13. Обида Л. Чуковской на Н. Мандельштам

Евгений Говсиевич
13. ОБИДА Л.ЧУКОВСКОЙ НА Н.МАНДЕЛЬШТАМ
(Из "Л.Чуковская против Н.Мандельштам. Кто прав?")

В данном материале приводятся цитаты из книг «Дом поэта» Л.Чуковской и «Второй книги» Н.Мандельштам, после которых даётся собственный авторский комментарий. Без приведения этих цитат, невозможно было составить мнение о том, кто из этих писателей прав в конфликте между ними. Я получил разъяснение, в котором указано, что: «Если бы это были литературоведческие статьи Вашего авторства, пусть с цитатами из различных источников, ни у кого не было бы вопросов».
В данном случае, цитаты были приведены именно для того, чтобы аргументировано обосновать правоту Н.Я.Мандельштам в споре с Л.К.Чуковской.

Публикация «Книги Поэта», во многом, вызвана обидой Л.Ч. на критику со стороны Н.Я.М. Корнея и Николая Чуковских. Вот что пишет Н.Мандельштам:

1. «Недавно до меня дошел сентиментальный рассказ Чуковского о роли Горького в попытках спасти Гумилева. По словам Чуковского, Горький моментально рванулся в Москву к Ленину, а по возвращении в Ленинград с приказом освободить Гумилева узнал, что Гумилев уже расстрелян. От горя у Горького сделалось кровохарканье.

Произошло это в Доме искусств на Мойке в присутствии многих свидетелей. На случай, если Чуковский или его слушатели записали эту БРЕХНЮ, цель которой обелить Горького, сообщаю со слов Ахматовой, Оцупа и многих других, которые были тогда в Петербурге, что Горький, оповещенный об аресте Гумилева Оцупом, обещал что-то сделать, но ничего не сделал.

В Москву он не ездил. Никакого приказа об освобождении от Ленина не было. Про трогательное кровохарканье я услыхала только сейчас, а лет сорок с лишним назад Мандельштам при мне говорил с Чуковским о гибели Гумилева. Тогда Чуковский поддерживал общую версию: никто ничего не сделал, никто пальцем не шевельнул, и все произошло так быстро, что даже не успели повздыхать...»

2. ОБ АВТОРАХ МЕМУАРОВ. «Теперь, когда появился спрос, кроме зарубежного вранья появилось и свое отечественное. Надо различать брехню зловредную (разговоры «голубоглазого поэта» у Всеволода Рождественского), наивно-глупую (Миндлин, Борисов), смешанную глупо-поганую (Николай Чуковский), лефовскую (Шкловский), редакторскую (Харджиев, который мне, живой, приписывает в комментариях что ему вздумается, а мертвому Мандельштаму и подавно).

Я не люблю мемуаристов типа Георгия Иванова. Почти не осталось людей, которые знали Мандельштама, а только кое-кто из совершенно случайных знакомых – вроде Николая Чуковского (и его тоже уже нет) или Миндлина.

3. Н.Мандельштам называет Лидию Чуковскую  «остолопкой». Это вряд ли понравилось последней.

Представляется, что многие факты в книге Л.Чуковской «Дом поэта» искажаются, или трактуются слишком предвзято, односторонне и категорически,  в отместку за «попранную честь семьи».

Полный текст - http://www.proza.ru/2018/01/18/410

Назад - 12. "Обида Н.Мандельштам на А.Ахматову" - http://www.proza.ru/2018/01/18/652

Фото из интернета