою личную безопасность и безопасность моих близких. Я привык об этом думать – не постоянно, не 24 часа в сутки, но - регулярно и взвешенно. Думать не маниакально, но настойчиво, и малейшие изменения в ситуации вокруг себя оценивать как угрозу своей личной безопасности.
Именно эта привычка помогла мне когда-то не получить увечий в дворовых противостояниях в некогда довольно хулиганистом подмосковном Зеленограде, в юности. Кто был «в теме» - помнит: солдатские ремни, велосипедные цепи и прочие интересные "игрушки".
Чуть позже та же паранойя провела меня целым и невредимым через армейские годы, когда довелось побывать в куче «веселых» мест, и, не попортив шкуру, вернуться домой. Затем были лихие 90-е, когда жизнь усложнилась настолько, что отличить мента от бандита было проблематично. Еще проще было вляпаться в какой-нибудь криминал – как говорится, «не ты, так тебя». Не всем удавалось проскочить между тем и тем. Ан справился.
Дальше – более 10 лет работы военным корреспондентом, сначала – в печати, потом на ТВ. Места «веселые» сменились на горячие точки, по всему миру. Шансов нарваться на неприятности была - куча, книгу писать можно (даже начал как-то – бог даст, осилю)), но вот благодаря той же паранойе – обошлось: не нарвался. Иногда сам удивляюсь, как и почему? А жена до сих пор не понимает, особенно когда из «пыльного» архива достается какое-нибудь видео «с войнушки», волей случая не пошедшее когда-то в эфир.
Что интересно: с определенного момента появилось стойкое желание делиться этой «паранойей» с другими – прежде всего, подрастающим поколением. Помнил по своей юности: даже если ты не ищешь неприятности – они сами тебя найдут! Хотелось уберечь молодежь. Стал преподавать. Учить. И учиться... На сторонний взгляд, это выглядело как модные тогда занятия боевыми искусствами – айкидо, немного кендо, потом боевое самбо. Но на самом деле – это была настоящая «вакцинация» своих воспитанников все той же паранойей. «Лепка» тела и постановка «мозгов».
Однажды подсчитал: этой «болезнью» (если кто забыл – речь идет об обеспечении личной безопасности) не считая взрослых, от меня «заразились» более 600 зеленоградских парней и девчонок. Насколько я знаю – потерь среди них не было. А вот офицеры спецслужб, оперативники и аналитики - есть. Неожиданно, проигнорировав желание и волю родителя, младший сын из худощавого парнишки вдруг стал сержантом спецназа ГРУ, и чемпионом России по одному из стрелковых видов спорта.
Свою паранойю я регулярно «холил и лелеял»: и по работе, и по собственной инициативе постоянно учился чему-то новому – будь то курсы владения короткоствольным оружием или тренинги по медицине катастроф, семинары ведущих инструкторов по разным видам рукопашного боя и личные (не для прессы) встречи-интервью с профессионалами: офицерами спецназа, учеными, медиками, руководителями охраны первых лиц государств, спасателями, психологами и парапсихологами, оружейниками, стрелками, разработчиками нелетального оружия… Увлекся. Всех не перечислить. Скажу проще – со многими интереснейшими людьми, в основном, такими же, как и я, «параноиками».
Итогом этих встреч и совместных работ и занятий я считаю выработанную по крупицам методику обучения личной безопасности. Азбуку Самозащиты для всех – для детей, для подростков, для женщин и мужчин. Которой и делюсь, практически даром, на своих семинарах. А как до этого дошло – рассказать стоит отдельно.

Итак, вначале было айкидо. Увлекся сам, потом притащил заниматься в детскую группу дочь. Видимо, ее наставник, Роман Радковский, что-то увидел тогда в сидящем на скамеечке родителе, потому что уже на третьем занятии он подошел и сказал: «- мужик, я же по твоим глазам вижу, что ты в курсе, что на татами происходит! Давай-ка на следующую тренировку приноси свое кимоно – помогать будешь!».
Через пару месяцев я вел уже свою группу, а к концу года еще и группу уехавшего в длительную командировку Романа. Подсел, что называется! Да, айкидо, да, ни разу не "крутое кунг фу", самое "мирное" из единоборств. Но тут вся соль в том, кто и как относится к своему боевому искусству. Кто-то ищет, как в йоге, некий путь самосовершенствования - тела и духа. Кто-то хочет мгновенно стать непобедимым бойцом. Кто-то - бывают и такие! - удовлетворяет некие садомазохистские страстишки, кто-то погружается с головой в ритуалы и эзотерику (знавал я одного мальчика, который, прилетев на фестиваль Боевых Искусств в Индию, прямо в аэропортовском туалете намотал себе чалму на голову и влез в сари). Все люди разные!
Мне тогда айкидо понравилось философской концепцией незлобивости к врагам, и плавностью сферических движений. И - никакого оглушительного "кияканья" (был за плечами еще юношеский опыт занятий карате кёкусинкай, да и в училище рукопашный бой «показывали»)!
Это уже потом, гораздо позже, начав искать ответы на некоторые многомудрые вопросы, я понял, что дедушка Уэсиба (основатель айкидо, если что) был ох как непрост. Завещав своим адептам полный отказ от спаррингов, сам он, тем не менее, бился чуть ли не до конца дней где и с кем можно!
Ну а чуть позже ко мне начало приходить понимание, что вот эти мягкие и плавные движения - это не более чем КЛЮЧ к дальнейшему развитию, к той системе, что еще встретится, и ляжет на имеющиеся навыки и мышцы, как удачно сшитая рубашка на тело. И это таки произошло, я нашел СВОЮ систему - но это слегка совсем чуть-чуть другая история!))
Все дело в том, что Морихей-сан не практиковал защиту от пистолетов, из-за отсутствия в то время таковых! А стремительное обновление жизни просто-таки требовало определенной трансформации айкидо, поиск чего-то нового на основе изученного. Ребятам моим, ученикам, было проще - они этого отхода от "классики" не замечали, для них было интересно все: «Защита от ножа? Пистолета? Автомата? Вау, круто! Давайте еще!»
Сказать, что я тогда опасался прослыть "якобинцем" в среде айкидок - ничего не сказать! Шутка ли – большинство сенсеев заманивало в свои доджо на платные семинары европейцев и японцев, а мы с ребятишками «уходили в леса», где, сами понимаете, кимоно было малоподходящей одеждой. Они жадно впитывали у меня навыки «дикого» выживания, и охотно смотрели учебные фильмы по Русскому Стилю. И – тут же старались все это опробовать на себе. Причем, не только в зале – а и в лесу, и даже на асфальте.
Лишь спустя годы пришло понимание, что это - нормально, что Путь был выбран правильно, и что любое воинское искусство, если оно замыкается в себе, обречено на вымирание. Осознанию неожиданно помог один случай реального, боевого применения навыков. Внезапно во время боевой работы сработал выключатель в мозгу, и тут же "выскочило" движение, которого не было в арсенале "приемов" айкидо. Не просто выскочило, а именно что спасло в убийственной, в прямом смысле, ситуации.
Повторить это движение в спокойном состоянии, на тренировках не удавалось еще недели две - до тех пор, пока скорость нападения и защиты вплотную не приблизилась к реальной. В итоге – этот «прием» мы вычислили! А через некоторое время мне попалась на глаза старая пленка, с записью показательных выступлений молодых ребят в камуфляжной форме – яркое, динамичное выступление с необычным для такого шоу оружием: казацкие шашки, топоры, лопатки, автоматы. И в одном из эпизодов я углядел-таки то самое движение, что выскочило откуда-то из подсознания, на автомате!
Знак судьбы? Возможно. Но тогда все было проще: захотелось попробовать систему на себе. Наивно – без инструктора, без «однополчан» - только я и мои айкидошные ученики – каждую тренировку постигали все больше и больше. На «просторах интернета» тогда было еще слишком мало информации, поэтому в ходу были все больше кассеты. По крупицам, по информации от знакомых силовиков, от журналистов, мы узнавали и о самом Алексее Алексеевиче Кадочникове, и о его последователях и единомышленниках: об Александре Белове, о ребятах из «Тверской Бузы», еще чуть позже – о Дмитрии Скогореве и Александре Лаврове, Еще - Александр Кистень, Терехов Максим, Александр Скалозуб... (прошу простить, друзья, если кого-то забуду упомянуть!) И вот тогда-то я все больше замечал, что Русский Стиль не менее многогранен, чем, скажем, японское карате или китайское кунг-фу. Разбор и классификацию этих отличий оставлю исследователям и критикам – не мое это дело. Скажу лишь, основываясь на своих ощущениях, что разница в стилях формируется не столько инструктором-преподавателям, сколько своим собственным телом: что-то воспринималось легче, а что-то приходилось «разучивать», подгонять под себя. Причем, в спаррингах (а куда без них?)), которые мы проводили по правилам Армейского Рукопашного Боя – минимум запрещенных ударов и максимум защитной амуниции – было заметно, что вот эта самая Индивидуальность в Русском Стиле ни на йоту не подавляется.
Тут маленькое отступление. Была в моей жизни одна команда, в которой довелось выполнять очень нестандартные задачи. И вот там ребята дали мне прозвище – «рациональный лентяй». Из-за того, что, получив задание, ребята каждый раз хотели выполнить его с наскока, а я с завидным постоянством их уговаривал немного подождать, а потом выдавал решение – как эту задачу выполнить с меньшими усилиями и за кратчайшее время.
Скажете, расхвастался! Нет, дело в том, что эта привычка способствовала в итоге выработке своего собственного (эк выспренно звучит! Ну уж простите, не знаю, как проще!) стиля работы. Именно работы – не только боя: поскольку чаще всего преподавать приходилось детям и молодежи, я потихоньку нащупывал алгоритмы обучения, стремясь сделать свои объяснения максимально понятными даже для начинающих бойцов.
Многие помнят фильм «Апостол»: там в одном из эпизодов «свежеиспеченный» разведчик-диверсант в исполнении Евгения Миронова постигает под руководством опытного инструктора НКВД азы рукопашного боя. Вместо спортзала – учебный кабинет, школьная доска, а на ней – какая-то биомеханика: человечки, составленные из рычагов, шарниров и стрелок. Под «системой рычагов» легко угадывается Система Кадочникова. Поняв принцип действия, герой, в мирной жизни ученый, усваивает ее, что называется, с лету. Эпизод, конечно, по-киношному сильно упрощен, но суть отражает верно. Приблизительно тем же путем шел и я, и мои ученики.
В итоге, спустя много лет, уже познакомившись и с самим Дедом, и со многими коллегами, и взяв, наверно, от каждого из них понемногу… Нет, неверно: и брал многое, и показать просил, и подглядывал, и расшифровывал потом, и перекладывал на язык своего тела – а потом адаптировал для учеников. И вот так, по крупицам, смог собрать основу своего курса обучения. Рассказывать об этом можно часами – еще дольше можно показывать.
Постараюсь вкратце: курс углубленный – рассчитанный на постоянные занятия 2-3 раза в неделю – воспитывает Бойца. Со своей философией боя, со своими индивидуальными установками дальнейшего развития и совершенствования. А возможно, и самостоятельного преподавания в дальнейшем.
И – как краткий курс, система семинаров. Начиная от вводного, двухдневного по два часа занятий, тренинга, на котором даются базовые алгоритмы защиты, где человек – мужчина, женщина, подросток, ребенок – неожиданно для себя узнает, что он уже давно, буквально с рождения, владеет «боевыми» приемами самозащиты. Вот только до момента тренинга он и понятия не имел, что «сидящие» в его мышечной памяти движения – самые что ни на есть боевые.
На дальнейших семинарах просто расширяется объем этих алгоритмов самозащиты, участники пробуют спроецировать полученные знания не только на прямое боестолкновение, но и на различные жизненные ситуации, в которых может пострадать его жизненный уклад, личное пространство, имущество, мировоззрение, и многое другое.
Программа семинара может корректироваться по просьбе его участников, если какое-то направление участникам тренинга покажется наиболее интересным. Или, скажем, захочется разобрать действия в некоей конкретной ситуации, или в каких-то особых условиях, или в определенном состоянии.
Иными словами, участники проходят своего рода прививку той самой паранойи, с которой я и начал это эссе. Ну а «доктор» порекомендует вам – чуть не сказал – курс лечения) - чем и как "оздоровиться"!
Не забываем: если «паранойя» есть – лечить ее не надо! Просто - если есть вопросы – сразу звоните «доктору»!