Смертные грехи. Гордыня

Аня Глейзер
Гордость — утешительница слабых.
               
Вовенарг Люк де Клапье


Гордыня - мать смертных грехов. Это голос дьявола в душе человека, который противится смирению, которому учит вера. Именно гордыня обратила херувима в "падшего ангела".
Гордыня присутствует в любом человеке с рождения и проявляется на подсознательном уровне в виде стремления к власти. Это один из трех "естественных" подсознательных смертных грехов, наравне с чревоугодием и блудом. А остальные смертные грехи: зависть, гнев, алчность и уныние, порождаются гордыней, таким образом, давая смертным грехам власть над подсознанием человека, оно же - коллективное бессознательное.
Гордыня как грех заключается в виде единичных проявлений гордости: обида, непослушание, хвастовство, унижение других и многое другое. А гордыня как порок проявляется в виде черты характера - гордости, которая зачастую граничит с надменностью. К сожалению, нередко ее не только не считают недостатком, но даже воспринимают как достоинство - проявление "стержня" и индивидуальности человека.
На мой взгляд, существует три причины гордости: самоубеждение, самовлюбленность и амбициозность.
Самоубеждение возникает в детстве как противодействие комплексам. Если в период формирования личности человек слишком мало слышит похвалы или не получает ее вовсе, это приводит к неуверенности в себе. Тогда на подсознании срабатывет "рефлекс" - дабы обрести уверенность в себе, человек начинает гордиться собой. Особенно ярко это проявляется, если ребенок слышит слишком много критики в свой адрес. Если при этом еще есть недостаток похвалы - глубокие комплексы, тщательно скрываемые за гордостью, обеспечены на всю жизнь. Если же критика в адрес ребенка обьективна и умеренна, и помимо нее присутсвует и похвала, человек с детства учится обьективно оценивать собственную личность и совершаемые ею поступки, что зарождает здравомыслие, несогласное с гордостью.
Самовлюбленность, в отличии от самоубеждения, необязательно прививается неверным воспитанием, но может существовать в личности изначально как "врожденная" черта характера. Если это так, то даже правильное воспитание не всегда способно искоренить искаженное отношение к себе. При неверном воспитании самовлюбленность порождается полной противоположностью причинам самоубеждения - разбалованность, чрезмерная любовь и убеждения с малых лет в собственной исключительности и многочисленных своих достоинствах. Любой человек любит себя, и это естественно и нормально. Но осознание собственных недостатков - такое же нормальное явление, которого лишен самовлюбленный человек, приумножающий свои достоинства и закрывающий глаза на собственные недостатки. Самовлюбленность является "тормозом" для развития и совершенствования человека, что подтверждается словами Виктора Мари Гюго: "Кто сознательно считает себя несовершенным, тот ближе всего к совершенству". Для совершенствования нужно ставить перед собой цели по улучшению собственного "Я", что редко присуще самовлюбленным людям.
Амбициозность не стоит путать с целеустремленностью. Когда человек ставит себе цели для достижения - это похвально и необходимо. Цель - это начало пути, в котором мы находимся всю жизнь. Но если для человека смыслом жизни является достижение успеха, при этом, ему важно признание и уважение окружающих за его достижения, это уже амбициозность. Гордиться достигнутым - нормально, хоть и не обязательно. Но когда это перетекает в хвастовство - здесь уже не единичная гордыня, а постоянная гордость.
Гордиться собой и гордиться хорошим в себе и своей жизни - не одно и то же. И если человек не чувствует этой разницы, он делает гордость своей чертой характера, что не дает ему возможности быть покорным Божьей истине, которая познается в смирении и кротости. А посему, гордыня - мать смертных грехов.