Письмо ушедшему Другу

Малунин Дмитрий
Звонок от тебя на сотовый в начале первого. Что за бред? Ты же не звонишь поздно никогда. Первая мысль – случайно набрал, мало-ли… Сбрасываю, в полусне отправляю сообщение: «Сплю».
Утром, вернувшись с пробежки обнаруживаю снова от тебя пропущенный в 7:35. Перезваниваю. Отвечает Лена: «Дим, Гена в коме…»
Лет десть назад мы с тобой увиделись первый раз? Примерно. Помнишь? Я тогда был молодым начальником КБ. Самым молодым во всем отделе. Сколько по этому поводу ходило болтовни… А ты к нам пришёл таким рыжим, картавым и весёлым. Ну, я знал, что ты новый сотрудник в КБ электриков, что-то там проектируешь. Не смотря на возраст и опыт тебя оформили молодым специалистом. Это после всех твоих военных проектов, работе в море и прочего… Парадоксы нашего времени.
Ты тогда зашёл в кабинет и так легко поинтересовался: «Вы, товарищ начальник, говорят яхточку приобрели?»
Ох я какое раздражение я испытал в тот момент! Не успел купить яхту – весь отдел знает. Да и яхтой-то как это назвать? Луч-2. Маленький спортивный швертбот в разобранном состоянии без дельных вещей вообще. Всё, кроме лодки – самодельное. Да ценник смешной – пятнадцать тысяч рублей. Но тем не менее – яхта. Ох как же народ смотрел… Жуть. «Молодой начальник, яхту купил, видимо барыши лопатой гребёт, а мы горбатимся.»
Но в руке у тебя был листочек бумаги, на котором я рассмотрел чертёж бульб-киля. Вот тут всё моё раздражение как рукой сняло. Что это? Зачем?
Стоило задать мне всего пару вопросов, чтобы полностью изменить мою жизнь.
Ты позвал помочь раз, другой с работой по подготовке новой яхты. Не просто новой, а проекта GP-26!
И понеслось! Паруса, море, гонки. Шторма, победы…
Ты стал одним из самых близких людей. Не смотря на то, что знали мы друг друга меньше чем разница в наших годах. Не смотря на то, что у тебя за плечами опыта на десять жизней, а я – молодой салага, выходец из офиса…
Ты всех покорял своей непосредственностью, прямотой и юмором. Ты был великолепен в любой компании. Ты всегда достойно держался среди нас – простых матросов, и среди корифеев-яхтсменов, акул бизнеса и просто авторитетных людей. Ты всегда был собой.
Ты учил азам и тонкостям управления яхтой всех, кто обращался к тебе с просьбой объяснить. Порой даже в ущерб своему личному времени и личной жизни.
Я никогда не слышал от тебя негативных высказываний ни в адрес страны, нив адрес правительства, ни в адрес кого бы то ни было на этой планете.
Зол ты бывал только в моменты ляпов на гонке. Когда команда не справлялась с работой. Но после гонки ты всегда самым лучшим образом старался объяснить каждому его ошибку. Ты стремился из любого экипажа сделать идеальный. И у тебя это получалось и не раз!
В 2012 году ты позвал с собой нас, разбросанных по всей стране в Питер. Я с тобой из Таганрога, Макс-боцман из Екатеринбурга, Серёга – баковый из Брянска. У каждого из нас был мизерный опыт по сравнению с твоим. Но ты знал, что для каждого из нас значит работа в команде, яхта и море. Мы впервые увидели яхту, на которой предстояло пройти трехдневную регату в водах Финского залива в первых числа сентября, за час до отхода в клуб-организатор гонок.
Два дня перед гонками мы изучали лодку. По пять часов на воде. Гоняли все виды работ. Все повороты, все курсы. Постановку и уборку парусов. Швартовку и отходы. Старты и финиши…
И не зря. В своём классе мы стали вторыми! А в общем зачёте шестыми, при условии, что перед нами были только скоростные снаряды типа Open-800.
Это всё благодаря тебе. Твоему чутью, опыту и безудержной любви к парусам.
Ты чувствовал ветер как никто другой. Не раз я слышал знаменитую историю, когда ты на спор прошёл по Таганрогскому заливу с завязанными глазами удерживаю лодку в пределах пяти градусов по заданному курсу.
Ты чувствовал лодку как живой организм. И чувствовал экипаж как нервную систему этого организма. Твоя команда всегда была весела и азартна. Твои матросы всегда были сыты.
Никогда не забуду, как ты швартовал «Утреннюю звезду» после второго дня тренировок сборной команды из столицы. Костя был капитаном и ребята готовились к регате в Турции. Кот тебя пригласил как человека со свежим взглядом дать мастер класс команде. Меня ты позвал, чтобы я тоже поучился.
Мы работали два дня. В первый день скромно по кустикам искали ветер и тренировались в тонкой настройке парусов при слабом ветре. Вспоминали как это ходить не касаясь лодки, чтобы не давать ей качаться.
Второй день отрабатывали каждый на разных местах в условиях свежего ветра. Крутили восьмерки на фарватере, периодически сменяя друг друга на своём посту. Сколько мы тогда накрутили? Восемьдесят восьмёрок кажется. Без остановки! Не меньше точно.
К порту подходили прилично измотанные. Кажется Кот попросил тебя тогда пришвартовать яхту. Шкипер команды попросил скомандовать когда тебе лучше будет запустить дизель, на что ты недоумённо спросил: «Зачем?» Я помню изумленные лица команды в тот момент.
Ты просто скомандовал кому где стоять и что делать. Дал разгон лодке, скомандовал: «Майна стаксель!» и ювелирно завёл «Утреннюю звезду» в левый дальний угол П-образно расположенных понтонов, в единственное свободное место.
В полной тишине происходило следующее:
На борту команда человек десять. На понтонах и на причале яхт-клуба полно народу – воскресенье. Прямо в причал между пришвартованными крейсерами заходит уверенным ходом белая «Утренняя Звезда». Звучат в тишине команды:
- Майна стаксель! Готовить якорь!
- Готовить кормовые! Отдать якорь! Отдать кормовые! Одерживай!
Секундная пауза после крепления последнего кормового узла и яхт-клуб заполняется шумом аплодисментов! По-моему ты даже тогда покраснел слегка… И посыпались слова восхищения со всех сторон. С берега, с соседних лодок. Все не стесняясь выражали свои эмоции. Это было очень красиво!.. И это при условии, что эту лодку ты швартовал впервые!
Завтра похороны… Я пересматриваю твои фотографии еле сдерживаю подкатывающий к горлу ком. Я многое бы отдал ради возможности провести с тобой ещё один сезон на воде. Хотя бы одну гонку. Хотя бы одну тренировку. Да что там… Просто увидеть бы ещё раз твои наполненные жизнью и радостью голубые глаза и услышать твой смешно картавый голос...
Как же это больно…
Я очень верю в то, что ты сможешь прочитать это моё письмо. Глазами своих друзей и близких. Они вспомнят о тебе свои истории. У каждого есть своя, особенно важная и памятная.
И там, где бы ты ни оказался, пусть хранит тебя наша память и то неимоверное количество тепла и добра, которые ты оставил каждому из нас в этой жизни.
Благодарю тебя, что ты был со мной. Мечтаю вновь встретиться… Жму лапу и крепко обнимаю, дорогой мой близкий человек, Гена Межаков!