Служители зла и борцы с ними

Ю.Новиков
Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

То, что существуют служители зла, то есть люди, вставшие на путь служения злу, на путь разрушения мира, — это факт, признаваемый многими. Однако такое признание некоторым кажется недостаточным. Им хочется абсолюта, им хочется видеть перед собой абсолютное, бесспорное, «чистое» зло, ведь это так упрощает картину мира! Поэтому довольно часто встречаются утверждения, что тот или иной человек не просто служитель зла, но и является «воплощенным злом». На первый взгляд ничего страшного в этом нет. Мол, не все ли равно с кем бороться — со служителем зла или с «воплощенным злом». Главное — и в том и в другом случае мы боремся со злом, очищаем мир от зла. Однако в действительности все не так просто.

Когда мы объявляем какого-нибудь человека служителем зла, мы тем самым признаем, что по своей внутренней сути, по своей изначальной природе этот человек является добром. Просто вследствие своего неправильного выбора он встал на путь активного служения злу и в той или иной степени порабощен злом, лишен своей воли. При этом мы вполне допускаем, что служитель зла может совершать добрые, правильные поступки, что у него сохраняются остатки совести, что он в конце концов имеет шанс исправиться, отказаться от своего служения злу.

Когда же мы говорим о человеке как о «воплощенном зле», мы автоматически отвергаем присутствие в нем какого бы то ни было доброго начала. Все его поступки мы безоговорочно осуждаем, считаем его поведение образцом, эталоном аморальности, стараемся поступать так, чтобы нас никак не заподозрили в подражании этому «воплощенному злу». В этом случае мы просто не можем говорить о совести такого человека и отказываем ему в малейшей возможности исправления. Уничтожению в этом случае подлежит не просто сам человек, но и все его начинания, все результаты его деятельности, все его идеи.

Конечно, теоретически «воплощенное зло» существовать может. Предела человеческому падению не существует. И зло может необратимо поработить тело и душу человека. Однако в реальности такое встречается крайне редко. Во-первых, силам зла очень трудно сформировать такой «идеал», а во-вторых, гораздо меньше усилий требуется, чтобы воспитать несколько неидеальных слуг, чем одного идеального. Поэтому обольщаться мыслью, что известные нам злодеи — это и есть то самое воплощенное зло, не стоит.
Даже самые последние негодяи — жестокие диктаторы, безжалостные завоеватели, беспощадные маньяки, изощренные теоретики зла, бездумные террористы, наглые воры — все они, как правило, далеко не достигли уровня «воплощенного зла». У всех у них сохраняются остатки совести, у всех у них можно найти мысли, слова и дела, которые достойны если не подражания, то хотя бы сочувствия.

Жестокие диктаторы вполне могут любить своих родных, заботиться о своих слугах (охранниках, шоферах, поварах и т.д.). Более того, они могут вполне успешно бороться с некоторыми частными проявлениями зла в своей стране — с преступностью, с человеческими пороками, например, с наркоманией, проституцией, азартными играми, сексуальными извращениями. Они могут осуждать в людях отдельные грехи, например, жадность, трусость, предательство, необязательность. Они могут в определенных пределах поддерживать и развивать в своей стране искусство, науку, образование, медицину. Конечно, все это никак не оправдывает то, что эти диктаторы уничтожают миллионы своих сограждан. Но нельзя же все, что делал такой диктатор, решительно отбрасывать и поступать прямо наоборот. Он боролся с преступностью — мы дадим преступникам полную свободу. Он поддерживал науку — мы бросим науку на произвол судьбы. Он осуждал азартные игры — мы откроем казино на каждом углу.

Точно так же маньяк, загубивший не один десяток жизней, вполне может быть хорошим работником, примерным семьянином, заботливым соседом. Но из этого никак нельзя делать вывод, что все хорошие работники, семьянины и соседи обязательно убивают по ночам невинных людей. И не стоит быть таким уж примерным, чтобы из-за этого не стать в конце концов маньяком.

С другой стороны, не стоит и безоговорочно идеализировать тех, кто борется со служителями зла.

Мол, если человек хорошо проявил себя в борьбе с тем или иным служителем зла, со злом вообще, то он заслуживает безоговорочного прославления, и все дела его должны быть примером для всех людей. Даже если он применял в своей борьбе явные методы зла — ложь, жестокость, подлость, унижение людей и т.д. — мы все равно будем его превозносить и ему подражать. Даже если он был подвержен порокам, он тем самым «облагородил» эти пороки, сделал их вполне допустимыми и даже желанными для нас. Даже если он совершал явные преступления — воровство, убийство, мошенничество и т.д., ему все можно простить, ведь он боролся со служителями зла.

Это зеркальная сторона все той же ошибки безоговорочного осуждения служителей зла. «Воплощенное добро» встречается в действительности столь же редко, и даже реже, чем «воплощенное зло».

Особенно очевидна данная ошибка в том случае, когда диктаторы, являющиеся служителями зла, враждуют и воюют между собой. Очень велик соблазн одного служителя зла объявить «воплощенным злом» и осудить все его поступки, а другого служителя зла назвать «воплощенным добром» и оправдать все его дела. На самом деле злу в данном случае нужна не победа одного из служителей зла, а максимальное разрушение мира, уничтожение людей, воюющих между собой на той и другой стороне.

Зло, как правило, не делает ставку на отдельные личности, оно ведет свою работу широким фронтом. И главное для зла — не поддержка какого-то одного своего служителя, пусть даже и самого ревностного, а разрушение мира, уничтожение и осквернение людей. Главное — рост общего количества зла в мире, а не успех отдельно взятого служителя. Поэтому силы зла стремятся побольше осквернить, поработить, прочнее привязать к себе на службу как уже сильно оскверненного человека (служителя зла), так и слабо оскверненного человека (борца со злом). То есть все мы не защищены от этого, всем нам надо постоянно быть начеку. И ни один человек не может быть ни критерием зла, ни критерием добра. Добро и зло выше отдельного человека, это общемировые понятия. Поэтому как чрезмерное возвеличивание, так и чрезмерное уничижение любого человека выгодны исключительно злу.

2003