Мури и Пик провожают журавлей на юг

Татьяна Чижик
    Как всегда Мури и Пик играли на поляне, в догонялки со своими друзьями. За лесом,  вдали у озера, послышался журавлиный крик. 
   
   Мури сказал всем:
– Давайте пойдем к озеру посмотрим, как журавли собираются в дорогу.
   Мне мама сказала, что они скоро улетят в теплые края.
   Когда приходят по утрам осенние холода многие пиццы, которые обитают в нашем лесу, исчезают, а ранней весной снова появляются здесь.
   Мне она сказала об этом,  но я,  ее  не спросил, куда они улетают. Мне интересно. А вам?
   
   Пик как всегда дал на это добро. А Лягушонок Лу-Лу сказал:
– Это они на нашем болоте живут. Я вчера видел,  как они  о чем-то спорили.   
   На всю округу стоял такой гомон, что мой дедушка сделал им замечание. 
   Чтобы они  вели себя тише, потому что на болоте еще раннее утро. Однажды я видел этих птиц, они такие большие.
   
   За разговорами они не заметили, как пришли к озеру. Там действительно стоял  переполох. Их вожак распределял, кому лететь первым за ним. 
 
    Мури, Пик,  Лу-Лу и Божья Коровка  подошли поближе к стае.  Мури обратился к вожаку. Это был старый, очень большой  и как ему показалось грозный, Журавль
   Дядюшка Журавль можно вас спросить?

– О чем?
   Мури смутился,  и невпопад ответил:
– Нам так хочется узнать, куда вы улетаете из нашего болота. Вам что здесь плохо или мало еды?

– Нет нам всего достаточно, но это наше так сказать исконное дело улетать далеко в южные края. Это там где сейчас в природе напоминает нам  раннюю весну.
   Мы сезонные птицы,  это  удивительное явление природы. В природе мы самые неприхотливые  птицы. Обитаем мы везде и на юге и на севере страны. И  везде где бы мы не жили,  осенью мы  улетаем в теплые края. 

– А зачем вы это делаете, что мешает вам оставаться здесь у нас на болоте? И где же вы проводите зиму?
  Старый Журавель задумался и сказал:
–  Наши братья, которые живут на севере,  они срываются с насиженных мест из-за того, что там очень злые и холодные зимы. Там нехватка пищи.
    А обитатели южных широт улетают из-за смены засушливых и влажных сезонов.
   Завтра  мы улетаем  на зимовку  в далекий Египет. Там мы будем жить  на нижних озерах и болотах  Египта в дельте  реки  Нил.
   Это очень красивые места. Наши предки  и мы, в том числе улетаем именно туда. Остальные стаи журавлей улетают  в Африку, Индию и даже Китай.
   
   Озера и болота этих мест зимой – всю зиму и весну все они, вплоть до берегов Средиземного моря, буквально усеяны множеством птиц. Причем это не только мы  Журавли, но и дикие гуси, европейские утки, другие пернатые. Все они пережидают там  холодную Европейскую зиму.
 
   Мы  серые Журавли – очень крупные птицы.  Я вожак стаи самый старый в этой стае,  мой рост 120 сантиметров.
   Вот смотрите, какой я большой! Вы видите, что мы живем на болоте здесь всегда, где сыро и топко.

   На своих длинных ногах  я  без труда брожу по мелководьям, перешагиваю через кочки и разгуливаю среди высокой травы.   
   Благодаря  своим длинным ногам и длинной шее я могу добывать  себе корм, бродя по колено в воде.
 
   Мой  размах крыльев до двух с половиной метров. И он выпрямился во весь рост и расправил свои могучие крылья.  Да как взмахнул ими, что Мури и все его друзья покатились по земле. И с испугу вскочив, хотели убежать.
    Но Журавль их остановил, сказав:
–  Вы что испугались?

– Совсем нет!
   Сказал Мури.
– Тогда слушайте дальше. Посмотрите, какой у меня мощный и длинный клюв. С его помощью я извлекаю корм из воды и почвы. Еще мой клюв служит мне грозным оружием, для того, чтобы защищать чужаков и отгонять хищников, которые пытаются влезть в мое гнездо.
   
   Длинная моя шея, которую венчает голова с парой зорких глаз. Посмотрите какие они у меня  красивые. Та вот моя голова,  подобна перископу как на  подводных  лодках.
   Приподняв  ее над травой,  я  издали, замечаю своих  врагов, а сам остаюсь незамеченными. Это особенно важно для нас, когда мы  насиживаем кладку яиц наших птенцов.
   
  А еще у нас есть своя особенность.  На голове смотрите есть  участок голой красной кожи. Это для того, чтобы, когда при приближении чужаков,  хозяин территории наклоняет голову так, чтобы те заметили предупреждение: «Стоп! Дальше проходу нет! Это моя территория!»
 
   Сейчас сентябрь у нас начинается время, когда мы готовимся к перелету,  сбираемся в большие стаи.
   Сентябрь это наш месяц отлета, но если тёплая погода  мы можем задержаться, до начала октября. 
 
  Существует примета,  если Журавли неспешно собираются на юг, то осень будет тёплой, но если все журавлиные стаи резко, вдруг исчезли, значит, осень будет холодной и наступит быстро.
  По окончании бабьего лета  мы отправляемся в долгий путь. Это конец сентября – начало октября. Время нашего отлета зависит от погоды – близкие холода раньше поднимают наши стаи в небо. Мы чувствуем приближение холодов.
   Потому люди и приметы по погоде с  нами Журавлями связывают.   В народе есть соответствующая поговорка в русском языке:
  «Месяц сентябрь в дорогу птиц собирает».
   
   Летим мы  на высоте 900—1500 м над землёй, при этом стараемся  использовать восходящие потоки тёплого воздуха, и только в случае неблагоприятного направления ветра выстраиваются клином.
  Прилетев на зимовку, мы строим  себе большое гнездо. Оно, как правило, большое  и в  диаметре может составлять несколько метров.
   
   Строится оно на краю или вблизи от болота.  Иногда  оно спрятано в прибрежной густой растительности вроде камышей или тростника.
   Для строительства  используем всевозможные палочки, веточки и другие части растений, которые переплетаем сухой травой.
   Наши молодые журавли  в стае,  в первый год могут построить несколько гнёзд.  Этим  они учатся этому ремеслу.
   Но яйца  при этом не откладывают.  На следующий год они опять строят несколько гнёзд, как бы вспоминая  свои навыки.  А  используют только одно  гнездо, для высиживания в нем  яиц своих птенцов.
   
   Зрелые птицы ограничиваются одним гнездом, следуя своему навыку.
  При перелете или так сказать сезонной миграции, мы делаем  одну или две постоянные остановки на несколько недель для передышки.
 
   Наши молодые Журавли, во время перелёта и первой зимы держатся вместе с нами – родителями, однако весной им дозволенно вылететь к месту  их размножения раньше нас.
 
  В сезон размножения  у каждого из нас есть пара. Во время перелета мы всегда вместе. В убежище ночуем группами, при этом спим стоя в воде на одной ноге.
   Рацион питания  в это время очень широк,  но преобладает  все-таки растительная пища — семена, побеги и корешки растений. Кроме того, мы питаемся  насекомыми, реже лягушками и мелкими грызунами.
   
  Птенцов  мы кормим  в основном насекомыми, так как те содержат большое количество необходимого им белка.
   Лу-Лу слушал Журавля, а сам подумал. Лучше ему не попадаться когда он голодный.
  – Мури!
    Сказал он ему:
 – Мне пора домой!
   
   Он поблагодарил Журавля за его интересный рассказ и прыгнул в воду.
   Мури, Пик и Божья Коровка также поблагодарили Журавля за его рассказ. Пожелали ему и всей его стаи  хорошего перелета. И отправились домой.
  Мури пришел домой рассказал маме о том, как ходили к болоту. Попросили Журавля вожака стаи,  рассказать ему и его друзьям о своей жизни.
– Ну и что он вам рассказал?
– Конечно он добрый! Рассказал нам обо всем.  Наверное, он, поэтому и вожак их стаи, а еще у него очень,  огромные крылья. Он ими как взмахнул, так мы и покатились по земле.
– Наверное!  Жизнь этому Журавлю дана на его добрые дела. Вот поэтому, он и вожак этой стаи.
 
   Выбирая его вожаком стаи, Журавли не судили по силе его крыльев, судили по силе его сердца.   
  Ответила ему мама.
– Мама, а что такое Бабье лето?
   Спросил ее Мури.
– О Бабьем Лете спроси у Старого Паука. Он знает все об этом  осеннем природном  явлении.

– Но это будет завтра!
  Ответил, засыпая ей Мури.