Как спустя 100 лет, я нашел своего деда -2

Евгений Щукин
          Дочь Анкундина Шишкина – Наталья – моя  мама.

Мои  знания о детствеи юности мамы  почерпнуты  из  бесед с ней, а  позже, когда я  повзрослел, вся ее жизнь протекала перед моими глазами.

Сохранились  многочисленные почетные грамоты, документы о награждении орденом «Знак Почета» № 159540 от 1 сентября 1954 г. и ряда медалей, одна их которых «За доблестный труд в годы ВОВ 1941-45 гг.
Сохранилось удостоверение об избрании  ее депутатом Краснокамского горсовета
от 5 марта  1957 г., причем в компартии она  не состояла.

Она не часто рассказывала о своем детстве, проведенном в городе Уржуме в   Вятской губернии.   Даже свозила меня туда в 1952 г.  и  показала их  бывший большой дом, могилы предков, гимназию в которой училась, но родственников ее уже там не было.

В Уржуме ее родители имели большой деревянный одноэтажный  дом с большим  яблоневым садом.
Ее отец – Анкудин Шишкин –  из крестьян, старовер с  жестким  характером в отношении соблюдения религиозных правил. Мать, во всем покорная  отцу. В семье  еще две сестры, старше и младше, и  трое  братьев, Иосип и Георгий. В живых после  революционной смуты остался жить младший – Яков.

О  старшем  брате Осипе мама  вскользь упоминала, что он  в  революционные годы  погиб:  - везли   его  на  призывной  пункт в соседнее село, а  из леса выехали какие-то конные, спросили  кто они, и просто зарубили шашками, - возможно оказавшись  «зелеными».

Именно так я запомнил ее рассказ о старшем моем дяде Осипе.  Но совсем  недавно мне удалось связаться  с писателем  и краеведом  из Уржума   Дмитрием  Козаковым  и   от него  получить более точные  сведения о моем деде  Шишкине Анкудине Анисимовиче - Уржумском торговце хлебом.

И даже    более точный  рассказ свидетеля гибели  моего дяди Осипа,   старшего брата моей мамы, и случилось это в августе 1918 года во время контреволюционного Степановского  мятежа в Лебяжье, где у семьи деда был большой  каменный дом с лавкой.
 
Маме, тогда  было  9 лет и,  ее рассказ  не   был точным  об этом событии.
Об этом более подробно я  пишу в очерке о моем деде – Анкундине  Анисимовиче и повторяться не  буду.

Рассказывала  мама и о его крестьянской хватке, о достатке  в  их семье.  В селе Лебяжье  на судоходной  реке Вятка,  ее отец  имел землю и  большой каменный дом,  выращивал хлеба, которые удачно сбывал на ярмарках.
 
Отец ее был  компаньоном  Нолинского пароходчика  Я.Е. Небогатикова, у которого  служил  приказчиком Михаил Скрябин, часто бывавший  у дедва  в гостях по хлебным делам. Мама как-то  упомянула, что у них в гостях бывал  маленький Славик Скрябин, будущий соратник Сталина - Вячеслав Михайлович  Молотов. 

После революции – жизнь  нашего деда, как  и  у многих,  круто изменилась.
Дома и все имущество в Уржуме  и Лебяжье  в 1929 году  реквизировали, Анкундие Анисимвич с женой Катериной были арестованы. К этому времени дед мудро  поставил на ноги всех  своих детей: дочери стали учителями, младший сын Яков учился на бухгатера в другом  городе, и на их судьбу раскуачивание деда особенно не оторазилось.

Мамины  сестры вышли замуж, а мама, окончив  учительские курсы, была направлена учительствовать  в Сибирь,    на   берега реки Ангары.

Об этом  периоде жизни, мама рассказывала, что на первых порах приходилось трудно, например, очень    трудно   было уговорить местных жителей-охотников  присылать детей в школу.

За месяц до начала учебного года ей приходилось  на лодках  спускаться  по реке, от одного селения до другого  и  делать обход  местных жителей.

Там, в домах на сваях,  вокруг костра сидели, не то тунгусы, не то буряты, и начинали разговаривать  с гостем,  лишь после того, как обойдет по кругу их трубка мира, а гость тоже выкурит из нее.  Именно там она привыкла  к  курению   табака и бросить уже не могла.

Рассказывала мама и о том,  как их,  (учителей), местные власти  заставляли агитировать крестьян  за вступление в колхоз. Как заставляли  вместе с  учениками ходить по селу с плакатом:  «Крестьянин, Тишка, - КУЛАК!».

Она  была очевидцем всех этих безобразий,  творимых в селе при революционной  ломке привычного уклада крестьянской жизни.
 
Рассказывалось  это, конечно, только в кругу семьи,  - власти, при желании, в любой момент могли обвинить ее в нелояльности  к власти, за    раскулаченного отца и  расстрелянного красными брата, примкнувего в 1918 году к белым в Степановском мятеже.

Позже ее  перевели учительствовать  ближе  к родным  краям в Пермскую  (тогда Молотовскую) область.  Там  на учительской  конференции в городе Молотов она  встретилась с моим отцом,  а в январе 1935 года они  создали семью.  Я родился 13 декабря этого же года.

Отец к  моменту встречи с мамой, уже был   разведен с прежней  женой, которая ушла к другому мужчине и  оставила на его попечение сына  4-х лет. К моменту моего рождения,  Юрику  было 6  лет и настоящей матерью он  стал  считать мою маму.

Перед войной папа и мама переехали в  город Краснокамск. Папа был назначен завучем вечерней школы, там же стала  работать и мама. 

Жизнь наша была  благополучной. Жили в хорошей квартире, как теперь говорят в "сталинке", имели две комнаты. Был достаток:  имелся хороший радиоприемник, у меня  велосипедик, а у  Юры фотоаппарат, по тем временам, это было не у каждой семьи.

Мама и папа ездили в  Молотов в театры,  из  Молотова   к нам в Краснокамск  приезжали родственники, часто приходили  в гости  учителя-сослуживцы, да и мы сами  ходили с  ответными визитами.

Мне запомнилось, как  вместе  гостями   коллективно лепились пельмени. Причем мясо обязательно на рынке выбирал отец  и  лично  готовил фарш сечкой в  березовом  корыте.

Из вин на столе бывало только вино «Шато и Кем», крепких напитков никто не  пил.
Часто после застолья  все пели песни, а если из Перми приезжал папин брат Николай, -  устраивался  музыкальный концерт:  папа играл на банджо  или мандолине, а дядя Коля на скрипке.  Война, непрошенно, ворвалась в нашу  спокойную, размеренную и  счастливую мирную жизнь!

Я хорошо запомнил этот день: папа стоит на стуле, подставив ухо к  черной тарелке репродуктора, -  мама, Юра и я рядом.  Даже я, 6 -ти летний ощущаю серьезность момента.

Кончилось сообщение  правительства,   все молчат, но всех выводит из оцепенения голос Юры, (ему 12 лет) – «надо бежать в магазин за конфетами,  а, то их быстро раскупят!»…

Мама и папа отлично представляли, какие лишения ожидают горожан в условиях войны: – карточная система, отсутствие продуктов, скачки цен. Все это они  уже  испытали  в своей молодости.   И  они приняли мудрое решение  - взять перевод в сельскую школу.

Так  в сентябре 1941 года   они  стали учителями  школы деревни Черная. Это  всего в  6 километрах от Краснокамска и в 40 километрах от Перми.

Переезд  в сельскую местность  позволил нашей семье выжить в военные годы, -  огород,  дрова и квартира,  по закону  учителям предоставлялось  колхозом.

Вскоре  война  подобралась и к нашей  семье. В сентябре  1941 года отца вызывали в  военкомат и признали негодным к  службе в  армии – слабые  легкие. Еще при Колчаке врачи выдали ему белый билет.
В  декабре   его вновь  вызывали в военкомат, и опять медкомиссия  отпустила  его домой. 
Однако,  через 5 дней, в сильнейшие морозы, он был  снова  призван,  и  сразу, без теплого обмундирования, был направлен  в действующую  часть.

В результате   через три месяца его  из госпиталя на носилках привезли  домой с неизлечимой открытой формой  туберкулеза.

На мамины плечи легла задача, как можно дольше поддержать, с каждым днем  убывающие силы папы.

Но  19 мая 1942 года папа скончался, его  похоронили  на сельском кладбище  деревни Черная.

Неоценимую поддержку и помощь в этот трудный  период  маме оказали   учителя школы и  воспитатели    лагеря  Литфонда (детей  литераторов  и артистов), эвакуированного  в деревню Черная  из  блокадного Ленинграда.

Перед мамой, оставшейся вдовой с  двумя сыновьями, встала сложная  задача,   
как-то жить дальше.  Юрию, окончившему семилетку,  надо было  продолжить  где-то  образование, а мне в сентябре  предстояло идти в первый класс.

С учебой Юрия, вопрос решали Пермские родственники отца. Они убедили родную мать Юрия, Катерину Даньщину, (оставившую сына при разводе в возрасте 4 лет  отцу), пригласить продолжать обучение   своего,   уже 14-летнего сына), к  себе в Свердловск.  Тем более, что ее муж был директором политехнического техникума.

От  нее пришло к моей маме письмо. Юрий  уехал, и мы с мамой  остались одни.    К чести Юрия, он не забыл нас и  каждое лето  на каникулах приезжал к нам в Черную.

Вскоре на мамины плечи свалилась еще одна  проблема, – рентген показал у  меня затемнения в  легких.  Мама была в  панике, только что потеряла мужа,  а теперь  может потерять и сына!

Опять пришли на помощь ленинградцы, мамигна подруга - Ирина Павловна Стуккей,  жена пэта Всеволода Рождественского, они жили на втором этаже нашего дома.  И Ирина Валерьяновна Карнаухова,  известная стране сказочница и собиратель фольклора, диктор радио - «бабушка Арина»,  поместили меня  на какое-то время в лагерь Литфонда, подкормили меня и приостановили развитие болезни.

Шла война и все ее беды не обошли нас.  Мы питались  в основном картошкой, хлеба мама получала 400 грамм и  200  грамм  на меня, и  часть его  меняла на молоко.
Все довоенные носильные вещи  были обменены на жиры и углеводы,  так необходимые  для  моего организма. мама работала в две смены  - в первую смену  школе шли занятия  до 4-го класса, а во второй до 7-го. Не отказывалась мама и от других работ.
 
Помню, что не один раз маму  мобилизовывали  на лесоповал  заготовлять  для отолпления школы дрова,  ну  а помогать в колхозе на жатве, молотьбе, сенокосе  она  умела  с детства  и никогда не отказывалась.

Война подходила к концу  и жить становилось легче.  Уехали ленинградцы - мамины подруги, но  много лет    из Ленинграда  ей приходили     письма, а мне посылки с книгами  и игрушками.
Ленинградцы  уехали, а  на  их место в  освободившихся школьных  зданиях  разместился  детский дом, и опять мама стала работать в  две смены.

Мой  брат Юрий, учился  в Свердловске  в  политехническом   техникуме, но каждое лето на каникулах  приезжал  к нам  в Черную. Он не ужился  в семье родной  матери, и  даже ушел жить в общежитие.

К тому времени у  нас с  мамой  был хороший огород с картошкой и овощами,  маме не хватало  времени  для  его обработки, я   же мог лишь помогать ей в этом вопросе.  Юра с охотой  включался  в работу на огороде: полол, окучивал, поливал,  а еще  мы с ним собирали ягоды и  грибы.    Уезжая осенью   в Свердловск,   Юра  увозил с собой даров природы   столько,  сколько мог забрать.

Чтобы  я  не  был уже совсем беспризорным, мама пригласила  к  нам  жить пожилую женщину, - беженку,  утратившую  во время войны документы и всех близких.  Так появилась в нашем  доме  приемная  бабушка – Софья Григорьевна Боровкова.

Софья Григорьевна  была хорошо образованна и была  не плохим  кулинаром.  Вот  теперь  я был под присмотром, под контролем выполнял домашние задания,  был  вовремя покормлен, а  в дневнике  у меня  стали появляться  хорошие оценки.

Окончив 7 классов в Черновской  школе, я поступил в Воено– Механический техникум города Перми, а мама согласилась  вернуться  в Краснокамск,  в город,  где  до войны счастливо жила с папой, там    еще  остались помнящие   ее   довоенные подруги.

Работу ей дали не простую – быть директором школы, в которой  обучались дети репрессированных   сталинским режимом  родителей  с   Повольжъя, Кавказа и Крыма.

Эти люди должны были каждую неделю отмечаться в  милиции и, конечно, были озлоблены на  Советскую власть. Вот и попробуй,  директор,  вывести такую школу на первомайскую демонстрацию!
 
Мама  хорошо  работала и  в 1954 году была награждена орденом Знак Почета.

Образ мамы  будет не  полным, если не сказать, что она сознательно обрекла себя  на одиночество в личной  жизни. Мама не была  «синим чулком», пожалуй, наоборот – заводилой  в праздники на учительских девичниках.

На моей  памяти, маме дважды  предлагали  руку и сердце, положительные, во всех отношениях, мужчины. Так в 1952 году,  -  Леонид Ветошкин,   женатый  на маминой младшей  сестре Ане, после ее смерти, предлагал  нам   переехать к  нему в поселок  Пиляндыш    и    жить   вместе.
У него остались без матери две дочери,  мои двоюродные сестры, обе  моего возраста.  Однако, мама  не согласилась  и осталась верна памяти  моего отца.

Отдохнула мама  лишь, уйдя  на пенсию.   Главная  задача ее была выполнена, - я был ею воспитан, выучен,  стал офицером, создал семью, родил маме внука.

Мама в зимние месяцы  подолгу  гостила у нас и помогала воспитывать нашего  сына, а мы  с женой почти каждое лето приезжали к  ней в Краснокамск.

При наших военных переездах из города в город,  наш сын Юрий жил у бабушки.
Появилось  у нее время и для   более частых встреч  с  сестрой Верой.
   
Летом 1969 года, когда тетя Вера гостила у нее  в  Краснокамске, врачи   у мамы обнаружили рак  легких с множественными метастазами,  в стадии,  уже  не подлежащей  лечению. Я перевез ее в Кривой Рог.  Я и моя жена окружили ее вниманием и  уходом,    но  через полгода,  19 ноября 1969 года,   в возрасте 60 лет, она  ушла из жизни.

Моя воинская часть, руководство Гор ОНО Кривого Рога,  дирекция    школы гарнизона,  узнав, что умерла заслуженный учитель, организовали  похороны  с соответствующими почестями:  с выносом  знамени школы, гражданской  панихидой и захоронением  на  кладбище,   где покоятся   летчики, погибшие при выполнении  летных  заданий.

Светлую  память,  оставила  мама в наших сердцах, - моем,  моей жены Галины,
внука Юрия.   Сыновья Юрия, Максим  и Павел    знают  о ней  из наших рассказов  и этих записей.
PS/
О жизни  Веры Анкиндиновны Шишкиной (моей тетки) и других потомков Анкундина Анисимовичяа, напишу поже.