Мертвая зона. Комедия. Действие второе. Акт 8

Евгений Николаев 4
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. АКТ ВОСЬМОЙ.

[В салоне учебной легковой автомашины за водительским местом – слушатель Валентина, за инструкторским местом – инструктор Алексей. Лица их обращены на дорогу (к зрителям). Валентина держится за руль. Слышится шум двигателя.]

АЛЕКСЕЙ. Вообще-то вы держитесь за руль не для того, чтобы усидеть в кресле! Что вы в него вцепились? Вас ветром не сдует! (И продолжает более доверительно, уже на «ты».) Ты, Валентина, корову не дои, а нормально рулем работай!

ВАЛЕНТИНА. А вот мне не понятно, почему в машине нет второго руля, - для вас?

АЛЕКСЕЙ. У меня есть тормоз. Этого вполне достаточно!

ВАЛЕНТИНА. Мы не всегда способны принять правильное решение! Мы можем съехать в кювет, выехать на встречную полосу. Мы можем притереться, в конце концов!

АЛЕКСЕЙ. К кому это вы собрались притереться?..

ВАЛЕНТИНА. Я в том смысле, что мы можем совершить аварию…

АЛЕКСЕЙ. Вот, чтобы не совершить, и надо практиковаться, ни на кого не надеясь! Выезжаем в город!..

ВАЛЕНТИНА. В город? Да я всего четвертый раз за рулем!

АЛЕКСЕЙ. А я никому легкой жизни не обещал! Движемся по прямой. Смелее, смелее!..

ВАЛЕНТИНА. Смелее уже некуда!

АЛЕКСЕЙ. Держимся уверенно. Смотрим на знаки… Вот, как раз и знак… Какой?

(Валентина суетливо смотрит то вперед, пытаясь, в том числе, разглядеть знак по ходу движения, то, вытягивая шею, под передние колеса, объезжает кочки и ямы).

ВАЛЕНТИНА. Не знаю.

АЛЕКСЕЙ. А если подумать?

ВАЛЕНТИНА. Некогда!

АЛЕКСЕЙ. Пешеходный…

ВАЛЕНТИНА. Что вам от меня надо? Я за рулем. Мне разговаривать с вами неудобно!

АЛЕКСЕЙ. Разговаривать не хотите, на знаки не смотрите… Тормозите! Тормози-те!..

ВАЛЕНТИНА. Уф-ф-ф!.. Не сориентировалась, проскочила…

АЛЕКСЕЙ. Ну, и правильно! Зачем смотреть на знак «Пешеходный переход»? У вас ведь какая буковка в треугольнике на машине?.. Буковка «У». Можно расшифровать просто: «Убью»!.. Давите этих нахальных пешеходов! Повылазили тут на «зебру»! Пешеход прав только тогда, когда еще жив!..

ВАЛЕНТИНА. Очень смешно. А не остановилась я с испугу и непривычки. Кстати, пешеходы так и не сошли с тротуара. Странно, почему?.. Им же зеленый горел?!

АЛЕКСЕЙ. Они твои глаза увидели и решили не рисковать.

ВАЛЕНТИНА. А вы почему на свой «достаточный тормоз» не нажали?

АЛЕКСЕЙ. Разбор «полетов»? Интересно получается… Я за вас должен еще и на педали нажимать! Хотите переложить всю ответственность на инструктора? Хотите разобраться? Припаркуйтесь, чтобы не болтать на ходу.

(Валентина паркуется, выключает двигатель.)

ВАЛЕНТИНА. Давайте разберемся.

АЛЕКСЕЙ (пристально смотрит на Валентину). Вы ведь бухгалтером работаете?

ВАЛЕНТИНА. Бухгалтером.

АЛЕКСЕЙ. Вот видите, какая серьезная у вас работа!  Если у вас при выдаче заработной платы в кассе обнаруживается недостача, что вы делаете?.. Наверное, сразу прекращаете выдавать деньги, закрываете сейф и проверяете документы, считаете…

ВАЛЕНТИНА. Вы это к чему?

АЛЕКСЕЙ. К тому, что во всяком деле важно вовремя остановиться. И вам, как бухгалтеру, это должно быть хорошо известно. И вы должны уметь это делать…

ВАЛЕНТИНА. Зарплату у нас выдает кассир.

АЛЕКСЕЙ. Так вот почему вы хотите, чтобы на педали давил вместо вас я, ищите стрелочника?

ВАЛЕНТИНА. Нет, на стрелочника вы не похожи. Вы похожи…

АЛЕКСЕЙ. И на кого же?

ВАЛЕНТИНА. На ленивого барина в карете, понукающего несчастным забитым затравленным пришибленным кучером…

АЛЕКСЕЙ. Так-так… Интересный ход мысли… А ехать все-таки надо. А ну-ка, извозчик… запрягайте!..

(Валентина запускает двигатель.)

ВАЛЕНТИНА (говорит больше сама себе). Вот они, барские замашки…

АЛЕКСЕЙ. Что вы там бормочите себе под нос? Пора ехать!

ВАЛЕНТИНА. Спаси и сохрани!

(Валентина запускает двигатель, нажимает на тормоз, выжимает сцепление, включает первую передачу, смотрит в зеркало заднего вида. «Автомобиль» начинает «движение», что слышно по звуку двигателя.)

АЛЕКСЕЙ. Пока едем прямо… Какой знак проехали? Нет, не остановка запрещена... Нет, не ограничение... Нет, не поворот запрещен... Какой? Я уже сам забыл, какой... С вами все на свете забудешь!.. Так, значит, вы не обратили внимания, какой мы знак проехали… Не посмотрели? Сейчас метров через триста остановимся, и пойдете пешком смотреть!

ВАЛЕНТИНА. Я-то причем, если у вас память подводит?!

АЛЕКСЕЙ. А у вас – зрение. Придется нам с вами и зрение потренировать как-нибудь при случае! Поверните налево.

(Валентина поворачивает руль налево.)

АЛЕКСЕЙ. А сейчас – направо.

ВАЛЕНТИНА. Хорошо.

(Поворачивает руль вправо.)

АЛЕКСЕЙ. Теперь по прямой.

ВАЛЕНТИНА. Долго?

АЛЕКСЕЙ. С полкилометра… Э, э! Вы куда так разогналась-то? У нас сейчас букву сдует!..

ВАЛЕНТИНА. Но никого же нет! Пока вы рядом, надо тренироваться!..

(Двигатель увеличивает обороты.)

АЛЕКСЕЙ. Здесь осторожнее. Сбросьте газ!..

ВАЛЕНТИНА. Ай!.. (Бросает руль. Закрывает лицо ладонями. Слышится скрежет тормозов. Алексей хватается за руль. «Автомобиль» как будто резко останавливается.)

АЛЕКСЕЙ. Во-первых, почему вы не сбросили газ, но бросили руль?..

ВАЛЕНТИНА. Вы же сами делали замечание: что я в этот руль вцепилась? Вот я и отцепилась.

АЛЕКСЕЙ. Нет! Если уж вы сели в водительское кресло, будьте добры вести транспортное средство, а не полагаться на авось! Вы ведь, когда готовите на кухне, крышку от кастрюли не бросаете, куда попало… даже если обожглись. Кстати, потренируйтесь-ка вы дома на этой самой крышке, порулите!

ВАЛЕНТИНА. Да советовали вы уже!

АЛЕКСЕЙ. Это хорошо, что советовал. Так вы тренировались?

ВАЛЕНТИНА. Да, пыталась.

АЛЕКСЕЙ. Что значит, пытались?

ВАЛЕНТИНА. Ну, живем мы на первом этаже, и я для правдоподобия с крышкой возле окна села. Смотрю на улицу и рулю. А дома тихо так: утро еще было … Совсем не похоже, что мне в машине рулить приходится. Поэтому я решила сделать звуковое сопровождение.

АЛЕКСЕЙ. Что сделать?

ВАЛЕНТИНА. Звуковое сопровождение… негромко: «Д-р-р-р-р-р»…

АЛЕКСЕЙ. Так-так, «д-р-р-р-р-р», интересно, продолжайте!..

ВАЛЕНТИНА. Ну, и вот… Тут мама встала… и заглянула на кухню. А я-то ее не вижу! Так и рулю крышкой под звуковое сопровождение…

АЛЕКСЕЙ. Да-а-а-а… Отмазались?

ВАЛЕНТИНА. Что значит, отмазалась? Выражения у вас какие-то… Когда про тебя думают, что ты «ку-ку», другими словами, что в голове у тебя замкнуло, не отмазываются, а долго объясняют и успокаивают.

АЛЕКСЕЙ. Ладно, проехали. Вопрос второй: почему вы не озираетесь по сторонам?

ВАЛЕНТИНА. Слово-то какое – озираетесь!.. Я что, лиса, которая курицу утащила, чтобы озираться? По сторонам я смотрела…

АЛЕКСЕЙ. Да не придирайтесь вы ко мне, в конце-то концов! Не знаю уж, как с вами говорить!.. И не знаю уж, как вы смотрели!.. Девяносто процентов всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому голова у него должна вертеться на триста шестьдесят градусов!

(Валентина округляет глаза и пробует максимально повернуть голову сначала вправо, потом влево.)

ВАЛЕНТИНА. Нет, на триста шестьдесят не получается, максимум на сто восемьдесят…

АЛЕКСЕЙ. Вот на сто восемьдесят и смотрите без подручных средств. А для того, чтобы вы видели, что происходит сзади, есть зеркала заднего вида. И вот что, Валентина! Старайтесь меньше крутить головой!

ВАЛЕНТИНА. Но вы же только что спрашивали, почему я не озираюсь по сторонам?

АЛЕКСЕЙ. Учитесь пользоваться боковым зрением, которое позволяет наблюдать обстановку впереди и одновременно следить, что происходит сбоку… Ну, давайте поедем. Запускайте двигатель!

(Слышится шум запускающегося «двигателя». «Автомобиль», якобы, трогается с места, набирает скорость...)

ВАЛЕНТИНА (пользуется боковым зрением). Что делает этот лысый мужчина на «Рено» справа! Что он мечется из ряда в ряд?.. А этот, слева, ему под стать! Едет, как на велосипеде. Из-за него тому, кто едет впереди нас, сложно свернуть со своей полосы… Смотрите, тот что слева опять показывает правый поворот, а сворачивает влево!

АЛЕКСЕЙ. Валентина! Чем больше вы будете глазеть вокруг, тем больше будете раздражаться, нервничать, утомляться… Расслабьтесь, вы очень напряжены.

ВАЛЕНТИНА. Головой не вертишь, за обстановкой вокруг наблюдаешь, и опять все не так! Теперь надо расслабиться!.. То одно, то другое! Может, вы сначала определитесь?

АЛЕКСЕЙ. Вот видите, вы уже раздражаетесь…

ВАЛЕНТИНА (сама себе). Я расслабляюсь и успокаиваюсь… Я расслабляюсь и успокиваюсь…

АЛЕКСЕЙ. Э-э-э-э!.. Так не пойдет!..

(Слышится скрежет тормозов. Автомобиль, якобы, останавливается.)

ВАЛЕНТИНА. Опять что-то не так?

АЛЕКСЕЙ. Да… нужно расслабиться, но не становится при этом равнодушным и беспечным! Вы чуть-чуть не въехали на клумбу через бордюр! И вообще… Вы умеете слушать, Валентина?.. Иногда Вы напоминаете мне ребенка. Вы очень зависите от своего настроения, склонны видеть недостатки у всех, кроме себя. А еще ведь и ждете, что за хорошее поведение на дороге вас похвалят… Так или не так?

ВАЛЕНТИНА. Так…

АЛЕКСЕЙ. Хотя, правильнее было бы ощущать себя одновременно и ребенком и родителем, ответственнее вести себя за рулем!.. Трогайтесь!

(Валентина смотрит вперед, затем в «зеркало заднего вида», правой ногой нажимает на «тормоз», выжимает «сцепление» и медленно его отпускает. При этом о педали «газа» забывает. Поэтому «автомобиль», якобы, глохнет...)

ВАЛЕНТИНА. Это случайность. Слу-чай-ность! (Внушает себе.) Я и ребенок, и папа, и мама одновременно. Я спокойна, расслаблена, но ответственна и внимательна. Я смотрю вперед, но боковым зрением спокойно озираюсь по сторонам. По левую руку от меня располагается проезжая часть, по которой снуют машины… По правую – находится… человек в синей бейсболке… непонятного цвета толстовке…

(В это время Алексей с удивлением смотрит на свою толстовку.)

ВАЛЕНТИНА (сосредоточенно продолжая). На нем хорошие фирменные джинсы «Леви;с»… неплохие кроссовки… и носки бежевого цвета… Да, шнурок на правой кроссовке оборван, но так оборванным и завязан… Носки… Один носок…

(Алексей удивленно смотрит на свои ноги, потом на Валентину.)

АЛЕКСЕЙ. Все-все! Достаточно. За боковое зрение – зачет!.. Запускаем двигатель!

Конец восьмого акта.