Мертвая зона. Комедия. Действие первое. Акт 1

Евгений Николаев 4
Действующие лица

Владимир Свистунов – от 22 до 30 лет, сердцеед, балагур, слушатель автошколы.
Валерий – от 25 до 30 лет, слушатель автошколы.
Захид – от 25 до 35 лет, бывший гастарбайтер, ныне резидент, имеющий вид на жительство в РФ, узбек, слушатель автошколы.
Отец Онуфрий – от 35 до 50 лет, священник, полного телосложения, с неброской короткой бородой, без усов, говорит с легким «нажимом» на букву «о», слушатель автошколы.
Валентина – от 25 до 35 лет, слушатель автошколы.
Олечка – 22 до 27 лет, «блондинка за рулем» в очень короткой юбке, слушатель автошколы.
Алексей – от 25 до 40 лет, инструктор автошколы по вождению.
Поезжалов Антуан Ярополкович  – от 55 до 60 лет, директор автошколы.
Иван Петрович – от 60 до 65 лет, преподаватель автошколы.
Пряхина Изабелла Арнольдовна – режиссер, она же телеоператор и журналист.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. АКТ ПЕРВЫЙ

Типичный учебный класс в автошколе, где ведутся теоретические занятия, в крупном городе европейской части России. Стены класса увешены плакатами об устройстве автомобиля, стендами с дорожными знаками, рисунками с изображением дорожных ситуаций.
В классе девять столов. Восемь, в один, либо два ряда, – для слушателей школы. Преподавательский стол установлен между дверями, одна из которых входная, другая – внутренняя, ведущая в административно-хозяйственную часть.
За вторым, третьим и четвертым от преподавательского столами, сидят Олечка, Владимир, Валерий и Захид.
Занятия еще не начались.

ВЛАДИМИР (обращается ко всем). Так вот, инспектор ДПС показывает автолюбителям видеофильм о правилах дорожного движения и комментирует: «Глядите, это Леня едет на мотоцикле. Он упал и разбился. Почему? Потому что был без защитного шлема… А это Вася… Он тоже упал с мотоцикла, но так как был в шлеме, то встал, рассмеялся, отряхнулся и поехал дальше». Вовочка поднимает руку: «Я его хорошо знаю. Он теперь все время смеется и отряхивается».

(Все смеются.)

ОЛЕЧКА. Тебе, Вовчик, пора на сцене с анекдотами выступать или записываться на ютуб!

(В это время на сцене справа, за дверью, отделяющей холл, примыкающий к административной части, от учебного класса, появляется Иван Петрович, преподаватель. Под мышкой у него папка. Он хромает на одну ногу, что делает его походку узнаваемой.)

ВЛАДИМИР (встает со своего места и направляется к преподавательскому столу. Он специально хромает на одну ногу, очень напоминая Ивана Петровича). А можно и так… Мы где?.. Мы – в автошколе. Поэтому все должно соответствовать обстановке. Вспомним нашего Петровича и его манеру рассказывать анекдоты…

(В это время Иван Петрович уже подошел к приоткрытой двери в класс, приостановился, прислушался, встав в привычную характерную позу: одна рука поддерживает локоть другой, подпирающей подбородок. Владимир тем временем встает за преподавательским столом в точно такую же позу.)

ВЛАДИМИР (продолжает, кривляясь и играя на публику). Итак, из пункта «А» в пункт «Б» движется мотоцикл. За рулем – слушатель автошколы Леня, без шлема. Вдруг кочка! Мотоцикл подпрыгнул. Слушатель Леня не справился с управлением, упал и разбился… А вот другой мотоцикл движется из пункта «Б» в пункт «А». За рулем – слушатель Вася, но в шлеме. Вдруг кочка! Мотоцикл подпрыгнул. Вася упал, но тут же встал, рассмеялся, отряхнулся и поехал дальше».

(Захид, подыгрывая Владимиру, тянет вверх руку).

ВЛАДИМИР. Что, Захидик?..

ЗАХИД (встает из-за стола). Я ее хорошо знаю. Она теперь все время смеется и все время отряхается.

(Смеются Владимир, Олечка, Валентина, Захид.)

ВАЛЕРИЙ (серьезно). Получается, если курсант без шлема, то сразу на тот свет отправится, а если в шлеме, то придурком на всю жизнь останется… Разница не большая. Поучается, берегись, не берегись, все бесполезно. Катайтесь без шлема. Конец все равно один!

ВЛАДИМИР. Почему же один?.. У вас, Валерий, очень узконаправленное однобокое мышление, и чрезвычайно упертый в одну точку взгляд! Я вот, например, и такое еще окончание знаю: «Вася упал, но благодаря шлему, голова его не пострадала. Она… укатилась»!

(У Валентины окончание анекдота вызвало лишь легкую улыбку. Владимир, Олечка, Захид опять смеются, но смех быстро прекращается.)

ВАЛЕРИЙ. Ну, очень смешно! (И обращается к Владимиру.) Шутки у вас плоские…

(В это время в класс, хромая, входит Иван Петрович.)

ИВАН ПЕТРОВИЧ (на ходу здоровается. Проходит за преподавательский стол, встает в свою характерную позу: одна рука поддерживает локоть другой, подпирающей подбородок). А теперь ситуация… как в анекдоте…

(Владимир, Олечка, Валентина, Захид опять смеются.)

ВЛАДИМИР (обводя всех довольным взглядом). Ну, вот это другое дело! Продолжение следует!..

ИВАН ПЕТРОВИЧ (продолжает). Итак, из пункта «А» в пункт «Б» движется…

(Все смеются).

ИВАН ПЕТРОВИЧ (делает вид, что не понимает причину смеха и не обращает на него внимания) …движется мотоцикл… Харлей-Дэвидсон.

БОЛЬШИНСТВО СЛУШАТЕЛЕЙ. О-о-о-о-о-о!..

(Далее слушатели сопровождают рассказ Ивана Петровича различными восклицаниями, типа: «Ничего себе!», «У-у-у-у-у!», «Э-эх!», «Ах!» и т. д.).

ИВАН ПЕТРОВИЧ (продолжает). За рулем – слушатель нашей автошколы… без шлема!.. Вдруг кочка! Мотоцикл подпрыгнул. Слушатель не справился с управлением, упал, ушибся, но тут же встал, отряхнулся и радостно закричал: «Пронесло-о-о-о»!.. В это время появляется сотрудник ДПС, отворачивает лицо, зажимает пальцами нос и говорит: «А точно… Чувствуется»!

ВЛАДИМИР (подыгрывая Ивану Петровичу, тянет вверх руку).

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Что, Вовочка?..

ВЛАДИМИР (Проходит между рядами к преподавательскому месту и начинает медленно двигаться в обратную сторону, между рядами, внимательно оглядывая каждого сидящего за столом. Говорит он, при этом, медленно и задумчиво, как бы размышляя про себя, кто же это на самом деле). Я его хорошо знаю… Он теперь все время отряхивается и радостно кричит: «Пронесло»!..

(У Валентины окончание анекдота вызвало лишь легкую улыбку. Владимир, Олечка, Захид опять смеются.)

ВАЛЕРИЙ. Может, хватит уже кривляться?

ВЛАДИМИР. Это… (поднимает руку с вытянутым вверх указательным пальцем, готовясь на кого-то указать, видимо, на Валерия).

ВАЛЕРИЙ (не дождавшись, когда на него укажут). Уйди лучше отсюда подобру-поздорову!..

ОЛЕЧКА. Не обращай внимания, Валерочка! Все знают, что это не ты!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Кто сделает вывод?.. Захид!

ЗАХИД. Конечна, чтобы на дороге не пронесла, надо ездит со шлемам.

ИВАН ПЕТРОВИЧ. И чтобы анекдоты не оканчивались печально… А для этого вы должны хорошо учиться. Это главное!

ВЛАДИМИР. Вот-вот! На эту тему есть очень хороший анекдот…

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Все, хватит на сегодня анекдотов. У нас сложная тема…

(В это время к приоткрытой двери в класс со стороны административной части подходит Поезжалов, приостанавливается, прислушивается.)

ВЛАДИМИР (обращаясь к Ивану Петровичу). Петрович, он короткий. Как японское хайку – три строчки… В общем, мальчик в автобусе спрашивает дяденьку: «Дяденька! Вы на следующей остановке выходите?» А дяденька ему отвечает: «Это не важно, мальчик. Главное, чтобы ты хорошо учился!».

(В классе никто не смеется. И лишь директор через мгновение начинает захлебываться смехом. Но сдерживает себя, старается смеяться беззвучно, так, чтобы в классе его не услышали. Через пару секунд смеяться он внезапно прекращает и с серьезным лицом входит в класс.)

ВАЛЕРИЙ. Сам придумал?.. И в каком месте смеяться?

ПОЕЗЖАЛОВ. Здравствуйте, друзья! Смеяться не будем. Прервемся ненадолго… Только что мне позвонили… и сказали, что к нам едет…

ВЛАДИМИР. …ревизор!

ПОЕЗЖАЛОВ. Вот что я вам скажу, милые вы мои! Со мной шутки плохи. Я, как директор, шуток обычно не понимаю. К нам едет съемочная группа.

ВЛАДИМИР. Фу! Напугали, Антуан Ярополкович! Так и удар может случиться!..

ПОЕЗЖАЛОВ. Как вы не понимаете, что это очень, очень серьезно! Во всяком случае, не знаю, к чему эти съемки приведут и чем закончатся!.. А самое главное, телевизионщики могут приехать в любую минуту.

(Раздается стук в дверь.)

ПОЕЗЖАЛОВ. Тихо!

ОЛЕЧКА. Да никто не шумит, Антуан Ярополкович. Мы только и делаем, что молчим и вас слушаем.

ПОЕЗЖАЛОВ. Тихо! (И уже громко, приветливо, повернувшись в сторону входной двери.) Кто там?.. Входите!..

(Дверь открывается. В дверном проеме появляется священник в рясе.)

ОТЕЦ ОНУФРИЙ. Разрешите протиснуться!..

ПОЕЗЖАЛОВ. Фу ты, черт! (Выдыхает, держится за сердце.)

ОТЕЦ ОНУФРИЙ. Не произносите, сын мой, слов богопротивных!

ПОЕЗЖАЛОВ. Да это я… Я не на вас! Вы уж простите, батюшка. Вылетело. От нервозности.

ОТЕЦ ОНУФРИЙ. Бог простит, если простит. Приветствую вас, братья и сестры! Мир всем!

(На слове «мир» отец Онуфрий проводит правой рукой с пальцами, сложенными для осенения крестом, сверху вниз, на слове «всем» – слева на право.)

ПОЕЗЖАЛОВ. И вам здравствуйте, и того же! Да вы проходите!..

ОТЕЦ ОНУФРИЙ. Припозднился, даже переодеться не успел. Признаюсь, опасаюсь выговор получить за опоздание. Извиняйте. Однако службу на более позднее время не перенесешь, и раньше времени заголосишь – никто не поймет…

(Отец Онуфрий проходит в помещение, садится за свободный стол.)

ПОЕЗЖАЛОВ. О чем мы говорили, дети мои? То есть, извините, слушатели мои… то есть, товарищи дорогие…

ВЛАДИМИР. Съемочная группа может приехать с минуты на минуту!..

ПОЕЗЖАЛОВ. Ах, да!.. И это реальность, друзья разлюбезные!

(В учебный класс со стороны административной части входит Алексей.)

АЛЕКСЕЙ. Здравствуйте всем!

ПОЕЗЖАЛОВ. Проходи, Алеша! Вот, уважаемые мои слушатели, я по этому поводу и Алексея пригласил.

(Алексей садится на свободное место.)

ВЛАДИМИР. Ну, и что же? Думаете, снимут о нас фильм?..

ПОЕЗЖАЛОВ. Снимут, обязательно снимут!

ВАЛЕРИЙ. Это ж какой высоты должен быть дуб, чтобы, рухнув с него, надумать о нашей школе фильм снять!.. Кино, да и только! Ну, скажите, какой им резон рожи наши в ящике показывать?

ОЛЕЧКА. А это смотря чью… лицо!

ПОЕЗЖАЛОВ. Нет, соратники мои ненаглядные! Тему им, вероятно, с самого верха нашептали. Аварий на дорогах много. Пешеходы из дома выйти боятся. Так что тема, действительно, есть. А еще… Думаете, почему их к нам-то потянуло? Да потому, что те, кто садится или только мечтает сесть за руль, идут к нам. Я тут на досуге поинтересовался… В Россее-матушке девять из десяти молодых людей, таких же, как вы, хотят купить транспортное средство, уже больше половины семей имеют свой автомобиль, почти у пятнадцати процентов – две машины, а у четырех процентов – три автомобиля и более…

ВАЛЕРИЙ. Автопарк, что ли?

ПОЕЗЖАЛОВ. Автопарк, не автопарк, а автомобиль для одних давно рабочая лошадка, для других – средство утверждения статуса. Конечно, нам далеко еще, скажем, до тех же американцев: у них семья без автомашины – большая редкость. Но мы за ними бежим вприпрыжку!..

ВАЛЕРИЙ. Ну, это фильм тогда про автопром снимать надо. Тут школа ваша ни при чем.

ПОЕЗЖАЛОВ. Автопром штампует железо, а мы…

ВАЛЕРИЙ. Вот-вот… а вы – нас!..

ПОЕЗЖАЛОВ. А мы это железо оживляем, оснащаем, так сказать, мозгами, руками и ногами…

ВАЛЕРИЙ. Спасибо сердечное, что хоть вы применение нашим мозгам и конечностям находите! А то кто бы, если не вы?!

ПОЕЗЖАЛОВ. Да, машина без обученного слушателя внутри просто «мебель». А с обученным слушателем…

АЛЕКСЕЙ. …средство повышенной опасности.

ПОЕЗЖАЛОВ. Спасибо, Алеша. Так вот, мы-то как раз и стремимся сделать его безопаснее! Особенно для пешеходов, которых еще больше, чем машин. Их и благодарите! Поэтому снимут, фильм обязательно снимут!.. Но, ребятушки, важно, какой! Хороший или плохой?..  Милые вы мои, не знаю, как вам, но мне, например, не понятно, почему едут именно к нам. Иногда так бывает: проблемы общие, а козлом отпущения делают кого-то одного. Мне по телефону сказали, что и познакомиться с вами поближе хотят, и на теоретических занятиях поприсутствовать, и в автомобиле учебном посидеть в роли наблюдателей…

ВАЛЕНТИНА. Может, опыт собираются обобщать?..

ПОЕЗЖАЛОВ. Ха! Опыт! Это раньше обобщали. Давно это было! Сейчас больше на сенсациях специализируются… А ведь могли бы мы опытом-то поделиться… Могли! Мы и собственный автодром имеем, и – как их?..  Авторские учебные программы применяем!.. А посмотрите, как у нас оснащены учебные классы! Где вы еще такое найдете? Одним словом, друзья, вы учитесь в одной из лучших автошкол области!

ВАЛЕРИЙ. Лучших? Вот уж никогда бы не подумали! Вы вот, товарищ директор, ответьте-ка мне сначала на один простой вопрос: почему в самой лучшей автошколе, когда я за рулем, постоянно бензин в машине заканчивается? Положенный час, и тот нормально отъездить не можешь!

ВЛАДИМИР. Не знаю, почему для тебя бензина не хватает. Скажем, для Ольги всегда хватает!

(Олечка вскидывает голову и горделиво выгибает шею, чувствуя, что на нее все смотрят.)

ПОЕЗЖАЛОВ. Ну, давайте уж сегодня ссориться-то не будем! Откатаете вы свое. А я вот о чем вас всех попросить хочу. Анкетку тут небольшую из студии сбросили, просили, чтобы вы потренировались, ну, на вопросы поотвечали… Вас будут спрашивать, вы – отвечать, а телевизионщики – слушать и снимать! Понятно?

ВАЛЕРИЙ. Нет, Антуан Ярополкович, не понятно! Сколько можно?! За два месяца, что я у вас занимаюсь, чего только у нас уже не было… Водой наш класс заливало, когда трубу в вашем кабинете прорвало… так, что из-за ремонта два дня занятий не было! Или вот совсем недавний пример… Склад в автошколе загорелся… Опять занятия сорвались! А когда подводное ружье из вашей бухгалтерии кто-то утащил, полиция сюда приезжала, так четыре часа тридцать пять минут нас допрашивали. Опять день потеряли! Я одного не понимаю, зачем вашему главному бухгалтеру дорогущее ружье для подводной охоты, да еще на работе? Она без ружья-то с ее комплекцией сразу ко дну пойдет, а с ружьем и подавно!

ПОЕЗЖАЛОВ. Ну-ну! Не стыдно так о женщине?

ВАЛЕРИЙ. Ладно, хоть с ружьем, хоть без ружья пусть выплывает, бог ей в помощь, вашей Веронике Степановне! Не хотите о ней, поговорим о вас, Антуан Ярополкович. Две недели назад вы в нашей группе сами, лично занятия проводили. Ваших два часа было по расписанию. Так со второго часа вы у нас отпросились! Обратите внимание, не мы у вас, а вы у нас! Видите ли, внук ваш в музыкальной школе в каком-то концерте участвовал – на трубе в оркестре играет!

ВАЛЕНТИНА. Ну, ты и мелочный, Валера! Сядь уже! Ребенком попрекать…

ВЛАДИМИР. Точно, мелочный!

ВАЛЕРИЙ. А вы меня не корите! И не усаживайте! Сами-то сколько раз жаловались, что ездите мало, свои часы не выбираете?

ВЛАДИМИР. Одно дело мы, а другое – дети, Салтыков! Дети… на трубе… это святое!

ВАЛЕРИЙ. Моя фамилия – Щедрин. (Все смеются.) Вот-вот! Вам бы все похохмить, посмеяться!.. Да из-за таких, как вы, у нас всё спустя рукава!..

ПОЕЗЖАЛОВ. Не беспокойтесь, Салтыков… извините, Щедрин! Отдам я вам этот час.

ВАЛЕРИЙ. А мне подачек не надо. Я свое, между прочим, оплаченное, выбрать хочу. Да что нам этот час! Вы нам страну отдайте! Ведь куда не плюнь, везде отношение к работе такое: сделать абы как! Сократить, отпроситься, убежать, отвязаться!.. Вот и у нас в школе… Не учеба, а сплошные разговоры… Но мы же за руль садимся, на дорогу выезжаем! От нас, недоученных, жизнь других людей зависит! А мы всё анкетки заполняем, на вопросики отвечаем, в съемках участвуем!.. Да еще делаем вид, что у нас все о;кей, что автошкола у нас лучше всех! Двойное преступление. Во-первых, лицемерим, во-вторых, рекламируем не тот товар. Речную гальку в золотистую конфетную обертку пакуем. Это уже настоящая реклама, тем более бесплатная!.. Как же от такой халявы отказываться?.. Показушники! Из-за того мы и живем будто одновременно в двух параллельных мирах. Один мир – этот тот, где всё, как на самом деле. А второй – наша мечта, которую мы все играем, убеждая, в том числе, и самих себя, что это и есть настоящий мир, реальность. Но до нее, родимой, нам не доползти никогда!

ПОЕЗЖАЛОВ. Ну, ну, Щедрин… не укрупняйте… и не обобщайте. Так мы далеко можем зайти. Вы лучше поближе к земле-матушке… Не все на ней, увы, идеально. Но биться головой о стену не стоит, можно голову разбить. И отчаиваться, Щедрин, не стоит. Все вы успеете, и экзамены, уверен, на пятерку сдадите, только занимайтесь! Поэтому давайте уж не отвлекаться! Я к вам с просьбой пришел, а вы… Что касается анкетки… ладно, уговорили, проштудируем позже. А вот насчет вождения… (Оборачивается к Алексею.) Алексей, я надеюсь ребята у нас ого-го?!. В смысле, за рулем, как рыба в воде?!

АЛЕКСЕЙ. Нет, Антуан Ярополкович! К сожалению, нет! Скорее, на сегодняшний день, как топор…

ПОЕЗЖАЛОВ. Что, как топор?

АЛЕКСЕЙ. Ну, как топор в воде.

ПОЕЗЖАЛОВ. Э-э-э-э-э-это вы бросьте! Что значит, как топор? Сколько вы уже занимаетесь со слушателями?..

АЛЕКСЕЙ. Ну…

ПОЕЗЖАЛОВ. Не «ну», а много! Много занимаетесь! И что, нет результатов?

АЛЕКСЕЙ. Результаты, конечно, есть… Но не у всех.

ПОЕЗЖАЛОВ. Хорошенькое дело! Вот приедут к нам телевизионщики, зайдут вот в этот класс и спросят: «Давно вы, товарищи дорогие, занимаетесь»? Товарищи дорогие, конечно, ответят: «Уж четыре месяца, как…»! Подойдут любопытные гости к любому из наших товарищей (подходит к Захиду, смотрит на него, заглядывая в глаза)… и любезно так спросят: «А не могли бы мы, товарищ дорогой, прокатиться с вами немножко»?..

АЛЕКСЕЙ. Только не к Захиду! С ним кататься нельзя!

ПОЕЗЖАЛОВ. Что так?..

АЛЕКСЕЙ. Ну, навыков он еще соответственных не приобрел…

ПОЕЗЖАЛОВ. То есть, как это? Учился, учился и не приобрел?

АЛЕКСЕЙ. Приобрел, но не достаточно.

(Захид вскакивает со своего места.)

ЗАХИД. Я навыков много. Просто машина маленький!

(Быстро направляется к выходу. Выходит из класса, хлопнув дверью.)

ПОЕЗЖАЛОВ. Вот так!.. Обиделись… Обидчивые мы! Машина для него маленькая! На автобусе что ли навыки свои собрался демонстрировать? Откуда такой?..

АЛЕКСЕЙ. Слушатель Мамаджонов Захид, родом из Узбекистана.

(Захид входит в класс. Быстро проходит к своему месту.)

ЗАХИД. Я буду ездить на большой маршрутка!

(Садится.)

ПОЕЗЖАЛОВ. За дверью, что ли, подслушивал?..

ЗАХИД. Я уже хорошо ездит!..

ПОЕЗЖАЛОВ. Экие мы какие резкие! Скажите-ка! Ну, ладно, ладно… У кого еще навыков, как бы это, не обидеть, маловато?

АЛЕКСЕЙ (смотрит на слушателей, пару секунд думает). Ну, наверное, у Ольги маловато…

ПОЕЗЖАЛОВ. У Ольги… Хорошо! Это кто?

ОЛЕЧКА. Это я, но я…

ПОЕЗЖАЛОВ. Милая вы наша Олечка! Сейчас не надо оправдываться, поздно! Это не ваша вина, а наша недоработка… (Ищет глазами Алексея, останавливает на нем взгляд.) Нашего инструктора!

АЛЕКСЕЙ. Да я…

ПОЕЗЖАЛОВ. Алексей!

АЛЕКСЕЙ. Да мне…

ПОЕЗЖАЛОВ. Алексей!

АЛЕКСЕЙ. Да, мне доставляет удовольствие заниматься со слушателями как можно дольше! Я готов с ними кататься и день, и ночь!

ОЛЕЧКА. И я готова!

ПОЕЗЖАЛОВ. Один готов, вторая готова… Так сделайте же что-нибудь!..

(Все смеются.)

АЛЕКСЕЙ. Да, я сделаю… Я хоть сейчас заявление подам!

ОЛЕЧКА. В загс?

АЛЕКСЕЙ. Какой еще загс!.. (Обращается к Поезжалову.) Антуан Ярополкович, вы мне не верите? Я ведь напишу!

ПОЕЗЖАЛОВ. Все, хватит! Не хочу больше ничего слушать! Давайте-ка так… На следующее занятие Ольга придет… (Смотрит на Ольгу, обращается к ней.) Ольга, не могли бы вы на следующем занятии сделать вид, что у вас, ну, нога, например, приболела? Ну, перебинтовать ее слегка… Я просто уверен, что именно на следующее занятие телевизионщики к нам и нагрянут!.. Нагрянут и захотят прокатиться именно с вами…

ОЛЬГА. Ну, ладно, могу. А что тут такого?

ПОЕЗЖАЛОВ. Да в том-то и дело, что ничего тут такого нет! Спасибо вам. Выручаете! (Переводит взгляд на Захида. Обращается к нему, медленно подходя.) И вы, Захид, что-нибудь придумайте уж, пожалуйста, чтобы было понятно, что и вам за руль садиться нельзя. По объективным причинам. К вам тоже, на беду, подойти могут. (Захид вскакивает со своего места.) Только, пожалуйста, без горячности, без пыли, без фейерверков! (Кладет руку на плечо Захида, усаживая его на место.) Помогите, ребята! Не о многом прошу! Умоляю, если хотите! 

(Поезжалов выходит из класса в дверь, ведущую в административную часть школы. Алексей направляется следом за директором.)

АЛЕКСЕЙ. До свидания!

ВЛАДИМИР. Так что утрите слезу, Салтыков, и за букварь!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Начнем занятие. Тема занятия «Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения».

(Слушатели записывают тему в тетрадях. Иван Петрович повторяет для неуспевших.)

ЗАХИД. …фырмырывании безопасныя пространтыства… Я не успела записать.

ИВАН ПЕТРОВИЧ (подходит к Захиду, заглядывает в его тетрадь). Формирование безопасного пространства… Фор-ми-ро-ва-ни-е…

ВЛАДИМИР. Фыр-мыр… тыр-пыр… Пиши, пиши внимательнее, Захид, а то будет тебе «Дзынь-брынь, трах-бах!»…

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Курсант Свистунов! Как не стыдно?! Замечание вам.

ВЛАДИМИР. Есть замечание, Петрович!

ЗАХИД. Одна пытычка тоже свистел…

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Все записали?.. Начнем с тормозной системы автомобиля… На современных автомобилях устанавливаются три-четыре вида тормозных систем: рабочая, стояночная, вспомогательная, запасная. Основная и самая эффективная тормозная система автомобиля – рабочая. Она используется во все время движения для регулирования скорости и полной остановки. Ее устройство довольно простое…

(В класс быстро входит Поезжалов.)

ПОЕЗЖАЛОВ. Извините, ненаглядные! Только что позвонили… Гостей сегодня не будет. Съемки перенесли на время следующих занятий, на вторник. Так что можете спокойно заниматься дальше. По плану.

ВЛАДИМИР. Обидно, что кина не будет!.. Обломились!..

(Все смеются.)

ПОЕЗЖАЛОВ. После теоретических занятий у кого-то из вас еще ведь и вождение. Вот и покатаетесь спокойно, без посторонних, так сказать, наблюдателей… Хотя, честно сказать… посторонних-то не будет, но за вами все равно наблюдают… Знайте, за вами наблюдают!

ВЛАДИМИР. Кто это за нами наблюдает?

ПОЕЗЖАЛОВ. Я.

ВЛАДИМИР. Вы? Как это?

ПОЕЗЖАЛОВ. Вы все передо мной, голуби мои, как на ладони, куда бы не полетели! И во сне, хотите, верьте, хотите, нет, я вас чуть ли не каждую ночь вижу! Как вы на вопросы Иван Петровича отвечаете, как в машине с Алексеем часы накатываете… Всех вижу! Прямо наваждение какое-то!

ОЛЕЧКА. Прямо всех-всех-всех?..

ПОЕЗЖАЛОВ. Всех и каждого! И каждого – по своему, по-особенному, как есть, со всеми черточками и за… как это? Слово забыл!

ВЛАДИМИР. Заморочками?

ПОЕЗЖАЛОВ. Нет!

ВЛАДИМИР. Заскоками?

ПОЕЗЖАЛОВ. Нет!

ВЛАДИМИР. Закорючками?

ПОЕЗЖАЛОВ. Нет!

ВЛАДИМИР. Закидонами?

ПОЕЗЖАЛОВ. Да нет же, нет!

ВЛАДИМИР (с лицом человека, разгадавшего величайшую тайну). Неужто за... (?!)

ПОЕЗЖАЛОВ. Нет! За… машками! Вот!

ОЛЕЧКА. Но ведь это же страшно!

ВАЛЕРИЙ. Только первые полгода, а там, глядишь, и прощаться пора…

ПОЕЗЖАЛОВ (в задумчивости). И за каждого у меня душа болит!.. До свидания, друзья мои!

(Поезжалов уходит. Все прощаются с ним, каждый – по своему.)

ВАЛЕРИЙ. Феноменально! Мы все под колпаком! Нас, оказывается, видят насквозь со всеми нашими «машками»!


Конец первого акта.