Образование или недообразование

Леонид Хандурин
   КАК ЧЕЛОВЕК ОБРАЗОВАНИЕ (УСЛУГУ) ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОДУКТ

   По статистике 2% учатся на «отлично», 5-10% учатся на «неудовлетворительно» (часто получают такие оценки и до 2/3 из них дотягивают до «удовлетворительно»), 50% учатся на твёрдое «удовлетворительно» с хорошими оценками вперемежку и 38% учатся на «хорошо».
    Итого: только 40% учеников будут удовлетворять условиям хороших работников. А это значит, что только 40% техники (объектов) будет работать нормально, без сбоев. Остальные же будут поломаны разбиты, выведены из строя по неумению, халатности или разгильдяйству. А это значит, что для обеспечения экономики никаких средств не хватит.

   Из этих 40% хороших и отличных специалистов можно подготовить только до половины (20%) интеллектуалов, которые смогут что-то создавать сами, смогут «воспроизводить» интеллект, что в дальнейшем позволит развивать экономику государства по направлению всё возрастающих требований. Таким образом, только каждый пятый работник (при настоящих условиях) сможет реально повышать производительность труда и поддерживать её на требуемом уровне всё возрастающих потребностей. Но, к сожалению, и этого уровня мы сегодня не можем достигнуть, так как преобладает «пассивная идеология труда».

   При таком соотношении хорошо (отлично) и посредственно успевающих в средней школе, при поступлении в ВУЗ этого контингента, уровень знаний девальвируется и педагогам ВУЗов приходится снижать проходной балл, в противном случае в учебных заведениях будет недобор. Так и строится цепочка: средняя школа, ВУЗ, рабочие места. И чем дальше уходит человек от школы, тем больше чувствуются «огрехи» среднего образования и воспитания, особенно при автономной самостоятельной работе и попадании в нештатные ситуации или, как выражаются в высшей школе в проблемной ситуации, создаваемой опытными педагогами в процессе обучения.

   Учить детей в средней школе можно и до 15 лет, и до 17 лет, и до 25 лет. Но есть ли в этом необходимость? А может лучше использовать при обучении методы гуманитарной интенсификации? Пришло время, когда возникла необходимость изменить отношение к самому факту обучения и воспитания. Есть вариант стимулирования хорошей успеваемости в обучении. Учить детей с 6 лет (в первый класс) и до 9 класса (15 лет), обязательное среднее образование. После девяти классов хорошо успевающие ученики (2/3 — хорошие оценки) учатся дальше, год-два (полное среднее образование)на бесплатных условиях, а остальные — платят деньги за учёбу по рыночным ценам или продолжают учёбу в профессиональных заведениях, одновременно работая. Для этого параллельно открываются школы с профессиональным обучением, где ученики учатся бесплатно и работают. Неуспевающие ученики и с плохой дисциплиной вообще не допускаются к дальнейшему обучению, а обустраиваются на рабочие места и о дальнейшем образовании заботятся сами.               

   С целью трудового воспитания в период обучения в школе, каждый ученик должен иметь «Книжку трудовых навыков», где отражаются, как трудовые навыки, так и теоретические знания, которыми ученик должен овладевать вместе с родителями (до определённого возраста), а после этого возраста вместе с консультантами или специально нанятыми кураторами или репетиторами. В этом случае, если ученик идёт учиться в 10-й класс, то он уже специализируется по конкретно выбранной специальности, а если ученик идёт работать, то «Книжка трудовых навыков» преобразуется в «Трудовую книжку» и далее всё развивается соответствующим образом.

   Заказчик (ВУЗы) также должен быть заинтересован, чтобы ему поступал хороший трудовой потенциал, а поэтому, он должен заранее подбирать кандидатуры для обучения. Можно с 5-6 классов высылать в ближайшие школы «занимательные» материалы для учащихся по специализации ВУЗа и привлекать школьников для исследовательско-образовательной работы и заводских «олимпиад», когда система «школа — ВУЗ — производство» принимают работы на олимпиады, а затем отбирают лучших участников на областную и федеральную олимпиаду, чтобы повысить уровень знаний по всем предметам в школе и по конкретной специальности, которую может в дальнейшем выбрать учащийся.

   Образование (школьное) неразрывно связано с воспитанием. Это воспитание является продолжением дошкольного воспитания и образования, которое выражается в игровом образовании. В то же время, в программах дошкольного образования сегодня на 80-90% отсутствуют игровое образование, которое особенно интересно детям в этом возрасте. Для детей это игра, но именно в дошкольном возрасте формируется интерес и наклонности, которые в дальнейшем необходимо будет только развивать, а не прививать, как это сегодня делается. Именно в детских садах дети сами решают быть им слесарем, водителем, трактористом, садовником и т. д., в то время, как более взрослые дети уже стесняются многих профессий, так как их родители «прессуют» детей под свои интересы, а то и под меркантильные и корыстные свои цели, пытаясь в детях увидеть реализацию своей мечты.    

   Человек, это тот «механизм», который свои знания превращает в продукт, товар, услугу. И чем большим объёмом знаний овладевает человек, тем больше он производит продукта и тем больше развивается сам. Следовательно, сколько в ученика или студента будет вложено знаний, таково и получим количество и качество продукции, которое будут производить в дальнейшем эти школьники, а затем и студенты выпускники.

   Что плохого в современном образовании? Плохо то, что не существует замкнутой системы «школа — человек — производство», где имеется обратная связь «производство — человек — школа», которая автоматически регулирует эту систему. Поэтому и бытует такая дикая фраза производственников: - Забудьте, чему вас учили в школе (в ВУЗе)! И на производстве начинается обучение «по-своему» и не всегда верно.