Шахматный всеобуч России. Иллюзия лёгкости

Алексей Ратушный
 
Шахматный всеобуч России. Иллюзия простоты и лёгкости

Претендовать на полноту обзора я не буду.
Интернет забит материалами на тему «Шахматный урок в детском саду», «Первый урок с дошкольниками», «Обучаем шахматам. Ладья», «Обучаем шахматам. Слон» и тому подобным контентом.

Я понимаю, откуда берутся все эти материалы!
Они возникают из представления о легкости необыкновенной, с которой можно преподавать шахматы малышам.

Я и сам в юности грешил такими представлениями.
И мне казалось в юности, что ничего проще и придумать невозможно!

Ведь и нас самих учили когда-то именно так!!!

Вот взрослая на вид тётя, по сути ещё совсем неопытный педагог, ведёт занятие с детьми в школе.
Дети сидят за партами в количестве семи человек.
Тётя стоит в центре около демонстрационной шахматной доски.
Иллюзия занятия – полная!

А вот дяденька в солидном возрасте стоит рядом с демонстрационной магнитной доской и перед ним в два ряда дошкольники.
Дяденька бодро расставляет пешечную позицию на доске.

Слушаю дяденьку.
Слушаю тётеньку.
Смотрю на детишек.
Мне грустно.

А вот ещё два эпизодика.

Тётенька с мальчиками Федей и Петей обучает зрителей ходу ладьи!
На фрагментах доски по Сухину!

А вот дяденька обещает профессиональное обучение, после чего молодой человек экзаменует дошкольника на тему: как ходит слон.

Главное – сразу видно, что ни тётенька, ни дяденька, ни вьюнош понятия не имеют, как учить малышню.
И ладно бы сие происходило в середине двадцатого века.
Когда книги на эту тему писали Юдович, Авербах и Бейлин.
Когда детишки учились играть по Майзелису.
Когда Капабланку слушали и цитировали, но толком не слышали.

Но сие происходит сейчас!!!

Дорогие мои педагоги!
Обаятельные мои воспитатели!
Восхитительные мои тренеры!
Непревзойдённые мои авторы и авторессы!

Займитесь, наконец, собой, всмотритесь и вслушайтесь в себя самих.

Вот популярный электронный учебник «Динозавры учат шахматам», что попадается и на просторах Интернета и на дисках.

Авторы этого издания бегло поработали над материалом.
Но они явно не специалисты!
И оттого чудовищно много брака!

И самый первый общий ужас: говорильня!
Слишком много ненужных пустот, пауз, бесполезных движений, суеты.
Слишком много абсолютно лишнего текста!

Перед вами дети 4-6  лет, а то и помладше.
Они вас не смогут расслышать.
Вся эта говорильня от непроработанности темы в собственной голове говорящего!

Вот мультфильм из серии «Фиксики» под названием «Шахматы».
В нем немало ценного.
Но зачем обнимать необъятное и плести про нарды, про домино, про самую умную игру на свете, в которую успешно играет любой глупый компьютер?

Вы решили показывать ход ладьи?
Так показывайте его!
Сразу!
Без лишнего пока слова «ладья».
Ведь вы пытаетесь малышу объяснить, как по клеточкам доски перемещается фигура!
Вы поставили себе задачу: чтобы смотрящий и слушающий уловил идею прямолинейного движения фигуры по вертикалям и горизонталям!
Вот и решайте её без излишних наворотов и нагромождений.
Малыш любит играть!
Малышу надо сразу дать игру!
Сложную игру сразу дать не удастся!
Тогда действуйте методом Рене Декарта: разбейте сложную задачу на серию простых.
Отдельно дайте одну микроигру, отдельно другую.
Но игру!
А не «тему урока».
Не лишайте ребёнка детства!
Не тащите его в рациональное расчленённое!
Дайте ему играть сразу, целостно.
Дайте ему возможность испытывать всю гамму чувств играющего!

Мне повезло!
Мне встретился гениальный педагог Звягин.
Иван Васильевич!
Запомните это имя!
Он не менял профессии.
Он очень любил детей!
И очень уважал себя и свой труд.

Нельзя приходить на занятия, не отточив каждый элемент до совершенства.
Ход ладьи?
Это безумно сложно.
И для малыша.
Но в первую очередь для вас.
В упомянутых мною роликах видно главное – «педагоги» явно не понимают, как «ходит» ладья!
Они «знают», причём весьма поверхностно, но точно не понимают!
Оттого так легковесно и преподают.

Более того.
Вот женщина много лет учит шахматам детей в детском саду.
И она открывает рот и на полном серьёзе извещает аудиторию, что она готовит детей к выступлению на турнире дошкольников.
А большой дяденька в Лениногорске предлагает собрать первоклашек и устроить им на каникулах проверку: что они усвоили за четыре месяца.

Слушаю и ушам своим не верю!
Господи!
Да они же просто не в теме!

А потом спрашиваю у выпускника гимназии с золотой медалью – читал ли он самую шахматную книгу в мире – роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» и выясняю – не читал, перебирал отрывки!
Вот так у нас всеобще преподают классику!
И так у нас «отрывками» преподают малышам шахматы всяк, кто решил с перепугу или по невежеству, что может успешно их преподавать.

Я не скажу, что Игорь Сухин разобрался в теме.
До этого состояния ему еще далеко.
Но кое-что он уже надежно уловил и неплохо зафиксировал.

Мне сказочно повезло.
Таких школ просто нет в России.
Вот если бы у нас были школы с параллелями в 36 (тридцать шесть!) классов.
Иван Васильевич решил обучать ВСЕХ во всех тридцати шести классах шести параллелей.
Но девочки до начала этого опыта шахмат не изучали.
И потому ко мне ходили ежедневно по шесть групп девочек по 16-18 детей (тогда наполняемость классов была крутой!), и я де факто вёл 36 одинаковых уроков всю неделю!!!

Так обычная школа благодаря началу реального всеобуча создала мне эквивалент гигантской школы с 36-ю классами в одной параллели.

Услышьте меня!
Я начинал с того, что тщательно готовил и эти «уроки», и специальное помещение для их проведения, и наглядности, и пособия всяческие.

И «уроки» эти были построены «по плану» и темы у них поначалу были такие: «Ладья», «Слон», «пешка», «Король», «Мат двумя ладьями» и так далее и тому подобное.

Каюсь!

Но тридцать шесть уроков!

И только девочки!

Не умеющие и не желающие уметь играть!
Незамотивированные на изучение шахмат девчата.

Мне сказочно повезло.
Меня упорно не увольняли.
Мне дали карт-бланш.
И я усердно вникал и упорно разбирался.

Первое правило: на занятии НИЧЕГО лишнего!
Второе правило: на занятии НИ ОДНОГО ЛИШНЕГО СЛОВА!
Третье правило: на занятии необходимый и достаточный уровень НОВИЗНЫ.
Новое, это не то, что «назовут новым» по Африканычу и иже с ним.
Новое – это то, чего ребёнок пока еще не слышал и не усвоил.
Четвёртое правило: объясняй сразу КАК ИГРАТЬ.
И тут же без промедления закрепляй игрой!

Вы хотите показать ход ладьи?
Показывайте!
Не объявляйте малышу: «Сегодня мы изучаем ход ладьи»
Текст глупый и ребёнку абсолютно непонятный.

«Будем сейчас играть в Лисичку-обжору»!
Все эти слова малыш точно знает.
Стопроцентно усвоил.
Для него новость – именно «ход ладьи», а не демонстрация фигуры ладьи и треп о том «как ею ходить».

На доске ни одной лишней фигурки.
Только фигурка лисички.
Вот как Лисичка ходит-гуляет!

Дьявол в мелочах.
У неопытной тётеньки мальчик тратит энергию на знакомство с неизвестным словом «ладья».
А у меня он на слово «Лисичка» энергию не тратит.
Он сразу непосредственно занят именно движением по доске.
И ему это очень сложно!

Иллюзия простоты и легкости!
Нет ничего сложнее, чем ещё неразвёрнутое мышление подрастающего человека.
Это огромный неведомый таинственный мир!
И вторгаться в него лишними словами не следует.
Вы встретились с малышами, чтобы показать им как много непонятных им слов вы знаете?
Или вы решились на невероятное – открыть им фантастически сложный мир «хода ладьи»?