О вреде и пользе детских конкурсов талантов

Галина Савичева
Детские конкурсы талантов. Вред и польза.
Кто в них соревнуется на самом деле: дети или амбиции родителей и педагогов? Имеют ли они отношение к таланту?

   В Японии существует состязание, которому, как говорят, более 400 лет.  Оно носит экзотическое название - конкурс «Плачущих младенцев». Суть его заключается в том, что борцы сумо перед началом соревнования выходят на арену и берут с собой  младенцев, которых поднимают высоко над головой, и стараются сделать так, чтобы они поскорее заплакали. Выигрывает тот, «чей» малыш быстрее заплачет. Если крик раздастся одновременно, то победитель – рыдающий громче. Если же детишки попадутся стойкие или чересчур спокойные, то судья надевает страшную маску и начинает их пугать, пока не добьётся результата. Считается, что плач младенцев отгоняет злых духов. Я думаю, что корни этого действа уходят далеко вглубь веков. Мне в этом японском обычае видятся символические отголоски древнего обряда, когда детей, чаще первенцев, приносили в жертву богам. Поднимание ребенка к небу – символическое посвящение богам, а плач – символическая жертва. Если принять образ этого конкурса как символ всех детских конкурсов вообще, то встает вопрос – каким богам родители посвящают своих детей и каких злых духов отгоняют от себя? Очевидно, что не сами дети горят желанием принимать участие в этих действах.

   С каждым годом количество детских конкурсов талантов неуклонно растет. Поражает не только их количество, но и разнообразие. От традиционных конкурсов рисунка, пения и танцев до невыносимо гламурных конкурсов красоты и травмоопасных гонок на детских мотоциклах. Появился даже «спортивный» конкурс ползающих младенцев, где заявленный возраст участников от 5 до 8 месяцев! Как вы думаете, малыши очень стремятся участвовать в этом «соревновании»?   Детство, как сейчас известно даже не специалистам, является важнейшей и сложнейшей частью жизни человека. В детском возрасте закладываются основы всей нашей будущей жизни. Происходит интенсивное формирование образа тела – основы образа Я, структуры личности, черт характера. Всё это крайне сложно, а иногда и невозможно коренным образом изменить в дальнейшем.  В том числе формируется такая важная составляющая эмоциональной сферы личности, как самоотношение. Самоотношение следует отличать от самооценки. Приведу простой пример. Два отличника сдают экзамен. Один ученик получил тройку, самооценка его упала, он расстроился, но утешил себя тем, что «я всё равно хороший, а это просто оценка».  А второй получил пятёрку, его самооценка подтвердила свой высокий статус, но  явно расстроен, потому что «хоть и получил высший бал, в целом я неудачник». У первого – хорошее самоотношение, у второго – плохое. У детей до 7-летнего возраста самоотношение и самооценка ещё не дифференцированы. Замечания или укоры по поводу какого-либо действия (или бездействия) воспринимаются ребёнком как порицание его личности в целом. Поэтому использование критики детей дошкольного возраста должно быть очень ограниченным.

   Давайте вернёмся к нашим баранам, то есть конкурсам. А что же там происходит? А там, чаще всего, как раз и делают то, что категорически не рекомендуется, постоянно «воспитывают» детей в определённом направлении – критикуют за «неудачи», и хвалят за «успех». Ребёнок же, конечно, стремится быть «хорошим», то есть побеждать. Те, у кого это не получается, остаются на всю жизнь «неудачниками» в своих глазах, каких бы успехов они потом не добились. А у победителей, возможно и сформируется хорошее самоотношение, но вполне реальна другая опасность – формирование неадекватно завышенной самооценки, что также негативно влияет на будущую жизнь.

    Отдельно хотелось бы сказать о детских конкурсах красоты. Их явно извращённый характер виден невооружённым глазом. На этих конкурсах девочкам наносят взрослый макияж, наращивают волосы, приклеивают пластины на зубы (молочные ведь не так изящны), изнуряют диетами, учат принимать «соблазнительные» позы и  корчить «милые» гримаски. Известен случай, когда в Америке участнице делали инъекции ботокса, а ей было всего 7 лет! Детям дают энергетические напитки, чтобы они выглядели поживее. Глянцевые журналы, фотографии – рай для педофилов! Только представьте, какой искаженный образ Я формируется у этих детей. В ролике на «Ю-Тубе» я слышала интервью одной восьмилетней участницы, которая заявила, что «главное в жизни – это быть красивой». А вот повзрослевшая бывшая конкурсантка, Брук Брэдли, с горечью вспоминает, как она  ненавидела этот солярий, лак для волос и накладные зубы. «Всё, что я хотела в свои пять лет, - говорит она, - это играть во дворе со своими друзьями и копать червяков».
К счастью, в некоторых странах появились движения ответственных взрослых против этих конкурсов. Так, во Франции в 2013 году был принят закон, запрещающий проведение в стране детских конкурсов красоты. В России, к сожалению, они до сих пор разрешены везде, кроме Краснодарского края.

   Оставим в стороне явно токсичные для детей конкурсы. Есть же и другие: танцевальные, вокальные, спортивные, конкурсы поделок, наконец. Неужели все они плохи? Или есть у них и положительные стороны? Как обычно, ответ скрывается в деталях. Во-первых, возраст. Я считаю, что до 7 лет какие-либо конкурсы с выявлением победителя, или даже нескольких призёров, приносят только вред. А вот позже, когда дети уже овладевают умением сравнивать себя с другими детьми, когда у них уже сформировано устойчивое самоотношение и появилась способность объективной самооценки, конкурсы уже возможны. Конечно, при определённых условиях. И это будет, во-вторых. Самое главное – это желание самого ребёнка участвовать в конкурсе. Ведь правильно организованный конкурс даёт его участнику очень многое. Общение со сверстниками, увлеченными тем же делом. Расширение границ своих знаний о любимом занятии (предмете). Формирование таких важных личностных качеств, как настойчивость, внимательность, усидчивость. Радость от достижения успеха и умение справляться с фрустрацией в случае поражения. Возможно, развитие навыков для будущей профессии. Все это происходит в том случае, если конкурс талантов отвечает истинному призванию ребенка. Как это понять? Очень просто. Бережно, внимательно наблюдать за ним, и следовать за его интересами. Предлагать на выбор различные виды активности и творчества. Большой вред своему ребенку приносят родители, которые не оставляют ему времени и пространства для того, чтобы побыть одному, попробовать разные занятия, чтобы обнаружить то, чем ему действительно интересно заниматься, к чему лежит его сердце, тем самым определив, в чем его дар. Ведь одаренному человеку не нужна мотивация для занятия тем, в чем заключается его талант.  Сам талант является сверхмотивацией. Ведь недаром говорят: то, что для таланта – средство, для посредственности – цель. Если ребенок – прирождённый художник, он будет с радостью рисовать любыми подручными средствами и отдавать этому все свое свободное время. Но если папа, мечтавший быть футболистом, вдруг увидит в своём сыне Диего Марадону и отдаст его в футбольный клуб, а затем будет всячески поощрять успехи на этом поприще, посмеиваясь над  рисунками, то тем самым он заложит глубокий конфликт, который наложит отпечаток на всю дальнейшую жизнь его ребёнка. Нужно помнить о том, что талант – это дар от Бога, причём непростой дар. Люди, обладающие большим талантом зачастую обделены во многом другом. Мудрые родители будут поддерживать талант ребенка, но при этом будут прививать ему любовь и к другим сторонам жизни. Чтобы он не вырос «однобоким» носителем единственной функции, а жил полнокровной жизнью. К сожалению, гораздо больше противоположных примеров, когда родители с помощью ребенка реализуют свои амбиции, поднимают свой престиж, при этом психологически калеча его. Яркий пример такого патологического воздействия показан в фильмах «Пианистка»(2001, реж.Михаэль Ханеке) и «Черный лебедь» (2010, реж. Даррен Аронофски).

   Чаще всего, подготовка к конкурсу оборачивается жестким прессингом для ребенка. Вместо развития таланта происходит «натаскивание» на результат. Символическим образом этого процесса  может послужить эпизод из фильма «Красная скрипка» (1998 г., режиссёр Франсуа Жирар). Очень одарённый маленький скрипач появился в детском приюте горного монастыря в Швейцарии. Он обожал свою скрипку, и играл на ней целыми днями. Его педагоги пригласили известного учителя из крупного города, который пришёл в восторг от его таланта и взял к себе в ученики. Денежные дела учителя пришли в упадок, и чтобы их поправить, он стал готовить маленького скрипача к участию в конкурсе при дворе императора. Мальчик любил своего учителя и старался изо всех сил выполнить неимоверно сложный урок в короткое время. Он блестяще выполнил задачу. Но у него было больное сердце. Когда он предстал вместе со своим учителем перед монархом, и поднял смычок, сердце его не выдержало, и он упал замертво… Именно так, при подобном подходе к конкурсам, талант не развивается, а гибнет.

   Итак, мы увидели этих богов, которым приносятся жертвы конкурса: амбиции, неосуществлённые мечты и непрожитая жизнь родителей; и злые духи, которых они отгоняют – мысли о собственной неуспешности и нереализованности. А подбрасывают поленья в жертвенный костер – амбиции педагогов и, разумеется, деньги - организаторов, пиарщиков, реклама спонсоров.

   Давайте же беречь своих детей! И при всей видимой пользе от участия в конкурсах талантов, не забывать о серьёзных подводных камнях.   


Вариант статьи в журнале "Наша психология": https://www.psyh.ru/rubric/3/articles/3267/