Грета ищет мужчину

Мария Шипилова
Грета поставила фарфоровую чашку на блюдце. Дрожащий звон стекла коснулся уха девушки. Она глубоко вдохнула запах жасмина и улыбнулась. Солнце играло на ее лежащих на столе руках, отражалось в серебряной ложечке, смешивалось с ароматным паром, исходившим от чая.
Сегодня Грета поняла, что ей нужен мужчина. Конечно, она и раньше догадывалась об этом, когда выдавала замуж подруг, слушала любовные признания приятельниц на работе, читала книги и смотрела фильмы с обязательной любовной историей. Но в это прозрачное весеннее утро мысль, что ей необходимо найти мужчину, окончательно укрепилась в голове Греты. А помогла ей в этом газета. Самая обыкновенная газета, которую кто-то забыл или специально оставил на столике в кафе, где девушка завтракала. Лениво перебирая хрустящие страницы, она вдруг наткнулась на объявления о знакомствах. Грета видела подобные объявления множество раз, но всегда оставляла без внимания. Только не сегодня. Внезапно ей представились одинокие мужчины и женщины, которые каждый день проходят мимо, но не могут отыскать друг друга в городе, населенным тысячами таких же одиноких людей. Девушка достала из сумочки блокнот и ручку. На неровно вырванной странице появилось: «Грета ищет мужчину…». Она на минуту задумалась, затем продолжила – «с глазами цвета неба в пасмурный день. Для счастья».
Грета спешила на работу. На лице ее сияла улыбка.
Стоит сказать, такую девушку и без сияющей улыбки трудно было не заметить. Высокая, стройная, в белом пальто и с копной красных кудрявых волос. Грета родилась с такими волосами. Не рыжими, а ярко-медными. Мама рассказывала, что, когда она появилась на свет, врачи ахнули. Надежды, что со временем цвет потускнеет, не оправдались. К таким волосам прилагались огромные синие глаза и полные губы, которые Грета красила неизменно красной помадой. Родители Греты были филологами, оба любили немецкую литературу. Этим объясняется необычное имя дочери.
Девушка с такой интересной внешностью и именем вызывала любопытство и опасение одновременно. Родители хотели, чтобы Грета поступила в университет, но их мечтам не суждено было сбыться. Девушка работала в цветочном магазине, где продавали исключительно розы, и была похожа на одну из них. Хрупкое, красивое, но совершенно бесполезное создание.
С сегодняшнего дня жизнь Греты обрела смысл. Она вбежала в магазин, сбросила пальто, провела расческой по кудрям. В помещении воздух казался густым от тяжелого цветочного аромата. Он настолько въелся в кожу, волосы, одежду Греты, что она уже не ощущала его. Только люди нехотя оборачивались вслед девушки с красными волосами, плотно окутанной ароматом роз.
Через два дня в цветочный магазин зашел мужчина. Он был весь в черном – черные брюки, куртка, шарф, руки засунуты в карманы, на лице растерянность. Незнакомец поводил головой по сторонам, затем произнес: «Мне нужна девушка по имени Грета».
Грета, которая в этот момент меняла цветы в вазе, обернулась и внимательно взглянула на посетителя. Это был мужчина с глазами цвета неба в пасмурный день. Она вздрогнула и чуть не выпустила вазу из рук. Незнакомец приблизился к ней.
– Вы Грета? – спросил он девушку.
 – Грета, – прошептала она.
 – Вот, – он протянул ей листок из блокнота. – Это вы написали?
Девушка прочитала знакомые слова и кивнула.
– Я нашел его на столике в кафе. И понял, что должен вас увидеть.
Наступила пауза, после которой незнакомец на одном дыхании произнес.
– Меня зовут Сергей. Могу я пригласить вас на свидание?
Грета снова кивнула, все еще не придя в себя от того, что мечта ее так быстро осуществилась. Мужчина, о котором она грезила, стоял перед ней.
– Когда вы сможете освободиться? – спросил он.
– Сейчас, – вырвалось у девушки.
Сергей с Гретой гуляли по улицам. Первый восторг стих, и девушка чувствовала смущение. Сергей, по-видимому, тоже. Он робкой улыбкой отвечал на взгляды Греты и слегка пожимал ее руку.
– Я хотела сходить на выставку бабочек, – сказала девушка тихо, словно ее желание было предосудительным.
– Бабочки?! – лицо Сергея просияло. Это был хоть какой-то план.  – Конечно, идемте.
В узком, длинном павильоне стояли стеклянные «аквариумы» с бабочками, словно разноцветными тропическими рыбками. Их было много – разных окрасок и размеров. Грета засмотрелась на бабочку с ядовито-фиолетовым цветом крыльев. В окружении невзрачных товарок с молочно-серыми крылышками она была похожа на королеву со свитой.
После выставки Сергей проводил Грету домой. Напряжение спало, и на обратном пути молодые люди непринужденно болтали, словно знали друг друга всю жизнь. На следующий день они договорились пойти в театр. Девушка достала из шкафа нарядное платье. Она редко надевала его, поэтому решила примерить, убедиться, что в пору. Платье было сшито из зеленого атласа. Сидело по-прежнему хорошо. Грета заколола волосы повыше. Красиво. Сделала несколько танцевальных движений перед зеркалом, но тут раздался звонок в дверь.
– Как поживает моя маленькая Грета? – спросил доктор Клинк, входя в квартиру. – Такая нарядная! Куда-то собралась?
– Нет. То есть, да, но не сегодня. Генрих Карлович, я познакомилась с удивительным мужчиной.
Девушка кружилась по комнате, блаженно улыбаясь.
 – Мужчина? – доктор Клинк нахмурился.
Грета увидела выражение его лица и остановилась.
– Нет, нет. Со мной все в порядке. Я чувствую себя прекрасно, – лепетала она, теребя его за лацканы пиджака. – Мы пойдем завтра в театр. Можно?
– Ты не забыла, что тебе нужно лечь в клинику? Для профилактики, чтобы не произошло обострения. Весна – опасное время.
– Конечно, я помню. Только чуть позже. Я не могу сейчас. Ну, поймите же.
Грета плюхнулась на диван. Доктор Клинк сел рядом, запустил свою руку с толстыми пальцами в кудри девушки.
– Послушай, Грета, милая, будь осторожна.
Лицо девушки неожиданно стало жестким. Она резко встала с дивана, стянула платье и бросила его в кресло.
– Не нужно меня опекать, я не маленькая, – прозвучал ее голос.
– Для меня ты навсегда останешься малышкой.
Он приблизился к ней.
– Моя Грета, маленькая Грета, – шептал мужчина и гладил ее по щеке. Затем, словно девушка ничего не весила, подхватил на руки.
– Пора спать, – сказал он, целуя ее закрытые глаза, дрожащие губы.
Медленно завершился день. Наступил долгожданный вечер. Грета была ждала, когда за ней зайдет Сергей. Пиджак доктора Клинка, который он, торопясь, оставил, был спрятан глубоко в шкаф вместе с тягостными мыслями.
Вечер выдался теплым. Пахло набухшими почками и влажной землей. Сергей держал Грету за руку. Ей было хорошо с ним. Во время спектакля девушка много смеялась и от души аплодировала. На обратном пути купили бутылку шампанского. Грета пригласила молодого человека домой. Бокалов не было, поэтому вино пили из пузатых кружек с подсолнухами. Вспоминали детские годы, забавные истории, обменивались впечатлениями о спектакле. На часах не было и одиннадцати, когда Сергей ушел. Они условились встретиться завтра.
Грета приняла душ, легла. Ей стало плохо. Она вцепилась зубами в подушку, из глаз текли слезы, руки рвали простыню. Пришлось звонить доктору Клинку. Только с четвертого раза Грета смогла набрать номер. Пальцы дрожали и не слушались ее. Скоро Генрих Карлович уже стоял на пороге квартиры Греты. Сделал ей укол. Девушка успокоилась. Постельное белье было изорвано в клочья. Доктор Клинк шагал по комнате с кружками, на дне которых еще осталось шампанское, и кричал:
– Как ты могла?! Ну, как ты могла?! Не понимаю, ты в своем уме или уже нет? Ты знаешь, что тебе категорически запрещено спиртное!
Грета плакала.
– Это все тот мужчина, да? Я знал, что добром это не кончится. Хочешь вернуться обратно в клинику?
Девушка отчаянно затрясла головой.
– Нет? Тогда собирайся. Отправишься на пару недель к Елене Семеновне. Я уезжаю в командировку, мне некогда за тобой присматривать.
Доктор Клинк достал дорожную сумку, побросал в нее необходимые вещи, туалетные принадлежности, нашел свой мятый пиджак в шкафу. Умыл, причесал Грету, надел на нее шерстяное платье и пальто. В полночь они выехали. На улице похолодало, будто весна вновь уступила место зиме. Руки и ноги девушки замерзли, зато сердце было горячо от переполнявших его чувств.
Елена Семеновна жила за городом. У нее был большой двухэтажный дом в сосновом бору. Когда доктор Клинк привез Грету, женщина не удивилась. Генрих Карлович шепнул ей что-то на ухо и уехал.
– Твоя комната ждет тебя, – чуть нараспев говорила Елена Семеновна, помогая сонной Грете одолеть ступени.
Когда девушка легла в постель, женщина ушла, заперев дверь на ключ.
Пролетело несколько дней. Грете не разрешалось пользоваться телефоном, поэтому она не могла предупредить Сергея о своем неожиданном исчезновении. Большую часть дня девушка гуляла по сосновому бору, собирала первоцветы. Там же выбрасывала таблетки, которыми пичкала ее Елена Семеновна. Вечером слушала, как женщина вслух читала ей книгу. Всегда одну и ту же.
Когда стражница Греты отлучилась в магазин за продуктами, девушка тут же бросилась к телефону. Автоответчик вежливо попросил оставить сообщение.
 – Это я – Грета. Мне пришлось срочно уехать. Не было возможности предупредить тебя. Когда вернусь, сразу же позвоню. Ты мне очень дорог, – говорила она в пустоту и слезы текли по ее щекам.
Через две недели, как обещал, вернулся доктор Клинк.
– Как вела себя милая Грета? – спросил он Елену Семеновну.
– Нарадоваться на нее не могла, такая тихая и спокойная.
Всю дорогу домой Грета молчала, игнорировала вопросы доктора Клинка.
– Я знаю, ты сердишься, но у меня не было выбора. От этого зависит твое здоровье. Ты должна обещать мне, что больше не увидишь этого мужчину, или мне придется принять меры.
– Обещаю, – буркнула Грета. Больше она не сказала ему ни слова.
Как только девушка оказалась дома, тут же позвонила Сергею.
– Выезжаю, – сказал он.
Когда Грета открыла дверь, то не сразу увидела гостя. Вначале показался огромный букет, даже не букет – охапка цветущих веток, а затем уже сам Сергей. Он ворохом свалил подарок на стол и обнял Грету.
– Я скучал, – говорил он, уткнувшись ей в шею, и все не отпускал.
– Я тоже по тебе скучала.
Потом они расставили цветы. Квартира стала похожа на весенний сад. Грета была счастлива. Она нашла своего мужчину.
Они стали встречаться с Сергеем каждый день – ходили в кино, гуляли в парке, ужинали в ресторане. Грете удавалось обманывать доктора Клинка, хотя может быть, он обо всем догадывался, только не подавал вида. Ждал случая нанести удар.
Грета собиралась на свидание. Раздался звонок. Девушка открыла дверь. На пороге стоял Генрих Карлович. Она совсем не подготовилась к его неожиданному визиту, не сочинила правдоподобную отговорку.
– Доктор Клинк, – пролепетала она.
– Уходишь? – спросил он вкрадчиво.
 – Прекрасная погода. Собралась погулять.
– Прогулка подождет. Нам нужно поговорить. Вернее, мне нужно кое-что сказать тебе, – добавил он, видя, что девушка хочет возразить.
Грета подчинилась.
– Хочу предупредить, что в конце недели тебе необходимо лечь в клинику.
– Генрих! – возглас Греты был похож на крик подстреленной птицы.
– Это не обсуждается. В таком деле нельзя затягивать. Последствия могут быть самые непредвиденные. Я предупрежу хозяина магазина, что ты не выйдешь на работу. Вот тебе список того, что нужно взять с собой.
Грета выхватила протянутую бумажку и разорвала на мелкие куски. Лицо ее побелело, руки дрожали.
– Мне не хуже! – закричала она. – Мне лучше. Ты это делаешь специально. Это…из-за Сергея.
Доктор Клинк рассмеялся.
– Ты думаешь, я ревную к этому мальчишке. Грета, опомнись. Меня не беспокоит ни один мальчишка в мире, потому что я знаю, ты всегда будешь со мной, будешь делать то, что скажу я. Ты от меня зависишь, нравится тебе это или нет.
Девушка закрыла лицо руками.
– Ты сама говорила мне, что уже не ребенок и способна рассуждать здраво. Ты же понимаешь, что не можешь быть вместе ни с каким мужчиной. Мне жаль, но ничего не поделаешь. Это болезнь.
Он хотел прикоснуться к ней, но Грета бросилась к окну. Распахнуть его мешала штора. Девушка сорвала ее, начала судорожно дергать оконную ручку, но ничего не получалось. Когда сил больше не осталось, Грета повалилась на пол и разрыдалась.
– Я люблю его. Люю-блюююю.
Когда слезы утихли, она сказала:
– Мне нужно попрощаться с ним. Уходи.
Доктор Клинк ушел. Грета позвонила Сергею, отменила прогулку, пригласив его к себе. Он приехал. Они поужинали, потом долго разговаривали, сидя на диване. Сергей держал девушку за руку и все не мог отпустить, будто чувствовал скорую разлуку.
Когда ночь накрыла одеялом мрака город, Грета гладила и целовала волосы своего возлюбленного. Засыпая, Сергей сказал: «Я искал тебя всю жизнь». По лицу девушки текли слезы, когда она с силой прижимала подушку к лицу любимого, чувствуя, как слабеет его дыхание.
На следующий день Грета вернулась в психиатрическую клинику.