Есенин в моей жизни

Татьяна Полякова Нея
              Из воспоминаний Николая Николаевича Макеева

     Вот такой интересный момент был в моей жизни.
     Почему я в МГУ-то выступал!
     Председателем всесоюзного общества любителей книги был Колесниченко Григорий Александрович - участник ВОВ, дожил до 90 лет. И я благодаря его пожеланиям стал в Нее председателем общества книголюбов.
     А моё знакомство с творчеством Сергея Есенина началось в 60-х годах. Я учился в Костромском пединституте на 1 курсе. И поселился в общежитии в комнате с парнями - пятикурсниками. Парни хорошие были. А денег ни у кого не было. И мы ходили подрабатывать. Как-то сидим в райпо на фуфайках и ждём, что нам предложат делать.  И мимо проходит девушка с кипой новых книжек. Как оказалось, это было первое издание пятитомника поэта Есенина. А я и не знал этой фамилии! В то время за это имя могли исключить из комсомола. Я попросил девушку посмотреть книгу. Больно книжечка мне эта понравилась! Попросил продать - согласилась. Первый том стоил 90 копеек. Пятикурсники аж вздрогнули, увидав его в моих руках. "Где взял?!" И раскупили вмиг все 10 книг, что были у девушки. Она получила нагоняй от коллег: "Это же первые книги Есенина у нас выходят! Вернуть книги!" Парни нехотя отдали. "Я тебе 3 рубля дам!" - говорю ей. "Нет, - стоит она на своём, - Мне велено все вернуть." Всё-таки за авторучку с обнажающейся девушкой при повороте ручки на 180 градусов я эту книжку оставил у себя. Не надо мне ни трёх рублей, ни авторучки, которая стоила аж 5 рублей! ( Я её у парня тут же взял, а деньги ему после отдал). Разгрузили вагон. Ох, и достался же он нам! Сами голодные, мешки тяжелые. Я пришёл в общежитие, налил кипятку, попил и открыл книжку...
     Потом из-за безденежья пришлось перейти на заочку. Я уехал из Костромы обратно в Нею. А сестра моя в то время работала в промтоварном магазине, что на Лесной улице. Я к ней изредка захаживал. И вот там-то среди тазов-кастрюль, одежды-обуви, мыла-порошка на прилавке я увидел второй том Есенина!  А 3,4 и 5 томики я купил позднее в книжном магазине. Ох, там ещё хорошие книги были! - Сытин Иван Дмитриевич, Смирнов - Сокольский - все купил.
    А позднее у меня появилась единомышленница - тоже почитательница таланта Сергея Есенина. "Иди, выходи, к тебе "бабка - Есенина" пришла! - заявляла мне жена, завидев приближающуюся к дому фигуру немолодой женщины. Это была Антонина Владимировна Кураткина. Она работала в редакции "Голос стахановца" или "Нейский лесоруб" - не помню уж точно, как в то время называлась леспромхозовская газета.
    Иван Андреевич Синеокий... из Ялты. Он в НКВД работал, фото есть у меня его. Он мне дал адрес сына Сергея Есенина. И у меня с 1972 года началась переписка с сыном Есенина.
    Теперь перехожу к главной теме.
    "Давайте обменяемся! Я Вам журнал дам, а Вы мне - иконку." Тогда религия была не в моде, а я выпросил, тем не менее, когда-то иконку у деда. Не пиши это. И сын Есенина прислал мне журнал "Женская жизнь" № 4 за 1915 год. Там была статья "Ярославны плачут" за подписью СЕРГЕЙ ЕСЕ ИН. Одна буковка оказалась вытерта временем.  Конечно, я сразу понял, что это статья Сергея Есенина и стал рассылать её фото.  Для этого я перепечатал статью на машинке, которая и сейчас в сарайке хранится. А её фото помог мне сделать Евгений Железнов - тогда ещё молодой фотограф, работающий и до сих пор в городской фотографии. И статья полетела по всей матушке - России!
    И вдруг незамедлительно в 1972 же году приходит ко мне такое злостное письмо. "Товарищ Макеев, зачем вы занимаетесь грязью? Бросьте этим заниматься! С вашей лёгкой руки пошло гулять по России новоиспечённое произведение Сергея Есенина. Я брал когда-то в руки этот журнал. Там стоИт подпись Сергей ЕсеТин. Псевдоним одного из российских литературоведов." Письмо было подписано полковником Ломаном (см. фото перед этой заметкой). (попозже выложу)
    Шли годы. К юбилею Сергея Есенина в 1985 году выходит 6-ти томное собрание его сочинений. И в этом шестититомнике помещена статья "Ярославны плачут", действительно принадлежащая С. Есенину. И её открытие для общественности сделал Виталий Александрович Вдовин - преподаватель МГУ. Это было к 90-летию поэта. Ой, как мне больно и обидно стало... Как будто меня обворовали!
    А до этого мы создали всесоюзное общество "Радуница" (ныне Международное Есенинское общество "Радуница", образовано на 1-х Есенинских чтениях 21 декабря 1985 г. в Москве), председателем стал москвич Николай Григорьевич Юсов. Он знал всю эту историю о том, как журнал со статьёй "Ярославны плачут" появился у меня, и как я её всем рассылал. И вот меня, как почитателя таланта поэта и коллекционера его книг, приглашает Юсов в МГУ на собрание в честь 90-летия Сергея Есенина. И я вышел за трибуну и рассказал, как всё было на самом деле с этой статьёй. "Какой-то Вдовин..." - говорил я со сцены -" взял и присвоил то, что начал я." А Вдовин - профессор МГУ - в президиуме в это время сидел... Я ж не знал его в лицо!
    Вернёмся к Ломану, который написал мне злостное письмо по поводу якобы новоиспечённого произведения великого поэта. Когда-то в Царскосельском дворце - летней даче царской семьи - он служил комендантом. Он был лично знаком с Сергеем Есениным, когда тот служил в Царском селе в армии. Ломан симпатизировал  молодому талантливому поэту и при встрече с ним выражал желание, чтобы Есенин стал придворным поэтом, сочиняя по заказу и для собственного благополучия хвалебные стихи в честь царя и его приближённых. Но Есенин, написав пару стихотворений, отказался от этой идеи. В 80-е годы Ломан находился уже в преклонном возрасте. Он написал мне письмо, а чуть позже всё-таки предложил Вдовину В. А. разобраться со статьёй: "Виталий Александрович, по России гуляет произведение "Ярославны плачут", приписываемое Есенину. Ты займись этим! Я - аналитик уже плохой, а ты займись. Чем чёрт не шутит! А вдруг это действительно Сергей Есенин?!" 
    "Вот я и занялся, Николай Николаевич," - сказал мне Вдовин при встрече, став идейным руководителем нашей "Радуницы". - "Я понимаю, что это началось с Вас, и что письмо написал Вам Ломан, я в курсе."
    Да, я не доказал.  Вдовин же для доказательства авторства Есенина перелопатил много воспоминаний о поэте. И в одном из воспоминаний 1915 года он обнаружил вот что:" Мы с другом подошли к киоску, где продавались газеты и журналы. Накупили их много. И в одном журнале прочитали "Ярославны плачут" Сергея Есенина". Это всё и доказало!
   

   P.S. Николай Николаевич Макеев и по сей день живёт в нашем городке, прогуливается по утрам в парке (я вижу его иногда из окна) и считает, что его 40-летнее изучение творчества поэта Сергея Александровича Есенина  не прошло напрасно: собрание сочинений великого поэта пополнилось ещё одним значимым творением его пера.
        Сам же есениновед собрал большую  коллекцию изданных книг С. Есенина, которая явилась второй по количеству экземпляров, изданных прижизненно. Не хватало лишь маленькой брошюры в 2 листа. Она называется "Иисус младенец", изданной в 1924 году в Чите.
        Эту коллекцию он продал в годы перестройки. Где она - он не ведает.