Властелин мира. Часть 1. Глава 2

Владимир Никитюк
Глава вторая. О везении, Поликрате и нежелательных ассоциациях

Ещё через две недели Павел обнаружил, что у него опять появилось свободное время. Не то «условно-свободное», которое он сразу же тратил на выполнение своего «дополнительного плана». Нет, тут было совсем по-другому.
Павел вдруг почувствовал, что занимается он вполне достаточно. Больше даже и не надо. А дополнительные резервы времени, которые отныне появятся, надо тратить на что-то другое. Нет, не на пустые развлечения. На что-то серьёзное. Однако всё-таки не на учёбу.
Павел чуть не свихнулся, пытаясь разобраться в вывертах собственного подсознания. А потом наконец понял: ему хочется что-то почитать. Но не обычного автора, а классика. И даже не «современного классика», а настоящего. Причём, желательно, поэта, а не прозаика.
Вроде бы для носителя русского языка в этом нет никакой проблемы: бери стихи Пушкина, Лермонтова или Тютчева и читай!
Если бы всё было так просто! Дело в том, что подсознание предъявило Павлу ещё одно ограничение: он должен был прочитать стихи такого поэта, которого раньше никогда не читал. Смешно, правда?
И тогда он решил обратиться за помощью к старшей сестре.

Казалось бы, немного странно обращаться к компьютерщику за литературной консультацией. Но сестра Павла была девушкой очень начитанной. Часто она упоминала таких авторов, о которых Павел никогда не слышал.
Сначала сестра не могла понять, что он от неё хочет. Но потом, когда брат изложил свою проблему (не факт, что ясно и понятно, но зато подробно), она на минуту задумалась, а потом сказала:
- Знаешь, а почитай-ка ты баллады Шиллера...
И, не откладывая дела в долгий ящик, подошла к книжному шкафу и вытащила из него довольно увесистый томик.
Павел поблагодарил её и, уйдя в свою комнату, раскрыл прекрасно изданную книгу.
Раскрыл — и задумался...

Про Шиллера он, конечно, кое-что слышал. Были в Германии два самых великих поэта — Гёте и Шиллер (точно так же, как в России — Пушкин и Лермонтов).
Ну, с Гёте понятно, - он поэму про Фауста написал. А что написал Шиллер? Что-то такое в голове крутится...
Павлу даже стало интересно — вспомнит он это или не вспомнит? Поэтому, вновь закрыв книгу, он начал вспоминать.
И ведь всё-таки вспомнил! Шиллер написал стихотворение «Перчатка»! Но вот о чём оно? Вроде бы что-то про рыцаря, девушку и льва. Вроде он её спас? Или там всё-таки было что-то другое?
Ладно, какой смыл зря напрягать голову? Если «Перчатка» есть в этом томе, то он её сейчас прочитает!

Нужное произведение он нашёл сразу. Почему-то оно было отмечено не как «стихотворение», а как «баллада». Правда, оказалось, что баллада — это, в сущности, тоже стихотворение — но специального вида.
Павел стал читать — и сразу вспомнил сюжет.
На арену выпустили льва, тигра и двух леопардов. Одна из дам бросила на арену свою перчатку. И предложила одному из рыцарей перчатку достать.
Тот спорить не стал, забрал перчатку буквально из-под носа у зверей и вручил её даме. Но та даже поблагодарить его не успела, - потому что рыцарь на неё обиделся и послал далеко-далеко.
Вот, собственно говоря, и всё.
Несмотря на средневековый антураж, эта история по сути показалась Павлу достаточно актуальной. И написано очень красиво.
Да, сестра оказалась права. Баллады Шиллера действительно стоило прочитать...   
 
Павел глотал баллады одна за другой. Причём читал не подряд, а в случайном порядке. Открывал оглавление, выбирал балладу с интересным названием — и читал.
Давно Павел не получал такого концентрированного заряда положительных эмоций. Да, это было именно то, чего ему в последнее время неосознанно хотелось!
Баллады были не очень длинными, и их чтение много времени не занимало. Так что он довольно скоро их все прочитал. Оставалась последняя - «Поликратов перстень». Последней она оказалась потому, что её название посему-то не вызвало у Павла особого интереса.
Но вот очередь дошла и до неё. Вопреки ожиданиям, эта баллада оказалась ничуть не хуже остальных. Но вот её содержание Павла расстроило. Очень сильно расстроило...

Вроде бы это была чисто историческая баллада. Хотя тоже с довольно интересным сюжетом.
Царю острова Самос Поликрату невероятно везёт. Что бы он не стал делать — всё у него получается. Нет ничего удивительного, что этот факт его сильно радует (как любого нормального человека).
Его гость — царь Египта — решил чуть-чуть омрачить радость Поликрата, заявив, что такое везение ненормально. Что, чем сильнее человеку везёт, тем будет хуже, когда, наконец, не повезёт.
Павел, правда, решил, что это очень сомнительная логика. Разве мало на свете людей, которым везёт всё время? Которые спокойно проживают свою удачливую жизнь, так и не встретившись с несчастьем катастрофического масштаба?
Сделав этот мысленный комментарий, он продолжил читать балладу.

Мысль, высказанная египетским царём, Поликрату очень не понравилась. Но гость сразу же предложил хозяину способ избежать глобальных неприятностей.
Очень простой способ: сделать самому себе как бы искусственную неудачу.  То есть добровольно лишиться чего-то очень для себя ценного.
Поликрату его рассуждения показались достаточно логичными, и он бросил в море свой любимый перстень.
Но обмануть судьбу ему так и не удалось.

На следующий день рыбак принёс в подарок своему царю только что выловленную рыбу невиданных размеров. Когда её стали потрошить, внутри оказался перстень Поликрата.
Всё, туши свет. Хитрая комбинация по обману судьбы так и не сработала.
После этого египетский царь впал в панику и решил немедленно покинуть Самос. Заявив на прощание Поликрату, что теперь находиться рядом с ним смертельно опасно.
Что при это думал сам Поликрат, баллада умалчивает. Ясно одно: мысли его в описываемый момент были очень невесёлыми.
Вот на такой пессимистической ноте заканчивалась баллада.

Казалось бы — почему Павла так взволновала судьба какого-то древнего царька? Казалось бы — что между ними общего?
Увы — сходство всё-таки было. Полоса невероятной удачи.
Павел понимал, что в его теперешних успехах имеется огромная доля самого обычного везения. Ведь он мог бы провести каникулы самым обычным образом, не строя никаких заоблачных планов. Мог бы бросить всю эту затею через два-три дня, если бы не усомнился в советах, данных ему сестрой и братом.
А потом? Он мог бы заболеть. Мог бы отвлечься на какую-нибудь текучку. Мог не выдержать напряжения и расслабиться. Да, в конце концов, он мог просто влюбиться!
В любом из этих случаев все его планы быстренько полетели бы под откос.
Так что надо отдавать себе отчёт: до сих пор ему просто везло.
А если вдруг это везение внезапно прекратится?

Может быть, поступить как Поликрат? Сделать себе какую-нибудь искусственную неприятность? Например, сымитировать недостаточное знание и сдать какой-нибудь экзамен не на «отлично», а на «хорошо»?
Но эту идею Павел сразу же отбросил.
Во-первых, это было выше его сил. Ну не мог этого Павел сделать. Никак не мог.
Во-вторых, если бы даже и смог, - дело-то на самом деле опасное. Очень легко не рассчитать и получить вместо четвёрки тройку. А это был бы явный перебор.
В-третьих... А что он собственно говоря, гадает? Надо почитать, а что на самом деле случилось с этим самым Поликратом? Баллада ведь, в конце концов, художественное произведение, а не исторический источник.
Эта мысль немного успокоила Павла. Поскольку было уже поздно, он решил лечь спать. Но дал себе обещание, что завтра вечером пороется в Интернете и узнает всё что можно о самосском царе Поликрате.

Оказалось, что на самом деле его титул был не «царь», а «тиран». В античные времена это было не ругательством, а чем-то средним между титулом и должностью. В общем, тиранами знали единоличных правителей, не являвшихся царями.
Поликрат действительно сначала действовал очень успешно, а потом его свергли и даже казнили. Вот только и то и другое к везению имело очень мало отношения.
Выражаясь современным языком, Поликрат был настоящим отморозком. То есть человеком, поступающим не по закону, не по совести и даже не по «понятиям».
Он сделал из Самоса настоящее пиратское государство. Самосские корабли грабили всех подряд: и врагов, и друзей. Разница заключалась лишь в том, что друзьям иногда часть награбленного Поликрат возвращал, а врагам, само собой, не возвращал никогда и ничего.
Павел понял, что даже с учётом простоты тогдашних нравов такая манера поведения была явным перебором.

Получалось, что быть другом (или, если угодно, союзником) Поликрата было не очень здорово. Ведь этот статус даже от пиратских набегов самосского флота не избавлял.
А история с Египтом!
Долгое время эта богатая и сильная страна была союзником Самоса. Но, когда на Египет напали персы, Поликрат присоединился к сильнейшему — и спокойно напал на своего недавнего союзника!
Нет ничего удивительного, что в конце концов Поликрат растерял практически всех друзей и приобрёл массу врагов. Что и послужило причиной его свержения .
Да, конец Поликрата — это, конечно, расплата. Только не за чрезмерное везение, а за недостойное поведение.
Эта мысль окончательно успокоила Павла. И он с чистой совестью выбросил из головы античных политиков, и, раскрыв каталог своего плана, приступил к занятиям. До того, как лечь спать, у него ещё оставалось два часа времени...

В эту ночь Павел спал очень плохо. А под утро ему приснился совершенно дурацких сон. Будто пришёл он сдавать экзамен, а за столом — Поликрат Самосский! И это самый Поликрат смотрит на Павла недобрым взглядом и спрашивает (почему-то на чистейшем русском языке):
- Так это вы, молодой человек, имели наглость назвать меня отморозком?
И выгоняет Павла с экзамена, даже не дав тому возможность ответить по билету!
Так что Павел, как всегда, проснулся до будильника, - но в холодном поту.
Видно, сон этот приснился не зря... Надо мысль о везении-невезении до конца додумать...
Этим Павел и занялся по дороге в университет.

Так значит, ему повезло? Может быть...
Но без его собственных усилий всё это везение не имело бы никакого смысла!
Во-первых, он занимался в первом семестре больше любого из своих однокурсников. Разве в этом есть какое-то везение?
В какой-то степени да... Ведь он не заболел, не сломал себе ногу, не попал под машину.
Но ведь тогда повезло и подавляющему большинству его однокурсников! А  где их результат?
То, что их не исключили из университета в первый же семестр? Да, положа руку на сердце, это тоже результат. Но его-то результат гораздо весомее!

А каникулы? В то время как его однокурсники расслаблялись, отдыхали и развлекались, он планировал свой «прорыв за горизонт». И то, что он не поверил страшилкам о расходовании жизненных сил — тоже его сознательный выбор.
А сейчас? Многие его однокурсники до сих пор продолжают расслабляться. Мол, в начале семестра и полагается как следует полениться... А ведь он с начала семестра столько успел сделать! Даже самому не верится...
Нет, в его успехах везение — не самое главное! Главное — упорный, ежедневный, хорошо организованный труд!
Так что надо отбросить все сомнения и спокойно продолжать начатое.

А всё-таки — как соотносится везение и труд? Ясно, что они друг друга не заменяют. Скорее дополняют.
Результаты везения или невезения ведь совершенно различны в зависимости от того, сколько усилий человек приложил для достижения своей цели.
Например, неприятная неожиданность вполне может выбить человека из колеи. Но если он к такому повороту дел заранее готовился — он переживёт эту неожиданность гораздо легче.
И наоборот. Если кому-то повезло — это ведь ещё полдела. Главное - воспользоваться плодами везения «по максимуму». А для этого надо быть к такой ситуации заранее готовым!

Павел не сомневался, что в настоящий момент готов и к удачам, и к неудачам гораздо лучше, чем большинство своих знакомых. И чем дальше он будет двигаться по своему пути, тем эта готовность будет выше.
Так что прочь сомнения!
Лишь одно ограничение Павел установил для себя совершенно чётко: в любой ситуации надо оставаться человеком. А не отморозком вроде Поликрата...