История моей жизни - 11. Последующие годы

Николай Спевак
Последующие годы
Последующие годы были насыщены большими событиями в мире и на фронтах войны. Все шло в армию. Россия была в очень тяжелом материальном положении. 75 процентов  мужчин были  в армии. Кушать было нечего. Мы голодали. Я был всегда голодный. Спустя  10 лет  после детского дома  даже хлеба не было достаточно.  Впервые я наелся досыта, когда товарищ Хрущев объявил, чтобы в столовых будут давать хлеб бесплатно. Я в это время, уже после службы в Армии, учился в автодорожном техникуме, и мы после занятий бежали в столовую взять хлеб и были этим счастливы. Только в конце 1943 года Бог повернулся лицом к народу России и прислал нам на помощь Америку. Сейчас мы говорим:  "God bless America". Но я хочу добавить свой вариант: "God bless America и Американский народ",  который поднялся весь, как один, и пришел на помощь русскому народу.
В 1944-1945 годах американская авиация безжалостно бомбила немецкие танки, немецкие оборонительные укрепления, немецкую артиллерию и их заводы,  где они день и ночь ковали оружие для убийственной войны. Американские войска, как мы позже узнали, освободили из концлагерей множество евреев, которых уже подготовили для отправки в газовые камеры. Я помню, в печати было опубликовано то, что американские самолеты в количестве нескольких сотен единиц  пять дней безостановочно бомбили немецкую линию фронта в Германии.

Поездка в Калинковичи
Я поехал в город Калинковичи к маме и встретился там со своими двоюродными -  Фимой, Яшей и Аней. Ани там уже не было. Она вышла замуж за офицера и уехала жить в Краснодар. Встреча была неописуемой. Радостно, и в тоже время грустно. Вопросы, вопросы... как они из тысяч остались живы. Яша расскзал, что всех евреев в местечка Заречье собрали, вернее им приказали явиться в школу. Многие стояли на улице. Они с Фимой были внутри школы. Вдруг Фима почувствовал,  доска в полу шатается. Он приподнял доску и увидел там Яшу. И как только начали выводить на улицу началась суматоха и паника. Евреи поняли, что их ведут на расстрел. Фима приподнял доску и они втроём, с  Яшей и Aней, залезли в яму.
Они лежали один на другом не дыша до тех пор, пока не стемнело и все ушли. Стало тихо. Тогда они вылезли из ямы и убежали в лес. они слышали выстрелы и от страха бежали бежали дальше и дальше. Днем лежали спрятавшись куста, а ночами бежали не знаю куда. В Один из таких дней они набрели на Партизан, вернее партизаны нашли их почти мертвых. Партизаны хотели расстрелять их. Один из них, дядя Степан, белoрус, оказался очень хорошим человеком и, фактически, нашим спасителем. Он накормил нас и помог встать на ноги.
      В начале войны этими, так называемыми «партизанами», были люди которые не захотели служить Красной Армии - дезертиры. Многие из них пошли служить немцам и издевались над людьми еще хуже немцев . Другие прятались в лесах. Ночью приходили домой, а на день уходили в лес. Был такой случай. Один из дезертиров пришел ночевать к себе домой в деревню Аутюки  и вдруг неожиданно приехали немцы и зашли к ним в дом. Один из них спрашивает у пятилетнего мальчика: «Скажи где твой папа?» и дает ему конфетку, а потом другую.  После этого мальчик говорит: «В погребе». Немцы пошли в погреб, вытащили отца и застрелили его.
      Рассказывают, что эти «партизаны» были настоящими бандитами. Они заходили в дома, грабили, напивались самогонки, насиловали девушек, женщин белорусских и еврейских. Если какая-то из них беременела, они ее убивали. -Так была убита девушка по имени Роза, из города Мозыря. Пьяные «партизаны» изнасиловали ее, а когда узнали что она беременна, застрелили ее. «Мы плакали», -рассказывал Яша.
     Евреев в этих партизанских отрядов считали шпионами связанными с Америкой. Говорили, что из Москвы получили специальные инструкции, о том что им не следует  доверять. В 1941-1942 годах, после разгрома немцев под Москвой, в Беларусции начали организовываться настоящие партизанские отряды. Самолетами забрасывали специальных людей с мандатом командира партизанского отряда. В одном из них, в Гомельском отряде, сражался не только с немцами, но и со своими  пьяницами и грабителями - «партизанами», отец моей жены Залман Шульман. Он был направлен в партизанский отряд по заданию центрального комитета. У меня до сих пор  хранится этот документ. Он погиб перед самым приходом Советской Армии.  Четыре  его родных брата  также погибли на фронтах войны.
  Прошли годы... Я, читал и перечитывал книгу, которая имеет историческое значение - «Черная книга с красными страницами», написанную В.Левиным и Д.Мельцер, о белорусских партизанах в годы войны. И я нашел в ней имя одного из тысячи героев партизан евреев, по фамилии Яша Дембург. Это был дядя моей жены, который подарил нам диванчик на нашу свадьбу.
Где-то в 1950 годах бывшие белорусские партизаны организовали встречу в Минске. Я тоже участвовал в этой встрече.  Как они обнимались, целовались, рассказывали невероятные случаи из той их жизни. О том, как они подкладывали мины под рельсы железнодорожных поездов, как они выручали и спасали друг друга.
Клянусь, дядю Яшу на встрече носили на руках. Об одном случае из их жизни  они долго говорили. Случай, когда дядя Яша ударом пистолета по голове взял «язука», т.е. немца, охранившего своих спящих собратьев,  и притащил его в отряд. Никто не успел шелохнуться. Партизаны тут же налетели и перестреляли более 50 немцев. Тем самым они дали возможность проводить последующие операции.
      Задачей партизан было подрывная деятельность. Они подкладывали взрывчатку под  поезда, которые везли на фронт танки, артиллерию, разное выражение, немецких солдат. Партизаны вели очень активную деятельность и тем самым оказывали очень большую помощь Советской Армии, как силой, так и сбором сведений о дислокации немцев.
После освобождения Минска от немцев, многих из партизан, Москва взяла на работу в в правительство. Так и говорили, что правительство Беларусции состоит из партизан. Позднее, членом правительства был назначен Александр Слобода, брат моего друга по Гомельскому детскому дому - Жени Слободы. Он был председателем Партгосконтроля. И я  заходил к нему в кабинет.
Женя окончил тот же Гомельский техникум, что и я, только отделение дорожного строительства, и работал прорабом на строительстве дорог Гомельского района. Мы с женой заезжали к нему в гости. Приняли нас очень хорошо. Мы ведь были с Женей когда-то, как братья.
    
 В одном из труднейших времен моей жизни, когда  былосвобожден от работы по причине 5-ой графы, мое место занял капитан в отставке. Я долгое врема не мог устроиться на работу. Я рассказал о свем тяжелом положении моему приятелю Александр П., с которым был знаком еще по техникуму в Гомеле. Он с сочувственно отнесся ко мне и обратился к своему дяде, бывшему партизану. Дядя позвонил куда-то и меня, после долгих испытаний и проверки приняли на работу. Я и сейчас мечтаю о том, чтобы поехать в Минск отблагодарит Сашу за это.

       Рассказал Яша:  «В 1943 году наш партизанский отряд влился уже в Советскую армию. До этого периода она называлась Красной Армией,  Меня зачислили «сыном полка» и я прослужил в армии до конца войны. Провожали меня, как героя. В 1947 году я узнал, что мой непосредственный командир Партизанского отряда, товарищ Козлов Фрол Романович, который очень любил меня, работает в доме правительства. Я зашел к нему в кабинет и мы обнялись, как родные».
Фима рассказал, что он вместе с другими партизанами ушел в армию, сражался на фронте, был ранен. Ему ампутировали пальцы на левой руке. Он участвовал в освобождении евреев из концентрационного лагеря Трастенец. На них было страшно смотреть - кожа да кости. Они не знали и не понимали куда их ведут и зачем. Их всех отправили в медицинские пункты и неизвестно сколько осталось в живых. По окончании войны Фима работал на мебельной фабрике в городе Калинковичи и женился он на девушке по имени Ида. До ухода на пенсию, Фима работал в Речном пароходстве. Сын Фимы и Иды женился на дочери двоюродного брата Лазаря. У них трое детей и сейчас они живут в Израиле.

Как мы ели-пили и как я поступал в техникум
Материальное положение в стране, включая Белоруссию, был очень тяжелым. Разруха. Жилья не хватало, продовольствие из-за отсутствия мужской силы, не хватало. Еще не было объявлено о демобилизации военнослужащих из Армии. Воинские части стояли по всей Европе для внедрения силой социализма. Почти во всех странах мира был лозунг «Мы потеряли людей, мы перенесли всю тяжесть гитлеровской оккупации, ужас всей войны, а сейчас вы должны, обязаны нам помочь». 
В детском доме нам давали кушать по одному кусочку хлеба 3 раза в день,немного тушенки американской, чай со сгущенным молоком. Было тяжело, но немного даже лучше, чем у мамы в Калинковичах. Здесь хлеб выдавали по карточкам, в зависимости от количества человек в семье. В пекарню не всегда своевременно привозили  муку. Хлеб в магазины привозили поздно и люди занимали очередь  с 4 часов утра. Стояли, ругались между собой. В общем, это был кошмар. Помогал мой старший брату Юрий. Он был очень проворный, пролезал между ногами через всю очередь и брал хлеб. Несколько раз ему крепко досталось. Однажды, я помню, младшая сестра Роза потеряла недельные хлебные карточки и вся семья осталась без хлеба. Это была просто трагедия. Помогли соседи. Одна из них, Рива, ходила по домам и собрала немного карточек.

О том труднейшем времени в жизни нашего поколения, и не только в годы войны, но и в последние годы, знают только те, кто пережил этот ужас. Не было не только продуктов питания, но не было даже места где можно было помыться. Одна баня была на весь город, одна квартира на 3-4 семьи , один туалет и одна кухня на на всех.
Боже мой, сколько было невероятных ситуаций и разговор. В магазинах нечего было купить. После демобилизация из армии я еще четыре года ходил в солдатских брюках и сапогах . Я помню момент, когда стояли в очереди за хлебом и магазин долго не открывался. Люди начали бунтовать. Подошел один в пыжиковой шапке и говорит: «Что для вас лучше - в очередях стоять или идти на войну?». Все замолчали. В общем, держали народ в ежовых рукавицах.
И вот мы теперь в Америке. У нас дочь и сын. Здесь все есть, но нужны зелененькие. Иногда я начинаю рассказывать им некоторые эпизоды из моей жизни, человека выросшего в семье с  8-ю  детьми без отца. И могу сказать, что мой сын с большим вниманием и сочувствием слушал меня как-то и в конце концов говорит: «Папа, так что ты хочешь, чтобы мы сейчас так же жили?» От этих слов я вздрагивал и говорил: «Сыночка! Что ты, не дай Бог. Дай Бог, чтобы вы и ваши деточки и наши будущие поколение никогда такого не знали».
Должен сказать, что сын у нас – то, что надо. Всегда благодарен, что мы их своевременно вывзли и доказывает это не только на словах. Все хорошее и дорогое, что у нас есть, куплено им и, конечно, при полном согласии и содействии дорогой нам его жены, Ритульки. У нас две внучки.
Я, можно сказать с радостью вернулся в детский дом. Кушать давали более стабильно и я начал учиться в школе. В 15 лет у меня уже была справка об окончании 7-и классов. В детском доме объявили, что если кто хочет поступать военно-техническое училище, которое находится в Лещинце, на окраине города Гомеля, может подавать документы. Я с радостью согласился. Мне в те годы нравилась военная форма и  возможность перспективы повышения в звании. Я поехал в
Лешинец, сдал необходимые справки и мне дали расписание экзаменов.
      Первым экзаменом была математика, и я сдал ее хорошо. Следующим экзаменом был диктант по русскому языку. Я пришел на экзамен. Все сидят и дрожат от страха, как всегда. И вот в класс входит учительница из нашей школы. Я онемел. Ну, думаю, конец. И вот почему. Она была высокая, худая, все время придиралась. Мы называли ее «дылдой». Кто-то сказал ей,  что этим словом обозвал ее я. Она поставила мне тогда на уроке двойку, на следующем уроке – опять двойку. Я подговорил весь класс и перед тем, как она вошла в следующий раз в класс, все стали к ней задом. Она опешилала. Может себе представить...
И вот теперь она принимает экзамен в училище. Под давлением директора Детского Дома мне пришлось второй раз сдавать экзамени я опять попал к ней. Сейчас я вспоминаю и думаю, что все это было «дело рук» моей теперешней жены... т.е. судьба вела меня по дороге к будущей жене…