Охота на Унабомбера

Юрий Язовских
Нелегко снять захватывающее кино на основе реальных событий, к тому же весьма недавних, о которых публика знает из сообщений СМИ. Американский сериал "Охота: Унабомбер" (2017) базируется на хорошо известной истории 20-летней давности. У нас о террористе Теодоре Качинском вряд ли помнят многие (мы и своих-то террористов забываем быстро), но взрослые американцы должны быть в курсе, кто такой Качинский по прозвищу Унабомбер. Этот борец с индустриальным обществом 17 лет рассылал посылки с бомбами по разным адресам, а его никак не могли поймать (в результате взрывов бомб были убиты 3 человека и ранены более двадцати). Поскольку основными адресатами посылок неизвестного террориста были университеты и авиалинии, в СМИ ему дали прозвище УнАбомбер. В конце концов, Качинского поймали и приговорили к пожизненному заключению. Когда финал детектива известен, то как снять на этой основе хороший детективный сериал?… Создатели "Охоты" пошли другим путем и под видом детективной истории сделали производственную драму о внутренней "кухне" ФБР с элементами триллера. В результате мини-сериал о поимке Унабомбера получился настолько захватывающим, что все 8 серий смотрятся на одном дыхании.
 
Напряжение в сериале базируется на неуловимости Унабомбера. Отнюдь не случайно, что его ловили так долго. Дело не в низкой квалификации и головотяпстве агентов ФБР, а в том, что для поимки очень умного и до крайности острожного преступника стандартных методов работы бюро было явно недостаточно. А нестандартные действия сыщиков привели к юридическим проблемам. Даже когда Качинский стал главным подозреваемым, у ФБР не было бесспорных оснований для обыска его дома, чтобы раздобыть доказательства виновности. Это в России можно ворваться в любую квартиру (дом) и убить всех, объявив их позднее террористами. ФБР так не работает. Им был нужен ордер на обыск, подписанный судьей, и сама по себе история его получения выглядит как настоящий триллер – скучная бюрократическая процедура снята создателями сериала так, что оторваться от экрана невозможно. Но когда обыск был проведен и преступник арестован, то появились серьезные сомнения, что суд примет улики, полученные в ходе обыска, из-за сомнительного основания для его проведения. Уголовное дело могло развалиться по формальным основаниям, а Качинский выйти на свободу…

В любом криминальном фильме зритель наблюдает противостояние между силами Добра и Зла. Мне показалось, что в "Охоте на Унабомбера" это правило было нарушено. В сериале есть история о том, как псих-одиночка бросил вызов обществу и подробно рассказано, как ФБР пыталось остановить Качинского, но главная сюжетная линия все-таки иная. По большому счету это сериал о том, как антипод Качинского - агент Фицджеральд сражается против всех. Чтобы поймать неуловимого террориста и засадить его за решетку, Фицджеральд ведет интеллектуальное сражение не только с умным и острожным преступником, но и борется со своими коллегами, начальством, семьей и самим собой. И побеждает всех. Он очень похож на Качинского – он тоже одиночка по своей натуре, и также психически нестабилен, как и Унабомбер.

Драматизм в этом кино не только в том, что умирают люди, а террориста никак не могут поймать. В сериале мы видим и трагедию самого Качинского, который был не обычным социопатом, который вступил в вооруженную борьбу с индустриальным обществом, а талантливым подростком, который не смог вписаться в общество, которое его пережевало и выплюнуло. Здесь и драма агента ФБР Фицджеральда, который внес решающий вклад в поимку террориста (по фильму), но почти разрушил свою жизнь из-за Качинского, будучи по-настоящему одержимым его поимкой.

У сериала не только добротный сценарий, но и удачный кастинг. Агента Фицджеральда сыграл Сэм Уортингтон, который начинал на телевидении, но потом стал сниматься в кино-блокбастерах ("Аватар", "Терминатор-4"..) и про свою альма-матер подзабыл. А зря – именно на ТВ сейчас выходят наиболее достойные кинопроекты. Та же история и с Полом Беттани (Качинский), который имеет сходную биографию. У Беттани роль в сериале оказалась даже поинтереснее, чем у Уортингтона, поскольку ему нужно было сыграть опасного террориста так, чтобы он вызывал не только ненависть, но и сочувствие у зрителя. И Беттани это удалось. Не удивлюсь, что кто-то из этих ребят получит кинонаграды за свои роли (если никто внезапно не вспомнит, что эти парни кому-то подмигнули лет 15 назад или косо посмотрели на какую-то очумелую голливудскую бабу…).