Вырванные страницы из дневника, танкер Будапешт

Владимир Венецкий
             
           Как то решил перелистать,свой тощенький дневничок - старого " моремана" и обнаружил вырванные листы. Почему то,я решил вырвать эти странички из памяти. Из дневника вырвать - конечно можно,а вот из памяти? К тому же,  время работы в экипаже танкера "Будапешт",для меня приятно и дорого.Мы ,(мои сверстники),жили в то время,когда в детстве,много и с упоением читали,переживая,вместе с героями рассказов - их приключения.Мечтали оказаться на месте Миклухо Маклая или в роли героев Джека Лондона или оказаться на необитаемом острове - как Робинзон Крузо.У некоторых.моих сверстников,мечта осуществилась.Сбылась и моя мечта,в течении тридцати лет,я оказался в океанских объятиях.Работая на танкерах "Новороссийского морского пароходства",вёл дневничок - как бы "рейсовый отчёт". Надо сказать,что дневничок - оказался тощеньким. А всё потому.коллеги подтвердят,время в морях и океанах летит стремительно -тридцать лет проведённых в море - кажется очень много! Оказывается нет! Тридцать лет - это всего лишь- тридцать рейсов.Я кажется,в своих коротких  рассказах,изложил впечатления от посещения портовых городов множества стран,на всех континентах. Но оказалось,из моего дневника вырвано несколько страниц,вот их я и решил восстановить.Этот эпизод произошел,после моего возвращения из рейса,на танкере "Житомир". Мне не дали отгулять и половину отпуска, как срочно отозвали в отдел кадров .О причине, я могу только догадываться.После завершения каждого рейса,первый помощник капитана (помполит),подаёт в "Партком","рейсовое донесение" на каждого члена экипажа. Вот видимо,исходя из этого донесения, меня и рекомендовали на должность судового электрика в экипаж танкера "Будапешт".Экипаж танкера был знаменит тем, что имел опыт работы буксировки ДОКОВ - в сложных условиях морей и океанов.Танкер из серии 573 "Пекин",построен на Балтийском заводе - дедвейт 31.000 тонн,длина 202 метра,ширина 26 метров,осадка 11 метров,главный двигатель - паровая турбина 19.000 л/с..скорость 18,8 узлов . Танкер "Будапешт" стоял на постоянной линии : порт Новороссийск - Генуя,изредка ,порт Александрия.Экипаж постоянный,новичков брали только на подмену.Такому случаю ,я был рад.В штате электрогруппы : Электромеханик,старший электрик и три вахтенных электрика.Меня,знакомил с электрохозяйством судна по заведованию - электрик Анатолий Карлин. Не смотря на фамилию Карлин,этот худощавый парень - имел рост под два метра.И так ,я знакомлюсь с электрохозяйством ,электрогенератоы три штуки с турбоприводами и один дизель-генегатор по 750 кw.Поражает простор и чистота. вдоль ГРЩ - ковровая дорожка.Спускаемся на нижнюю палубу,в районе линии вала,от паровой турбины - ковровые дорожки,а все медные и латунные "железяки" - сверкают золотом.  Погрузка на причале "Шисхарис" и рейс на Геную.Вышли в море, не вибрации и гула от работы главного двигателя нет.Танкер тихо и мощно рассекает морскую гладь. Скорость - впечатляет. Наверно я счастлив. Сильно загружен .вахта.знакомство с новым оборудованием - течение времени не замечаю. Проходим Босфор,Дарданеллы,огибаем мыс Малею и вот подходим в новый для меня регион - Мессинский пролив. С левого борта Сицилия и город -порт Мессина,с правого борта - континентальная Италия,порт Реджо - ди Калабрия, между ними снуют туда - сюда паромы. Мессинский пролив обладает сильными течениями и водоворотами. Поэтому древние греки.в преданиях наделили эти места,для мореплавателей, ужасами.Легенды гласят,что в этих водоворотах гибли не только отдельные корабли а и целые флотилии. Пролив охраняли два чудовища - Сцилла и Харибда. Именно двенадцатиногая и шестиголовая Сцилла,жившая под материковым утёсом, напала на флот Одиссея. Харибда жила на берегу Сицилии.В проливе  весьма оживлённое движение судов. В лоции отмечено,что за год,через пролив проходит около 15 тысяч судов и совершается около 160 тысяч паромных рейсов,между портами Пеццо и Пелоро. Идём ближе к береговой линии Италии. Кроме несения вахты с 0 до 4 утра и с 12 до 16 часов днём,много времкни уходит на электрохозяйство по заведованию от бака до кормы и от клотика до МКО. и всё же нахожу время для обследования,через морской бинокль,береговой линии Италии. Меня поражает масса,каких то античных колонн - вдоль береговой линии. Своими соображениями делюсь со вторым вахтенным помощником капитана,моя фантазия .здорово его рассмешила. Оказалось - что эти "древнеримские колонны" - всего лишь - опоры виадуков и мостов современной автострады. В 140 милях севернее Мессинского пролива,моё внимание привлёк - остров Стромболи.Мы его проходили,примерно в два часа ночи. Горели огоньки посёлков,а на вершине острова сверкало извержение вулкана и поток лавы сползал к морю. Говорили,что ещё древние греки его называли "Тирронским маяком".Извергается он беспрерывно,через каждые  15 минут.в течении двенадцати тысяч лет. На острове две деревни :Сан-Бартоло и Сан-Винченсо - столько же лет остров трясётся.На острове дорог нет.Грузы перемещаются по тропам .Надводная высота вулкана 926 метров. Население островных деревень -около 800 человек На Стромболи бывают серьёзные извержения - так в 1930 году,жителей пришлось эвакуировать на Сицилию.  И вот швартовка к причалу  порта Генуя. Крупнейший морской порт имени Христофора Колумба! Город Генуя - древнейшее поселение лигуров. Старый порт,дворцы знати Палаци -ден - Ролли, собор Святого Лаврентия,громадный Аквариум,кладбище Стальено - всемирно  известных изваяний из гранита и мрамора. Трудно воспринимать талант зодчих - каменные изваяния - воспринимаются как живые !    За месяц с небольшим ,мы делали два рейса,посещали известные достопримечательности Генуи ,но основным  местом посещения были .магазины "Станда" и магазин в колбасном переулке у "Донны Марии". У Донны Марии, был налажен невиданный,для жителей СССР, сервис. Заходи и выбирай для себя и своей семьи - самые тогда,популярные товары: джинсы и джинсовые костюмы,плащи "Болонья",всё не перечислишь. Купленные товары складываеш в пакет,подписываеш и оставляеш в магазине а сам идёшь на прогулку или в ближайший бар ,посидеть за чашкой кофе.Возвратившись на борт танкера, идеш в канцелярию и забираеш свой пакет с покупками. Так я отработал около семи месяцев. По приходу в порт Новороссийск.мне пришла замена и я отправился домой ,отгуливать отпуск. На этом , моя  работа на танкере "Будапешт",как неожиданно началась. так и закончилась .Находясь в отпуске,я узнал, что несколько человек ,из членов экипажа т/х Будапешт, арестованы по подозрению в контробанде. В прессе  писали,что благодаря таланту следователей,была раскрыта цепочка преступной группы контробандистов. Однако ,как рассказывали позже,после досмотра кают боцмана и особенно "аккуратной" буфетчици - были обнаружены "амбарные" книги с подробным изложением бухгалтерии и поимённо :от кого, кому,чего и сколько. Прискорбная история. А что до меня - так мне понравилась работа на красивом пароходе "Будапешт", и слаженная,грамотная работа судовой электрогруппы. Но мне предстояло сделать на Кубу рейс на замечательном  танкере, итальянской  постройки " Рафаэль".Дедвейт48900тонн,длина227м.ширина31 при 19000 л.с -скорость 17 уз. Но рейс омрачал первый помощник капитана( помполит) Штуца, Этого экземпляра знали все.Но всех больше хлопот он доставлял капитану. Капитан  после этого рейса, из пароходства уволился и принял под своё командование - один из кораблей  типа Гагарин из космического наблюдения. А мой следующий рейс, в составе первого подменного экипажа, на танкере "Лебедин".