Павел I

Сергей Алексеевич Порохин
                ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ, ЦАРЬ НАШ БЕДНЫЙ

     Павел I Петрович (Санкт-Петербург - 20.9.1754 - Санкт-Петербург - 12.3.1801) русский император (с 1796), сын великого князя Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны, будущих императоров Петра III и Екатерины II... Павел был отлучён от родителей, царствующей Императрицей Елизаветой Петровной.

С воцарением Петра III, а после дворцового переворота 1762 года Екатерины II Павел продолжал серьёзное образовние: «Екатерина употребила всё, что в человеческих силах, чтобы дать сыну воспитание, которое сделало бы его способным и достойным царствовать обширной Российской империей»(1) - свидетельствовал офицер Гвардии Саблуков, прослуживший всё время царствования Павла, и близко его знавший.

Сперва Панин, а затем граф Пален были наставниками и воспитателями Павла. При этом последний состоял членом нескольких «Просветительских» кружков – или, точнее сказать, масонских лож. «О времена, о нравы!» - таковы были нравы, таков был и век - век Екатерины Великой.

В 1773 цесаревич Павел вступил в брак с принцессой Вильгельминой Дармштадской. При неудачных родах в 1776 году она умерла.

В том же году Павел вступил во второй брак с принцессой Вюртенбергской Софией-Доротеей, ставшей в России называться великой княгиней Марией Фёдоровной
    
Екатерина 11 не собиралась передавать бразды правления сыну. Поэтому, она взяла под абсолютную свою опеку и воспитание своих  внуков – детей Павла: Александра (1777 года рождения)  и Константина (1779 года рождения) также и внучек.

В своём «миропонимании» на власть эта великая бабушка-императрица готовила их по-своему к императорскому служению.

Именно старшему сыну Павла, Александру, через голову его отца Великая Императрица намеревалась в конце своей жизни передать Российский престол.
    
Чтобы Павел с супругой не особенно сильно тосковали по отобранным от них детям, Екатерина 11 отправила Павла с женой в годичное путешествие.

С сентября 1881 по ноябрь 1882 года Павел и его жена совершили более чем годичное турне по Европе под именем графа и графини Северных.

Екатерина Великая отдалив от своего Двора официального наследника и его жену, тем самым пыталась уменьшить их влияние на подрастающих  сыновей, которые оставались под её строгим императорским попечением.

Путешествуя по Европе, Павел с супругой побывали в Вене, Неаполе, Париже, Берлине. В Берлине Павла встретил сам король Прусский Фридрих Великий.

Пребывание в Берлине произвело на Павла неизгладимое впечатление. Дисциплина солдат и офицеров прусской армии, их внешний вид, выправка, а также их мундиры, шляпы, кивера – всё это вызывало в нём восхищение При всём при том Павел оставался патриотом России.

Тот же генерал Саблуков утверждал: «Во всём мире едва ли найдётся страна, в которой целый ряд государей был бы одушевлён таким чувством патриотизма, как Дом Романовых в России»(2).

И Павел I не был исключение.
   
Павел почти до самой кончины своей матери Императрицы Екатерины II не мог принимать активного участия в политике России.

Довольно рано от державной матери Павел получил  чин генерал-адмирала Российского флота, затем стал шефом Кирасирского полка, с которым прослужил одну кампанию против  Шведов. Он умел достойно держаться под огнём.

С 1783 года Павел жил в Гатчине, где предавался не только одними хозяйственным заботам своего «царства-поместья». При Павле состоял небольшой двор и так называемые вымуштрованные им «модельные войска», (численностью в 2,5 тысячи человек).

Они так же, как и Гатчина были пожалованы Екатериной сыну, наверное для того,  чтобы сын «не скучал». Эти «войска» Павла, через какое-то время по виду стали производить впечатление, будто бы «они только что пришли из Берлина»(3)

Позже этот корпус «модельных войск» с воцарением Павла 1 составил костяк инструкторов  гвардейских частей.
    
Современники Павла отмечали в нём, как личности, такие качества как доброжелательность, великодушие, готовность прощать обиды. Он высоко ценил правду и ненавидел ложь, заботился о правосудии и беспощадно преследовал всякие злоупотребления, в особенности же лихоимство и взяточничество.

Однако в силу своей чрезмерной несдержанности, раздражительности и нетерпеливости он успел нажить себе много врагов.
   
Узурпация власти Екатериной не могла не вызывать глубокой обиды на  неё со стороны взрослого сына. Павел болезненно переживал ущемление своих наследнических прав; он вёл относительно замкнутый образ жизни, много читал.

Кроме религиозных книг в его круг чтения входили произведения античных философов, французских энциклопедистов, современная русская литература.

В 1774 году Павел написал трактат: «Рассуждения о государстве вообще относительно числа войск, потребных для защиты оного и касательно обороны».

В 1788 году Павел разработал проект будущего закона о престолонаследии, по которому впредь российский престол должен был передаваться только по мужской линии от отца к сыну. А в случае отсутствия у императора сыновей – к брату императора строго по старшинству.

«Этим указом, принятым сразу же после вступления Павла I на престол, была исправлена ошибка Петра I, который в своё время указал будущим монархам назначать себе преемников по собственному усмотрению и на целое столетие устроил тронную чехарду с дворцовыми переворотами, интригами и временщиками»(4) Этот закон о престолонаследии просуществовал вплоть до революции 1917 года.

Павел не мог не видеть, что распущенность нравов и падение дисциплины при дворе неизбежно сказывались и на армии. У него эти порядки естественно вызывали отвращение к методам управления матери-императрицы.

 В Гатчине у него порядки были совершенно иные. Он снискал уважение отнюдь не только со стороны своего ближайшего окружения.

У Павла было достаточно времени для того, чтобы  спокойно исследовать ошибки правления своей властной матери, и находить свои собственные решения, которые до времени были чисто гипотетические. 
В ноябре 1796 года со смертью матери Павел всупил на престол. Став лишь в 42 года Императором, Павел I успел изменить многое.

 И за короткое время своего царствования (4 года и 4 месяца) им было сделано немало крупных преобразований, - не меньше, чем за ряд предыдущих царствований.

Павел решился ввести в России строгую цензуру, закрыл частные типографии, запретил ввоз сомнительной иностранной литературы, запретил выезд за границу на учёбу, ввел чрезвычайные политические меры против разросшихся масонских лож.

Он подтвердил указ Екатерины 11 о запрещении масонства в России. Уже к концу 1770-х гг масонскими ложами различных  систем были охвачены широкие слои дворянства.

По свидетельству учёного В.Г.Вернадского, к этому времени «оставалось, вероятно, не много дворянских фамилий, у которых не было бы в масонской ложе близких родственников»(5) 

Масоны желали удержать в своих сетях Павла. Действительно, по свидетельству многих историков, симпатии Павла поначалу были и на их стороне.

Но Павел был глубоко верующим человеком, и со временем, разобравшись во всех глобалистских хитросплетениях масонов, окончательно отошёл от них.
  При правлении Павла1 земледелие, промышленность, торговля, искусства и науки имели в нём надёжного покровителя. Бюджет расходов на поддержание русской православной церкви при Павле увеличился вдвое.

Количество монастырей, многие из которых были закрыты в царствование Петра 1 и Екатерины 11, вновь увеличилось. Повсеместно возросла проповедь священников Слова Божия.

При нём вышло первое печатное издание «Слово о полку Игореве», вышло много научных и духовных книг.

Облегчено было положение старообрядцев. Вдвое была сокращена «барщина» на помещика.(6)

 Генерал Саблуков отмечал, что в царствование Павла «старинный русский дух был ещё жив и его не могли подавить ни строгость, ни полицейские меры»(7)
   
Основные же реформы Павла 1 касались армии. Русская армия времён Екатерины ему представлялась скорее беспорядочной ордой, чем правильно устроенным войском.

Число «растасканных» на частные работы солдат доходило до 50 тысяч при численности армии в 400 тысяч.(8)

И тем не менее эта русская армия, армия Румянцева, Потёмкина и Суворова при всём при том поражала Европу своими победами.

Павел жизнь и деятельность войск, а также прохождение службы всех воинских чинов  вплоть до высшего генералитета хотел поставить на более правильных началах.

Уже в ноябре 1796 года им были введены новые воинские уставы; о полевей пехотной, кавалерийской и гусарской службе, в каких то статьях схожие с прусскими. Павел уволил со службы 333 генерала и 2261 офицера, не сумевших  строго исполнять воинские уставы.

При обучении войск Павел делал упор на то, чтобы русские войска усиленно обучались линейному строю, шагистике, на манер прусской.

При этом  каждый солдат вместо того, чтобы,  как говорил Суворов, в идеале «знал свой манёвр», солдат павловского времени, посредством муштры превращался по Фридриху «в механизм, артикулом предусмотренный». 

В целом линейная тактика всё меньше и меньше отвечала требованиям современной войны.

Много внимания Павел уделял плац-парадной стороне воинского обучения, более внешней, показной стороне, чем, действительно необходимой на войне.

Солдаты и офицеры должны были носить косички, букли, парики, пудриться мукой и т.п. Всё это требовало больших затрат времени  солдатского времени, в ущерб действительной военной подготовки.

Суворов иронизировал: «Букли – не пушки, пудра – не порох, коса – не тесак, я - русский, а не прусак». 

«В течение четырёхлетнего царствования цвет и покрой наших мундиров были изменены не менее девяти раз»(9) - писал Саблуков.

В организационном же плане, Павел 1 смог добился, что руководство армией стало более централизованным. Он стал регулярно получать рапорты от главнокомандующих о состоянии войск.

 Захват Наполеоном Мальты летом 1798 г. подтолкнул Павла принять на себя гроссмейстерство над Мальтийским христианским орденом.

Павла привлекали рыцарские обычаи братьев этого ордена и он завёл этот орден «в пользу благородного дворянства империи Всероссийской».

Разумеется, русские кавалеры, удостоенные этого ордена, оставались православными. Следует помнить, что хотя Мальтийский (католический по своей сути) орден Иоанна Иерусалимского,  всегда соперничал с Орденом Тамплиеров, но пути сторонников этих орденов были разные.

«Тогда как Тамплиеры постепенно превратились в поклонников сатаны, Мальтийцы наоборот, - всегда оставались преданными Христу»(10).

Писатель Лев Толстой в одном из писем отмечал, что «действительный характер, особенно политический Павла 1 был благородный, рыцарский…»(11). Генерал Ермолов, лично знавший Павла 1, отмечал, что у Императора Павла  были «Великие черты» (12). 

Дела мальтийские, влияние иезуитов, и венского кабинета втянули Россию в войну против Франции. Павел заключил союзы с Австрией, Англией и Неаполем.
    
В царствование Павла 1 (18 января 1801 года) наконец сбылась мечта грузин войти в состав России, под длань Русского Царя, за что России пришлось вести на Кавказе войну, которая длилась 60 лет.

Желая предотвратить распространение революционной заразы, Павел в союзе с Австрией вёл войну против Франции и содействовал освобождению Италии. Адмирал Ушаков совершил ряд блестящих морских операций в Средиземном море, а Суворов одержал ряд блестящих побед в Италии, командуя австрийскими и российскими войсками.
    
Нововведения Императора Павла ограничивали всевластие многих высокопоставленных чинов армии и двора, и в целом дворянства, что не могло не вызывать с их стороны недовольства. В результате заговора масонов: Петербургского генерал-губернатора Палена, братьев Зубовых, князя Голицина, Депрерадовича Мансурова и др.  и части гвардейских офицеров в ночь с 11(23) на 12(24) марта 1801 года Павел 1 был убит в только что отстроенном Михайловском замке в Санкт-Петербурге.

Первый удар золотой табакеркой по виску Императора Павла нанёс зять Суворова, Николай Зубов(13). Когда после убийства Павла солдат приводили к присяге к его сыну Александру, они не пожелали её принимать до тех пор, пока не убедятся, что император Павел мёртв. Тогда нескольких из них допустили к телу императора.

Когда они вернулись к полку, полковник Саблуков обратился к гренадёру Григорию Иванову, видевшего мертвого императора: «Что же, братец, видел ты Государя? Действительно он умер?» – «Так точно, Ваше Высокопревосходие, крепко умер» - ответил тот(14)

«Оба великих князя Александр и Константин, получив известие о смерти отца были страшно потрясены» - свидетельствовал очевидец Саблуков.(15)

Народ прощался с Императором Павлом с неподдельной скорбью. «Павел 1 правил недолго,… но то, что он сделал за это время, вызывает не только удивление, но и восторг»(16)
   То обстоятельство, что Император Павел 1, госсмейстер Мальтийского ордена процарствовал на Российском престоле ровно четыре года, четыре месяца и четыре дня кажется довольно промыслительным.
    Деятельность Павла, как реформатора в широких кругах российских граждан мало известна. Можно перечислить по пунктам наиболее существенные преобразования, осуществлённые Императором Павлом 1:

1. Он ввел реальную дисциплину и уголовную ответственность офицеров за сохранение жизни и здоровья солдат;

2. Уволил со службы всех нижних чинов из дворян, числящихся только в списках полка, но не служащих;

3. Приказал на открывающиеся офицерские вакансии в полках ставить только выпускников военно-учебных заведений или опытными грамотными унтер-офицерами, выдержавшими экзамены;

4. Запретил всем чинам отпуска, длительностью свыше 28 дней;

5. Ввёл шинели;

6. Учредил лазареты при полках;

7. Ввёл пенсии для выслуживших полный срок солдатам;

8. Приказал умерших воинов хоронить с воинскими почестями;

9. Запретил использовать солдат на частных хозяйственных работах и др.