Православное учение, Мах, Авенариус, Ленин

Роман Жайвороновский
Согласно Православному учению Бог пронизывает весь мир в аспекте воздействия Богом на человека или посредством предмета на человека. Он есть в сердцах людей, в вещах, в животных, везде. Этим объединены люди между собой. Это чувство можно достичь при помощи фидеизма данной религии, то есть веры. Если убрать этот тезис-религиозное чувство, люди становятся одинокими. В таком случае они объединены максимум на эмоциональном основании. Как писал И.А. Ильин, они объединяются в такой ситуации между собой в полупредательские союзы. Мах/Авенариус уловив это, заявили, что люди и весь мир объединен при помощи неких "комплексов чувств". Но есть проблема: тезис Маха/Авенариуса распространяется только на живые объекты, а на неживые предметы он не действует. Это заметил В.И. Ленин, который указал на это в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм", ссылаясь в связи с этим на достижения науки того времени, в результате чего, он в споре с вышеуказанными философами оказался прав. Отсюда можно сделать вывод, что идеализм, основанный на сенсуализме, без Бога или с наименьшей ролью Бога проигрывает безбожному материализму Ленина, основанному на том же сенсуализме, потому что наука того времени, так же основанная на сенсуализме и уже тогда предусматривала отсутствие Бога, хоть и дает правильные тезисы, которыми пользовался Ленин.