Ас из Тетри-Цкаро

Владимир Тулинов
                Ас из Тетри-Цкаро   
      
        Мне очень симпатичны люди, которые чувствуют себя в том или ином деле, как рыба в воде. Симпатия такая сформировалась ещё в годы моей юности.
       За год до совершеннолетия поступал я в один военный вуз в славном городе Харькове. Чтобы абитуриенты уже на стадии подготовки к экзаменам вкусили особенности армейской жизни, всех нас, решивших научиться Родину защищать, командование вуза разместило в летних казармах, поставив на продуктовое и постельное довольствие. В общем, жили мы, полторы сотни абитуриентов, по распорядку дня, харчевались, готовились к предстоящим экзаменам по математике, физике, истории и литературе.
       Мой сосед по койке окончил школу с серебряной медалью, чем заметно гордился. Ему для зачисления достаточно было сдать на “отлично” первый экзамен и, похоже, обладатель медали в подобном результате не сомневался. У меня, однако, его уверенность вызвала серьёзные сомнения после того, как я попросил соседа-медалиста помочь справиться с уравнением на тему бинома Ньютона. Глянув на задание, сосед не очень членораздельно пробурчал что-то вроде “мы-де таким делам вовсе не обучены”. Оказалось, что тема сочетаний, размещений и перестановок и конкретно бинома в сельской школе, которую окончил медалист, даже не была включена  в курс математики.
       “Ну и ну, - подивился я про себя, - штампуют, оказывается, на селе медалистов, обходя сложные разделы ”.
       Тем не менее, сосед решил мне помочь:
-Вон у входа парень чернявый в койке лежит, балду гоняет. Его Анзор зовут, он из Грузии. Говорят, в математике –ас.
       Захватив тетрадь и ручку, я направился к “асу”.
       Анзор лежал ко мне спиной, но на “здравстствуй, Анзор” живо обернулся.
     “Кто такой? Почему не знаю?” – Прочёл я в чёрных, как сама темнота, глазах.
       Молча протянул я “асу” тетрадь с уравнением.
        С полминуты чернявый, впившись глазами в тетрадный лист, не обращал внимания на предложенную авторучку и едва заметно шевелил губами.
       Вдруг он резким движением поднялся с койки, схватил авторучку и что-то размашисто черкнул в моей тетради.
       Глянув на лист, я ахнул – настолько простым было решение.
       -Ну, друг, ты даёшь, - вырвалось у меня, – действительно – ас.
       Парень пожал плечами, зевнул и вновь улёгся на койку.
       -А ты что? – не выдержал я – вообще не готовишься к экзаменам?
       - Не-а, -  протянул парень – я уже телеграмму о зачислении отцу послал. Зачем ему  беспокоиться?
       - Телеграмму  о зачислении!? Уже?
       Поражённый услышанным, я машинально задал ещё один вопрос:
       Отец в Тбилиси ?
       -Нет, - потягиваясь, негромко произнёс сын грузинского народа. Мы в Тетри-Цкаро живём – городок такой есть в шестидесяти километрах от Тбилиси.
       Закрыв тетрадку, я некоторое время бестолково топтался на месте, не спуская глаз с тёмного стриженого затылка Анзора из Тетри-Цкаро.
       И тут полусонный голос парня произнёс фразу, которую я пронёс через всю жизнь: “Пусть профессора готовятся – им же спрашивать”.