О Рекламе

Василий Ерёмичев
                О    Р Е К Л А М Е

    Автору этих строк привелось пожить в разных «эпохах» развития общества народов нашей страны. Говорю это без сарказма и без желания раздавать ярлыки любого цвета. Было время, совсем не плохое время, когда почти каждый взрослый человек точно знал, что чтобы хорошо жить, надо хорошо работать. Нисколько не идеализируя то время, можно сказать, что и реклама тогда была, но она сводилась скорее к пожеланиям и рекомендациям. Например, «Храните деньги в Сберегательной кассе!» или «Летайте самолётами Аэрофлота!».

    Была, конечно, и другая реклама, но она не делала погоды ни в прессе, ни на телевидении. Никто не мешал зрителю смотреть кинофильмы, концерты и общественные передачи. Сделаем большую паузу, чтобы каждый мог высказать по этому поводу своё личное мнение.

    И вот наступает эпоха ХАОСА. Десятки лет нас пытались «зомбировать» картинками заграничного «рая» с его пресловутыми свободами, обилием всего-всего, сдобренного сверх нормальным количеством рекламы всех видов. Поскольку я пытаюсь проанализировать именно влияние рекламы на жизнь среднестатистического человека, то о других достоинствах и недостатках общества частнособственнического хаоса говорить здесь не буду.
 
    Итак, реклама. Уже в самом конце 80-х мы с ней познакомились воочию. Первое впечатление от нашей, теперь уже родной рекламы было удивительное её сходство с творчеством Никифора Ляписа из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Дикий примитив и безвкусица. Но по всем законам жанра реклама давала деньги, большие, бесконтрольные деньги работникам, а точнее, руководителям СМИ. И поэтому, пользуясь нормой «разрешено всё, что не запрещено законом», этим руководителям СМИ стало абсолютно наплевать на этику, эстетику и интересы читателей газет, телезрителей и вообще на всех нормальных людей, не получающих доходов от рекламы в свой карман.

    Реклама стала звучать в любое время, прерывая любые политические и эстетические программы, концерты, кинофильмы, вплоть до детских «мультиков». Зачастую, сидя за ужином в кругу семьи можно узнать о ценах на спирт-ройял, или что происходит при соприкосновении детской кожи с мочой, если не купишь дорогие подгузники. Более того, решается вопрос, кто пойдёт за «Клинским», или какие сигареты круче, потому что их курят «звёзды». Могут даже показать, как делать эпиляцию в интимных местах и многое-многое другое, причём всё это с издевательской наглостью по отношению к зрителям. Причём сама реклама здесь не виновата, она неодушевлённая, виноваты люди, для которых деньги, получаемые от рекламодателей затмили все ценности, оставив одну – Золотого тельца. И как же лживо выглядят эти «руководители», порой представляя себя зрителям в облике радетелей «за развитие культуры и нравственности народов нашей страны от Москвы до самых до окраин».

    Вторым существенным фактором вхождения рекламы в нашу жизнь стал бурный рост открытого мошенничества. И самое печальное здесь то, что на удочку мошенников попадаются самые честные и самые порядочные люди. Государство же никак не реагировало, да и сейчас не шибко реагирует на проделки мошенников.

    Понадобилось десять лет, чтобы депутаты Государственной Думы поняли, что нужен закон о рекламе, который хоть что-то регулировал бы. Закон, естественно, при мощнейшем лоббировании был принят, он кое-что запретил, но мошенничеству оставил широчайший простор. И все мошенники открыто представлены адресами и подробнейшими данными о своей деятельности, но их никто и не собирается заставить просто работать. Стало даже в ходу выражение «делать деньги», не зарабатывать, а именно «Делать». И куда только делась классическая политэкономия с её чёткими, объективными законами экономической жизни общества?

    Очень многие из нас вышли из того времени, когда в СМИ была представлена в основном правдивая информация и мы привыкли многому доверять. Естественно, для мошенников это манна небесная и они делают своё чёрное дело, не напрягаясь, и даже не скрываясь. Везде представлены точные адреса мошенников и все их данные. А правоохранительные органы не только не борются с мошенниками, а создают впечатление, что они работают совместно.

    Даже не интересно приводить примеры, которые у всех на слуху. Скажу лишь о самых наглядных. Сколько гневных слов по поводу микрокредитования под тысячные проценты с последующими криминальными выбиваниями долгов коллекторами. Но неужели так трудно на любом заседании Государственной Думы принять поправку к соответствующему Закону, в которой определить предельную ставку процента по кредиту для всех «ростовщиков» на уровне крупного банка, а все превышения этой ставки считать уголовным преступлением, а коллекторов вообще внести в уголовный кодекс в качестве преступников.

    Вторым важнейшим вопросом считаю медицинские проблемы. Внедрение платной медицины  - абсолютно безнравственное явление само по себе. Жизнь за деньги, здоровье за деньги, врачи, для которых главным в профессии стал не пациент с его болью, а кошелёк пациента с его содержимым. И это – цивилизационная ценность? Нет, это – цивилизационная мерзость. Более того, при явном попустительстве Министра здравоохранения во всех СМИ рекламируются новые изобретения возможно и очень достойных медиков. Новые препараты и аппараты медицинского назначения, и их сразу предлагают купить частным порядком. Все самые сложные болезни обещают вылечить за дни, в крайнем случае, за недели.

    Когда об этих препаратах и аппаратах спрашиваешь в больнице или поликлинике, то практикующие врачи, как правило, об этих вещах или не слышали, или не применяют без указаний Минздрава. Ну запретили же в своё время рекламу табака, спиртного и наркотиков. Неужели нам ещё годы слушать «сказки» Елены Малышевой и  подобных ей популяризаторов новинок?

    Неужели трудно узаконить правило, по которому все эти изобретения после клинических испытаний должны поступать, прежде всего, в стационарные больницы, а после получения положительных результатов и достаточной статистики продаваться через государственные аптеки и только по рецепты врача? Изобретателей это не остановит, а мошенникам создаст серьёзные трудности.

    Немного о телевидении. Видимо долго ещё телевизор будет «членом семьи». Стало много каналов, много самой разнообразной информации. Но вся «красота» телепрограмм оказывается подпорченной запредельным количеством рекламы и бесконечных анонсов. Только что выступления президента страны не прерываются «уходом на рекламу». Думаю, что навести твёрдый порядок в размещении рекламы и анонсов по месту и времени совсем не трудно, если руководить этим будут хозяева каналов и руководство СМИ, а не рекламодатели с толстым кошельком. Вопрос в том, кто для кого?