Симон волхв - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Симон волхв (Simon m;gus)
Венгрия, 1999
Сценарист и режиссёр – Ильдико Эньеди
В главной роли – Петер Андораи
Жанр - сюрреалистическая драма, артхаус
_________________________
Взяв за основу апокрифические предания о человеке, упомянутом в весьма характерном эпизоде в Деяниях Апостолов, Ильдико Эньеди сняла необычную картину, очень поэтичную, где действие переносится в наши дни. Фильм можно было бы назвать чудесным, если бы вся метафорическая область не была перевёрнута с ног на голову. Ну, вероятно, Эньеди – современная последовательница раннего гностицизма, ибо только в первые века христианства гностики пытались изобразить апостолов как отступников от Слова Божия. А может быть, религиозные вопросы ей индифферентны, и она просто взяла интересную древнюю историю, чтобы с её помощью рассказать о любви. А может быть, у неё была другая задумка, ибо фильм трактовать можно по-разному, это скорей кинопоэма, медитация, чем киноистория.

Напомню, что библейский Симон волхв – это известный в Самарии маг, который творил невероятные чудеса и имел множество последователей, его отличал столь суровый прагматизм, что он даже пытался выкупить у апостола Петра секреты «владения» Святым Духом, после чего был вразумлён и покаялся. По апокрифическим сведениям, его (а может быть, другого человека, известного под именем Симона волхва) не отпустило желание прославиться и разбогатеть за счёт религии, и он, объявив себя божеством, основал чуть ли не первую гностическую секту с причудливо подогнанным под Христианство учением. Одна из версий, по которой он погиб – это его состязание в Риме с апостолом Петром (тоже Симоном – до встречи с Христом), где он проиграл, а затем совершил неудачную попытку восстать из гроба на третий день. Этот момент обыгрывается в фильме в оригинальной трактовке.

Фильм начинается как классическая увлекательная детективная история – в Париж слёзно умоляют приехать человека по имени Симон для расследования убийства. Он соглашается, но требует за работу сто тысяч франков, которые вскорости получит и внимательно пересчитает. Вообще эта деловитая практичность в Симоне удивительно сочетается с пребыванием в состоянии «не от мира сего». Он словно существует в другом пространстве-времени, чем остальные люди, а прагматизм – это якорь, позволяющий ему зацепиться за реальность. В общем, интересный образ получился. Картина очень быстро съедет с детективных рельсов и покатится куда-то (скорее ввысь, чем под откос) в своём собственном направлении. Вскорости появится и фокусник, иллюзионист Пётр, внешне почему-то больший похожий на Павла, а внутренне – так пародия на реального Симона волхва – Пётр Эньеди очень озабочен соперничеством со своим старым знакомым, ему требуется, кровь из носа, признание волхва, он даже готов поделиться с ним своими секретами…

Третий значимый персонаж фильма – девушка, в которую влюбляется Симон. Любовь – это самая красивая сюжетная линия картины, именно благодаря ей у фильма получился просто потрясающий финал.

Приятно было узнать, что в венгерском кинематографе, помимо всемирно известных Белы Тарра, Нимрода Антала и Ласло Немеша, есть также имя Ильдико Эньеди. Неплохо, очень неплохо для столь маленькой страны. 8,5 из 11