Бернини. Портрет Констанцы Буонарелли

Алина Алексеева-Маркезин
 Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Констанцы Буонарелли,возлюбленной скульптора. ок. 1647 г., мрамор

 
 Величайшим мастером итальянского барокко был Лоренцо Бернини (1598–1680), многогранный талант которого с наибольшей полнотой проявился в области архитектуры и скульптуры.
         Бернини создавал поразительные по своей выразительности и правдивости скульптурные портреты. К числу наиболее жизненных и одухотворенных произведений принадлежит бюст Констанции Буонарелли,- жены одного из учеников Бернини, в которую мастер был страстно влюблен.

      Портрет вероятнее всего, показывает его влечение к девушке через ее полуоткрытую грудь и страстное выражение лица, а также мы видим ее широко открытые глаза с бушующими внутри эмоциями и страстями, это все позволяет раскрыть ее характер
По выражению одного из современников, «это больше, чем портрет, это кусок живой жизни». Страстный, чувственный характер Констанцы угадывается при первом взгляде на широко распахнутые глаза, приоткрытые пухлые губы, небрежно уложенные пряди волос. Словно случайно расстегнутая у ворота сорочка вносит в композицию оттенок непосредственности.
 
  В конце концов, история закончилась весьма печально, она изменила Лоренцо с его младшим братом,  который был ближайшим помощником Бернини в мастерской. Узнав об этом, Бернини пришёл в ярость, преследовал брата по улицам Рима, намереваясь его убить, а также послал слугу изрезать бритвой лицо Констанце.

    Слуга был заключён в тюрьму, Констанца также подверглась заключению, за прелюбодеяние.
С тюрьмы  писала жалобные письма о помощи единственному оставшемуся у неё мужчине — своему мужу. Через четыре месяца её выпустили. Луиджи отправился в изгнание в Болонью. А Бернини папа заставил жениться.

         Надо сказать, что это не легенда, это известная история. Есть документ папы Урбана VIII, который милует Бернини прощение ввиду того, что он—великий скульптор и архитектор, и нужен Риму, и, несмотря на великое прегрешение, он его прощает.

      Благодаря связям его не посадили, но после смерти Урбана и некачественного исполнения важного заказа двух колоколен для базилики Святого Петра, которые дали трещину и их пришлось снести, он перестал быть популярным, а его место занял Борромини. Однако через несколько лет, благодаря кардиналу Корнаро, он смог восстановить свое доброе имя, создав величайший шедевр «Экстаз святой Терезы».

         Женился Бернини только в мае 1639 года, когда в возрасте 41 года заключил  брак с двадцатидвухлетней римлянкой Катериной Тезио,дочерью римского нотариуса. Девушка не имела богатого приданого, как другие претендентки, но была очень красива, а художник «больше обращал внимание на внешность, чем на кошелек».
 
   Она умерла на семь лет раньше своего мужа, прожив с ним тридцать три года и подарив ему одиннадцать детей, включая Доменико Бернини, который стал первым биографом своего отца.