С высоты прожитых лет - интервью

Карл Шифнер 3
               
В декабре 2017 года моему соседу Якову Розенбергу исполнилось 90 лет. Мы знакомы с ним уже более десяти лет, но я до сих пор при каждой встрече удивляюсь его необычной собранностью, жизнерадостностью, умению с неподдельным интересом вступать в беседу на самые животрепещущие темы. Откровенность сочетается у него с доброжелательностью, эрудированность с умением точно и внятно выразить свою мысль. Всегда внимательный, тактичный к собеседнику. Он умеет не только интересно рассказать, но и выслушать. У меня создалось такое впечатление, будто он никогда ничего не забывает. Уже перешагнув 80-летний рубеж, освоил компьютер и ведёт активную электронную переписку со своими друзьями и знакомыми, которых у него немало на Родине и в разных странах. Нередко встречаю его на прогулке, которую он не пропускает даже в плохую погоду. Думаю, в том, что он достиг такого возраста, большая его личная заслуга. В связи с почётным юбилеем соседа, я попросил его ответить на ряд вопросов.
   
- Не кажется ли Вам, что жизнь прошла слишком быстро?
- Да, я прожил долгую, трудную, временами опасную, но интересную жизнь. Пролетела она очень быстро, но вся как на ладони: детство, юность, война, эвакуация, работа в колхозе, армия, небольшое участие в войне. Учёба в Военной Академии, демобилизация, работа на "гражданке", командировки на стройки страны и зарубежные страны, включая в воюющие Вьетнам и Лаос. Встреча по работе с известными людьми: с Папаниным, Терешковой, Лигачёвым, адмиралом Флота Горшковым и другими. Выступления на творческих конференциях, в печати, по Центральному телевидению о крупных строительных комплексах. Был принят в члены Союза Архитекторов СССР, стал Лауреатом премии Совета Министров СССР за участие в строительстве в Риге крупного медицинского комплекса.

- Прошла ли Ваша жизнь таким образом, как мечталось?
- Мои мечты были - стать инженером и иметь хорошую семью. В целом они осуществились, но были омрачены происходящим в стране беззаконием, уничтожением ни в чём не повинных людей, арестом брата моего отца, гибелью отца на фронте в августе 1944 года, ранней смертью матери, часто с трудностями, связанными с анонимными ложными доносами нечестных людей в связи с проводимой антисемитской кампанией, такой как "убийцы в белых халатах", расстрелом писателей Антифашистского комитета, проверкой этой лжи комиссиями.

- Вы хотели бы иметь другую жизнь?
- Да, я хотел бы иметь другую жизнь

- Согласились бы прожить ещё раз точно такую же жизнь, какую прожили.
- Нет. Несмотря на некоторые успехи, точно такую жизнь, как прожил, я бы не согласился. Было постоянное напряжение и преодоление не нужных трудностей
            
- В чём секрет Вашей долгой жизни?
- Трудный вопрос. О своих генах мало знаю. Предки по разным причинам рано ушли из жизни. Думаю, есть вклад и моих родителей. Они любили друг друга, любили своих детей, были порядочными, честными, доброжелательными, помогали людям. Это в какой-то мере передалось и мне. Работая на сравнительно высоких должностях, я ни разу не повысил голос даже на нерадивых сотрудников, старался понять и помочь.
Никогда никому не завидовал. Соответственно, и ко мне было неплохое отношение большинства людей.
Кроме того, у меня была прекрасная жена, настоящий друг, поддерживала в трудные периоды, очень помогла мне справиться в течение нескольких лет с туберкулёзом лёгких. Во время моего отпуска мы с женой ездили в дом отдыха или санаторий.
Меня радует сын, он преодолел много трудностей и работает по специальности, помог обустроить мой быт, подарил хороший телевизор и компьютер, постоянно проявляет внимание.
Когда мне было 30 лет, я бросил курить. Алкогольные напитки употреблял в небольшом количестве по праздникам и иногда с друзьями. Мы имели садовый участок, на котором я  с удовольствием физически трудился. Движение, стремление к поездкам по стране и за рубеж, интерес к увиденному и съёмки на память были моим любимым занятием. Конечно, я не идеальный, но перечисленные факторы способствовали продлению жизни.

- Приходит ли мысль о том, что Вас ждёт "там"?
- Нет, я думаю, что "там" меня ничего не ждёт.

- Бывало ли так, что уставали жить? Даже жить не хотелось?
- Да, временами надоедала немощность, боли, бессонница, жить не хотелось, а хотелось уснуть и не проснуться.

- Довелось ли Вам совершать глупость, которую до сих пор не можете себе простить?
- Нет, пожалуй, таких глупостей я не совершил.  Но, конечно, были жизненные ошибки. В 1968 году умерла мама, я приехал на похороны, и мамина сестра мне сказала: «Мама очень ждала твои письма, а ты редко писал». Я материально помогал маме, приезжал в отпуск повидаться, писал письма. Но, очевидно, не понимал, как мама ждёт письма от старшего сына каждый день. Мама, простая швея, оставшись одна, сумела прокормить и воспитать троих детей.  Когда погиб папа, она мне говорила: "Я не верю, он в госпитале, наверное, без рук или ног и не хочет мне создавать трудности". До войны мама неплохо пела, особенно русские романсы.  До сих пор слышу её голос и романс "слышен звон бубенцов из далёка, это тройки могучий разбег..." Да, мама заслужила  большего внимания к ней. До сих пор меня мучает совесть, и не могу себя простить.

- Вы уже длительное время живёте не на своей Родине. Не кажется ли Вам, что Вы живёте не по своей судьбе?
- Конечно, я живу не по своей судьбе. Хотя мне обеспечен прожиточный минимум жизни, мне помогают справиться с тяжёлым раком простаты, что не смогли сделать на моей Родине.  Это и стало одной из причин переезда в Германию.  Но мне здесь не комфортно. Прежде всего, недостаточно владею немецким языком, только на бытовом уровне. На улицах и в общественных местах хотелось бы слышать родную русскую речь. Внуки уже плохо знают русский язык. Сын 12 лет живёт во Франкфурте, где нашёл работу по специальности, а невестка мало приложила усилий, чтобы дети знали русский язык, у них нет даже русского телевидения.
На моей Родине в живых осталось лишь несколько друзей, с которыми общаюсь, в основном однокурсники по Академии. Может, этот ответ грустный, но хотелось бы иметь другую судьбу, особенно в старости.
               
- Встречались ли в Вашей жизни люди, которые сильно повлияли на Вашу судьбу? Кто они?
- Да, вопрос интересный и важный.  Считаю, что поворотом в моей судьбе было назначение на должность главного инженера большого Союзного Института (1500 сотрудников) по разработке проектов строительства медицинских комплексов в СССР и за рубежом. Мне предложили эту должность Начальник Главного   Управления строительства Министерства здравоохранения СССР Кутепов и его заместитель Писачёв. Меня представили Министру здравоохранения Петровскому, затем эта должность требовала согласования партийных органов, которое, как рассказал мне Писачёв, получили с большим трудом и затем приказом Министра я был назначен. Стройки велись от Мурманска до Владивостока и в странах Азии и Африки.
На этой должности я проработал 15 лет. За этот период только в Москве были построены научные и клинические Институты, такие как Центр Хирургии (в нём 18 операционных, и сегодня тоже проводится 6 тысяч операций в год). Построили Институт глазных болезней, Институт трансплантации органов и тканей, Институт питания, корпуса Институтов кардиологии, педиатрии и ряд других, также Центральный госпиталь ВМФ в Купавне. Строились большие комплексы для АвтоВАЗа в Тольятти, КамАЗа в Набережных Челнах, по стране больничные комплексы от 500 до 1500 коек различного профиля. Это только примеры работы Института.
Повлиял на мою судьбу и Начальник Главного Управления Внешних сношений Министерства Гриценко.  По его направлению я был принят в одном из Отделов  ЦК КПСС, где подписал документ о поведении  в зарубежных странах. После этого стал, как тогда говорили, "выездным". В стране ведь был "железный занавес" и выезжало ограниченное количество людей. Я был во многих командировках в ведущих странах Европы и в развивающихся странах Азии и Африки.
Хотелось бы сказать ещё о Заместителе Министра сельского строительства Бреславцеве, который приглашал меня на должность начальника отдела Министерства, но я не хотел быть чиновником.
Все упомянутые были честные русские люди, которых не интересовал "5 пункт" о национальности в паспорте, а только профессиональные и деловые качества. Я благодарен этим людям, повлиявшим на мою судьбу и предоставившим мне интересную инженерную работу.    

- Давался ли Вам в жизни необычный шанс, который  мог бы в корне изменить Вашу судьбу, но который Вы упустили?
- Нет, пожалуй, такого необычного шанса, который мог бы изменить судьбу и который я упустил, не было.

- Какие события в стране, в мире сильно повлияли на Вашу судьбу?
- Конечно, сильно повлияли на мою судьбу и судьбу моей семьи Война 1941-1945 года и развал Советского Союза.
 
- Какие важные дела Вы не успели сделать?
- Да, я не успел помочь маме, не успел забрать её из Белоруссии в Москву, положить в хорошую клинику и продлить ей жизнь.               

- Часто ли думаете о том, что придётся уходить?
- Конечно, такие мысли приходят, ведь чудес не бывает, уходить придётся. Но хотелось бы уйти безболезненно и чтоб не было забот у близких и, как уже писал, уснуть и не проснуться. 
               
- Вы перешагнули порог девяностолетия. Открылись ли Вам какие-то важные истины и жизненные законы, которые хотели бы донести до других людей?
- Сложный вопрос. Ответ на него лучше знают специалисты геронтологи. Исходя из моего опыта, следует уже с молодых лет стремиться к здоровому образу жизни. Я делал ошибки, обращаясь к врачам только после возникновения болезни, поэтому с трудом их преодолевал. Надо периодически обследоваться. Необходимо иметь здоровую дружную семью. Очень важно вовремя получить образование и иметь любимую работу. Обязательно заниматься спортом, не изнуряющим профессиональным, а для поддержания хорошей физической формы. Полезно также правильно питаться, на эту тему достаточно полезных советов. Ну, и конечно, избегать вредных привычек: не курить и умеренно употреблять алкоголь. Пожалуй, это банальные истины, о которых я могу сказать.

- Что бы Вы хотели передать потомкам?
- Берегите друг друга. В споре ищите компромисс. Никогда никому не завидуйте. Радуйтесь успехам друзей. Делитесь опытом. Помогайте бескорыстно. Будьте любознательны. Старайтесь хорошо знать хотя бы три иностранных языка, например, такие, как русский, немецкий, английский.
Это известные истины, но надо стремиться к их осуществлению.