Учеба

Виктор Филалетов 2
               

    Занятия в школе начались сразу же после злополучного винограда, на который, кучей сваленный в углу кубрика, смотреть не хотелось.  Профилирующие предметы: устройство корабля, судовождение и спецподготовка. Всем выдали морскую - о чем мечтали - форменную одежду: бескозырку, фланельку с гюйсом, тельняшку под нее и брюки с широким кожаным ремнем, оканчивающимся морской бляхой на конце, которую постоянно драили так, что якорь ослепительно блестел на ней. Гюйс – это широкий синий воротник с тремя белыми полосками по периметру, символизирующие прошлые победы в морских сражениях. Без него и бескозырки моряка не различишь в толпе, но теперь-то они уже настоящие. 

    Дисциплина в школе была как в военном заведении: занятия, физическая и строевая подготовка, стрельбы, осваивание морского вооружения, поскольку учеба в школе приравнивалась к службе в армии. В памяти оставило след изучение морских мин, применявшихся во второй Мировой войне. Рогатая смерть, как ее называли. Круглый железный шар весом до 500 кг, но  плавает и может устанавливаться на определенную глубину под водой на якоре. Когда вражеский корабль проходит над ней и задевает ее, в корпусе от взрыва образуется дыра, что трамвай пролезет.  На Балтийском море много осталось таких мин и по сей день, некоторые срываются в шторм с якорей и незаметно среди волн поджидают роковое плавающее средство. Случаи были неоднократные. Моряки особенно в этом бассейне в рейсах поневоле развивают свою зоркость. Хотя это необходимое качество человека. И жизнь постоянно подбрасывает нам случаи проявить его. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. Многие, например, увидев в лесу змею, от страха убивают ее, однако она никогда не нападает, если не наступить, а пользу приносит несомненную не только тем, что поедает мышей и крыс, но и повышает бдительность.

    Каждое утро после подъема жители городка, проживавшие недалеко от школы, наблюдали в окно как молодые парни в тельняшках, строем пробегали мимо до площади, где делали гимнастику и также возвращались назад. В столовую, которая была за пределами территории школы, тоже ходили строем и с песней. От гордости, что идешь слитый в едином строю с курсантами морской школы, дух захватывало. Звук - могучее средство воздействия на нервную систему человека, которая начинает вибрировать, когда звучит песня, объединяя слушателей в одно целое. Песня - ключ к сердцу человека. 

    На занятиях спецподготовки изучали морские узлы, такелаж, азбуку Морзе и все, что необходимо для морского дела. Виктор, мечтавший о море с детства, не мог себе позволить, как в средней школе, учиться спустя рукава, и поставил перед собой задачу закончить только на отлично, потому что считал это целью жизни. Не всегда это получалось, но за каждую четверку переживал, ругал и упрекал себя. Самый строгий преподаватель был по судовождению. Пощады не давал никому. При оценках руководствовался четырех бальной системой и больше четверки никому не ставил и когда  Ваханов осмелился ответить  на пять,  пророчески  объявил:
   - Ты окончишь школу отличником.

Полученная после средней школы специальность столяра пригодилась.  Преподаватель производственного обучения завел группу в столярную мастерскую и сказал:
   - Я буду обучать вас плотницкому ремеслу, без которого на флоте не обойтись.  Кто-нибудь из вас знаком с работой по дереву? -
 Ваханов поднял руку.
   -Хорошо, подойди сюда и скажи, что это за инструмент? -
   -Стамеска.
   -Правильно, теперь покажи, как надо работать? -  Курсант привычно взял инструмент и молоток и несколько минут показывал группе, чему обучал его дядя Коля.
   - Довольно, знаешь. - Результат проверки положительно отразился на лице преподавателя.
 
    Учёба в школе Вите нравилась. Ребята собрались из разных городов. Вечерами перед сном «травили» разные забавные случаи из жизни, анекдоты, шутили.  Но самое приятное время было в выходные дни, когда в морской форме ходили в увольнение на танцы. Достаточно широкие форменные брюки-клеш буквально пометали тротуар, но их еще внизу расшивали до 40 сантиметров. Модно было. В эти годы кое-где среди гражданского населения в стране стали появляться в узких, обтянутых брюках - подарок Запада. Стиляги – с презрением говорили о них. Помполит школы, помощник начальника по политической части, конечно, не хотел курсантов сделать стилягами, но предусмотренные уставом сантиметры на брюках должны быть, поэтому, когда дежурил по школе, встречал приходящих с увольнения и вручал бритву, говоря:
   - Давай, распарывай свои клинышки.

    В клубе школы тоже часто организовывали танцы. Девушки местные сюда ходили охотнее, чем в ремесленное училище.  Витя познакомился с Машей, симпатичной, скромной девчонкой.  Она казалась немного сутуловатая из-за того, что ходила на танцы в мамином старомодном платье - одеть было нечего. Они переселились сюда из молдавской деревни и жили очень бедно, но курсанта это не смущало. Незнакомому с роскошью ему всегда импонировала бедность людей. Они были проще, без хитрости и лицемерия. Бережно нужно относиться к неимущим. С ними всегда можно найти общий язык. Хорошие люди, как правило - это прошедшие нужду и лишения. Большинство народа бедно, но только у них происходит обновление земных сил, потому особенно недостойно презирать бедных и считать их чем-то низшим.

                Бедности покрывало дар очищения.
                Значит твой дом посетил Господь.
                Отравой души грозит – пресыщение,
                Только в бедности дух растет.
 
    Каждый может проверить на истории человечества, насколько непрочно так называемое богатство. Если в молодости голодаешь - не спеши отчаиваться, если в молодости богат - не спеши радоваться (пословица).  Правильно говорят, что древние жили чище и были мудрее нас. Они уважали бедность. В течение ряда веков у римлян она была священной и почитаемой. Римский историк Тит Ливий писал по этому поводу: «Никогда не существовало ни одного более великого, более уважаемого, более обильного добрыми примерами государства, где бы так долго сохранялось столь великое уважение к бедности и бережливости». Да и после того, когда Рим уже приходил в упадок, диктатор Цезарь высказывал намерение восстановить гибнущую республику: «Эти и все прочие бедства исчезнут вместе с почитанием богатства, если не выборные должности, ни все остальное, к чему обычно стремятся люди, не будут доставаться за деньги».  Неплохо и нам воспользоваться его советом.

    В школе, как на настоящем корабле, все будущие моряки стояли вахту: в учебном корпусе, камбузе, кубрике, такелажке и других местах. Здесь проверялись их   качества: бдительность, ответственность, смелость.  Оставляли одного, предоставленного самому себе, на всю ночь. Дежурный инструктор иногда специально ходил в темноте и хлопал дверями или форточкой. В голову лезли разные страшные мысли вплоть до привидений.

    Самое приятное дежурство было на камбузе.  Ваханов постоянно днем и ночью хотел есть, хотя и прибавил заметно в весе и был очень недоволен этим.  Режим сказывался. Семен Андреич, главный кок, высокий худощавый мужчина лет 50 когда-то работавший на торговом флоте в черноморском бассейне, большой шутник. Любил поиздеваться над салажатами-курсантами.  Сначала он расспрашивал, откуда приехали, чем занимались, потом они чистили кастрюли, подметали помещение. 
   - Руденко, - обратился он к одному из троих помощников, - ты видишь, что мухи садятся на сор у порога?
   - Да.
   - Возьми-ка соль и посоли, чтобы не садились.  Парень взял пачку соли и щедро посыпал на кучу.
   - Ну, как, - через некоторое время спросил повар. Лицо его было серьезно, а глаза смеялись.
   - Они все равно садятся!
   - Это, наверно, морские мухи– им соль нипочем. Отнеси мусор на помойку.

    В этот день на обед был борщ и макароны по-флотски – любимое блюдо курсантов.
Когда закончили прокручивать мясо через мясорубку, Семен Андреич на раскаленную плиту поставил огромную кастрюлю и налил почти полную воды, чтобы нагревалась, затем подошел к картонной коробке с длинными трубчатыми макаронами, взял несколько штук и посмотрел на свет:
   - Ба-а-а, опять полно пыли! Придется продувать. -
Трое помощников сели около коробки и начали добросовестно дуть в каждую макаронину, откладывая отдельно. Если начальник приказал, значит это нужно, правда дома они никогда не слышали, что в макаронах пыль скапливается. Когда вода в большой кастрюле закипела, они успели продуть только четвертую часть продукта, хотя внесли новшество, продувая по три штуки сразу. 
    - Хватит, не успели, - сказал кок и высыпал все макароны с пылью и без пыли в кипящую воду.

    На судах торгового флота, в рейсе, когда кругом вода и небо сверху, и неделями не видишь берега, шутки как бы разрядка напряжения однообразия, разгребание пепла обыденности.  Больше всего, конечно, доставалось вновь прибывшим – салагам, как их называли: то якорь (три тонны весом) посылали заточить напильником, чтобы хорошо цеплялся за дно, то туман на носу судна разгонять шваброй, чтобы рулевому было видно куда двигаться. Но нет худа без добра -  молодые учились больше шевелить «извилинами мозга» и быстрее осваивали морскую практику. Однако шутки и насмешки бывают разные и большей частью злые и унижающие. Те, которые нуждаются в шутах, не оставят память среди мудрых. Надо отдавать себе отчет в значении насмешки, которую можно сравнить с вреднейшим насекомым. Пусть шутник на минуту представит себя   мишенью глумления и знает, что унижение близкого когда-то бумерангом пройдет через него самого. Люди любят уличную пыль втирать себе в глаза и потом спешат искать врача. Но не думайте, что они позволят вынуть весь сор, с ним они уже срослись. Кстати сказать, на Новый год над Семеном Андреичем тоже «пошутили», не исключено, что греческая богиня Немезида воздала должное за его не всегда добрые шутки, и он надолго попал в больницу. Дедом Морозом наряжался всегда – одежда и борода из ваты. Кто-то спичку бросил, и он весь вспыхнул.