Мертвая зона. Комедия. Действие второе. Акт 9

Евгений Николаев 4
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. АКТ ДЕВЯТЫЙ.

(На сцене темно. Слышится шум дороги, скрежет тормозов.)

ГОЛОС АЛЕКСЕЯ (громко, как из окна движущегося на малых оборотах автомобиля). Это кто же вас такому вождению учил, девушка?

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (радостно). О! Алексей! Алексей Евгеньевич! Здрассьте!.. Извините, больше не буду-у-у-у-у!.. (Голос удаляется.)

[Загорается свет. В «салоне» учебной легковой «автомашины» за водительским местом – слушатель Валерий, за инструкторским местом – инструктор Алексей. Оба пристегнуты ремнями безопасности. Лица их обращены на дорогу (к зрителям).]

ВАЛЕРИЙ. Что-то вы своих учениц не признаете… на «здрассьте» не отвечаете… А ведь девИца вас узнала, господин инструктор, как вы не пытались скрыть лицо.

АЛЕКСЕЙ. Кто, я? Пытался скрыть лицо? Да чего это «ради»?!. Что-то не припомню я такую ученицу...

ВАЛЕРИЙ. Наверное, тоже своих положенных часов не откатала, не выездила... Вот теперь и шарахается, бедняжка, на своем кабриолете, как на велосипеде, то вправо, то влево!.. Нет, ну, конечно, если б она все, как надо, делала, кто бы ее не признал? Признали бы! Узнали бы и похвалили еще: молодец, моя школа, так держать! А тут… Кто же свои «грешки» признавать будет?!

АЛЕКСЕЙ. Может, хватит языком болтать за рулем? Кто бы уж на жизнь жаловался! Вы ведь в школе, пожалуй, лучше всех катаетесь… А вам постоянно то часов не хватает, то бензина!..   

ВАЛЕРИЙ. Да, все, что мне положено, отдайте! А зачем же я учусь в вашей автошколе? Мне надо не просто кататься, а научиться чувствовать машину, срастись с ней. И этому должны научить меня вы.

АЛЕКСЕЙ. Вот как?

[Валерий вытаскивает из кармана и не спеша надевает на свои руки черные кожаные перчатки без пальцев с круглыми отверстиями на кистевых фалангах.]

АЛЕКСЕЙ. А это зачем?

ВАЛЕРИЙ. Что, зачем? Перчатки?

АЛЕКСЕЙ. Да.

ВАЛЕРИЙ. Это гловелетты.

АЛЕКСЕЙ. Для чего?

ВАЛЕРИЙ. Как, вы, инструктор, не знаете для чего? Предотвращают скольжения рук по рулю, обеспечивают с ним плотный контакт, свободу и легкость в управлении всеми рычагами и кнопками на панели, способствуют уменьшению силы хвата для уменьшения усталости рук. Прочные и эластичные, из кожи оленя. Машинная обработка швов…

АЛЕКСЕЙ. Это надо же, как все продумано! Но это, скорее, для гонщиков-профессионалов важно… А вам-то для чего?

ВАЛЕРИЙ. Для чего, для чего? Для того, для чего надо приличному человеку, садящемуся за руль…

[Валерий «запускает» «двигатель». Слышится шум «двигателя».]

ВАЛЕРИЙ. А помните, о чем вы меня спросили, когда мы впервые встретились?

[Валерий «трогается» с места. «Двигатель» увеличивает «обороты».]

АЛЕКСЕЙ. Не помню. О чем?

ВАЛЕРИЙ. Умею ли я водить автомобиль? Это вы, инструктор по вождению, у меня, желторотого слушателя вашей автошколы, спросили. Я только поступил в вашу школу, что же я могу уметь? Нет уж, вы научите меня! Это ваша обязанность научить!..

АЛЕКСЕЙ. Но вы же умели водить автомобиль!

ВАЛЕРИЙ. Да, умел. Но в том, что я еще до первого занятия руль не плохо в руках держал, не ваша заслуга. Это я у моей тетки в деревне азы вождения постигал, в лесу. Ответ на вопрос, как постигал, - знает только бампер…

АЛЕКСЕЙ. И не жалко машину было?

ВАЛЕРИЙ. Машину? А что ее жалеть? Машина – железо… Я ее из «мусора», можно сказать, собрал!..

АЛЕКСЕЙ. Как это из мусора?

ВАЛЕРИЙ. Автослесарь я. Автослесарь-жестянщик, самоучка. Все, что угодно, из отходов слеплю! Там, в деревне, я «Нивушку» мою и собрал... Смотрю, теткин сосед каждый день «Ниву» свою поистрепанную, поизбитую разберет с утра, и лежит под ней до вечера… На ночь от дождичка все детали брезентом накроет, а утром, на следующий день, собирать начинает… Ну, поинтересовался у него как-то, что, да как?.. Он мне выдает: «Была бы она лошадью, пристрелил»!.. Купил я у него эту развалюху за три рубля. До винтика всю перебрал! Теперь она как новенькая, машина - хоть куда… Ух!.. А главное ее  достоинство в том, что, когда я заливаю полный бак бензина, она дорожает аж ровно в два раза!.. Как только бак опустеет, машина опять в два раза дешевеет! Так вот и ездим!

АЛЕКСЕЙ (сквозь смех). Да, интересная карусель получается!

ВАЛЕРИЙ. Поэтому и тренироваться на ней удобно.

АЛЕКСЕЙ. А зачем вам Нива? Собрали бы какую-нибудь БМВ…

ВАЛЕРИЙ. Нет, мне внедорожник нужен: на охоту ездить. Хотя у нас, по сути, любая машина через годик езды к дорогам привыкает, и становится внедорожником… Но я-то на своей старался пока по колдобинам, да оврагам не ездить. И даже в темное время суток, как сейчас, не выезжал ни разу... В деревне не выезжал, а здесь вот приходится… Это ж надо, вроде, в городе, а какая темень! Ни черта не видно!

(Валерий пристально, напряженно смотрит вперед и прибавляет «газа».)

АЛЕКСЕЙ. Тихо, тихо, тихо, тихо!.. Остановитесь! Немедленно!

ВАЛЕРИЙ. Остановиться?.. Сейчас.

(Валерий останавливает «автомобиль», но «двигатель» продолжает работать.)

АЛЕКСЕЙ. Нет, вы, уж, пожалуйста, и двигатель заглушите, и из машины выйдете… Начинаем все сначала!

ВАЛЕРИЙ. Это почему?

АЛЕКСЕЙ. В наказание за вашу езду!

ВАЛЕРИЙ. Неужели езжу плохо?

АЛЕКСЕЙ. Плохо, потому что не безопасно!

ВАЛЕРИЙ. И из-за этого выходить?

АЛЕКСЕЙ. Да, и не только. За все ваши цирковые трюки за рулем вы будете бегать вокруг машины по пять кругов. Я жду!

ВАЛЕРИЙ. Ну, это уже слишком.

АЛЕКСЕЙ. Слишком – ездить, полностью отключив мозги.

(Валерий глушит «двигатель», нехотя выходит из «автомобиля» и, закрыв дверь, начинает бегать вокруг «автомобиля», с улыбкой поглядывая на Алексея и помахивая ему правой рукой. При этом после каждого очередного круга он считает: «Один», «Два» и т. д. Наконец, после завершения пятого круга, он садится в автомобиль, запускает двигатель, и тут же, не пристегнувшись, собирается тронуться с места.)

АЛЕКСЕЙ. Прежде начинать движение, надо пристегнуться.

(Продолжает есть чипсы.)

ВАЛЕРИЙ. Да, действительно (нащупывает ремень безопасности, вытягивает его, пристегивается, пытается расположиться в кресле более комфортно). До чего же неудобно!..

АЛЕКСЕЙ. Если вы считаете, что ремень безопасности неудобен, испробуйте растяжку для берцовой кости…

ВАЛЕРИЙ (смеется). Любите вы пошутить, почти так же, как я…

АЛЕКСЕЙ. И, самое главное. Вы как-то резко скорость набираете! Зачем же так рисковать, если ничего не видно? Учить-то я вас должен, но не навыкам экстремальной езды! Вы не на гоночном треке!

ВАЛЕРИЙ. Почему же нет? Мне только этому и осталось научиться… Эх, мне бы сейчас гоночный болид!

(Снова прибавляет «газа».)

АЛЕКСЕЙ. Э! Вы что делаете?..

ВАЛЕРИЙ. Иду на обгон.

АЛЕКСЕЙ. На повороте?

ВАЛЕРИЙ. Да. Хороший гонщик обгоняет на поворотах!

АЛЕКСЕЙ. Ну, знаете ли… гонщик! Так гонять нельзя! Хотите снова совершить пробежку? Сбавляем газ!

(«Двигатель» сбавляет обороты.)

ВАЛЕРИЙ. Так нормально?

АЛЕКСЕЙ. Так нормально. А то болид ему подавай!.. Вы мне напоминаете одного гонщика, на могиле которого написали: «Родился и умер от дырки в резине». Будете так гонять, и вам напишут!

ВАЛЕРИЙ (несколько успокоившись). Ничего. У вас же автомобиль оборудован по последнему слову техники… Вон, на самом видном месте иконка стоит, и надпись под ней – «Спаси и сохрани»! Поэтому даже без подушек безопасности мы в полной безопасности!..

АЛЕКСЕЙ. Силу защиты оберегов и талисманов можно существенно увеличить с помощью пристегнутых ремней и соблюдения скоростного режима.

ВАЛЕРИЙ. Как остановимся, я эту мысль обязательно запишу.

АЛЕКСЕЙ. Вы лучше не запишите, а зарубите ее на носу.

ВАЛЕРИЙ. Хорошо, обязательно. А машина у вас какой комплектации? Топором она оборудована?

АЛЕКСЕЙ. Вот-вот… Теперь учебные автомобили как раз такими специальными топориками и комплектуются… для принуждения к порядку водителей, похожих на вас! И уздечка у нас имеется, в бардачке.
 
ВАЛЕРИЙ. Надо же, как у вас все предусмотрено! Это что за узда такая?

АЛЕКСЕЙ. А вы приостановитесь у бордюра, и посмотрите!

ВАЛЕРИЙ. Сейчас… Остановимся…

(«Двигатель» начинает постепенно переходить на малые обороты. Валерий поворачивает руль вправо, «останавливает» «автомобиль», выжимает «сцепление», выключает «скорость», глушит «двигатель», достает из «бардачка» небольшую брошюру.)

ВАЛЕРИЙ. Это что такое?

АЛЕКСЕЙ. Читайте!

ВАЛЕРИЙ (глядя на брошюру, читает вслух). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях…

АЛЕКСЕЙ. Вот это и есть уздечка.

ВАЛЕРИЙ. Хм!..
 
АЛЕКСЕЙ. Уздечка волшебная. Она и пыл усмиряет, и градус ответственности повышает.

Конец девятого акта. Конец второго действия.