Мертвая зона. Комедия. Действие первое. Акт 2

Евгений Николаев 4
[В салоне учебной легковой автомашины за водительским местом – слушатель Владимир. Лицо его обращено на дорогу (к зрителям). Он пристегнут, сосредоточен. В это время к машине подходит инструктор Алексей с пакетом чипсов в руках, садится на свое место, пристегивается.]

АЛЕКСЕЙ. А теперь быстро! Быстро уносим ноги!


ВЛАДИМИР. Куда? Почему такая спешка? Вы что, в киоске, когда чипсы покупали, кассу заодно обнулили?.. Когда я спешу – я нервничаю, а когда нервничаю – делаю ошибки.

(Владимир поворачивает «ключ» в замке зажигания. Запускает «двигатель». Слышится шум работающего «двигателя», который тут же начинает работать на повышенных оборотах, но вдруг глохнет от того, что Владимир резко отпускает «педаль сцепления». Алексей и Владимир от «резкой остановки» «автомобиля» дергаются.)

АЛЕКСЕЙ. Сколько раз вам повторять?.. Сначала включаете поворотник. Левой ногой медленно отпускаете педаль сцепления. Правая движется ей навстречу, утапливая педаль газа. Правая же рука, включив первую передачу, поднимается к рулевому колесу, а левая рука удерживает его и подруливает в сторону проезжей части, следуя «указаниям» поворотника. Поворотник выключаете. Вот и все!.. У вас машина-то есть уже?..

ВЛАДИМИР. Да, по наследству от отца досталась. Правда, в гараже стоит.

АЛЕКСЕЙ. Ну, вот… Выходите в гараж, садитесь в машину и, не включая двигатель, начинаете заниматься… Надо добиться, чтобы руки и ноги у вас работали одновременно и согласовано…

ВЛАДИМИР. Нет, тренироваться в гараж лучше не выходить…

АЛЕКСЕЙ (продолжает жевать чипсы). Что так?

ВЛАДИМИР. Да я еще при жене, до развода, как в гараж выхожу, будто бы машину подремонтировать надо, так, естественно, прикладываюсь… Жена у меня спрашивает уже: «Что, ремонт машины в гараже – это одна из форм алкоголизма»? А если там еще и тренироваться… Нет, тренироваться надо на ходу. Да и вообще, при выключенном зажигании тренироваться водить машину не интересно. Чтобы руки и ноги работали одновременно и согласовано, при выключенном зажигании лучше заниматься другим!..

АЛЕКСЕЙ. Например?

ВЛАДИМИР. Ну, у вас, если я не ошибаюсь, старая добрая «Волга» с тонированными окнами?.. Это хорошая просторная машина! Вы же сами все прекрасно знаете, Алексей…

АЛЕКСЕЙ. Что я знаю?

ВЛАДИМИР. Чем в такой машине можно заниматься…

АЛЕКСЕЙ. В шахматы что ли играть?..

ВЛАДИМИР (улыбается). Нет, конечно!..

АЛЕКСЕЙ. В «Морской бой»!..

ВЛАДИМИР. Опять нет!..

АЛЕКСЕЙ. Может, тогда в «Города» или в «Телепата»?..

ВЛАДИМИР. Да нет же, нет! А как это, в «Телепата»?..

АЛЕКСЕЙ. Ну, это когда один загадывает букву, а остальные пытаются ее отгадать. Они называют разные слова, а тот, кто загадывал, говорит, есть ли в них загаданная буква...

ВЛАДИМИР. Нет, лучше уж так… Сидишь, например, в машине вдвоем с какой-нибудь прищепкой… Говоришь ей: «Отгадай желание»!.. Ну, она и давай всякую чушь нести…

АЛЕКСЕЙ. А ты ей все «нет», да «нет»!..

ВЛАДИМИР. Правильно… Но когда она приближается к основной «теме», тут же ее подбадриваешь словами «теплее», «горячее»…

АЛЕКСЕЙ. Ну, а тема-то какая?

ВЛАДИМИР. Эх, Алексей, Алексей!.. В нашей «Угадайке» вы явно проиграли. Секс! Это секс!

АЛЕКСЕЙ. Секс?.. Но в машине, как ни крути, все равно тесновато. Лучше уж играть в шахматы. Это гораздо интереснее!

ВЛАДИМИР. Почему, интересно, интереснее?

АЛЕКСЕЙ. А там позиций больше!.. Да и жене лапшу на уши вешать не придется! Поехали!

(Владимир смеется, «запускает» «двигатель», включает поворотник. Левой ногой медленно отпускает «педаль сцепления». Правая движется ей навстречу, утапливая «педаль газа». Правая рука, включив «первую передачу», поднимается к «рулевому колесу», а левая рука удерживает его и подруливает в сторону «проезжей части», следуя «указаниям» «поворотника». Затем «поворотник» выключается.)

ВЛАДИМИР. Куда едем?

АЛЕКСЕЙ. Прямо!..

ВЛАДИМИР. Прямо-прямо?

АЛЕКСЕЙ. Не паясничайте! Лучше следите за дорогой. Видите, как вас пытаются прижать? Посмотрите, что делает эта «Хонда» справа, как шарахается! А ведь она должна была нам уступить! Ну-ка, шарахнитесь-ка в ее сторону легонько, пусть знает, как надо шарахаться!..

ВЛАДИМИР. Есть, товарищ командир!

(Резко поворачивает «руль» вправо.)

АЛЕКСЕЙ. Ну-ну! Полегче! Не все эмоциональные команды инструктора надо брать под козырек! Нарвешься на какого-нибудь барана или козла, еще и не подвинется… А сейчас жми, жми на газ, обгоняй троллейбус, скотину эту рогатую!..

 («Двигатель» начинает работать на повышенных оборотах.)

 ВЛАДИМИР (суетливо озирается по сторонам). А дальше куда?

АЛЕКСЕЙ. Прямо!

(Секунд 10-15 едут молча.)
 
ВЛАДИМИР. Ну как, я уже умею водить?

АЛЕКСЕЙ. А вы заметили красивую девушку на тротуаре почти без юбки?

ВЛАДИМИР. Как это, почти? Нет, не видел.

АЛЕКСЕЙ. Почти без… означает, в юбке, но почти без нее. А водить, получается, ещё не умеете. Вот начнете замечать, – это верный признак того, что научились... Ну, и, посмотрим, как вы сейчас к киоску подрулите… Я после чипсов водички захотел. Заворачивайте на стоянку.

ВЛАДИМИР (крутит «руль»). Что-то я не понял, как я здесь оказался, как меня в кювет затянуло…

АЛЕКСЕЙ. Куда вы заехали? И зачем?! Выезжайте! Выезжайте, я вам говорю!.. (4-5 секунд ждет, наблюдает, как Владимир «выезжает»…) Куда вы выехали?.. Заезжайте обратно!.. Сворачивайте сюда!.. Да не сюда, а сюда!..

(Алексей пытается помочь «подрулить». Владимир в это время осуществляет ряд операций с «коробкой передач», педалями и рулем, желая быстро выполнить беспорядочные команды инструктора.)

ВЛАДИМИР. Не получается сразу.

АЛЕКСЕЙ. Все, поздняк метаться! Приехали! Теперь стойте здесь!

(Алексей выходит из «автомобиля», отходит от него в сторону кулис.)

ВЛАДИМИР (размышляет вслух). Езжай сюда, не знаю, куда!.. Делай то, не знаю, что!.. И ведь все это приходится слушать, терпеть… Попробовал бы он сам так покрутить!

(К автомобилю подходит Алексей. В руках у него пластиковая бутылка воды и газета. Открывая пластиковую бутылку воды, он садится в инструкторское кресло.)
 
АЛЕКСЕЙ. Въезжаем на горку!

ВЛАДИМИР. Слушаюсь и повинуюсь, господин инструктор!

(«Двигатель» начинает работать на повышенных оборотах.)

АЛЕКСЕЙ. Останавливаемся!.. («Двигатель» начинает работать тише.) Так… Что нужно сделать дальше?

ВЛАДИМИР. Дернуть стояночный тормоз!

АЛЕКСЕЙ. Для чего?

ВЛАДИМИР. Чтобы машина не катилась.

АЛЕКСЕЙ. А ножной тормоз уже не держит?

ВЛАДИМИР. Наверное, не держит, если мне приходится ручник дергать…

АЛЕКСЕЙ. Если у вас ножной тормоз не работает, даже с места трогаться нельзя!

ВЛАДИМИР. Но если он всегда должен работать, зачем тогда ручник?

АЛЕКСЕЙ. Ну, например, ножной тормоз у вас отказал в дороге, к тому же, случилось это на горке… Что будете делать без стояночного тормоза?

ВЛАДИМИР. Надо попросить пассажира выйти и подставить под колесо ногу. Если пассажира нет, попросить прохожего.

АЛЕКСЕЙ. Оригинально вы мыслите. Так вот, стояночный тормоз, во-первых, для стоянки. Во-вторых, для страховки, если вышел из строя ножной. А, в третьих, для предотвращения отката автомобиля назад при трогании в гору после остановки. Вот именно на этой-то последней важнейшей функции ручного тормоза мы и сосредоточим сейчас все наше внимание. Приступаем к интенсивному занятию… Слушатель Свистунов!..

(Владимир никак не реагирует, о чем-то думает, разглядывая «панель» «автомобиля».)

АЛЕКСЕЙ. Слушатель Свистунов! Вы в Армии служили? Я к вам обращаюсь!.. Слушатель Свистунов!

ВЛАДИМИР. Я!

АЛЕКСЕЙ. Вы готовы приступить к интенсивному обучению?

(Выжидательно смотрит на Владимира.)

ВЛАДИМИР. Так точно!

АЛЕКСЕЙ. Тогда приступим! Итак… Вы остановились, поднимаясь на горку, так как на светофоре перед вами загорелся красный свет… Ваши действия?

ВЛАДИМИР. Дергаю стояночный тормоз!

АЛЕКСЕЙ. Да обождите вы со своим стояночным тормозом!

ВЛАДИМИР. Перевожу скорость в нейтральное положение.

АЛЕКСЕЙ. Вот теперь…

ВЛАДИМИР. Дергаю стояночный тормоз!

АЛЕКСЕЙ. Для чего?

ВЛАДИМИР. Забыл…

АЛЕКСЕЙ. Тогда… давайте мне ваш телефон!

ВЛАДИМИР. Зачем?

АЛЕКСЕЙ. Так надо.

ВЛАДИМИР (вынимает из правого нагрудного кармана рубашки сотовый телефон и протягивает его Алексею). Вручаю, уповая на ваш ускоренный метод!

АЛЕКСЕЙ (разглядывает телефон). Телефон фирмы Эппл!.. Айфон новейшей модели. Это хорошо…

ВЛАДИМИР. И что?

АЛЕКСЕЙ. А ничего. Сейчас мы его под заднее колесо положим.

ВЛАДИМИР. Это еще зачем?

АЛЕКСЕЙ. А пусть полежит… Может водителю станет жалко его давить… и мы сможем, наконец,  тронуться в гору с места, с ручника, без отката!

ВЛАДИМИР. Э-э-э-э-э!.. Мы так не договаривались! Телефон мне еще пригодится! Я за ним двое суток в очереди стоял!

АЛЕКСЕЙ. Да, айфон, действительно, классный! Но вы сразу настраиваетесь его раздавить… Вы должны, наоборот, верить в то, что он останется цел. Ну, хотите, я поспорю с Вами, что телефон останется цел? Проиграю… ставлю бутылку пива!

ВЛАДИМИР. Что? Проститься с телефоном за бутылку пива?

АЛЕКСЕЙ. Но почему проститься? И потом, вы бы могли расстаться с телефоном и за просто так, если бы наехали на него, а тут вам дарят бутылку пива…

ВЛАДИМИР (поколебавшись). Нет, бутылки мало!

АЛЕКСЕЙ. Кто учится вождению, вы или я?

ВЛАДИМИР. Все равно мало! Сказать правду, я не боюсь самого факта, что наеду на телефон… Я боюсь последствий… Понимаете, такая дурацкая природная особенность организма!.. У всех нас свои особенности…

АЛЕКСЕЙ. В смысле?..

ВЛАДИМИР. Ну, в смысле… когда волнуюсь, переживаю сильно, могут быть последствия… Непроизвольные… Тянет… в места не столь отдаленные…

АЛЕКСЕЙ. Ну, хорошо… тогда ящик! Ящик хорошего пива!

ВЛАДИМИР. Мало! Последствия могут быть непредсказуемые!

АЛЕКСЕЙ. Однако, запросы у вас непомерные!.. Ящик хорошего пива стоит немало денег. Это что же, вы будете экзамены по вождению сдавать, а я вас пивом за это из своей зарплаты поить? Не справедливо. Соглашайтесь, пока я не передумал!

(Владимир мучительно размышляет.)

ВЛАДИМИР. Ладно, согласен!

АЛЕКСЕЙ. Запускайте двигатель!

ВЛАДИМИР. Это я один момент!

(Владимир запускает «двигатель». Алексей выходит из «автомобиля» с телефоном и газетой в руках, направляется к заднему правому «колесу», незаметно пряча телефон у себя в кармане; делает вид, что заворачивает айфон в газету; на секунду приседает около заднего колеса, чтобы подложить под него газетный сверток, затем возвращается на свое место в автомобиле.)

АЛЕКСЕЙ. Поехали!

(Владимир, округлив от волнения глаза, прибавляет «газа» и отпускает «сцепление». «Автомобиль», якобы, без отката «двигается» вперед, но тут же моментально останавливается. Двигатель начинает работать на малых оборотах. Владимир глушит его, и вытирает носовым платком пот со лба.)

ВЛАДИМИР (слегка улыбается). Фу! Кажется, пол-ящика уже заработал…

АЛЕКСЕЙ. Кажется, заработали… Но что же вы остановились?.. Вперед! Зря вы заглушили двигатель. Запускайте!

(Владимир запускает двигатель.)

АЛЕКСЕЙ. Начинайте движение!

(Владимир, вновь округлив от волнения глаза, прибавляет «газа» и отпускает «сцепление», на этот раз, якобы, резко. «Двигатель», якобы, глохнет).

ВЛАДИМИР. Так и знал! Черт возьми! А-а-а-а-а-а… Качусь назад!..

(«Автомобиль», якобы, откатывается на «пару метров» назад и останавливается. «Двигатель» начинает работать на малых оборотах. Владимир глушит его, и опять вытирает носовым платком пот со лба.)

АЛЕКСЕЙ. Хотя бы свои ошибки успели в голове зафиксировать?

ВЛАДИМИР. Какой тут «зафиксировать»! Телефона больше нет! Это факт! Теперь, кажется, началось!..

АЛЕКСЕЙ. Что началось?..

ВЛАДИМИР. Что-что… Последствия начались!

(Быстро «отстегивается» и выбирается из «машины».)

АЛЕКСЕЙ. Куда вы, слушатель Свистунов?

(Владимир быстро отдаляется от автомобиля.)

АЛЕКСЕЙ (вынимает из кармана айфон, поднимает его над головой). Владимир, факта не было! Может, обойдетесь без последствий?!. (Выходит из автомобиля, кричит вслед удаляющемуся Владимиру.) Честное слово, Владимир, факта не было! Ну, какие могут быть последствия?!.

Конец второго акта.