О сознании из разных книг, ред 2018

Анатолий Марасов
Из работы «Милетские постулаты»

Сознание

……..
Все, что составляет наш внутренний мир, доказуемо для других только опосредованно — через действие, Слово. Наш внутренний мир (какое бы содержание мы ни вкладывали в это понятие)  — невесом, мгновенен, свободен, даже если он и покоится на ложных основаниях и абсурдных идеях: детерминанта  выбора все равно остается за нами — за конкретным человеком. И потому наш внутренний мир нам и в радость и в тягость. Ты сам перепроверяешь и знание, и веру с действительностью, но для тебя незаметно наступают мгновения осознания — естественно, вдруг. Осознание  — высшее человеческое состояние. Именно осознание (редко?) — поворачивает течение твоей последующей жизни, дает тебе оценку, которую позже ты лишь детализируешь.
А можем ли мы сказать себе, когда же у нас впервые наступило подобное состояние – состояние осознания? И можем ли мы сказать себе, когда, действительно, в нашем (чувственном) внутреннем мире стали проявляться выверенные кристаллы сознания?
Да, сознание — «часть» внутреннего мира; принято считать, что это та часть, которая и формировалась вместе со Словом, и в наибольшей степени выражается им. Это отражение той реальности, которая складывается и складывалась в обществе, отражение его духовной напряженности, иначе говоря, сознание это то, что принадлежит нам и другим одновременно…
Да, повторяю, как будто, сознание — отражение социальной действительности в её непосредственном течении, но оно оказывается с ней и в противоречии, если считывается искаженная информация от «социума», если им камуфлируются абсурдные идеи, если вся мощь информационных служб государства (общества) направлена на подмену твоих личных представлений о жизни. Почему в противоречии? Потому,  что вербальная информация далеко не единственна, да и Слово как таковое не могло и не может  «возникать» на пустом месте; сознательная связь с действительностью не в жёсткой связи, как, допустим, рефлекторная, обеспечивающая жизненно важные…
Вопрос в том, что же протестует (или одобряет, иначе – оценивает) социальную или иную действительность, если сознание «только» отражает её? Откуда (за) рождаются побуждающие причины к нефункциональным на первый взгляд действиям?
*
…сознание (как и «весь» внутренний мир) как феномен доказуемо именно в действительности
а как ноумен (предмет мысли), как потенция? Можем ли мы так ставить вопрос?
……….

Осознание

Это — первое впечатление, оно всеохватываемо, оно сильно, но физически не может быть продолжительным, потому что ты начинаешь проглядывать уже другие детали, ты идешь дальше, и целостность, которую ты мгновениями «осознавал», уже как бы позади, уже в тебе.
Осознание это квант времени для нас, который мы «осознали» (а иные кванты не осознаём?); может быть, мы вообще все живем в «разные» времена? ведь иные осознают окружающее раньше, и новые «кванты» осознания ведут их все дальше и дальше? Но одно несомненно: моменты осознания как бы связаны с «живой» временной ординатой, ибо уже сознание как таковое анатомирует это время, обращается с ним как с пространственной характеристикой. Т.е., сознание, отражая окружающий мир, переплавляет его ориентиры...             
Осознание это момент движения (какого? чего движения?) «внутри» сознания, это охват жизненно важной для нас внешней целостности. Это странное «всеприсутствие», когда ты словно «видишь» явление со всех сторон, когда отражаемые события или структуры как бы сближаются, хотя чувство необходимого масштаба сохраняется... Это —
преобразование, мгновенное, но и выверенное, стройное, соподчиненное... Мы сами к нему позже будем долго идти, прочитывая и фиксируя во внешнем то, что естественно являлось перед внутренним взором.
Это озарение: как ночная молния прочерчивает уже известный ей зигзаг, и местность обнаруживает себя, так и осознание прекрасно высвечивает необходимые детали (цели).
Это и немедленная самооценка: возвышающая тебя (унижающая?: разная) самооценка.
Осознание — вдруг, неожиданно. Т.о. — естественно. Оно дано нам природой. А сознание — это усилие! Это тяжелый труд: соотнесение того, что тебе уже известно, с тем, что ты видишь и чувствуешь, с тем, как ты должен поступить. Сознание — постоянная перепроверка, это постоянная оценка твоим индивидуальным, личностным
Сознание — уже творимое человеческое пространство; именно оно передается поколениям как нечто духовное и единственно отличающее человека от природы. Именно сознание выстраивает нравственные ориентиры, отсутствующие в живой природе, ибо сознание соотносит события друг с другом, безжалостно включая и «себя» в какое-либо событие.
Осознание «загорается», самопроизвольно подает «сигналы» нам, и мы со всем своим — тяжелым и легким, устремляемся «вдогонку».
Как часто оно мерцает в нашем внутреннем мире? может быть, мы и не все эти акты и запоминаем? Может быть, только «крупные»?
Как все это важно понять...

Из книги «Природа»

Твоё я

И – твое  Я. Словно отдельно существующее от тебя (от сознания? а осознания??). Твой внутренний мир действительно без границ: в это отказываешься верить (хотя не следует забывать, что любое конкретное безгранично и бездонно: мир  внутренне  бесконечен).
Твое Я вопреки законам физики буквально мечется в этих замкнутых и одновременно бескрайних просторах твоего же внутреннего мира — как все это? Иногда оно «с» осознанием: прекрасное, редкое состояние — какие качественные оценки приобретаешь ты? а ведь подобное состояние бывает с каждым, и в детстве (наверняка чаще), и в зрелые годы.
Природа твоего Я — это «природа» ли? Оно же неуловимо буквально, твое Я!
Одиноко твое Я; усиливается ли это качество при физическом твоем одиночестве? не подступает ли чувство мысленного противостояния всему остальному миру (и буквальное!). И дело не в том, что конкретное Я ни в ком не нуждалось, но в том, что оно всегда провоцировало мысли на эгоцентристские позиции. В мыслях уравновешиваются тода огромные пространства и тяжести, и рядом — радость от какой-то всесильности... Так ли? Или как раз все наоборот?
А с другими, близкими, например, это Я не подавляется ли? не выполняет ли оно тогда рядовую функцию? Heт, скорее, нет, ибо твоя действительность одна — с другими…. уж если твое чувство любви, естественное, «выглядит» нелепо, тогда оно перерастает в чувство вины(?). Они рядом, эти чувства: либо ты в «центре», либо другое (ие).
…но «человеческое» внутреннее Я оставалось недосягаемым. Как оно дергало, приказывало, направляло! Оно «вело за руку», и ты словно оказывался в течении... Осознавая ситуацию, даже контролируя ее, тем не менее, ловишь себя на мысли, что моменты времени упускаются; даже планируя все наперед, что-то смещалось в реализации планов!
Я не думаю, что люди есть марионетки с вложенными в их психику сверхтонкими побудительными «электронами», но все же — какова природа нашего Я?
Ведь это ощущение своей уникальности, непохожести, неповторимости. Твое Я, может быть, это взгляд назад, постоянная самооценка, самоконтроль, твой «сторож», твоя защита от растворения в других людях, в делах... И — оно запаздывало?
Не пересечение ли связей, не фокус ли всевозможных связей это наше Я? Только какой фокус? каких связей?
Словно наше Я это эпифеномен: оно есть, и его нет. Как, например, огонь. Ведь отдельно от предметов огня не существует!
Наше Я само угасает и само «возникает». Безболезненно, незаметно. Оно есть великая симфония осознания, радости, счастья, разумного сопереживания...
 И — угасает!

Из книги «Арабески»

звук — слово — мысль /?/

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал — истратил слишком много
А.Ахматова

И без слов звуки выразительны и могут сказать многое; и без слов музыка звуков выражает все глубины мира, все глубины жизни; и Слова в основе своей — музыкальны.
Но звуки жизни оформили слова, и речь избавила от предельной непосредственности человека; речь вырвала нас от прямых причинно-следственных связей...
Слово, если оно уже так или иначе с нами, есть начало и конец, альфа и омега нашей жизни, нашей памяти, наших возможностей
В словах оживают световые образы: начинают "работать", начинают "говорить" — начинают быть в связи друг с другом, в словах организуется наша жизнь. В словах, в языке обретаем мы доказываемую основу для осознания собственной жизни, обретаем считываемую информацию: иные доказательства для других или неприемлемы или недоступны.
О себе сказать мы можем только словами. Все отношения наши прежде всего должны быть выражены словами.
...слова буквально пронизывают миллионы световых образов: в тысячах слов — миллионы образов: именно это несопоставимое по количеству соотношение и позволяет нам почти мгновенно "вспоминать" то, что было с нами даже десятилетия назад.
Слово — отражает жизнь, но... это компромисс между тем, что "внутри" и тем, что обозначает наши отношения? или — единственное обретение наше? То есть, или по Тютчеву, — "мысль изреченная есть ложь", или, по Бунину, "лишь слову жизнь дана"...
Открытая осень снимает домыслы — серая земляная прохлада, серый объемный свет, да редкий дождь, низкий гул невидимой дали, разлетевшаяся сырая пустота, да неожиданно тёплые капли воды с неба: ненастный день перед нами, а какие слова он может вызвать? мы ведь явно их подыскиваем для того, чтобы описать собственное состояние в совершенно конкретное земное время!
...о себе сказать мы можем только словами: трагедия встает над нами в единственной жизни, словно живём где-то /где?/ и без начала, без конца и края наша жизнь... Открыто всё, что возможно, и нет никакого уюта, никаких условностей, и так хочется забыться, забыть себя прежде всего...
словно формы безразличного мира — не "наши", но огонь внутри — свой собственный и никому не нужный, а потому и не знаем, что будет с нами, с близкими...
И всё больше и больше я думаю о том, что разрыв между тем, что вовне, и тем, что внутри меня — непреодолим.
А ведь было /было ли? или—есть?/ единство, непротиворечивое, прочитываемое, было единство, которое определяло и смысл, и радость, и безотчётную силу...
Что же "представляет" собою мысль?

Сознание как человеческий феномен

Сознание — это знание заново, это всё /знание/, что связано с жизнью человека.
Человеческие заботы, суета, проблемы заполняют жизнь, выстраивают её судьбу, а отношение к вере, принципам, знанию укрепляют дух, укрепляют характер.
Сознательное оттесняет всё предшествующее, безотчётное, и человеческое оказывается системой запретов, человеческое оказывается постоянным напряжением на запреты, постоянным контролем...
То есть, нам дано так много, что из того, что нам дано, многому мы должны установить меру; а мера при наших силах, силах всей природы, так трудно устанавливается!
Дано нам великое отражение всего внешнего, яркого, безграничного – даны чувства, дано "Я" — непонятное и беспокойное, дана любовь, не вмещающаяся ни в какие силы, ни в какие откровения, наконец, и разум дан — возможность соотнесения друг с другом всего на свете…
... И с библейских времён даны заповеди: не делай себе кумира, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства...
уже всё и дано: проявится ли дух наш? дух человека, дух разума?
Библейские заповеди — заповеди долга. Долг ли есть феномен человеческого сознания? Не любовь! она без меры, без границ, она вмещает в себя всё и сразу, но долг, то есть, договор на запреты, на будущее, договор на правила жизни.
И значит ли это, что только и долг есть сознательная человеческая жизнь? нет, напротив, долг — есть только срастание всего, что мы все имеем по отдельности
Бесконечно труден долг, ведь его надо исполнять, а исполняем ли мы и христианские заповеди?: не противься злому; любите врагов ваших; не судите, да не судимы будете; просите и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, берегитесь лжепророков...
Но и здесь — долг, ведь только доведение зла до абсурда искореняет зло; ведь ясно, что любить врага противоестественно, значит, это — долг, то есть, доведение ситуации до абсурда...
Сознание — это  диалог (на запреты!) – с  другими людьми, с Богом,  кого бы мы ни считали в Его качестве…
А любовь?  любовь поддерживает долг, ведь долг возможен в принципе только в оправе любви
Долг и есть феномен человеческого сознания

Внутренний мир как ДС

Разница в изначальных силах рождает новые; высвобождаются целые потоки скрытой ранее энергии, и в потоке том существуют устойчивые во времени образования — диссипативные структуры /ДС/; да и время само...
многообразны ДС: вращения галактик и звёзд, сами звёзды и планеты, вихри в атмосфере вплоть до циклонов и антициклонов, распределение ингредиентов в клетках и тканях, возникновение "порядка" в популяциях и биоценозах...
А здесь — предлагается дедуктивное возникновение и самого внутреннего мира человека.
*   *   *
…с самого простого "всё" и начинается, с единичного, нарастая, — с рефлексов, с ощущений, с того самого отражения органами чувств окружающего физического мира, и поддерживается отражение всё той же разницей в силах... И как сам физический мир мощно и устойчиво сохраняет свои основные характеристики, так и отражение, повторяя их, привносит в них, тем не менее, противовес оценки: как? отчего? Как когда-то жизнь надстроилась к круговоротам веществ, захватилась буквально всеобщим движением, так и разумное, человеческое всё большей больше "захватывается" инерцией/?/ движения...
и любая целостность поддерживается, обеспечивается "разницей" сил — неизмеримо далеких от их поверхностного проявления, а для нас — от видимых и ощущаемых
и вращаются в тех вихрях органично сращиваясь разнородные образования, а силы и характер вращения определены более массивными и более ранними, и "все" более позднее — включается во вращение
Органы чувств "обеспечили" световое и звуковое... воссоздание мира, а Слово мгновенно извлекало информацию из памяти: память, долговременная и оперативная, вся была выстроена этой сеткой — как параллели и меридианы "поделили" весь земной шар, и мгновенно по ним мы можем определить любую его точку..., так и отражение, образ мира в каждое мгновение "отправляется" в соответствующую координату.
И оказалось, что весь мир вращается и в нашем сознании, в нашем внутреннем мире, но уже в высшей степени упорядоченно по определению, и оказалось, что вместе с этим вращением не только ум, но и любовь, но и долг..., т.е. все-все природное и человеческое
но только в "полете", только в движении и может быть внутренний мир наш, только открытым — летящим, мгновенным, парадоксальным, и ранимым! и неприступным!: незаметно, органично, естественно свершаются мысленные действия... Как?
а рождается в нашем отражаемом, воссозданном пространстве /мини-пространстве для других, всего остального, а для нас — безгранично большим, таким же как и весь остальной внешний мир/реальность, которая все на свете скрывает и раскрывает — внешнее с внутренним, силу со слабостью, и теперь уже — злое и доброе, знание с незнанием... Наш пульсирующий или вращающийся внутренний мир потому и парадоксален, что может иметь и имеет взаимоисключающие черты.
Но когда же в нашем мире "появилось" Я? Может быть, только с Я мир свой мы и стали ощущать как свой собственный? внутренний?
Но эти "флуктуации", эти неожиданные "бифуркации" /по Пригожину/, эта "необходимость себя" /Мамардашвили/, эта свобода, этот выбор и это страдание, это уже непосильная оценка целого, — все как вихрь, все как неожиданность, все как великая связь и такой же великий протест...
все — это что?
"Что" такое Я ..... — гигантская "флуктуация", но "чего"?

"Небесный принцип" строения внутреннего мира человека

…вот и устроен внутренний мир человека по "образу и подобию" воздушного неба — просматриваемого, прослушиваемого сколько хватает собственных сил и физических внешних условий.
А небо — изменяющееся, то низкое, пасмурное, суровое, то беспредельно голубое с ярким солнцем, небо дня и ночи, небо времен года...
По образу и подобию изменяющегося неба выстроен мир наш внутренний, личный — и не только отражением — образами буквально /представлениями/, но и "строительными блоками" — словами, и прежде всего словами — омонимами /, и какими еще? не базисными ли, коренными, характеризующими именно пространство вокруг?/. И словесное выражение личных оценок, поступков оказалось /зафиксировалось/ таким же как и словесное выражение небесных характеристик.
Но физическая свобода в бескрайнем и ненасытном небе диктовала "свободу" поступка, "свободу" мыслей, и "свобода" та пьянила открытыми возможностями и отрезвляла очевидными запретами: что у человека есть такое, что "в себе самом содержит необходимость", т. е. свободу? ведь "свобода имеет причиной саму себя и не имеет причины вне себя". И к чему относится это качество — к "Я", к сознанию в целом, ко всему внутреннему миру? Я думаю, что это качество относится только к "Я", а весь внутренний мир, отраженный от внешнего, провоцирует к неограниченной свободе — физической? /в чем ограничения физической свободы?/, и он отражает ее, содержит в себе ее иллюзию... Ведь отражение — уже ответ /только причинно-следственный?/. Я думаю, что именно поэтому в нас самих существует безотчетное стремление следовать, отвечать, реагировать всему внешнему, на все внешнее... Здесь великая причинно-следственная связь, не прочитываемая до конца
…сознание "ограничивало" возможности, соотносило их друг с другом, но непонятное "Я", не подчиняясь "ничему", словно было "на стороне" внешнего блистающего мира, непонятное "Я" рождало и свободу и собственную необходимость: ведь "все-все" рождалось заново... Непонятное "Я" было не отражением, — а каким-то противовесом, какой-то неуловимой и неуничтожимой сущностью, всюду присутствующей и необнаруживаемой...
И сознание ограничивало и притязания "Я", оно и просчитывало возможности с "потребностями", примеряло их, сознание "исходило" из запрета на одиночество (уже не религиозного!), сознание буквально выводилось из диалога, сознание как... воздух с каждой порцией осознания " накачивалось" во внутренний мир... Но все же сознание имело причину себя вне одного человека.
По этой причине сознание отвергало абсолютную свободу одного человека...
А небо? Ну где еще "жить" человеку? Человек — небесный.

«Я»

…Из самых последних философских публикаций по этой теме возьмём статью одного автора, который считает, что феномен "Я" как идеальное самосознание, в отличие от разума, стоит вне естественного порядка вещей. Правда, автор утверждает, что "Я" это всё же "эпифеномен материального разума"/Суворов, 2000:136/.
Эпифеномен — это над-явление, т.е., иначе — это порождение "естественного" разума, который оперирует информацией, а "Я" — ее смыслом. В заключение автор пишет, что "искусственный разум" уже есть факт, а искусственный феномен "Я" — "есть нонсенс, ибо он может быть только подлинным" /стр. 137/.
В своей последней книге /И звук, и свет, 1997/ я ссылался на статью Ю. Шрейдера, где автор утверждал, что "феномен сознания не укладывается в натуралистическую картину мира" /Шрейдер, 1990:264/.
Эпифеномен — это значит, что человеческое "Я" только "снизу", только в одном направлении, только функция.
Нет человека — нет никакого "Я".
..."Я" — это такой "сгусток" мыслей, который не осознаётся "со... стороны", осознаются мысли, "оторвавшиеся" от "Я", но и в "таком" виде сама мысль вряд ли обладает "материальными" чертами: мысль мгновенна, для неё преград нет...
Связь снизу... очевидна, но процитируем еще одного философа: "Драма мысли...разыграна двумя голосами. Эти голоса суть логос и эйдос». И далее: "Мысль, изначально единая/единородная/с сущим, как об этом прямо свидетельствует Парменид, не имеет ничего общего с позднейшими изделиями логики. Она — импульсивна, стихийна, по стихийному бедственна, иммагинативна и немыслима в буквальном смысле слова; говоря иначе, падеж её бытия не винительный, а творительный, т.е. "субъект" не мыслит её, а мыслим ею. Она — логос-молния, поражающее сновидческое сознание фрагментарными откровениями умных ликов, и в этой стадии проявления она—насквозь идейна, эйдетична"(К. Свасьян,1987:16,42)
*   *   *
Феномен "Я", да и феномен сознания — не умещается в прокрустово ложе натурализма. Но как же понять тайну собственного происхождения? Упростим позицию К.А. Свасьяна и в противовес позиции О.В. Суворова приведём мнение А.А. Любищева: "гегемония одного из направлений есть отказ от подлинной диалектики и забвение мудрого принципа: одним путём нельзя дойти до столь великой тайны"(Любищев,1982:244).
И — повторю: оценка человеку — невозможно большая, она — уравновешивает всю Вселенную.

Слово

Слово — связь; крепче всего на свете Слово (как утверждают поэты и учёные): связывает века и тысячелетия, непредставимые расстояния, незнакомых людей...
Свет создавал нашу непохожесть, особенность, создавал нам богатство и неискаженность восприятия, а звук объединял нас, объединял время наше, создавал время человеческое.
Мгновенный свет воссоздавал отражение, воссоздавал подробности, конкретное, а звук — уже рождал музыку, звук создал Слово.
И кажется нам, что ничего принципиально нового не создал Великий свет, которому обязаны мы всем, но уже Слово — Имя, Сло¬во — порядок (?), Слово — зеркало мировое, Слово — альфа и омега человеку.
Звук запаздывал, звук прекрасно запаздывал: в промежутках между светом и звуком — что-то таинственно родное и великое, — вспомните, как ждете вы эхо!
У света невидим сюжет, развитие (?); свет мгновения целиком дарит, а звук окружает мгновения; прекрасные мгновения в душе нашей успевают стать ответом.
И Слово — знак нам, знак наш, знак от нас. Слово — самое великое искусство человека, прежде всего звуковое искусство, но как оно связано с тем, от чего Оно само зависимо? от того, что за пределами Логоса? к которому (в свою очередь) лишь приближается высокая поэзия?
...и вот уже Слово — удивление перед внешним миром, ответ ему, потребность в связи друг с другом, удивление и ответ нас друг перед другом
Слово — отношение к чему или кому-либо: разнообразие звуков для нас безгранично, даже в пределах одного языка количество звуковых знаков-слов — за пре-делами воображения...А вспомним языки народов!
Беднеют ли со временем или становятся разнообразнее языки общения? Какой лингвист нам даст смелость утверждать это?
Слово есть информация (главное, на чем держится система любая): нас «держит» Слово.
А вообще, какая это наша связь, вербальная – причинно-следственная?  Но прежде, чем что-то сказать, мы ведь должны…подумать! значит, вербальная связь эта, по меньшей мере, вторична?
Как же создан человек! Языковой уровень информации – на «виду», мысленный уровень – недоступен даже самому близкому или самому мудрому человеку… Кого благодарить мы должны?
Если в начале (человека) было только Слово, как утверждает евангелист, то это трагедия… Это значит, что  человека можно переформатировать сколько угодно… Какие тайны недоступны для большинства из нас?
…но свободно Слово, хотя и функционально, иногда или часто — предельно функционально. Свободно! Мы свободны в выборе поступков и слов, не отсюда ли у нас столько проблем?
…наши связи, как и слова, связи друг с другом, иногда возвышенно недосказаны, и наши связи жестко определены, упорядочены ближайшими перспективами…
Слово всё же создаёт нас…
 Слово — сознательная связь,  связь, за которую в ответе мы…

Мысль

Мысль... Самое загадочное, что у нас есть — мысль. Мысленно мы преодолеваем любые расстояния, любое прошлое и любое будущее мы словно видим внутренним взором, словно живем там, где быть физически нас не может... Собственно, мы тем самым странны: но какая физика докажет, что наш мир — внешний мир, да еще с незапамятного прошлого до гипотетического будущего? и наш мир не замкнут поэтому — во времени, он открыт вечности! Что наши внутренние миры и внешний, дей-ствительный, мир во многом «совпадают», и может быть, во всем? что эти миры столь большие, что даже мысль наша бессильна охватить их контуры...
И недоказуема мысль «прямо» – лишь в следствиях, лишь в обслуживающем их субстрате – нервных клетках, по рефлексам которых мы хотим понять недоступное…
Но не объединяет мысль  мир людей так, как Слово его объединяет, создавая его...
Как же мы «думаем»? Неужели мысли — «словесны»? Нет, «внутренняя речь» – вторична… Может быть, — лишь «замедляясь», мысль «обретает» «форму» — подобие слова, даже полностью «совпадая» со словами? А «забывшись», мы полностью абстрагируемся от единственно найденных взаимосвязей и уже — вне пространств и времен наши мысли!
Естественно «заземление» мыслей, безболезненно: но и как мы иногда подбираем Слова! Словно ищем драгоценности среди пустых пород, ...но и неясно самим, то ли снисходим до поиска, то ли в радость нам труд этот...
Как же мы думаем?
И «где-то» наше Я — мысленное  (мыслимое?) или оно иной «природы»?
…в нас бездна проживает — миллиарды лет, весь бес¬порядок и порядок — Вселенная вся и весь Космос, и мысль наша — самая совершенная возможная информация, связь...
Потенциально мы созданы... светом?
Лишь потом — Слово. Но... мысль — не ответ, только вопрос, только уносящееся удивление, уносящееся любопытство, мысль мгновенно уносит «до самых до окраин», только каких?
Ответы — Слова! Слова защищают потенцию, утверждают ее, доказывают ее.
Да, мысль бессильна... перед собственной силой, пронзая просторы и времена, она нуждается в самоидентификации, в осознании, в ответе... Воистину, мысль воплощается в Словах и делах!
Принадлежат ли мысли нам? и только нам? Или — мы постепенно когда-то начинаем их осознавать, — с первыми Словами? То есть, свобода наша — свобода пловца на реке?
Словно посланцы иного мира мысли — мира светлого, не осознающего себя, но присутствуемого везде, присутствуемого всегда...
А мы — осознаваемый себя светлый мир...
Как?

Осознание

Может быть, осознание есть какой-то биоритм, стоп-кадр, мгновение, после пика которого или после «кар¬тинки» уже идет разрушение, выцветание образа или какой-либо иной конструкции. Причем, мы лишь иногда «чувствуем», что осознаем то или иное.
   Большая часть времени для нас — инерция естественного всплеска, то есть, след независимого от нас контакта... Внешний мир для нас — мерцающий, внешний мир для нас есть ритмичные вспышки (как часто? И ритмичные ли?). Эти всплески, эти кванты восприятия мира определяются нашей внутренней силой: мы заглатываем мир буквально...
А может быть, наоборот, мир внешний нас растворяет в себе?
 Осознание — это беспрерывные копии мира, копии, которые оценивает ум (только ли ум?); но и не простое отражение всего внешнего есть осознание: это мгновенное воссоздание внешнего, его своеобразная мгновенная реставрация; осознание это вброс информации, переработанной, оцененной информации, это вброс информации (откуда?) для прочтения... (!!)   
Загадка нам осознание, это какой-то аналог физики атома и физики квантов.
Осознает наше Я (?), не ум: что такое ум? Ум — это что-то динамичное, разделяющее, отличающее, идентифицирующее...
...в нашем внутреннем мире пульсирует странная сила, вбирая порциями внешнее (и оценивая его! оценивая вместе с нашей способностью у м е т ь), вбирая целостно, разом... А мы удивляемся, мы теряем тут же обретаемые ценности, подаренные ценности — обретаемые даром: слаб наш ум!
Нам даром дается не только осознание, но и сама жизнь: как продлеваем мгновения осознания? насколько достойно живем «по инерции»? Ведь получается так, что мы «должны» заполнить промежутки между актами осознания, подпитываясь естественными встречами своего внутреннего мира и мира внешнего. Ум — функция ...времени.
Осознание — это рождение; но как в копиях рождается новое? Может быть, целостность — это настолько много, что включает в себя мир весь, вплоть до Его начала, и копии целостности, сколько бы их не было, все равно есть возможность новых взглядов?
Загадка нам осознание.
Осознание — это любовь, это озарение — все являющаяся целостность, являющаяся нам. Это — великий контакт, великое наполнение информацией... Это — приглашение.
Противостояние?

Сознание

Как в кинематографе: мелькающая в единицу времени статика нами воспринимается как динамика, так и осознание вместе со своею инерцией в некую единицу времени есть сознание!
Это — так? То есть, без какого-то движения сознания нет. Есть плотность актов осознания сознание! Какая-то мера времени дана нам, которая закрепляет поток... ин-формации, точнее, направляет его по новым орбитам — орбитам твоего внутреннего мира. По качественно новым орбитам.
Есть такое считывание внешней информации сознание, при которой возникает «некая» постоянная — где среди немногого и важного и твое «место» среди равных тебе.
«При» сознании держать орбиты трудно! Безжалостно центробежная сила изымает из сферы твоего притяжения даже мысли — намерения. А чем поступки определяются твои «при» сознании? твоей жаждой жить? умом твоим? или духом твоим — твоим Я?
Нет, с оглядкой Я твое, даже дух твой «при» сознании, ибо сила ума твоего, жажда жить — эгоцентричны: умеряешь себя ты, если «сознателен»...
Сознание — это не просто ты, но — человечество, в тебе — человечество.
Сознание — это крылья и гири. И потому крылья, что сострадание, сопереживание, сочувствие спасают прежде всего тебя самого. Потому гири, что останавливаешь ты себя во имя других; пораженный масштабом и направлением мыслей и дел других, соотносишь ты и свои дела: не можешь предать... На земле удерживают гири тебя, на земле, где родился ты; в небеса стремится душа твоя, ибо спасение ее там.
Сознание — тяжесть, мужество, даже мучение, потому что только оно объединяет тебя с человеческим, но и упрямо, легко сознание — вопреки всей чудовищной центрифуге (общественной?), отбрасывающей всю информацию за пределы твоего влияния.
Что держит сознание?, то есть, что направляет ум твой к защите человеческого?
...сила та подчиняет ум твой, определяет дух твой, сила та не теряет твое Я, утверждая его... Что это?
Сознание... словесно, но и прочитывается светом и звуком (прочитывается?), оно — «больше», чем разумное объяснение, оно такое же мгновенное, как и мысль (и все есть сгусток мыслей (?), и оно давным-давно пронизало всю природу твою: иногда или часто сердце болит, а ты никак не можешь догадаться — почему...
Потому-то трудна и неровна жизнь наша, что двойственно сознание — в горе и в радость нам, оно на беду и на счастье нам. Оно трудно и легко, и ...привнесено (?) и автономно (?)...
Орбиты мира твоего внутреннего просто не могут быть без противоположных сил,
и — уравновешивающихся сил! И мера сил тех поддерживает сознание — самое высшее наше достоинство.
…но мы – ничего не знаем…

Наше Я

Удастся ли признать за нашим Я какую-либо определенность: или оно — не «наше», или, действительно, рождается и умирает только с нами?
Предположение, что наше Я — как атом, есть «световое» предположение: наше Я есть свет преобразованный и преобразовывающий структуры (какие?); какая-то простая физика в основе преобразования, какой-то резонанс, эффект... Но — свет! Тогда наше Я — как огонь, но как огня без предмета не бывает, так и нашего Я ...без нас не может быть...
Но может быть, наше Я иной «природы»? Например, наше дыхание, тепло ложится на некую «странствующую» матрицу? И наше Я тогда — отражение от этого «посланника» Начала всего, есть иллюзия тесноты, иллюзия нашего начала, иллюзия множественности пространства, подобно тому, как водное отражение теснит свободу воздуха, делает его богаче, загадочнее... Наше Я тогда рождается, пока есть та поверхность обогащения.
Отражается в сущности то, что видим и слышим мы, то, что сразу же входит к нам через чувства, но и то, что уже вращается в нашем внутреннем мире... Все отражается чем-то бесплотным (?), непонятным, и — отражается как зеркалом!, как, повторяю, отражается все то, что происходит в небесах — в водной поверхности...
И словно знаем мы больше, чем увидели в жизни своей, узнали из книг мудрых... Словно матрица та, отражая, направляет отражение, и свободны мы лишь, как солнечные зайчики, отраженные от гладкой поверхности...
Свобода — свет!
Что рассуждать нам о чем-либо, когда прежде мы не можем решить вопроса о собственном происхождении, все — предположительно?
Небо, свет, поверхность, Слово, — все «должно» быть в мире внутреннем нашем, как и «должен» быть масштаб отражения — золотое соответствие, когда малое несет в себе все математические согласования большого...
Наше Я — световой поток, и, может быть, парадоксальный световой поток — как, допустим, хвост кометы...
…не вечно наше Я, как не вечен какой-либо огонь, какой-либо поток, не вечно конкретное, вечен вообще огонь, вечен вообще поток: вечен свет! Сам свет и есть то, что вне времен и вне пространств! Сам свет и есть вечен, преобразуясь в мире нашем внутреннем в подобие атома или подобие... матрицы...
И входит в нашу жизнь наше Я изначально трагично: осознавать мы будем миг, и миг один будет казаться нам всемирным центром.
Странный мир наш! Он временный и вечный! он конечный и бесконечный, он пределен всегда — в большом и малом, и — беспределен своей замкнутостью, открытостью, он удивителен своими повторяющимися технологиями...
Странный мир — миг в нем есть та же вечность: хотя вспышка едва видимой звезды ночью для нас не есть светлый день, для других же наш долгий и светлый день есть та же вспышка... Миг, вспышка с одной стороны и день с другой — несопоставимые понятия.
Странно: нас нет и мы есть, и космические бездны не только вокруг — они в нас; живем среди воздушной свободы, среди света и звука — всеобщего движения... и надо ли удивляться тому, что преобразованные свет и звук — основа наша!
Не вечно наше Я, но вечен свет, свет, остающийся на Земле, свет, подсказывающий нам, свет — зеркало, свет, обнажающий стороны времени;
не вечно конкретное, но вечно отношение, что воссоздает ответы;               
неизбежным было Слово в свободном воздухе, Слово — связь;
...звук и свет создали и безмерно обогатили внутренний мир — все тайны движения в нашей памяти: прочтем ли свое время?

Из работы  «Человек и Бог»

Наше Я

…внутренний мир наш есть то, что уже существует само по себе: именно в нём рождаются внутренние образы, предчувствия (?), формируются понятия, он пронизан памятью, бесшумно взрывается в нём  мгновенное таинство осознания…
Мир внутри нас и то, что освещается своеобразным микролазером – нашим Я, которое часто на острие осознания, но ещё чаще – «свободно»… Принято считать, что то, что осознаём мы – область сознания: мы можем описать эту область, объяснить. Принято считать, что сознание – это память самого себя, основа именно человеческих отношений.
Но осознание! Это высшая степень взаимосвязей всего внутреннего мира перед миром внешним, это, действительно, озарение…
Наше Я – это тот «сгусток» бесплотного (!), неуловимого, лёгкого, мгновенного, что может быть в любой «точке»  внутреннего мира, в любой точке внешнего мира, в любом его времени, – в действительности, в воображении, (сновидении?)… Неуловимо Я потому, что мы не можем представить его природу, «зафиксировать» в какой-либо пространственной точке, напротив, даже «рядом» с исключительными для нас жизненными фактами оно не «остановленное», в непонятном и «вечном» движении…
…оно как бы есть, и как бы прозрачно, оно – мгновенное твёрдое знание основ всего Мира, и оно же – удивление перед самой беззащитной конкретностью этого Мира… Кто скажет, что есть Я?
Иногда этот «сгусток» как бы разбалансирован, рассредоточен: кружится голова, делается нами всё по инерции: после сна? во время болезни?
А память? Это порядок, лучше – упорядоченность всего того, что поступало в наш внутренний мир от органов чувств. Что определяет упорядоченность поступающей информации?
…наше Я, действительно "всюду»: всё наше сознательно приобретённое – память, оценки, всё работает при невидимом свидетеле. А Я и на острие разговора, «размышления», и – незамечаемо «машинально»,  отсутствующе созерцательно (словно теряется в ворохе невостребованных нами событий), и – предельно адекватно к ситуации – немедленное руководство к действию… Настолько предельно к ситуации, что перестраивает всю физиогномику поведения!
Протей наше Я!
…и сквозь наше Я проходит какая-то сила, невесомая и неостановимая, и мы, как «самоидентифицирующаяся» личность, – при ней, при этой силе…И «всё» умирает с нами?? Как в это «верить»?
Наше Я «оживляет» внутренний мир, сознание, и осознание может быть только с нашим Я: это одно и то же?  И память раскрывается только в присутствии Я (или не всегда?).
Имеем мы пульсирующуюся собственную сущность неизвестной природы и удивительной всеприсутственности: подле каждого факта! подле каждого момента! И одновременно в уже бесконечном прошлом или будущем…
«Орбиты» нашего Я во внутреннем мире постоянно неуловимы; эти «атомные» орбиты Я, может быть, действительно имеют аналогию с «орбитами» электронов в атоме… «Видел» ли кто-нибудь их? Их вычисляют, но какова природа их?
Не  наше ли Я  во внутреннем мире организует «структуры» внутреннего мира? сознания? Или – «всё» загорается одновременно? Как бы там ни было, но «пространство», что имеем мы в «голове» парадоксально к внешнему – земному – миру… Но, думается, оно не может не иметь питающих его связей с этим – земным – миром: а в нашем, земном, мире – небо и земля, в нашем, земном, мире – земная тяжесть и небесная свобода, в нашем, земном, мире – так необходимый всему живому круговорот большинства  веществ и, наверное, большинства  элементов, без чего (круговорота или обмена) никакая структура на Земле невозможна…
Вот отчего и был выдвинут «небесный принцип строения внутреннего мира». А сам парадокс в том, что и Земля, имеет как космическое тело также «родственные» связи со Вселенной всей: тяжёлая печать микромасштаба неизбежна. Ибо иметь причину в самом себе (свободу мысли и поступка) как иначе вы можете понять?
 Потому и происхождение человек имеет не только  животное, и не только общеземное (макромасштабное), сколько «всего» звёздного Мира…
И весь вопрос, естественно, открыт: как? Как наше Я, органичное тому земному (и небесному! и звёздному!) миру заставляет нас любить, страдать, как наше Я «просчитывая» мельчайшие варианты следствий того или иного шага, «сознательно» выбирает один из них… Всё же: наше Я – результат чего? Кого?
Наше неповторимое Я – что это?

Слово

…что в наземной воздушной среде создавало человека? Свет? Да, ибо только пространство света вызывало к жизни зрительные рефлексогенные структуры, без которых мы не сможем воспринимать, тем более адекватно, свободный воздушный мир вокруг; и свет воссоздавал и воссоздавал внутри нас конкретные образы
Но  свет  «терялся» в «поисках» конкретного имени, ведь образ всегда предельно конкретен: как идентифицировать конкретные образы в  поведении, памяти?
И Слово (звук) преобразовывало это многообразие внешнего,  ибо только Слово могло упорядочивать, а, значит, и осмысливать это внешнее 
Слово выражает (определяет, классифицирует, иногда прямо идентифицирует, приводит в порядок…) всё внешнее, находя всем внешним подробностям и «время и место». Вне слова человека нет.
Воистину, наш внутренний мир сложен из принципиально разной природы – природы преображённого света и природы преображённого звука – Слова
Но Слово бессильно перед конкретным образом: описывая словами нечто конкретное, мы вряд ли сможем добиться той «узнаваемости» конкретного, что мгновенно, например, реализуется иным путём – светом
слова выражают мысли
… что вообще есть мысль? Что за Неведомый порядок соприкасается с нами, и мы «чувствуем» его отдельными мгновенными прозрениями – мыслями! И не ко всем нам приходят нужные мысли! Не определив мысль, мы не можем определить, что есть ум…
 …как же мы «думаем»? – летящими Словами? Или всё же Слова, язык – не только наша личная попытка дать Имя, т.е. средство общения, но более – «ловчая сеть» для мыслей? Мы ведь, буквально ловим готовые мысли! И само мышление нам неведомо: «всё», что можем мы – «про себя» говорить обретённым языком…
Но слово, а не мысль (кому бы она ни принадлежала) вырывает нас из животного мира: и пусть один специалист излагает здесь весь сложнейший физико-физиологический механизм звучания Слов, но пусть другой специалист (или другие специалисты) нам укажет на всю гамму восприятия и оценок Слов: как же создавался человек?
Слово создало человечество и в нём человека. И человек – существо не индивидуальное (!), но общественное: Слово в одном человеке немедленно воскрешает человечество.
Но Слово во многом тайна; как возникло оно (постепенно, если следовать всё ещё доминирующей среди эволюционистов гипотезе или – «сразу»)? что мы вообще знаем о том, как, например, передают информацию друг другу животные одного вида? А слова? Как всё же они соотносятся с мыслями? Действительно, лишь улавливают (определяют: находят!) мысли, или, как указывали психологи, сами их порождая… Но как?
Какие-то крупные арогенезы (airo – поднимаю) в основе происхождения человека. Какие?
И Слово есть такой вид информации, что остальной весь мир описывается им, оценивается, уравновешивается…  И «где бы» не «находилось» наше Я, рядом с ним – Слово, воссоединяющее  время, воссоединяющее всё вокруг.
Именно со Словом для людей началось время: вся его натянутая тетива становится зримой (зрячей): Слово воссоздаёт (не повторяя!) любое богатство внешнего мира, соперничает с ним
Слово – наша защита от всевозможных сил, но и слабость: начинаем жить в напряжении только одних… И как же Слово может унизить нас (например, лестью), закрывая возможность для самоанализа, для «критического» восприятия действительности!, и как оно, одно-единственное, может буквально подрубить всю взлелеянную конструкцию наших взглядов, так же, как и одно единственное, может возвысить нас, придав нам не замечаемые ранее силы…
Слова (информация) «держат» наш внутренний мир(?): всё в том же самодостаточном равновесии, как и мир внешний, иначе рассыплется  «всё»
…информация в системе должна быть истинной (правдивой), то есть, доносящей реальные силы, реальное напряжение: фальшивые Слова разрушают систему, разрушают общество (Ф.Ницше!). Слово, язык, «держит» человечество, выправляет его (направляет?): когда же фальшивые слова выпадут из информационного пространства как лишние?
В мире неживом информация жестка: она есть единственная связь. А в мире людей? она – оценочна: и более жёсткая и более мягкая. Так, какая же она?
 …у нас есть Слово:
Слово – взаимосвязь наша человеческая; Слово – Бог; и Слово – путь к Богу…
 Слово – нам Имя, всему Имя, и Слово – путь к Имени

Из работы «Бремя жизни»

 Твоё Я

Может быть, здесь ключ ко «всему».
Не тогда ли оно появляется, когда человек овладевает языком? Или раньше – с первых воспоминаний? ведь  эти воспоминания заведомо более «ранние»? А мысль – что это? «Свёрнутая вовнутрь речь», как указано в одной из монографий ещё советского времени? Но твоё Я – оно «тоньше» (как это выразить?), оно (само!) может быть и без мыслей (или – облегает мысль?)?...
Твоё Я неуловимо.
 Оно и «сливается» с сознанием (лучше – внутренним миром), и такой человек непосредственен, «целостен» при оценке его со стороны. Такой человек, может быть, и «мыслит» едва ли не действиями, образно; его Я, его осознание – непосредственный импульс (в творительном падеже); он осознаёт себя через окружающий мир,  через то время, которое он непосредственно переживает… И сам с собою он не может быть наедине, ему постоянно кто-то нужен…
У других Я как бы «отдельно» от памяти, от его же сознания в целом; внутрисознательная его жизнь, конечно же,  отталкивается и зависит от реальной  внешней жизни, от других людей, в частности, но решительно не подчиняется внешнему давлению, мгновенно находя неуязвимую линию поведения (в высшей степени логичную для него, если бы он и вознамерился её обосновать)…
И что «тогда» его собственное Я? по каким просторам оно пульсирует? Словно в первом случае оно существует в беспрестанном объединении непосредственных знаний (и действий), а во втором –  лишь  иногда пронзает и память, и  всю толщу сознания… «Где» оно?
В первом случае оно актуально,  во втором – более потенциально, как, может быть, сказали бы философы.
Как же «устроен» человек? Ведь не было его когда-то! и вот – воссоздался на нашей прекрасной Земле… Что именно «свободно» в нашем сознании? не подчиняющееся никаким законам тяготения?
…иногда Я – словно «ощущение» себя со стороны (!), и – постоянный самоконтроль, «самоидентификация», самооценка… А иногда Я – словно пропадает, временно, чтобы незаметно снова «появиться»… Что есть Я? Протей?
Оно автономно (!). Дерзко. …Оно в высшей степени жертвенно, духовно, но оно и низменно, угодливо, даже преступно…Это оно управляет человеком!
«Впереди планеты всей» Я: какие же физические силы «создают» его? в этой самой тонкой «материи» и спрессованы самые таинственные ответы. И подчиняет это таинственное и Великое Всеприсутствие наши дела, наше тело, наши мысли (?), и воспринимаем мы у других это Всеприсутствие – через слова и действия…
Ведь в начале (человека) было не просто Слово

Из работы «Натура – культура»

 Сознание – подсознание

Уже сто лет прошло с тех пор, как знаменитые европейские  психологи представили нам своё видение структуры сознания; но как на «самом деле»?
Да, подсознание указует на связь с животным прошлым, на целые (самостоятельные) «архетипы» бессознательного,  да, бездна информации сокрыта в подсознательном, но  как прочесть его?
…ты сориентирован в каждый момент бодрствования по отношению к своему недавнему прошлому, твоё Я «охватывает» ближние и дальние цели твоего поведения, ты помнишь о долге, и постоянно и последовательно все блоки памяти словно освещаются «со стороны» твоим Я: весь внутренний мир твой открыт течению жизни! это сознание твоё…
Сознание – это мгновенная  и постоянная связь с «проверенным» тысячи раз окружающим тебя внешним миром, это мысли, которые ты считаешь своими (ибо «рядом» всегда твоё Я), это «всё» выстраивающееся за твоим Я знание – упорядоченная и бесконечная потому информация…
А подсознание (бессознательное)?
… «всё» спрессовано «там» (в целое?): там ли рождаются мотивы поступков, анализируемые постфактум?  Там наши инстинкты, так упакованные в «конфетные» обёртки воспитания? Там ли наши предчувствия и «оттуда» ли наши интуитивные прозрения? …и осознание иногда оказывается словно смешным, ненужным, потому что оно – не сколько мгновенный охват и оценка ситуации, сколько только взгляд вперёд…, оно уже запаздывает! Оно как на волне, оно послушно сопровождает
И мы знаем,…что за «спиной» сознания, Я – что-то мощное, подстраховывающее нас! словно Я заодно и с другими людьми, и со всей природой Земли… Словно Я – выразитель не только себя лично, но чего-то необыкновенно многого
Но  в твоём внутреннем мире ясно и понятно тебе только «там», где ты вербально охватываешь смысл «вещей и явлений», где ты словно освещаешь их  словами, а «всё» что за пределами света – подсознание?
Я проявляется в раннем детстве, и оно для нас неуловимо пространственно, ибо оно «рядом» (где?) с отражением мира, с ощущением каждой вещи и каждого явления… Я – неуловимая пульсация, словно Я – гигантская копия атома: оно есть следствия и причины, но – где?
Твоё Я свободно и в настоящем, и в будущем, и в прошлом: и «всё», что в его фокусе – «оживает», наполняется смыслом… Можем мы командовать собственным Я? Нет, только обратные связи «убеждают» Я менять «точку зрения». Обратные смысловые связи.
Можем мы сказать, что наше личностное – это «всё», и бессознательное и сознательное? Нет, наше личностное – в пределах осознания, в пределах доступности выразить словами, иными знаками то, что мы чувствуем; однако, и понятное одному разумному человеку часто остаётся недоступно другому (разумному) человеку, т.е. и сознательное (для одних людей) остаётся за пределами (других)…
Но если одна личность «больше» другой, можем ли мы сделать вывод о том, что «меньшая» не обладает сознанием?  Нет,  сознание или есть или его нет
…всё сознательное твоё может обладать неимоверной силой: в мгновенья озарения, в минуты любви, и может перестроить всю оставшуюся твою жизнь!
и всё бессознательное твоё может подпитывать тебя неиссякаемой энергией – природным,  жизнеутверждающим!
Замечательное создание – человек!
 чело века

 Границы нашего Я

Родина нам – микромир (Вселенной) и макромир живых Земных ландшафтов
Родина нам – Мир весь…
Мысли – «подсказка», руководство; мышление, т.е. процесс управления подсказками человеком, невозможно по определению (оно - не наше): наше же «мышление» – внутреннее  («про себя») говорение – тяжеловесно, вербально: «В начале (человека) было Слово….»
Остаётся Я
Какой оптический эффект («карманное зеркальце» по выражению философа?) заманил свет в мозг высокоорганизованного существа? какая (прочная!) иллюзия (и иллюзия ли?) воссоздаёт человеческое Я?
И поглощает Я – информацию, и не может насытиться ею, словно Мир весь бесшумно (незаметно) перекачивается на неизвестный носитель (исчезает в нас?)
Кто мы ?
*
и есть ли  границы нашему Я?
Они в неповторимом и неповторяемом присутствии нашего Я в любом (любом!) уголке Вселенной… Лишь иногда ты никак не можешь «сориентироваться», оказываешься в хаосе
Нет границ?
А наше Я «при этом» существует «само по себе» – независимо от всего внешнего (!): от всего на свете?
Границы нашего Я естественны, как естественно его рождение: но как? как рождается ещё один внутренний мир?
Границы нашего Я – само движение, безостановочное; как выглядит это движение (как выглядит атом?)? даже забывшись, мы ловим себя на том, что вдруг оказываемся «далеко-далеко». Где?
Может быть: границы нашего Я – от животного, от немыслимого разнообразия жизни до запретов (впечатанных (!) словами), т.е. – до человеческого?
Как – Вселенная, когда-то имеющая бесконечную плотность и бесконечно малые размеры, теперь – бесконечные пространства…
Нет границ: и, может быть, человеку «правильно подсказали» о системе запретов в «своё» время?
Тогда мысли нам – спасение
*
Что есть человек?