Про шубат

Катерина Ландышева 2
Шубат - это сила! Он коварный. Вроде мягкий нежный, и пьется легко. Но такое может с человеком сделать, что и не ожидаешь. Особенно с неопытным, молодым и наивным.
Вертолетчик Коля прибыл в Гурьев из Кременчуга. Закончивших известное не только на весь Советский Союз, но даже на весь мир летное училище старались распределять по месту жительства. Но в его родном Щучинске вертолетного отряда не было, и поэтому он попал в Гурьев. Работы здесь для пилотов всегда было много. Это и нефтяная разведка и санавиация и даже такие необычные задания как отстрел волков. В иные годы их разводилось так много, что они не только угрожали стадам, но и подбирались к поселкам, пугая людей. Их летали стрелять с вертолета.
На этот раз летное задание было взять проводника и совершить облет песчаных районов в области . Из Москвы в Гурьев прибыл ученый, который специализировался на поиске подпочвенной воды. По растениям растущим на поверхности можно определить где какая вода. Соленая или пресная, и на какой глубине залегают водные запасы. Пастухов, знаюших местность, в том районе было много, но не каждый годился в проводники. Некоторые просто боялись летать, а другие терялись и не могли с высоты определить ничего, удивляясь как оказывается меняется местность, если подняться над ней на высоту птичьего полета. Но все же нужного человека нашли. И полетели. В кабине были старый опытный командир, бортмеханик, и Коля- он был вторым пилотом. Также на борту был ученый с проводником. Облетели район, сделали фотографии, ученый собрал растения и пробы грунта. Когда работа была закончена полетели возвращать проводника домой на стойбище. Там у него был саманный дом и загоны для скота.
Гостеприимный хозяин стал приглашать к себе. Он был так восхищен, что увидел свой родной край сверху. Он настойчиво звал к столу. Это было законом степи и не пойти значит обидеть хозяина. Московский ученый с радостью вылез из вертолета на твердую землю. Бортмеханику во время посадок судно покидать запрещалось. Вертолет оставлять без охраны было нельзя. Командир, который уже давно работал, и его уже ничем нельзя было соблазнить устроился спать и приказал молодому штурману: "А ты давай иди за всех нас!" Ну Коля и пошел.
Жена хозяина, увидев гостей, на скорую руку порезала казы, достала холодное вареное мясо, хлеб, конфеты сахар, жареное просо и конечно водку с коньяком. Ученый с проводником выпили за науку и дружбу народов, за встречу, за здоровье и за хозяйку. Коля отказался, его и не заставляли. На столе была трехлитровая банка с шубатом, он пододвинул ее поближе и наслаждался приятным напитком. У себя в Боровом он любил пить кумыс, родная тетя работала в санатории где проводилось кумысолечение. Она любила , когда племянник приезжал, угостить его лечебным питьем. Так что ничего экзотического для Коли не было. Человек, который пил молоко кобылиц не будет удивляться верблюжьему. Трехлитровая банка быстро перекочевала в молодой крепкий организм. Если вы думаете, что его желудок расстроился, ошибаетесь. Ничего подобного не произошло. Случилось другое. Когда подошла пора прощаться и Коля встал на ноги, он понял, что пьян. Ну не вдрызг, но чувствительно. Он доложил командиру, что управлять вертолетом не может, чем очень развеселил весь экипаж. Его немедленно простили и полетели назад.
Шубат - великая вещь. Раньше поговорка была, "Кто сазанью голову ел- никогда из Гурьева не уедет" А я всегда ее продолжаю: "А кто шубат пил - никогда Казахстан не покинет "