Суть существования материи и роль психологической

Иван Балакшиев
Прежде чем приступить к изложению данной темы, необходимо определить и раскрыть: 1. истину понятий всех её составляющих ; 2.точку зрения, под углом которой эта тема будет излагаться; 3.методы и способы её раскрытия и доказывания, а самое главное - определиться с той исходной точкой, от которой следует оттолкнуться с самого начала своего повествования, т.к. именно, насколько исходная точка близка к истине, настолько раскрытие и повествование данной темы также будет близко к самой этой истине.
Итак, основными составляющими при раскрытии нашей темы будут являться:
1.окружающий нас материальный мир;
2.человек, как самая значимая часть этого материального мира;
3.психологическая сущность человека, как основа общественных отношений в человеческом обществе;
А поскольку человек, да и общество в целом по своей сути являются не просто субъектами социальными, обладающими психологической сущностью, являющейся основополагающей по своей сути для существования, как человека, так и общества в целом, то и раскрытие самой темы необходимо проводить в рамках социально психологической области познания природы и общества.
А для всестороннего и объективного изложения нашей темы нам придется раскрыть суть и сущность таких понятий как жизнь, удовлетворение потребностей существования человека и т. п., не выходя при этом из социально – психологического ракурса повествования, поскольку, как уже било сказано выше, в основе самих таких понятий как-то: человек, да и общество в целом, заложена его(человека и общества) социально – психологическая сущность, которая непосредственно не только вытекает из сути его(человека и общества) существования, но и сама конкретно определяет саму эту его суть.
А теперь, исходя из вышеизложенного, попробуем правильно понять и определить, т. е. доказать, что же, в конце концов, является истинно первичным: сознание или материя? Возьмем человека, как самый высокоорганизованный вид материи и с помощью тех знаний о нем, которое накопило человечество в период своего существования, используя логику мышления, проанализируем с социологической точки зрения, что же все-таки представляет собой человек?
Ну, во-первых, человек в отличие от любого другого вида материи обладает разумом и средством общения – речью, что как раз и выделяет его из всех видов материи, как самый совершенный. Кроме того человек наделен эмоциями и чувствами, которые взаимодействуют с разумом
посредством деятельности нервной системы. Разум человека, его эмоции и чувства, взаимосвязанные между собой путем деятельности нервной системы – есть ни что иное, как его психологическая сущность, т.е. психологическая сущность человека.
Возникает вопрос: а что лежит в основе психологической сущности человека? Ответ прост – это инстинкты. Инстинктов всего два –
это инстинкт самосохранения и инстинкт размножения, т.е. половой инстинкт. Тогда возникает еще один вопрос: а что лежит в основе инстинктов? Ведь, в самом деле, должна же быть какая-то одна исходная точка? И здесь ответ может быть только один: - в основе инстинктов лежит всеобщая потребность любви, т.е. такой исходной точкой является любовь. И доказать это очень легко. Инстинкт самосохранения – это любовь к себе, инстинкт размножения – это любовь к другому. Но исходная точка одна – любовь. А поскольку любовь - это понятие не материальное, но духовное, то сам собою напрашивается вывод о том, что в основе материального мира лежит духовное начало. И это любовь. И вот здесь просто необходимо обратиться к Библии. Но, почему именно к Библии? Не к Корану или какому-либо другому источнику вероучения, а конкретно к Библии? Ну, во-первых, потому что христианство, как основа библейского вероучения, – это не жизненная философия или этические принципы и нормы поведения, а христианство – это личные взаимоотношения человека с живим Богом, основанные на вере в Господа Иисуса Христа. Удалите Будду из буддизма, Мухаммеда из ислама или основателей других вероучений, и мало что изменится. Но стоит удалить Иисуса Христа из христианства, и останется лишь фасад и форма… без содержания. И, во-вторых, в 1-м соборном послании Иоанна Богослова, 4-я глава, 16-й стих прямо говориться о том, что Бог есть Любовь. То есть, в основе материального мира лежит- не просто духовное начало, но начало, непосредственно исходящее от Бога, от Бога – Творца всего сущего на земле и на небесах, подтверждение чего мы опять- таки находим уже в первых стихах Библии: «1.В начале сотворил Бог небо и землю. 2.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Почему же земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною? Ответ здесь может быть только один: вначале земля, как и весь материальный мир, были созданы в духовном мире, что ещё раз подтверждает уже высказанную здесь мысль о том, что в основе материального мира лежит духовное, т. е. божественное начало.
Таким образом, определив исходную точку , как любовь, которая лежит в основе материального мира и является основополагающей не только для инстинктов, но и для самой психологической сущности человека, как раз сейчас необходимо перейти к определению таких понятий как жизнь, общественные отношения и т. д., оставаясь при этом в рамках социального аспекта при их раскрытии и определении.
Итак, что же представляет собою жизнь в её социальном понятии? Жизнь в социальном понятии есть ни что иное, как процесс удовлетворения живой материей, которая в таком случае будет являться субъектом данного удовлетворения, необходимых и конкретно определенных потребностей своего существования. И таким субъектом в первую очередь будет являться человек, а в конечном итоге общество в целом. То есть, жизненный процесс в человеческом обществе, прежде всего, предопределяется наличием существования необходимых и вполне конкретно определенных потребностей существования человека, и, соответственно, удовлетворением их человеком и обществом в целом. Уже в самом существовании такой необходимости определенных потребностей человека, независимо от самого человека, наводит на мысль о том, что такая объективная необходимость с объективными потребностями в человеке кем-то заложена. И ответ здесь может быть опять - таки только один – Богом. И это еще одно подтверждение того, что в основе материального мира лежит божественное начало.
Удовлетворение же потребностей существования человека, как и общества в целом, происходит на основе тех взаимодействий людей в человеческом обществе, с помощью которых эти потребности удовлетворяются, т.е. в процессе общественных отношений, коими являются отношения людей в человеческом обществе в процессе удовлетворения потребностей их существования.
Каким образом и с помощью чего удовлетворяются потребности существования человека в обществе, да и общества в целом?
И каковы сами эти потребности?
Чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо точно определить что такое человеческие потребности, как они возникают, из чего исходят и т.д., но самое главное за счет чего и как они удовлетворяются? Поскольку в зависимости от того как и за счет чего они удовлетворяются, зависит не только благополучие и не только человека, как отдельной личности и общества в целом, но и само существование того процесса, в ходе которого потребности существования человека удовлетворяются, т.е. сами общественные отношений, как основа существования непосредственно самой жизни в ее социальном понятии.
Потребности человека заложены в его эмоциях и чувствах, которые находят свое выражение в проявлении людей своих желаний как-то : есть, пить, спать, дышать, любить, ненавидеть и т.д., из которых видно, что, как сами потребности, заложенные в человеке, так и его желания, вытекающие из этих потребностей, являются объективными и от волеизъявления самого человека не зависят.
Однако, удовлетворение этих потребностей происходит в зависимости от двух факторов: объективного – материальных и духовных благ, с помощью которых эти потребности удовлетворяются, а также субъективного , а именно - той позиции самого человека: как он желает удовлетворять эти потребности, исходя, в первую очередь, из интересов своего собственного «я», а потом общества, или вначале – общества, а потом своего собственного «я», т.е. здесь принимает участие психологический фактор человека : его эгоистическое или альтруистическое начало, исходящее из его психологической сущности, в основе которой лежит, как это было уже сказано выше, всеобщая потребность любви, которая, при удовлетворении потребностей существования человека, в общественных отношениях проявляется как эгоизм, если это удовлетворение происходит в, первую очередь исходя из интересов своего собственного «я», а потом общества, и как альтруизм, - если это происходит наоборот.
Ведь, что такое любовь? Любовь – это жертва. И, если человек – эгоист, то при удовлетворении потребностей своего существования он пожертвует всем и вся ради своего собственного «я». А, если человек – альтруист, он ради желаемого объекта своего обожания всегда готов пожертвовать своими личными интересами, т.е. в угоду объекта своей любви он готов отдать все и порою даже свою собственную жизнь.
Вот основа всех основ сосуществования в общественных отношениях тех антагонистических противоречий, которые мы наблюдаем в человеческом обществе, и, если хотите, это же является источником проявления добра и зла в этом обществе, поскольку именно эгоистическое или альтруистическое начала определяют суть общественных отношений при удовлетворении потребностей существования человека и общества в целом.
Каким же образом происходит удовлетворение потребностей существования человека в обществе?
Совершенно очевидным является то, что в процессе удовлетворения потребностей своего существования человек в общественных отношениях выступает как определенный субъект этих отношений.
Поэтому объектом удовлетворения потребностей существования человека будут являться те материальные и духовные блага, с помощью которых эти потребности могут удовлетворяться.
Однако, поскольку общественные отношения в своем завершенном виде включают в себя еще и такие понятия как : объективная и субъективная стороны этих отношений, то в процессе удовлетворения потребностей существования человека ими могут выступать психологическая сущность человека, как субъективная сторона общественных отношений, т.е. психологическое отношение человека к удовлетворению потребностей своего существования с позиции в первую очередь интересов своего собственного «я», а потом общества – с эгоистических позиций, и психологическое отношение человека к удовлетворению потребностей своего существования с позиции в первую очередь интересов общества, а потом своего собственного «я» - с альтруистических позиций.
Объективной стороной общественных отношений в таком случае будут являться деяния человека, т.е. его действия или бездействия, направленные на удовлетворение им потребностей своего существования. Эти деяния могут носить всевозможный характер, начиная от создания материальных благ и заканчивая их паразитическим использованием, в зависимости от психологической сущности человека, определяющейся в первую очередь его альтруистическим или эгоистическим интересом.
И здесь еще надо четко определить, что общественные отношения, включающие в себя такие составляющие как объект, объективную их сторону, субъект и субъективную сторону не могут существовать как таковые при отсутствии хотя бы одной из четырех их составляющих.
Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что в развитии общественных отношений четко прослеживается определенная закономерность, нарушение которой ведет к дисгармонии этих самых отношений и в конечном итоге может привести к непредсказуемым последствиям.
Человек, в свою очередь, являясь субстанцией социальной и в то же время конкретной личностью, со своим конкретным характером, сочетает в себе общественное и индивидуальное начало, которые могут, как сочетаться с психологической сущностью самого общества, так и быть абсолютно ей противоположными. Поэтому и само общество в целом по своей психологической сущности, поскольку оно состоит из этих самых индивидуумов, может быть как разношерстным, так и гармонично слаженным.
Однако, общественные отношения должны строиться таким образом, чтобы на основе справедливости учитывалась в зависимости от психологической сущности общества, психологическая сущность каждого члена этого общества, поскольку в человеческом обществе восприятие, осмысление и понимание абсолютно всех понятий, в том числе и понятия справедливости в процессе удовлетворения потребностей своего существования происходит двояким образом, исходя из эгоистического или альтруистического начала психологической сущности человека. В противном случае в таком обществе возникают те самые противоречия, которые принято называть антагонистическими. И, как же здесь быть, если в основе психологической сущности человека уже заложены данные антагонизмы – эгоистическое и альтруистическое начала, как сосуществование противоположных начал при удовлетворении потребностей его существования, тем более, что сам закон развития общественных отношений, включающий в себя четыре его составляющие – объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону предполагает при проявлении общественных отношений субъективную их сторону, как основополагающую и главную, из этих четырех их (общественных отношений) составляющих?
И - это действительно так. Поскольку в самой неживой материи никаких антагонистических проявлений нет и быть не может, т. к. сама по себе неживая материя без восприятия ее человеком с помощью его психологической сущности, исходящей из эгоистической или альтруистической направленности при удовлетворении человеком потребностей своего существования, не является носителем эгоизма или альтруизма. И следовательно, неживая материя, как объект общественных отношений, с помощью которого удовлетворяется потребность существования человека, сама по себе не несет в себе какие – либо проявления духовности, тем более проявление самих антагонистических начал, таких как добро и зло, являющихся результатом проявления психологической сущности эгоизма и альтруизма, как основополагающих проявлений человека при удовлетворении им потребностей своего существования.
Таким образом, носителем антагонизмов является психологическая сущность человека, исходящая из его эго эгоистического и альтруистического начал, и проявляться она может только в процессе удовлетворения потребностей существования человека в обществе, т.е. в общественных отношениях.
Почему же это все происходит именно таким образом и никак иначе?
Господь Бог создал человека по Своему образу и подобию (Гл. 1, ст.ст.26-27 Быт.), а именно: создал его тело – «…из праха земного…»; создал его душу т.е. наделил его разумом, эмоциями и чувствами – «…и стал человек душою…» и духом – «…и вдунул в лицо его дыхание жизни…» (Гл. 2, Ст.7 Быт.), т.е. создал человека как сосуд (Гл.9, ст.ст.21- 24 Рим.) содержащий в себе три части – тело, душу и дух. Тело - для соприкосновения человека с материальным миром, души – для понимания человеком окружающего его мира и пользования им, духа – для общения с Богом.
Что же произошло после грехопадения человека в Едемском саду? А, главное, – почему произошло само грехопаденье человека? Ведь Господь, как всемогущий Бог, заранее предвидел это грехопаденье.
Создавая человека по Своему образу и подобию, Господь должен был вложить в человека основные составные Его ипостаси:
триединство, что Им и было сделано при создании тела, души и духа человека. Но Господь еще и обладал познанием таких основополагающих понятий как добро и зло. А поскольку человеку предстояло жить в материальном мире, одной из основ которого есть сосуществование противоположностей, и он также нуждался в таком познании, Господу по всей вероятности необходимо было наделить человека именно такой психологической сущностью, в основе которой заложены эти эгоистические и альтруистические начала, исходящие из понятия всеобщей потребности любви. Наверное, потому и произошло это грехопадение, как один из способов создания более совершенного человека, более походившего на Бога, подтверждение чего можно найти в Библии, в стихе 22, 3-ей главы книги Бытия, где сказано: «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из нас, зная добро и зло…». Ведь Господь допустил это грехопадение. А без воли Господа ничего не происходит в мире.
Допуская грехопадение Господь, как абсолютно безгреховная субстанция, не мог это сделать Сам, поэтому Им и был создан дьявол, как источник искушения человека злом. Ведь, в самом деле, создав Денницу, Господь, как Бог Всемогущий, заранее предвидел, кем станет падший ангел. Однако сам дьявол не является источником зла, ибо таковым является грех, ведь сам дьявол был испытан грехом и не выдержал этого испытания. А поскольку грех есть непосредственный источник зла, то можно предположить, что он как самостоятельно существующая субстанция объективно выступает антагонистической противоположностью Самому Господу Богу и существует независимо от него.
Однако, что же произошло после грехопадения человека?
1. Грех умертвил дух человека;
2. удалил человека от Бога духовно и физически, т.е. своей греховной сущностью человек стал ненавистен Богу. Не сам человек, а именно его греховная сущность. Да, это и понятно. Ведь действительно невозможно совместить грешное с праведным;
3. превратил его тело в тленную плоть, т.е.
человек стал подвержен болезням и смерти.
Так грех нанес вред всем трем частям человека: духу, который стал мертв; душе, которая познав что такое добро и зло, была удалена от Бога; и телу, которое стало смертным.
И самое страшное, что произошло после грехопадения человека – это то что в его сознании произошла подмена понятия истины, т. е. самой сути существования бытия, а именно: человек стал считать и воспринимать материальный мир, как первооснову бытия, поскольку в этом материальном мире он стал ощущать себя его частицей, а не тем, кем он был создан Богом по своему предназначению – его вершиной, а его духовное начало – по сути - Бога - вторичным, хотя по своему предназначению материальный мир был создан Господом, как объект, с помощью которого должны удовлетворяться потребности существования человека.
И так, из вышеприведенных здесь рассуждений подведем некоторые итоги:
1. основой всех основ и Творцом всего сущего является Бог;
2. человек, созданный Господом, будучи вершиной Его творения, является воплощением и совмещением в себе материального и духовного начал, что уже само по себе дает основание считать его вершиной этого творения, поскольку человек – это не просто живая материя, созданная Богом, но она еще и наделена духом, а – это уже частица Самого Бога, т.к. Бог – есть Дух. И ни коим образом не является какой – либо составной материального мира.
После грехопадения человек стал духовно мертв, тело его стало смертным и только душа, а это ни что иное, как его психологическая сущность, как духовная основа человека, осталась бессмертной, поскольку в духовном мире нет такого понятия как смерть. Однако и она претерпела изменения, т.к. в ней воплотились антагонистически противоположные сосуществования – эгоизм и альтруизм, исходящие из понятия всеобщей потребности любви. То есть любовь стала не абсолютной, какой наделил Господь человека при его сотворении, а именно такой Он наделил создавая его по образу Своему и подобию, поскольку Бог, как уже было сказано выше, Сам есть Любовь, а человек создан по образу и подобию Божьему, то любовь человека поимела эгоистическую направленность, и именно эта сторона любви стала греховной или, если хотите, - дьявольской;
3. человек в своем первозданном виде был создан в большей степени духовным, чем материальным, что подтверждается наличием в нем двух духовных параметров - души и духа, и только одного материального – тела. Это говорит о том, что первоначально у человека было превосходство над материальным миром. А также - еще о том, что вначале материальный мир был создан Господом для общения с ним человека, а после грехопадения – для удовлетворения потребностей его существования, т.к. после того, когда человек был удален от Бога, эти потребности у человека возникли;
4. жизнь человека, как и общества в целом, в ее социальном понятии после грехопадения представляет собой процесс удовлетворения потребностей существования человека, являющихся его неотъемлемой частью и существующих независимо от его волеизъявления, а также проявляющихся во взаимодействии людей в ходе их удовлетворения в самом этом процессе, т.е. – в общественных отношениях;
5. общественные отношения – это взаимоотношения людей в человеческом обществе в процессе удовлетворения ими потребностей своего существования с помощью материальных и духовных благ, исходя из их психологической сущности;
6. психологическая сущность человека – это его психологическое отношение к тем материальным и духовным благам, за счет которых удовлетворяются потребности его существования, в основе которой лежит духовное начало – всеобщая потребность любви, исходящая из эгоистической или альтруистической к ним направленности при удовлетворении им потребностей своего существования в обществе;
7. развитие общественных отношений происходит в соответствие со строго определенной закономерностью, а точнее говоря, на основании конкретного Закона развития общественных отношений в процессе удовлетворения человеком потребностей своего существования в обществе, и этот закон, как и все другие законы, по которым создавался Господом и существует этот мир, включает в себя:
а) объект – материальные и духовные блага, за счет которых удовлетворяются потребности существования человека в обществе;
б) субъект – человек, удовлетворяющий потребности своего существования в обществе;
в) объективная сторона – деяния человека, т.е. его действия или бездействия, направленные в ходе процесса удовлетворения им потребностей своего существования в обществе на объект, с помощью которого эти потребности удовлетворяются;
г) субъективная сторона – психологическая сущность человека, исходящая из его инстинктов самосохранения и размножения, в основе которых лежит всеобщая потребность любви, проявляющаяся в общественных отношениях как эгоизм или альтруизм, если эти потребности соответственно удовлетворяются в первую очередь исходя из интересов своего собственного «я», а потом общества и наоборот.
Состоящий из этих четырех его составляющих, данный Закон будет действовать только при всех его составных в совокупности. При отсутствии хотя бы одной из вышеназванных, общественные отношения как таковые существовать не могут. Следовательно, без этого Закона нет и самих общественных отношений.
Таким образом, общество для своего благополучия должно развивать и строить свои отношения, исходя из интересов всех своих членов, не выходя за рамки данного Закона. В противном случае оно просто на просто не сможет развиваться, а уж тем более достигать какого – то уровня своего совершенства. Нарушение или игнорирование этого Закона, в какой – либо его части всегда сказывается на дискомфорте развития общественных отношений, что также ведет к их регрессному развитию. А для этого чтобы этот закон нормально действовал обществу необходимо:
во-первых, поскольку в основе материального мира лежит духовное, т.е. божественное начало, а именно – Сам Господь Бог, наладить действовавшие с Ним до грехопаденья отношения. Ведь после грехопаденья дух в человеке, с помощью которого человек был связан с Богом, умер. И человеку просто необходимо возродить его, т.е. возродить свою духовность, в противном случае он так и останется сам по себе со всеми теми своими проблемами, которые без Господа он разрешить не в силе. Если бы человек действительно мог все сам, то тогда, конечно, зачем бы ему был бы нужен Бог? Однако сам человек не может, как сказано в Библии, даже росту себе прибавить хотя бы на сантиметр, поскольку: «Не в воле человека путь его… не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иеремия 10:28). А посему, человек как и само общество, должен жить, развиваться и совершенствоваться не только на основании уже открытых им и потому известных ему общих законов развития природы и общества, но и в первую очередь - в соответствие с данным Законом развития общественных отношений, поскольку этот Закон является главным и определяющим в общественных отношениях при удовлетворении потребностей существования человека и общества.
Но и духовное возрождение человека не в его власти, ибо, если вспомнить о диалоге Никодима, одного из начальников иудейских, с Иисусом Христом, где речь шла о рождении свыше, когда Иисус сказал: «…если кто не родиться свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3), Он тем самым подтвердил это. Что же это за рождение свыше, о котором шла здесь речь? А речь здесь шла о духовном возрождении, т.е. о возрождении умершего духа человека после его грехопадения.
Ведь, действительно, человек, как Божье творение, от которого не зависит ни его смерть, ни его рождение, не может сам по себе родиться свыше, т.е. самостоятельно поменять свой генетический код, что фактически и является рождением свыше, поскольку именно в генетическом коде заложена его психологическая сущность, его духовная и нравственная программа. Также он не может и жить независимо от созданных Господом Законов развития природы и общества, которые он после совершенного грехопадения просто обязан исполнять, в т.ч. и Закон развития общественных отношений, как один из главных из этих законов, поскольку их неисполнение приводит к катастрофическим последствиям.
Однако, Бог наделил человека при совершении им своих поступков правом выбора, т.е. дал ему свободу во всех случаях поступать по своему волеизъявлению, но при этом создав свод Законов развития природы и общества, в том числе и Закона развития общественных отношений, нарушение или неисполнение которых ведет не только к краху этих отношений но и в конечном итоге к гибели самого общества.
Почему же все-таки Господь, наделяя человека правом выбора поступать в любом случае по своему волеизъявлению, т.е., предо- ставив человеку свободу в определенном смысле этого слова, в какой-то степени все-таки ограничил эту самую свободу, создав при этом те самые Законы развития природы и общества, нарушение или неисполнение которых ведет к краху общественных отношений и гибели человеческой цивилизации?
Вероятнее всего, что Господь, дав человеку право свободы выбора своих поступков:
1.показал ему истинный путь, которым он должен следовать в своей жизни, ибо Сам Господь, как сказано в Библии, есть Путь, Истина и Жизнь;
2. тем самым предопределив греховную сущность человека, подверг всю его жизнь испытанию грехом, как экзаменом на соблюдение праведности и святости, который он с треском провалил при первом же своем появлении на земле, а также показал человеку, что его свобода и его волеизъявление без соблюдения Божьих Заповедей, т.е. Божьих Законов, в том числе Законов развития природы и общества - есть прямой путь ко греху, чем всегда пользуется дьявол, соблазняя человека стремлением к этой самой свободе. Кстати, первый человек, рожденный на земле – Каин, был первым же и убийцей.
Таким образом, стремление человека к свободе, а уж тем более к независимости, как к высшему достижению и счастью на земле стремление ложное, если оно не совпадает с волеизъявлением нашего Господа Иисуса Христа, т.к. свобода, как таковая, по своей сущности изначально ведет ко греху, а независимость, как таковая, и вовсе не существует, поскольку Всемогущий Господь может еще при рождении любого человека увидеть его жизнь от начала до конца, причем в самых мельчайших ее подробностях. А если Он уже увидел ее всю до последнего вздоха еще при рождении, следовательно, она уже предопределена! И как же в таком случае возможно изменить ее хотя бы на йоту? И о какой свободе и независимости может идти речь, когда в самой жизни от нас вообще ничего не зависит?! Кстати об этом прямо говорится в Библии в эпизоде, когда Господь Иисус Христос говорил при встрече с Нафанаилом.
А теперь давайте проследим, каким же образом происходило осуществление открытого здесь Закона развития общественных отношений на всех этапах развития человеческого общества, т.е. во всех, так называемых социально – экономических формациях, которое прошло человечество за весь период своего существования.
При первобытнообщинном строе при удовлетворении потребностей существования человека, вплоть до настоящего времени основополагающими составными Закона развития общественных отношений были и остаются :
1.человек, а в конечном итоге все общество в целом, как субъект данных общественных отношений со своими объективно существующими потребностями существования и со своей психологической сущностью на начальной стадии их развития;
2.материальные и духовные блага, существующие непосредственно в самой природе, как объект удовлетворения этих потребностей, исходящих из той психологической сущности, которой обладал человек на первоначальном этапе своего развития;
3. деяния человека, как объективная сторона общественных отношений, направленные на удовлетворение потребностей своего существования при помощи тех объектов материального мира, которые существовали на том этапе развития в природе, и которые он мог использовать для такого удовлетворения, исходя из своей психологической сущности;
4. психологическая сущность человека, включающая в себя его разум, эмоции и чувства, взаимосвязанные деятельностью нервной системы, основанная на всеобщей потребности любви, и определяющая удовлетворение потребностей своего существования с позиций эгоизма или альтруизма, в зависимости от того, какой из них больше в нем преобладает.
Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что уже при первобытнообщинном строе в человеческом обществе при недостаточном удовлетворении потребностей существования всех его членов и благодаря преобладанию эгоистической направленности в психологической сущности людей, встал вопрос об обладании человеком тех материальных и духовных благ, с помощью которых эта потребность удовлетворяется, а также – об обеспечении ими данного общества, т.е. практически уже тогда встал вопрос о производстве материальных благ и праве собственности на них, поскольку их избыток и владение ими давали человеку гарантию в любое время удовлетворять потребность своего существования. И это же послужило зарождению нового этапа в развитии человеческого общества, т.е. появлению новой экономической формации- рабовладельческому строю.
При рабовладельческом строе Закон развития общественных отношений проявлялся уже следующим образом:
1. субъектом данных отношений продолжал оставаться человек со своей психологической сущностью;
2 объектом – материальные и духовные блага. Однако материальные блага за счет зарождения производственной сферы и возникновения права собственности на них приобрели новое качество и стали подразделяться на те блага, с помощью которых потребность существования человека удовлетворялась непосредственно и на те, с помощью которых материальные блага производились;
3. субъективная сторона, т.е. психологическая сущность человека оставалась неизменной;
4. а объективная сторона в связи с зарождением производственных отношений и возникновения права собственности на материальные блага претерпела изменения в сторону разделения самих общественных отношений, т.е. отношения в процессе удовлетворения потребностей своего существования становились более сложными и более значимыми, что привело к возникновению государственности.
И если мы далее проследим саму сущность общественных отношений в тех общественно – экономических формациях, которые прошло человечество в своем развитии до наших дней в свете открытого здесь Закона развития общественных отношений, то, несомненно, придем к выводу, что на протяжении всей истории развития человечества в общественных отношениях при удовлетворении потребностей существования человека изменениям подвергались только их объект и объективная сторона, а субъект, т.е. человек со своей психологической сущностью оставался неизменным и постоянным. А это говорит о том, что никакой эволюции в живой материи не происходило да и не могло произойти, поскольку человек, как и Бог, постоянен ибо создан по Его образу и подобию.
В чем же конкретно заключена суть психологической сущности человека в общественных отношениях при удовлетворении им потребностей своего существования? Самое главное здесь заключено в том, что по своей психологической направленности сама психологическая сущность человека делит не только общество на два противоположных лагеря : эгоистов и альтруистов, но и сама психика человека при удовлетворении им потребности своего существования сама в себе также разделена на наличие в нем двух антагонистических начал – эгоизма и альтруизма. Все зависит от того, чего в нем больше заложено, эгоизма или альтруизма, которые проявляются в нем опять – таки при удовлетворении им потребностей своего существования. В Библии об этом сказано в выражениях: «По плодам их узнаете их» или «Не может доброе дерево приносить дурные плоды» и наоборот. То есть в общественных отношениях сосуществуют эгоизм и альтруизм как единство сосуществования противоположных начал, которые проявляются при удовлетворении потребностей существования человека как основополагающие и главные в общественных отношениях, порождающие в них добро и зло, и являющиеся непосредственно источником их существования.
Согласно Закона развития общественных отношений проявление эгоизма будет в большей степени осуществляться там, где в большей степени ею будут обладать в своем большинстве люди, имеющие эгоистическую направленность своей психологической сущности и где эта сущность подкрепляется объективными условиями, для её реализации при удовлетворении потребностей существования человека. И выглядеть это будет следующим образом:
субъект – общество, большинство членов которого обладает психологической сущностью эгоизма;
субъективная сторона – психологическая сущность людей, в большей степени обладающих эгоистической её направленностью;
объект – материальные и духовные блага, с помощью которых удовлетворяется потребность существования человека;
объективная сторона - деяния членов данного общества, направленные на удовлетворение потребностей своего существования, в первую очередь исходя из интересов своего собственного «я», а потом общества в целом;
Согласно все того же Закона развития общественных отношений, проявление эгоизма будет наблюдаться, хотя уже в более меньшей степени и в том обществе, где его члены в относительно равном количестве по своей психологической сущности поделены на эгоистов и альтруистов.
И как сказано в Библии в притче о сеятеле, только там, где упало зерно в благодатную почву, и именно там, где общество в своем абсолютном большинстве обладает психологической сущностью альтруизма, есть гармония и прогресс в общественных отношениях.
Однако было бы наивным полагать, что человеческое общество, которое в своем составе при наличии хотя бы даже приблизительно в равной степени своих членов, обладающих психологической сущностью эгоизма и альтруизма, не говоря уже о значительном преобладании первого над вторым, может строить общественные отношения при удовлетворении потребностей существования с альтруистическими чертами их проявления, или как принято сейчас их называть, - на демократической основе, поскольку эгоизм по своей природе не способен пойти на такое, т.к. по своему предназначению он может проявляться только исходя из интереса своего собственного «я». И даже, если предположить, что государство с помощью своей политики, а политика есть ни что иное, как регулировка с помощью институтов власти общественных отношений при удовлетворении потребностей существования общества, а совсем не ленинская абракадабра - «концентрированное выражение экономики», т.к. она определяет экономику, а совсем не наоборот, что оно – государство согласно проводить политику альтруизма, удовлетворяя эти потребности своих граждан, все это будет выглядеть утопией,
поскольку, как уже было сказано выше, природу эгоизма не отменить, не изменить ни человеку, ни обществу, ни государству просто невозможно.
История человечества знает немало примеров создания философских трактатов по построению идеального общества (если вспомнить таких выдающихся гуманистов своего времени как Томас Мор, Кампанелла, Жан Жак Руссо и др.) , и даже попытку преобразования государств в такие, которые бы шли в своем развитии в русле этих идеалов ( СССР и бывшие страны так называемого социалистического лагеря), однако все эти старания были напрасны, поскольку все это утопия.
Что же получается? Исходя из сделанного здесь выше вывода выходит, что создать идеальное общество просто невозможно? И почему Господь Бог создал этот закон развития общественных отношений таким, что, следуя этому закону, общество всё равно бессильно что–либо в идеале изменить на пути своего развития в общественных отношениях при удовлетворении им потребностей своего существования?
Все дело в том, что ответ на этот и другие вопросы, касающиеся жизненного пути человека, да и общества в целом даны в Слове Божьем – БИБЛИИ, где наш Спаситель Иисус Христос прямо говорит: «Я есть Путь, Истина и Жизнь. И никто не приходит к Отцу Моему, как только через Меня». И этот путь для каждого человека, кто хочет иметь жизнь вечную и иметь её с избытком.
21.08.08г. И.А.Балакшиев.