Здравствуй, Плешка!

Владимир Шарлай
    Мемуары пишут работники разных специальностей. Кого тут только не встретишь! Но вот мемуары работников торговли мне не встречались. Так как являюсь, что ни на есть самым настоящим торговым работником (даже сейчас ещё тысчонку-другую зарабатываю себе к пенсии в интернет-магазине), то постараюсь восполнить этот пробел. Задумал серию рассказов под  названием, которое вы видите наверху.  Вижу, что мой рассказ «Вести из Кащенко» прочитали 15 человек. А это – здорово!

   «…пиши ночами. Мандельштам говорил, люди сохранят всё, что им нужно. Вот и пиши…
   У тебя есть к этому способности – могло и не быть. Пиши, создай шедевр. Вызови душевное потрясение у читателя. У одного-единственного живого человека… Задача на всю жизнь».

   Это мой любимый писатель, уважаемые читатели - Сергей Довлатов.

   То, о чём буду писать, вы нигде больше не прочитаете. В советские времена об этом не могло быть и речи. Такого просто не существовало! Да и сейчас особо не почитаешь...

   Этот отрывок посвящу поступлению в Московский институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова.

   Еду недавно в метро. Рядом стоят два  пацана. Рассказывают друг другу о том, кто, где и как учится.

   - Я за сотню баксов купил себе экзамен по математике! – хвастается один.

   - Как ты был лохом, так и остался. – говорит другой. – Я у предков выклянчил штуку баксов, напугав тем, что отчислят из института. Двести пропили с друзьями, а за восемьсот купил себе сразу всю сессию! Учись, студент!

   Расскажу случай из моей жизни, т.к. отношусь к породе, так называемых «вечных студентов». Окончил школу в 1966 году, а получил верхнее образование (т.е. диплом) только в 1978 году. 1966 год был единственный, когда в результате школьной реформы было сразу два выпуска: мы – десятиклассники, и рождённые в 1948 году – одиннадцатикласники. Сами понимаете, в институты – двойной конкурс.

   Средний балл в школьном аттестате - 4,5. Не так уж, плохо. Сразу и без проблем, поступаю в МИХМ (Московский институт химического машиностроения) на факультет «Процессы и аппараты неорганических производств). Проучившись два года был отчислен за неуспеваемость. ТММ - "Теория машин и механизмов" додкосила...  Год работал, потом два года (1969-1971) службы в Армии.

   Демобилизовался в мае 1971 года. Друзья по МИХМу готовятся защищать дипломы…

   Восстановился… Полгода проучился, опять попёрли… Видно, тот, кто на Верху не хотел, чтобы я оканчивал этот институт.

   Опять устроился на работу туда, где работал до Армии…

   Празднуем 1973 год в кругу МИХМовских друзей и мой институтский друг Женя Молдаванцев мне говорит:
   - Смотри, мы все инженеры с высшим образованием, а ты один, хрен знает кто… Такелажник какой-то... Не  пора ли в институт? Поступай – ка в Плехановский, там есть технологический факультет, у меня там сестра учится. Там готовят  директоров ресторанов и столовых. Будем к тебе ходить в гости.

   Ну, и уговорил…

   В мае 1973 года увольняюсь с работы, еду (120-мм гвоздь вгонял в половую доску топором одним ударом) на шабашку с проверенными мужиками в Ухту, Коми АССР. Зарабатываю прилично денюшек и подаю документы в МИНХ им. Г.В. Плеханова на дневное отделение факультета «Технология и организация общественного питания»…

   Первый экзамен – химия. Чем-то я не понравился тому, кто принимал экзамен. Начал меня спрашивать на уровне студента института (я не где -нибудь учился, а в МИХМе и знал это!). Принимающий экзамены препод отошёл, не сказав, какую оценку ставит, подписал экзаменационный лист у председателя комиссии и отдал мне:
   - Вы свободны…

   Открываю экзаменационный лист: «удовл.»

   - Ну, - думаю, - падла! Хрен с тобою!

   Потом, уже на четвертом курсе даже довелось с ним пить водку на свадьбе у сокурсницы. Он оказался другом её отца. Даже водка плохо шла в организм, всё думал, как шекспировский Гамлет: «Бить, или не бить?». Не стал руки марать…Сокурсница потом с мужем развелась. Может потому, что на свадьбе драки не было? Плохая примета…

   Следующий экзамен физика. Тут, дорогие читатели, я дуб – дубом! Не повезло с учителями в школе…

   Август 1973 года выдался жаркий! До экзамена оставалось два дня. Лежим на травке у пруда в Люблино (по субботам и воскресеньям там собирались друзья, окончившие МИХМ). Пиво, вино и домино (т.е. преферанс). Я лежу в сторонке с открытым учебником по физике.

   Женя подходит и вмазывает мне ногой приличный поджопник:
   - Иди винца выпей, сгоришь на солнце!

   - Какое вино, - отвечаю, - кто меня направил в Плешку? У меня через два дня экзамен! Не мешай абитуриенту готовиться…

   А самому так хочется выпить, что аж скулы сводит…

   И тут Женя заявляет такое, что заставило меня бросить этот учебник:
   - Иди выпей. Неприлично в дружеской компании одному не пить. Я сдам за тебя экзамен…

   Я почему-то сразу ему поверил, что он это сделает. Читай, не читай физику, всё одно, два дня тебе никак не помогут. Как говорится: «Нечего пить «Боржоми», когда почки отказали». Ну и вся суббота прошла в винце и пивце…

   В воскресенье вечером звоню ему и говорю, помнит ли он о том, что ему завтра сдавать экзамен по физике?

   - А как же! – отвечает. – Приезжай ко мне. Возьми паспорт и экзаменационный лист. Я на завтра взял отгул за свой счёт…

   Не знаю, как сейчас, а мы сдавали вступительные экзамены имея на руках два документа: паспорт и экзаменационный лист с фотографией абитуриента.

   Приезжаю, захожу на кухню. Женя на столе разложил свои фотографии и затупленным  гвоздём пытается выдавить на них, что-то похожее на «СССР» (СССР было вытеснено на фотографии в паспорте):
   - Мы сейчас заменим твои фотографии в паспорте и экзаменационном листе на мои.  С ними я пойду завтра сдавать экзамен.

   - Ты чего, совсем того? – удивился я. - Это же подделка документов! Статья в уголовном кодексе. Тебя и меня посодют!

   - А как же быть? Мы с тобой только ростом почти одинаковые (Женя - 193 см. ростом, у  меня – 196 см. Он мужик головастый, голова у него 64-го размера, а у меня только 59-го. Физику знал много лучше меня). На лицо-то мы совершенно разные!

   - Пойдёшь с моими документами. – говорю ему. - А там: - что Бог даст…

    На том и порешили…

   Утром встречаемся, заходим в глухой дворик около института. Садимся на скамеечку:
   - Иди, - говорю, - друг ситный. 08.50 на часах. Через десять минут начинается экзамен. Ни пуха тебе, ни пера…

   Пошёл…

   Через пять минут возвращается:
   - Там много народа. Я посижу, почитаю магнетизм. Кой-какие формулы подзабыл, нужно восстановить в памяти…

   - Почитай, почитай… наставляю его, - что же это ты так плохо к экзамену  подготовился?

   Сидим мы на лавочке минут 50. Абитуриент читает «Литературную газету», а инженер, работающий в НИИХиммаше, восстанавливает в памяти магнетизм.

   - Что-то ты засиделся, - обращаюсь к нему, - не пора ли на экзамен?
   - Да, пора, - потягиваясь, говорит Женя, - ну, я пошёл…

   Уходит и через десять минут возвращается.

   - Ты чего? – спрашиваю.

   - Опоздал на экзамен… Всё, кранты твоим мучениям с поступлением!

   - Ну, и ладно. – пригорюнился я. - Что теперь делать… Раз сорвал тебя с работы, пузырь с меня. Пошли в магазин.

   - «Хорошо» - тебе хватит? Или пойти пересдать? – ухмыляется прикольщик Женя.

   Беру у него экзаменационный лист, открываю. Действительно: физика – «хорошо»!

   Как??? За десять минут сдать экзамен за другого на «хорошо» в Плешку?!

   - Расскажи, как удалось?

   - Действительно опоздал на экзамен. - начинает рассказывать Женя. – Практически он уже закончился. Но всё-таки подошёл к преподавателю.
   Тот спросил: - «Почему опоздали?»

    Ну и начал плести: « Был на даче, матери стало плохо. Пока вызывал скорую, пока приехала…»

   - Без подготовки сдавать будете? - спросил преподаватель.

   - Да, буду…

   - На вопросы я ответил отлично, только немного в задачке ошибся, - горюет Женя. – Преподаватель предложил поставить «хорошо». Я согласился…

   - Как, Женя? – спрашиваю. – Мы ведь совсем не похожи друг на друга?

   - А вот так! Когда он смотрел на меня, то я старался отвернуться в сторону. Но, когда он записал в экзаменационный лист «хорошо» и сказал: «Идите, подпишите у председателя комиссии», я сдрейфил:
   - Ну, думаю, попался!

    - Подхожу к председателю комиссии. Протягиваю экзаменационный лист и паспорт. Тот сличил фотографии в паспорте и экзаменационном листе, подписал и отдал мне, даже не взглянув на меня!

   Кто мог ожидать такой наглости от нас, мудозвонов?!

   Математику я тоже написал на «удовл.»…

   Осталось сочинение. Мне было достаточно написать его тоже на «удовл». И уже хватало баллов на зачисление. Я точно не помню, но был ещё конкурс школьных аттестатов и с его учётом я даже перебирал 0,5 балла, как отслуживший в Армии.

   Пишу сочинение, проверяю два раза и ухожу с экзамена минут за сорок до его окончания, твёрдо уверенный в том, что «удовл.» там торчит точно!

   И что же вы, дорогие читатели, думаете?

   Через день прихожу и смотрю на вывешенные результаты и нахожу в списках: «Шарлай В.В. – «неуд.»!

   - Мама дорогая! – затрясло меня. – А счастье было так близко, так возможно!

   Не, думаю, так дело не пойдёт! Не мог я написать там такое, за что можно поставить «неуд.»

   Направил стопы в апелляционную комиссию. Подхожу к председателю комиссии (тогда он был просто преподаватель кафедры, а в 2004 году он уже был зав. кафедрой, профессором. Это - Александр Сергеевич Ратушный. Об этом я узнал позже…):
   - Мне бы посмотреть сочинение…

   - Вы знаете, нечего там смотреть, «без прикрас» пишут вместе и через «с». Я вам не советую…

   - Такой ошибки я не сделаю никогда! Мне просто интересно на будущее. На следующий год всё равно буду сюда же поступать. Нужно знать, где допустил ошибку…

   Он  внимательно на меня посмотрел и говорит:
   - Идите на второй этаж, аудитория 211. Там принимают апелляции…
 
    Подошёл: - очередь. Со мной пять человек. Три девушки и чеченец. Вышли с ним покурить на лестницу.

   - Ты понимаешь, - говорит он мне, - мне тейп собрал деньги на поступление в институт. Обратно мне дороги назад нет. Говорить – говорю, а грамматику я не знаю совершенно. Сейчас буду взятку давать, чтобы поставили «уд.».

    Три девушки выскочили из аудитории с заплаканными глазами. Зашёл чеченец Зияш  (мы учились потом с ним в разных группах на одном факультете. 15 лет после окончания института в советские времена и во время развала СССР он отъездил директором вагона-ресторана на самом дальнем маршруте Москва – Владивосток. Женился на девушке из телепередачи "А ну ка, девушки!". Сейчас во Франции, в Ницце обитает... О нём расскажу, как-нибудь в следующий раз).

   Зияш вылетел сияющий и на мой вопрос: «Как?», показал согнутый большой палец и куда-то полетел.

   Перед тем, как подошла моя очередь, в аудиторию зашёл А.С.Ратушный и через минуту вышел. Видимо, он замолвил за меня словечко. Кто я ему? Ни сват, ни брат, ни даже дальний родственник…

   Захожу в аудиторию... Сидит женщина. Спрашивает: «Расскажите о себе».

   Рассказал…

   - Мы вам вместо «неуд.» за сочинение, - говорит, - ставим «удовлетворительно»…

   У меня даже язык отнялся! Не знаю, что и сказать… Ведь это означало, что я зачислен на первый курс!

   - Вы не видели своё сочинение? Хотите его посмотреть?

   - Видел только, когда писал… Дайте, посмотрю…

   Чего мне на него было смотреть, при таком раскладе?

   Оказывается, "Первомайская демонстрация" написал с маленькой буквы: «первомайская» и семь раз перед «как» не поставил запятую. Идентичная ошибка должна считаться за одну. Мне посчитали восемь ошибок и влепили «неуд.».

   Уже было без разницы. Я принят!

   Пока заканчиваю…

    В следующий раз расскажу, как удавалось сдавать экзамены, уже учась в Плешке.

    Такие иногда закидоны случались, что вы не поверите! Но денег не заплатил никому ни разу, ни копейки!