Ястреб

Алексей Раздорский
     Лет двадцать назад я построил  домик в лесном массиве рядом с Москвой. Вокруг – столетние сосны, в километре  – журчащая речка. Это сейчас ближнее Подмосковье застроено богатыми особняками, а тогда шумел лес, колыхались ели и берёзы, резвились белки и пели птицы.
     Небольшого домика  мне  вполне хватало для пенсионной жизни, но так получилось, что соседями оказались довольно зажиточные господа, и один из них, первый с кем я успел познакомиться,  совершенно серьёзно, без шуток меня как-то спросил: -  «А ты что, сначала баньку построил, дом потом будешь строить?».   Это меня очень обидело, и мне тоже пришлось увеличить размеры домика, чтобы сильно  не отличаться от других обитателей посёлка и не вызывать у них улыбок и насмешек.
     А ещё я старался сохранить вековые сосны и ели, в то время как соседи повырубали всё под чистую, а на месте деревьев построили дома для себя, для охранников, гаражи, бани-сауны и прочие строения.
     Для местных лесных зверьков и птиц это, конечно, стало настоящим потрясением. Многие вообще покинули наши края, а оставшиеся – обосновались в ещё уцелевших островках леса.   Некоторые даже  приютились у меня во дворе. Штук семь белок, дятлы, сойки, вороны проживали в моём «заповеднике» круглый год.
     Летом прилетали малиновки, соловьи, мухоловки, синички, скворцы, дубоносики, овсянки, в общем, все в итоги возвращались в свои родные насиженные места, селились в давно свитых гнёздах или развешанных мною скворечниках, продолжая жить здесь, как и раньше. Из года в год каждый прилетал в своё привычное место и высиживал птенцов.  Я исправно покупал фундук, арахис, семечки, пшено и раскладывал всё это по кормушкам, а сам часами мог сидеть и наблюдать за повседневной суетой обитателей дикой природы. Ну, прямо как в «контактном зоопарке».
      Рядом с некоторыми кормушками я даже повесил видеокамеры и смотрел на мониторах, - как появляются на свет бельчата, синички, мухоловы. Очень много нового для себя узнал о жизни этих удивительных существ. Иногда на участок прибегали дикие и соседские коты, но мой пёс их чувствовал за сотни метров и встречал  громким лаем, прогоняя незваных гостей, пробравшихся на мою территорию того, чтобы кого-нибудь поймать или распотрошить.
      Конечно, я хотел, чтобы «мир зверей»  был как можно более мирным, но это было практически неосуществимо, так как на каждую птицу или зверька всегда находился хищник, созданный самой природой для поддержания её баланса. Некоторых «кровожадных» удавалось прогонять или пресекать их злодеяния, как, например, устроившуюся в беличьем домике сову,  воровавшую ничего не подозревавших птенцов синичек. Сова тихо подлетала к сидящему на ветке «желторотику», хватала его одной лапкой и утаскивала в своё гнездо, потом уже выбрасывая пёрышки пострадавшей птички.
      Это бывало, но не часто, пока над моими соснами не появился ястреб.  А всё дело в том, что неподалёку находился аэродром, и в целях обеспечения безопасности самолётов при взлёте и посадке руководство  аэропорта приобрело десятка два ястребов для борьбы со стаями птиц, – об этом я услышал в теленовостях. И так получилось, что один или несколько  ястребов, а скорее всего «парочка», по-видимому, отказались от выполнения «служебных обязанностей» и свили гнездо где-то неподалёку от моего участка.
      Начались набеги на моих обитателей. Я прогонял хищника как мог  - отпугивал хлопками, криками, кидал в ястреба камни,  но он каждый день как на дежурство прилетал на мой участок и высматривал жертв. Убивать я его не хотел, поэтому пытался только напугать и прогнать. Купил даже пейнтбольное ружьё. Несколько раз попадал точно,  пластмассовый шарик раскалывался об его жёсткое оперение, оставляя  жёлтые следы краски, но это его не останавливало. Я даже купил радиоуправляемый вертолёт и направлял его на сидящего в ветках ястреба, но однажды лопасти так «полоснули» меня после неудачного запуска, что я отправил вертолёт на «вечную стоянку». Была в голове и мысль просто поймать этого красавца-хищника, посадить в большую клетку и кормить мясом из супермаркета, но почитав отзывы владельцев, занимавшихся уходом за хищными птицами, понял, что это не для меня.
     Во-первых, надо кормить его живыми зверьками и птичками, на что я пойти не мог из моральных соображений. Во-вторых,  необходимо каждый день убирать из клетки "тухлятину" и смывать пятна крови растерзанных животных. В общем, занятие не для слабонервных. Ещё можно было как вариант купить пневматический пистолет и сразить ястреба наповал одним выстрелом. Я прекрасно владел оружием, но ненавидел охоту и охотников, так как считал, что не имею никакого права убивать беззащитных птиц и зверьков. Ещё в детстве, когда мне было лет шесть, мой дядя охотник всучил мне в руки двустволку и заставил выстрелить по стае птиц, мирно усевшихся на стоге сена. Дядя хохотал и радовался, а я при виде пострадавших птиц плакал и даже запомнил этот случай неоправданной жестокости на всю жизнь.  С тех пор я дал себе слово – никогда не стрелять по живым существам ради забавы или охоты.
     Но ястреба надо было прогонять. Попытался приучить его к натуральному мясу – вывешивал на верёвочках куски мяса или рыбы, но он совершенно нагло пролетал мимо, не соблазняясь на вкусные на вид угощения.
     Однажды он совершенно вывел меня из терпения, сожрав одну из красивых перелётных птичек, и я решил прибегнуть к мести с помощью обыкновенной рогатки,  - оружию моего детства. Только вместо камушка положил металлический шарик для спортивной рогатки. Я раньше даже не подозревал о таком виде спорта, но в большом магазине спорттоваров увидел целый прилавок спортивных рогаток и принадлежностей к ним. Оказывается, проводились даже международные соревнования по стрельбе из специально сконструированных профессиональных рогаток!
     Итак, я зарядил шарик, жду…  Ястреб прилетел, уселся на привычное место. Я  через окно «пуляю» и вижу, как он падает вниз. А вдруг я его убил  –  ёкнуло моё сердце. Побежал вниз, увидел на дорожке лежащего ястреба и рядом с ним несколько капель крови.  Хотел его схватить, но в этот момент он поднялся и улетел… 
     Шли дни. Он больше не появлялся, а я стал грустить и ругать себя – неужели я его смертельно ранил. Эта мысль очень мучила меня, ведь я его просто хотел прогнать. Каждый день всматривался в верхушки деревьев, пытаясь увидеть знакомое очертание. Обидно было до слёз. Я действительно не хотел его убивать…
     Но вот через пару недель он опять появился и сел на своё привычное место. У меня отлегло на душе, и  я его больше его не тревожил.  Да и птицы при появлении ястреба начинали издавать резкий писк, как бы предупреждая «своих» об опасности.   А потом у ястреба появился детёныш, он учил его летать, и я часто наблюдал быстро летящую пару, беззвучно проносившуюся прямо над моей головой.
    Прошло более десяти лет. Ястреб постарел, сгорбился. Перья лохмато торчат во все стороны. Но он по-прежнему прилетает и часами сидит в одном и том же месте. Только его уже никто не боится. Вороны и сойки даже набрасываются на него и пытаются прогонять, но он  продолжает невозмутимо сидеть, уворачиваясь от ударов обеспокоенных птиц. Чем теперь питается  –  даже не знаю. Но я больше не вмешиваюсь в устройство звериного «мира».  Разве что только подкармливаю и наблюдаю… Природа пусть сама решает, как  ей поступать со своими  обитателями  -  птицами, зверьками,  да и людьми…