Плес

Светлана Борисовна Волкова 2
     В середине восьмидесятых годов предложили мне на работе перед отпуском путевку в дом отдыха в Плес.  Я, конечно, не отказалась. Приехала туда в назначенный день еще до обеда. В Плесе была впервые, не знала куда идти. Спросила у прохожих, дорогу мне сразу же показали, и вскоре я была в доме отдыха.  Комната, что мне выделили, была рассчитана на четырех человек, но моих будущих соседок пока не было. Не зная чем заняться, пошла погулять. Далеко идти, однако, не решилась. Город я не знала, к тому же в любой момент могли приехать мои соседки, а ключ от комнаты был у меня. Подошла к веранде, там сидело несколько женщин, они играли в лото, и меня пригласили поиграть вместе с ними, я согласилась. Играла, впрочем, недолго, вскоре ко мне подошла женщина, спросила из какой я комнаты, я ответила. Оказалась, что ее поселили в эту же комнату. Женщина сообщила о себе, что ее зовут Катя и она из Москвы. Немного погодя подъехали и две другие мои соседки: Таня и Надя.  Таня была из Кинешмы, а Надя из какой-то деревни Ивановской области. Все они были старше меня: мне, в то время было уже около тридцати, Тане и Кате немного за тридцать, и только Наде было уже под сорок.
     Мы разговорились. Катя сообщила о себе, что была уже дважды замужем и оба раза неудачно, и больше замуж ей не хочется. Таня рассказала, что она не замужем, но у нее есть приятель, с которым она встречается, грустно вздохнула, что очень редко. Надя была замужем, но, видимо неудачно, долго и очень нудно перечисляла все грехи мужа. Мы, младшие, рассказав в первый день о своей личной жизни друг другу, больше об этом не упоминали, Надя же каждый день рассказывала какой у нее, такой хорошей,  дурной муж, причем почти одними и теми же словами. Мы с Катей и Таней каждый день убегали куда-нибудь гулять, звали и Надю с собой, но ей гулять не хотелось, она, кажется, из комнаты только в столовую выходила. А мы втроем быстро облазили весь город. А он был интересным. Вспоминался сразу Мельников-Печерский с его книгой «В лесах. На горах». Вот Плес это и был город на горах. Там если ты не поднимаешься в гору, значит, ты с горы спускаешься. Конечно, ходили на Волгу, и выкупаться и просто полюбоваться на реку и плывущие по ней теплоходы. Но в первую очередь сходили в дом-музей художника Левитана. Полюбовались на его картины:  «Вечер на Волге», «Берёзовая роща», «Вечер. Золотой плёс», «Тихая обитель», «После дождя. Плёс» и другие. Кроме картин Левитана в музее находятся подлинники Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Алексея Степанова, ученицы Левитана Софьи Кувшинниковой и других художников.  В отдельной витрине выставлены личные вещи И.И.Левитана, подаренные музею родственниками художника. Во втором зале – экспозиция картин Левитана и его друзей.  В центре – скульптурный портрет художника работы Г.П.Гутмана, переданный в дар музею из фондов Государственной Третьяковской галереи. 
     Вот так и проходили наши дни в Плесе, но приехали мы туда всего на три недели и они уже заканчивались. А за несколько дней до отъезда домой нам предложили съездить на экскурсию в Порошино на дачу Шаляпина. Таня, к сожалению, уже уехала из Плеса, ее срочно вызвали на работу, Надя ехать никуда не захотела, а мы с Катей решили посмотреть на эту дачу.
     Отправились мы туда утром, после завтрака, на небольшом теплоходе. До Порошина было недалеко, всего пять километров. Расположились мы на открытой палубе и всю дорогу любовались Волгой и ее живописными берегами. Наконец причалили к берегу и уже пешком за несколько минут дошли до дачи Шаляпина. Там нас уже встречала экскурсовод. Она рассказала нам о даче Шаляпина, на которой, однако, он никогда не жил. Весь рассказ экскурсовода и в дальнейшем был того же рода: вот самовар Шаляпина, из которого он никогда не пил чай, вот еще какие-то вещи, которыми он никогда не пользовался. Все это потому, что, хотя  дача Федору Ивановичу и понравилась, она, находилась неподалеку от Волги, но из ее окон реку, как это хотелось Шаляпину, было не видно. Поэтому он только посмотрел на дачу и уехал к своим друзьям Шулепниковым.
     После экскурсии мы, на том же теплоходе, вернулись назад в Плес. А после обеда по всему дому отдыха разнесся тревожный слух: одна из пожилых женщин, отправившаяся с нами на экскурсию в Порошино, оттуда не вернулась. Все сошлись на том, что утонуть, упавши с теплохода, она не могла. Теплоход был маленьким, кто-нибудь это обязательно заметил бы. Решили, что она по какой-то причине задержалась в Порошине и опоздала на теплоход. Ждали, что она вскоре придет, ведь Порошино совсем недалеко от Плеса, но она даже и после ужина не появилась. Не было ее и на следующий день на завтраке, и только после обеда она появилась и мы узнали про ее приключения.
     Оказывается, когда все шли на наш маленький теплоходик, намереваясь ехать в Порошино, она села на большой трехпалубный теплоход, совершавший круиз по Волге. Там довольно поздно заметили «зайца», уже около Ярославля.  Доложили капитану, тот, очень рассерженный, вызвал милицию. Так что когда теплоход причалил к берегу, женщину уже ждали. Милиционер спросил ее, почему она села на этот теплоход, она простодушно ответила, что ехала на нем на экскурсию в Порошино на дачу Шаляпина. Тот очень удивился: Ярославль много выше Плеса по течению Волги, а Порошино пятью километрами ниже Плеса. Попытался объяснить женщине, что такого не могло быть, на этом теплоходе она никак на дачу Шаляпина попасть не могла, та стояла на своем. Милиционер, подумал, подумал и повез даму к психиатру. Тот выслушал милиционера и женщину, долго смеялся, однако решил, что с психикой у нее все в порядке, а что теплоход перепутала, ну так, бывает и посоветовал отправить ее обратно в Плес, что и сделали. Конечно, Волжское пароходство было недовольно тем, что отправить даму в дом отдыха пришлось за их счет, но делать нечего, и она прибыла в Плес на не менее шикарном теплоходе, чем тот на котором она ехала до Ярославля. Народ в доме отдыха, узнав все это, тоже посмеялся, больше от облегчения, что с женщиной ничего не случилось.
     А вскоре после этого пришло время прощаться с соседками по комнате и ехать домой. Позже я часто вспоминала этих трех женщин, и мне всегда хотелось думать, что все у них в личной жизни наладилось, что все у них теперь хорошо.


На фото дом-музей Левитана в Плесе