чем утешается падаль

Татьяна Лаевска
Эта книга - голый нерв драмы. Во многих  своих триллерах  Ден Симмонс  преподносит себя как писатель-фантаст. Чего стоит только его серия "Гиперион..." Но  в этой, а говорю я о  романе "Утеха падали", -  речь идет о чистой реальности,  имеющей выший  градус по Фаренгейту.
Как часто, мы открываем книгу и первая фраза для нас  становится важнее последней.

"Я выживу. Эта мысль была приказом... Эта мысль была приказом, и он вбил его так глубоко в сознание, что даже его изможденное, покрытое язвами тело не могло одолеть его волю."

Тональность - вот   подсказка читателю, который обязан затормозить на первом абзаце, чтобы сориентироваться на местности и понять, куда его занесло...   Идея всегда служила стержнем, на который романист насаживал приключения  героев. Самая человечная часть романа, его стержень - метафизические свойства ума. Способность  одного  ума  проникать в другой и питаться его энергией , ментальный вампиризм то есть, -  сама идея  захватывает  априори.
 
Ничего нового  нет в том, что  использование одним человеком другого начинается с  ментального плана. Это и сегодня применяется повсеместно, и это  всегда  приводило к уничтожению  личности.
Вот как оно делается   у Дена:

"Щупальца его мозга потянулись к сознанию спецагента Ричарда Хейнса. Он наткнулся на щит, делавший Хейнса нейтралом, — щит из крепкой скорлупы, окружавшей волнующееся море мыслей, амбиций и темных желаний.

Барент скользил по поверхности щита сознания, пока не нашел в нем трещину, — а трещину всегда можно найти; он проник глубже, сломил жалкую защиту Хейнса и внедрил свою волю в саму основу сознания агента. Он коснулся центра удовольствия Хейнса, и тот закрыл глаза, словно его пронизывали токи наслаждения."

Едва ли  вы будете способны пройти мимо такого штриха.  Более того,   книга потребует  даже не чтения, а соучастия. Спросите себя, насколько внушаемы  мы  сами  -  я, ты, он, она? Вот психо-тип, наиболее распространенный, о котором пишет Ден Симмонс. Как он вам?

"Она была спутником в поисках планеты, вокруг которой можно было бы совершать свои обороты. Ее устраивал любой, лишь бы он не требовал  независимости".

Разве таких нет в вашем окружении? Что ей противостоит в романе ? Что в реальной жизни противостоит? Когда подобный талант проявляется у оратора, обладающего хотя бы намеком на Способность (харизму), это приводит к массовой истерии толпы. Вы же помните, современники и соратники Адольфа Гитлера часто упоминали, как хорошо они ощущали себя в его присутствии.   Психоз подобен вирусу. Он может размножаться и распространяться самопроизвольно, когда организм носителя предрасположен к его восприятию.

А у  героини  этого  романа?

"Несколько недель  обработки, начатой мною сейчас, — и у женщины разовьется потребность в этом состоянии, гораздо большая, чем потребность в героине. Нам нравится быть влюбленными, потому что то единственное чувство, позволяющее людям максимально приблизиться к психологической наркомании."

И размышляя о   героях , обладающих  Способностью  (именно с заглавное, как свойство определенных людей) внедриться в иной ум, владеть им , диктовать ему свою волю,  Ден Симмонс   обычные в общем то парапсихологические данные доводит  до  немыслимой степени совершенства....

Психоаналитик, профессор   Сол Ласки считает  таких людей  мутантами — жертвами эволюции, которая в течение миллиона лет поощряла  господство  одной личности над другой. Я  не совсем согласна  с таким выводом писателя.... Считаю, что  возможность "читать" чужой ум  -   более высокая ступень  человеческой эволюции. И не  исключено, что к такому  варианту   большая часть человечества через пару тысячелетий придет.
Иначе - как относиться  к  созданию  ещё в 1921 году  у нас в  правительстве  России   группы, что занималась телепатическими  экспериментами? А Вольф Мессинг? А Георгий Гурджиев ?
Так что  люди, которым в романе  дан маркер ..."имеющие Способность", мутантами  назвать сложно. Но они стали ими, потому что  при подобном таланте руководствовались рептильными инстинктами. 

Представьте, триллер написать нетрудно. В сущности, сама жизнь  наша – крутой триллер о всех грехах мира.. Она начинается с роковой  встречи   и кончается ...  смертью.  Но в  этом триллере Сол Ласки,  Натали  Престон,  Джек Коуэн,  шериф Роб  Джентри,  Арон Эшколь — втянуты в смертельно опасную широкомасштабную игру, которую вели  высшие должностные лица в Вашингтоне и ФБР с бывшим нацистским полковником.

Что отличает  сей  триллер? Строгостью, сказала бы так, средств выражения главной идеи. По сути, Ден Симмонс многими изобразительными средствами просто не пользуется...
Он  почти безразличен к внешности  героев.
Он  отделался от пейзажа,
Ему все равно, что едят его герои.
Но он - король действия, точнее -  описания  воздействия одного мозга на другой....И в этом плане - изобилие красок, изобилие запахов, изобилие жизни, даже когда речь идет о смерти . Конечно,   мир писателей никогда не  похож на наш, ибо они видят в нем лишь то, что им нужно. Романист  мыслил поступками и сочинял образами... Образы  учёного  Сола Ласки и нациста Вилли фон Борхерта,   Натали  Престон.... и   вампира Мелани Фуллер   - противовесы. Обычным людям   бытие дается естественно, а  те...  другие за него  сражаются, добывая себе ментальную энергию, а значит и жизнь, из  человеческих ресурсов. Это – бессмертие тела, а не души, сознания.
 
Они "играют"... со своими жертвами  как кот полу задушенной мышью. И здесь возможны, всякие отношения - либо радость, либо приговор...  Но  человек  больше, нежели  его  всякие  там  чувства, стремления, вкусы, прожекты...   Он больше того, что  ему  угодно  называть: "моя жизнь".  Он - эмоциональная плазма, способная  циркулировать только в своей  системе. В нём  неограниченная свобода выбирать,  играть  с внутренней силой ... и, увы, разрушаться  тоже.

Символична в романе   шахматная игра, где шахматные фигурки - люди. Она  случилась дважды, и оба случая - уничтожение  пешек, ферзей, слонов - людей в этих  самых костюмах , происходит шизофренически спокойно... Совсем как в жизни, скажете вы.   И я соглашусь.

Давайте попробуем перед любым словом из этих понятий — политика, гендерные отношения, секс, любовь, война, смерть, поставить словосочетание «игра в…» . Разве не это мы видим в жизни? С этих кирпичей с надписью «политика», «смерть», «секс» сразу начинает осыпаться   лакировка и... гибнут люди. Тут   сказки про тайные правительства  просто смешны... Все правительства, явные правительства, которые мы каждый день видим в эфире, играют своими народами. Но в жизни это все растянуто на две тысячи лет истории, а  в романе - на менее тысячи страниц  текста.  И формула очень проста: мы  участвуем в играх, созданных другими. Мы - рабы этих игр и жертвы.  По сути , об этом  самом    книга.
 
Конечно, такую мысль  сложно назвать оптимистической. Так что, выхода нет ? Есть выход. Герой Дена Симмонса Сол  Ласки нашел его. Противостоять вампирам можно,  он и сам в борьбе с таким вампиром  вышел победителем. Это связано с  особым состоянием сознания, подобным трансу, и  нечеловеческой концентрации на цели.... Автор назвал  такое состояние - ожесточенным отчаянием, когда уже безразлично, останешься ты жив или нет. А транс , определенная фаза волновой структкры мозга,   помогает при этом  забрать энергию со всех точек тела и бросить ее в наступление в эпицентр, затем в противника.
Поверить Солу Ласки? 
Пытаться что-либо понять в этой схватке Сола с  вампиром-нацистом Вилли  было бы бесполезным: логика, разум, и нормальные  представления о причинности здесь не срабатывали. Чувствуешь себя атеистом,лицом к лицу столкнувшимся с Господом Богом? И у Сола это  было  похоже на   освобождение, беременное безумием.
Но ведь безумие... и может победить. Оно и побеждает на знаменитом острове Долменн  Арнольда Барента.

Только всё  это  не хэпи-энд романа.  Потому что даже побеждая,  стоит помнить, что вампиры мозга есть и будут есть... Потому что мозговой вампиризм   -   это наше рептильное прошлое. Только у кого то оно управляемо, а кто то на этом делает большую игру. Присмотритесь. Может, такое есть и в вашем окружении? А чтобы понять  суть явления, прочтите , чем утешается падаль...по Дену Симмонсу.