Глоссарий

Сергей Церинг
Глоссарий.


 Знаком «*» отмечено авторское толкование некоторых концепций, и ролей мифологических персонажей, которое присуще миру «ключника» и может несколько отличаться от широко распространённого.





1 *«Как орды чернобожии были разбиты ратями богов ирийских» – по легенде, в незапамятные времена состоялась битва тёмных и светлых сил. Битва окончилась победой божественных сил. Как вариант трактовки – битва животных и божественных начал в человеке.(подробнее [4]) В таком случае божественная победа знаменует начало золотого века.


2 *Правь, Явь, Навь – На бытовом уровне существует трактовка в которой Правь аналогична раю - миру богов, Навь адским сферам, а Явь является миром людей заключённым между ними. Однако подобное до крайности примитивное видение славянской космологии является следствием активной работы нововерцев по уничтожению изначальной культуры и низведению её к первобытному уровню. При чуть более глубоком, вдумчивом рассмотрении вопроса раскрывается полнейшая нелепость концепции борьбы двух начал.
Всё сущее вышло из Рода, т.е. имеет его начало. Поэтому ( в отличие от гностических представлений, где высший бог это добро, но материальный мир создан ограниченным демиургом, и потому является злом[27]) поскольку Род почитаемое светлое божество, все его проявления также священны. В связи с этим наиболее близка будет аналогия с концепциями инь-ян или пуруша-пракрити. В этом ключе половина Рода Правь – это мужское начало, обладающее характеристикой подвижности. Навь же – это женское начало, обладающее характеристикой пассивности, покоя.
Правь рождает, Навь взращивает. Правь трансформирует дух, Навь физическое тело
Правь небо, Навь земля ( однако не как физические элементы, но как субстанции, первоначала). Эти начала взаимодействуя формируют одушевлённый материальный мир Явь.


3 *Царство пекельное – мир мёртвых, Аид. Мир в который отправляются души греховные – т.е. пошедшие против Рода, свершившие что-то против своей божественной приРоды. При этом это не является неким наказанием высших богов, но исключительно следствием работы определённого вселенского закона.


4 *«Заперт надёжно чёрный змей в мире Нави, в царстве пекельном. Заперт сам, сам с сыновьями его: Вием, Кощеем, да Горыном змеем» - Чернобог персонаж заслуживающий детального вдумчивого разбора. На бытовом, бесхитростном уровне, до которого усилиями нововерцев деградировало народное понимание  мироустройства – Чернобог, это некий Сатана непонятно откуда взявшийся, самонародившийся в созданном Родом мире и противостоящий, вредящий замыслам светлых богов. Однако у народа живущего в ладу с природой, внимательного к окружающему миру и с умом подходящего к вербализации своих космологических понятий, подобная бессмыслица просто не могла появиться.
Рассмотрим этого персонажа на примере микрокосма, т.е. человека:
 Внутренний мир человека аналогичен внешнему, т.е. в нём также взаимодействуют два начала Правь и Навь, божественное и животное, духовное и материальное, телесное. Результат этого взаимодействия, взаимопроникновения проЯВляется личностью человека.
К животным аспектам можно отнести элементы отвечающие за выживание ( в ведической культуре это артха и кама) – это умение выживать, т.е. обеспечивать себе физическую безопасность и средства к пропитанию, а также всё что приносит удовольствие посредством тела (вкус, запах, картинки-зрелища, тактильные ощущения, звуки).
К божественным относится то, что способствует духовному росту – понимание и исполнение своего предназначения (что иногда ставит под удар физическое выживание) (дхарма), а также следование по Пути, результатом которого является непосредственное осознание своей божественной природы (мокша). В мире «ключника» именно это состояние обретают волхвы, по завершении своего обучения (подробнее [40]).
Что происходит, если человек отвергает, или как минимум не прилагает усилий к развитию божественного начала? Вот тут-то и появляются творения Нави. Человек находится в невежестве – не Ведает и не стремится к тому (под ведением понимается именно понимание законов вселенной - Вед, а не сплетни или бытовые навыки). Так вот Чернобог – это персонификация невежества (как бы порождённый Навью). Далее Чернобог порождает своих детищ – змея Горына, Кощея и Вия. В этом ключе Горын – это персонификация страстей и в частности похоти, Кощей жадности, а Вий страха и гнева. Похоть, жадность и гнев берут начало и черпают силу в невежестве. Появление в человеке хоть одного из них  всенепременно вызовет к жизни прочих. Более того зародившись, эта троица подпитывает друг друга: жадность будет питать гнев, гнев будет питать страсть, та, в свою очередь опять обернётся жадностью и т.д.. 
Таким образом, и в макрокосме Чернобог присутствует как персонификация невежества, равно и как его «дети».
( Все идеи и концепции, мысли и страхи материальны (могут облекаться в физическую форму),а материя сама по себе на глубинном уровне имеет тонкую природу, не отличную от природы мысли или духа – это закон приРОДы, т.е.  есть проЯвление Рода в двух взаимопроникающих началах.)
Далее можно сделать очень смелый вывод, что Чернобог появился позже людей, ну или существ, для которых существует двойственность ведение-невежество. И сие согласуется с идеей, что тьма никогда не борется со светом.
(Тьма есть просто отсутствие света. Это пространство для его проявления. Допустим  человек сидит в доме с сотней комнат. Он сидит только в одной из них, в остальных его просто нет, но это не значит, что они наполнены врагами, стремящимися его погубить. Если он переходит в другую комнату, то исчезает из этой, его там просто нет, там не появляются его враги. Также обстоят дела во взаимоотношениях тьмы и света.)
Однако, порою, появляются люди, коим свет «слепит глаза», которым свет мешает творить низкие дела. Вот они-то и начинают бороться со светом. Через них же и проявляется/появляется Чернобог (судим по делам и средствам).

Таким образом фразу «Заперт надёжно чёрный змей в мире Нави, в царстве пекельном. Заперт сам, сам с сыновьями его: Вием, Кощеем, да Горыном змеем» можно понимать так, что на долгое время низкие начала были глубоко спрятаны в животной природе человека, и запечатаны победой божественного начала. (начался золотой век)  Однако нашёлся народ демонов, у которых животное низкое начало стало брать верх, или можно сказать – которые, речи и посулы Чернобога (низменные импульсы) посчитали божественным откровением. Так детища чернобожии опять проявились – вернулись в мир Яви.


5 Калинов мост – мифический мост, по которому можно пройти в мир Нави, в частности в царство мёртвых и обратно. Перекинут он через речку Смородину состоящую из слёз и крови, из жидкого пламени и обжигающего льда текущих там вместо воды. Речка Смородина отделяет мир Нави от мира Яви.
Кроме Калинова моста существует ещё пара переходов: некий тоннель охраняемый Святогором, и вход-портал через дом Бабы Яги.


6 «что не от Сварога с Ладою народились на свет, но явились в мир тёмными искрами, когда бил Чёрный Змей хвостом своим да по Алатырь камню» - по легенде когда Чернобог начал грозить миру Яви, Святогор стал бить молотом по Волшебному камню Алатырь. Высекаемые таким образом искры превращались в помощников светлых сил – младших богов и духов. Однако по ночам Чернобог тоже создавал себе помощников, выбивая из того же камня чёрные искры ударами своего хвоста (в тот раз он являлся в образе чёрного змея). Так появились лешии, водяные и пр.

 
7 «жили внуки Даждьбожии» - эпитет, которым русичи называли себя. Упоминается в частности в «Слове о полку Игоревом».


8 Кривда и Правда – в славянской мифологии персонифицированные божества.


9 *Боян – сказитель. В славянской культуре, он объединял функции изустного летописца, прорицателя и учителя истории (о богах, предках и сотворении мира) на бытовом уровне.


10 Птица Сва – персонифицированная любовь. Одно из проявлений Лады.


11 *У славян существовало несколько имён: одно это общеизвестное, одно сокровенное, одно дополнительное. Сокровенное имя открывалось только самым близким людям. Через него можно воздействовать на человека, как помогать, так и вредить. В обиходе, всуе, использовалось дополнительное имя, которое, как правило, было растительного или животного происхождения. Это было дополнительной обережной мерой. Вдобавок дополнительные имена служили чем-то вроде фамилий. Чтоб не спутать, к примеру двух Гораздов. Один будет Кочет, другой Ястреб.
Далее приведены имена главных героев. 1- сокровенное имя, 2 бытовое, 3 дополнительное. У некоторых есть ещё нововерье -4.

Княжна мать -   Будана   Яра   Ива
Княжич –           Своба    Божен   Жаворонок
Князь отец –      Уда        Горазд      Кочет    Кирин
Старший сын – 2Вайда                4Андрей
Повивальная бабка - Лагода      Бабура        Осока
Волхв учитель –     Юша     Велимудр     Волк,
2 волхв –       2Молчан       3Ворон
Отец девушки. –  Утва    Искрен     Зима
Девушка –  Оляна    Весея    Щука


12 Ирий – он же Сварга. Божественная обитель. Приблизительное значение - рай.


13 Морена – персонификация смерти у славян. Что интересно она является персонажем пантеона богов. Хотя в какой-то момент, чтоб помочь вызволить невольницу из мира Нави, вышла замуж за Кощея, обманом заточила его и стала называться повелительницей Нави.


14 *«в Правь или Навь лететь тебе птицею» - по бытовым воззрениям, душа после смерти обращается в птицу и в этом образе летит или в Ирий или устремляется в пекельное царство, согласно заслугам при жизни.


15 «лешие-то все навьи творения, как и бог псовый» - считается, что были высечены из Алатырь камня Чернобогом [6], а потому склонны больше помогать слугам Кащеевым. Однако на деле эти существа больше ориентируются на поддержание порядка в вверенном им хозяйстве и на уважение к ним лично.


16 Макошь – славянская персонификация судьбы. Прядёт жизни. На этих нитях заплетают узелки духи/божества Доля и Недоля.


17 «Отворилась река. Распускайте узлы. Расплетайте космы. Растворяйте короба» - отошли воды. По славянским верованием, роды проходили легче, если поблизости не оставалось ничего завязанного, закрытого, заплетённого. Если роды проходили в доме, то отворялись окна и двери, открывались сундуки и пр.


18 Лик Хорса – образно Солнце.


19 «рушник, расшитый дубами» - Льняное или конопляное полотнище 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Расшивается магическими узорами и символами. Дуб символизирует древо жизни. Олицетворяет крепость, надёжность.


20 Куяшная шапка – стёганная суконная шапка с нашитыми металлическими пластинами и наносником.


21 Поддоспешник – толстый стёганый или войлочный халат/кафтан одевающийся под кольчугу или иной доспех. Служит для дополнительной амортизации и распределения импулься удара по большей площади тела. Традиционно отличались у разных народов и племён фасонами или нанесёнными узорами.


22 Уд – пенис.


23 Азъ Буки Веде Глаголь Добро Есте Живите Зело Земля И Иже Како Люди Мыслите Нашь Онъ Покои Рцы Слово Твердо Укъ Фърътъ Херъ Цы Черве Шта Ъра Юсь Яти –

существует такое толкование азбуки (азы буки):

Я знаю буквы.
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь


24 «красок натёр» - источником красок преимущественно служили различные минералы. Собственно для приготовления краски, камни растирались в порошок, а тот в дальнейшем смешивался с масляной основой.


25 «Да ни камелька, ни лучины в светице» - камелек— небольшое углубление, ниша в самом углу печи (10 Х 10 Х 15 см). В верхней части ниши делали отверстие, соединенное с печным дымоходом. В камелек клали горящую лучину или смолье (мелкие смолистые щепки, поленца); Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в светцы. Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и острием на другом. Этим острием светец втыкали в щель между бревнами избы. В развилку вставляли лучину


26 «птицы сидят дивные – с грудями да ликами девичьими» - Сирин, Алконост и Гамаюн.


27 «О, великий Абрасакс, сколь долго ещё терпеть власть демонов Ялдабаофа, что держат человеков в плену этого злого мира, закрыв путь в плерому.» - Гностическое представление о мироустройстве распространённое на родине княжны Аго. Абраксас абсолютное божество, воплощенное добро и свет. От него отделился эон (элемент) Ялдабаоф ставший демиургом (творцом) материального мира. Из-за своей ограниченности Ялдабаоф создал плохой, злой материальный мир, в который обманом заключил души людей (которые также являются эонами, т.е кусочками бога). Стремление человека, с позиции гностического учение заключено в том, чтоб вырваться из рабства материального мира и соединиться с плеромом – сонмищем свободных божественных эманаций.  Верховный бог нововерцев Игава и есть Ялдабаоф по учению гностиков.


28 *«Руницу, глаголицу, резы да старое письмо знал ранее.» - На Руси существовало несколько систем записи:.
Черты и резы - письмо для бытовых нужд, деловых записок и подобного.

Руница – набор рун, чаще использовался для магических действий, в частности включался в обережные узоры.

Старое письмо – санскрит.

Глаголица – на ту пору современный алфавит, пришедший на смену чертам и имеющий достаточную магическую силу. Именно из  него, обрезав более глубокие смысловые корни, нововерцы создали буквицу. Выглядела глаголица так:

Азъ Боги Въди Глаголи Добро Есть Есмь Животъ Зело Земля Иже Ижеи Инить Гервь Како Люди Мыслъте Нашъ Онъ Покои Ръцы Съловъ Твърдо Ук Оук Феръть Херъ Отъ Ци Чрървль Ша Шта Еръ Еры Ерь Ять Юнь Арь Эдо Ом Ень Одь Ёта Ота Кси Пси Fита Ижица Ижа

Означало приблизительно следующее:

Я(Азъ) бога(Боги ) познаю(Веди)
Творя(Глаголи) добро(Добро) во всем(Есмь) что есть(Есть ) .
Живу(Животъ ) обилием(Зело) земли(Земля)
В гармонии(Иже) общения(Инить) с прекрасною(Гервь) вселенной(Ижеи).
Наш(Нашъ) мир(Покои) такой(Онъ), как(Како) люди(Люди) мыслят(Мыслите)
Рекут(Ръцы) слова(Солово) и твердо(Твердо) укрепляясь(Ук ) в (вере предков (Оук).
Познании(Ферть) гармонии(Херъ) в целостности(Ци) (природной красоты(Чрервль), От(Отъ) (тишины покоя(ша) до сотворения(Еръ) разнообразных(Шта) множеств(Еры).
(Жизнь богом данная (Ерь), (сошедшея с небес (Ять) -
Соприкосновение(Юнь) хранимых(Арь) (знаний о себе и мире(Эдо),
Сияние(Ом) родовых(Ень) (наследий предков(Одь).
Познание(Ёта) души(Пси), слияние(Фита) духа(Кси) ( не подвластно(Ота) движению(Ижица) времени(Ижа).


Или вот более широкое значение:


Азъ - Бог, живущий на Земле; высшая природа человека; духовное "Я"
Боги - Боги; Небесные Созидатели; Буквы; Божественная Грамота
Въди - ведание; Мудрость Земная и Небесная; целостное знание
Глаголи - глаголание; передача информации; многоуровневое действие в контакте с миром; голос
Добро - добро; развитие; эволюция
Есть - есть; проявленная форма бытия
Есмь - есмь; триединство; пространство существования
      
Животъ - жизнь во всевозможных ее формах и проявлениях
Зело - сверх, сильно, очень
Земля - Земля - небесное тело, вращающееся вокруг солнца; емлющая свет знаний
Иже - союз; единение; равновесие
   Ижеи - вселенная; вселенские структуры
Инить - общение; общинность; объединение людей, связанных общими целями, интересами, мировоззрением, трудом
Гервь - самобытность; необычность; нестандартность
      
Како - система; охват; объем; принцип масштабирования
Люди - люди (миряне: не военные); искренность
Мыслъте - мысль; мышление; ментальная матрица
Нашъ - принцип свойства; свое, близкое, родное
Онъ - определенность; отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного
Покои - бездеятельность; недвижность; неподвижность; покой
Ръцы - речь; вибрационная волна
      
Съловъ - слово; озвученная мысль; воплощенная идея
Твърдо - твердость; принцип; утверждение свыше
Ук - зов-послание
Оук - зов - чувствование; зов сердца
Феръть - гордость; вольность; чувство собственного достоинства
Херъ - вселенское равновесие; всеобщая согласованность; лад
Отъ - период: от и до
      
Ци - цель зримого бытия в настоящем и будущем
Чрървль - чаша эмпирического знания; природная красота и гармония
Ша - ширь; простор; тишина
Шта - пространство, ограниченное пределом; плотность
Еръ - созидательный процесс приращения добра на Земле
Еры - соединение
Ерь - сотворенное без участия человека
      
Ять - божественная связь
Юнь - нечто, выходящее за пределы известного
Арь  - воин-защитник отечества
Эдо - познание; способы познания себя и мира
Ом - сияние
Ень - нерукотворный образ
Одь - культурное наследие предков
      
Ёта - йота; элемент образа; часть; квант
Ота - неизвестная излучающая система
КСИ - дух
Пси - душа
Fита - взаимопроникновение; тонкое взаимодействие духовных и материальных сфер
Ижица  - движение и сила жизненных соков
Ижа - мера времени; временность; преходящность


29 Гамаюн –одна из священных птиц. Зародилась из золотого яйца в самом начале творения мира. Потому знает всё:  о богах, героях, растениях, животных, людях.


30 Логос – понятие древнегреческой философии. Наиболее близкое значение – божественная информационная база. Источник знаний обо всём. Абсолют.


31 Любки – древнеславянская техника сходная элементами с айкидо и бесконтактным боем.


32 Кресение - древнеславянская психотехника очищения ума. Позволяющая увидеть и «выжечь» наносные, мешающие построения.


33 *«На самом верху кургана вкопаны четыре столба, и у каждого по горке камней сложено. В столбы те вбиты кольца железные.» - описание древнего варианта тренажёра правИло.


34 Стучало – небольшая палочка с утолщениями на концах для игры на бубне.


35 Семаргл-Сварожич – бог огня.


36 Стрый-Стрибог – бог ветра.


37 Качин – Качим Патрэна (Gypsophila patrinii) – цветок часто являющийся сигналом близости медного месторождения.


38 «камнями смидными» -  Смида – старое наименование меди. Смидные камни – медные самородки, нуждающиеся в минимальной отчистке. 


39 Юша – Великий змей на котором держится (и не тонет) земля.


40 *«Посеяно зерно твоего Вырия - священного дуба. Расти его. Как вырастишь, поднимешься по нему в светлую Сваргу» - Эти слова, конечно немного рознятся с тем, что объяснял позднее сам Божен. - Семя как таковое, присутствует во всех людях изначально и росток может вытянуться до определённого уровня без специальной подготовки.
Вырий берёт начало в материальном - в Нави (подробнее [4]). Там находятся его корни. Корни должны быть достаточно крепки, чтоб могло устоять большое дерево. Корнями является навык выживать, т.е. обеспечивать себе физическую безопасность и средства к пропитанию.
Дальше росток тянется выше, образуется комель - это всё что связано с удовольствиями посредством тела ( вкус, запах, картинки-зрелища, тактильные ощущения, звуки).
 (Именно поэтому в обучении Божена на ворожейном пути, столько внимания уделялось ремёслам, боевым искусствам, музыке, поэзии и прочему подобному).
Далее, у обычного человека, главенствовать начинает божественное начало - понимание и исполнение своего предназначения.
Однако без специальных методов и техник, дальнейшее продвижение практически невозможно (ибо это движение без ног вслепую). Поэтому прохождение инициации наставник называет тем самым зерном, которое даёт возможность вырастить свой Вырий до Ирийских садов. 
С  этого момента, после прохождения инициации и получения тайного имени, для молодого волхва уже не остаётся возможности отступить от Пути. Он может только достичь высшего совершенства или погибнуть. Третьего не дано. Инициация, прохождение которой было бы  невозможно без многолетней подготовки, трансформирует сознание, таким образом, что прошедшему открывается непосредственное видение истинных имён трав, животных, людей. Становятся ясны законы взаимодействия элементов и т.д.. Но вместе с тем это можно сравнить с всего лишь открыванием глаз и вставанием на ноги – это не конечное достижение, это необходимый минимум, чтоб начать движение к действительной глубинной высшей трансформации – осознанию себя Родом. Это и есть взращивание своего Древа и подъём по нему в райские кущи. В этом состоянии переживается единство всего – Нави, Яви и Прави, и прошедший пребывает в «райских кущах» всегда и везде, независимо где он находится и что его окружает.


41 *«законы камня Алатырь» - Алатырь это священный камень (по одной из версий упавший с неба), средоточие знания Вед. На нём высечены законы по которым управляется вселенная, законы гармонии и порядка.


42 Охлупень - изготовлялся из целого бревна виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши). Охлупень укладывался на вершину крыши. Он прижимал верхние концы тёсаной крыши.


43 Дранка - дрань - очень длинные колотые сосновые дощечки, по крыше располагались горизонтальными рядами с напуском.


44 Слега – жерди, положенные поперек стропил, служат основанием для кровли.


45 Верста = 500 саженей ; 1066,8 м.


46 Прозелитизм - стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.


47 Гульбище – крытый балкон галерея.


48 Гридница  - большое помещение в княжеском дворце для дружинников


49 Волоковые оконца – (дыхло) небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски. В курной избе через волоковые окна выводился дым.


50 «шишак с бармицей» – шишак – шлем полусферической формы с возвышением на макушке и навершием— шишечкой. Бармица элемент шлема в виде кольчужной сетки обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы.


51 «С его порошком она жидкая сколь надо» - видимо цитрат натрия или сходная по свойствам соль предохраняющая кровь от свёртывания.


52 Темляк – кожаная или шёлковая петля на холодном оружии.


53  Засапожник -  нож, носимый за голенищем сапога. Клинок четырехгранный, вогнуто-выпуклый, обоюдоострый (длина 25 см; максимальная толщина 0,7 см); рукоять круглая, без крестовины (длина 10-13 см). Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве» (в качестве оружия)


54 «Отошёл ревун месяц. Листопад наступил» - Ревун – сентябрь. Листопад – октябрь.


55 Скорбная болезнь – проказа.


56 *Он же так и сказал  - след добыл, - «добыча» следа достаточно подробно описана в книге. По славянским верованиям, такой отпечаток, даёт ключи к воздействию на человека.


57 Сажень ; 213,36 см.


58 Аршин ; 71,12 см.


59 «чуть по насердке не перелобанил» - НАСЕРДКА - по злобе, по недоброжелательству.
ПЕРЕЛОБАНИТЬ - убить ударом по лбу
 

60 Бухвостить - клеветать, рассказывать небылицы.


61 Аспид - змея


62 «гашник порвался – порты спали» - Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, подвязывались на талии шнурком — «гашником».


63 *«Волхва-то, сам знаешь, легко разглядеть, коль глядеть научен. А наша братия ведовская, часто до света не доходит – от простого человека не отличишь вовсе.» - если проводить аналогию с индийской ведической культурой то ведун – это пандит, знаток священных текстов, а волхв реализованный йогин. Ведун обладает внешним знанием, т.е. он не видит непосредственно взаимосвязи своих действий (в частности обрядов) и результатов. Он должен опираться на выученные уроки, на книги.
Волхв же, по сути является уже другим существом, ибо с ним произошла глубинная трансформация. Поэтому любой, кто мало-мальски обучен видению сущности, способен распознать волхва. Ведун же, обладает обычной человеческой природой, даже если способен на некоторые магические действия.


64 Каганец - светильник в виде черепка, плошки с фитилём, опущенным в сало или растительное масло.


65 *Сварог и Лада – опять же персонификации мужского и женского начал. В более узком толковании Сварог мужская ипостась Рода и непосредственно творец. Лада женская ипостась Рода, воплощённая абсолютная любовь являющаяся необходимым элементом творения и насыщающая каждую форму.


66 Муррин – руда атласная -  старое название малахита.


67 *«ворожейный взор» - навык видеть тонкую суть существа, ауру или энергетическую оболочку. Доступен и ведунам. Достигшие определённого мастерства в этом навыке, способны видеть сущности в радиусе ста саженей (;200м), при этом никакие внешние объекты (стены, деревья, камни и пр.) не являются помехой или преградой.


68 Коник - лавка, рундук, прилавок, ларь для спанья.


69 Живот – синоним жизнь. «живота не пожалею» - жизни не пожалею.


70 *«Пусть научит тебя восьми шагам» - восемь шагов на пути Волхва:
1) Правильные воззрения – это в первую очередь, понимание закона причины и следствия совершённых поступков. 
2)Правильное устремление – это мышление свободное от невежества, недоброжелательности, алчности и жестокости, а также стремление развить чистые и благородные качества ума.
3)Правильная речь – это такая речь, которая не ведёт к разрастанию конфликтов и недоброжелательности. Это речь, направляющая на Путь и укрепляющая решимость человека жить правильной жизнью. Традиционно к проявлениям неправильной речи относят ложь, сплетни и клевету, грубость, ругательства, пустословие.
4)Правильные действия – это действия, направленные на благо всех живых существ. Развитие щедрости по отношению к другим, развитие нравственности и тренировка ума посредством медитации.
5)Правильные средства к жизни обозначают занятия не приносящие вреда. К неправедным средствам к существованию, помимо различных способов получения денег, таких, как разбой, грабёж, мошенничество, воровство, относят также занятия, связанные с причинением страданий живым существам – в частности – профессии мясника или торговца  алкоголем.
6)Правильное усилие -  направлено на преодоление помех для практики и на взращивание положительных добродетельных качеств, которые помогают в следовании по Пути.
7)Правильная осознанность – это состояние ума, которое позволяет быть максимально осознанным для того, чтобы разрешать возникшие препятствия для практики и следить за тем, чтобы в повседневной жизни и в медитации не развивались негативные загрязнённые состояния сознания.
8)Правильное сосредоточение – это  медитация, которая включает в себя методы концентрации и внимательности. Необходимым условием для развития этого фактора является практика всех без исключения предыдущих составляющих Пути.


71 Волоты – асилки, великаны вышедшие из земли по велению Сварога, занятые непосредственно формированием ландшафта Земли.


72 Гоголи – две мифические птицы чёрный и белый Гоголи. Появились в начале времён. Участвовали в подъёме суши со дна океана. Позднее стали нести волшебные яйца. Чёрный гоголь железные, откуда вылупились Василиск, и Грифон, а также птицы  Могол и Сирин. Белый же нёс золотые яйца, откуда появились птицы Стратим, Алконост и Гамаюн.


73 Рарог сокол – священная птица огнебога Семаргла. Одна из форм воплощения - огненный вихрь.


74 Кумирня – капище, божница, жрище, храм, святилище, кереметь.


75 Кумиры – символические изображения богов из камня или дерева. Синоним – священные столбы.


76 * «Я есть мир от яйца и до него» - по легенде сначала было яйцо. В яйце появился Род, где осознал ограничения. (либо появление концепции Рода, выделившейся из абсолюта вселенной, стало само по себе ограничениями). Далее разрушив яйцо, он вышел наружу и из его половинок создал небо и океан (т.е. появилась двойственность необходимая для дальнейшего порождения жизни). Фраза  « Я есть мир от яйца и до него» - является частью формулы волховской практики, направляющей внимание на постижение мира до появления любых форм и ограничений, включая самого Рода.


77 Вершок – 4ногтя= 1/4пяди= 1/16аршина ; 44,45мм.


78 Косая сажень ; 248 см (расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки— человек стоит буквой «Х»).


79 Дюжий - большой / высокий / рослый и очень сильный, крупного телосложения, крепкий и мощный, здоровый и могучий.


80 Пуд – 16кг.


81 Мочало - кора молодой липы, вымоченная в воде и разделенная на узкие полоски,


82 Ланита – щека.


83 Обручье – то, что опоясывает руку. Браслет ( браслет от французкого «bracelet» - запястье)



84 Яхонт – рубин и другие красивые виды драгоценного корунда.


85 Адамант – алмаз.


86 Яспис – яшма.


87 "ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ" пер. М. Салье.


88 Хорезми Мунис из "Книги любви"


89 Мадху – мёд, сладкий (старый язык – санскрит)


90 Аргаван –  багряник, иудино дерево. Дерево с ярко-красными цветами и плодами. Также Аргаван является женским именем у ираноязычных народов и переводится как красный пурпур.


91 Бхуджанга – королевская кобра (старый язык). «сама убила свою мать, ведь она из рода Бхуджанга» - королевские кобры питаются другими змеями, в частности способны поедать сородичей.


92 Перси – груди.


93 Аль Дакхматан Афеа Анакинат - al'anakindat 'afeaa dakhmatan, анаконда (арабский)


94 Баклажка – уменьшительное от Баклага - Старинный узкогорлый деревянный сосуд с крышкой или пробкой, использовавшийся для переноса и хранения жидкостей. Фляга.


95 Мунис Хорезми.


96 Омар Хайам.


97 Имамеддин Насими.


98 Низами Гянджеви.


99 Чарка – 2 шкалика. 0,12л.


100 Седьмица – неделя.


101 Златарь – ювелир.


102 Ребаб – арабский смычковый инструмент. В отличие от привычного в Европе, смычок имеет большой изгиб, потому больше похож на лук.


103 Тирукурал (Индия) из книги «любовь»


104 *Отрешённость от трёх миров : Прави, Яви, Нави. – выход за пределы всех концепций,т.е. форм, их отсутствия, двойственности и её отсутствия,  а также идеи единства этих миров, их созданности, начала времён и самого творения. Синонимы: медитация, самадхи, джхана.


105 Бхартрихари из «ста стихотворений о любви».


106 Канун – арабские гусли.


107 Клюев Николай Алексеевич


108 Назрул Ислам


109 Пайял – «браслет» на ногу.


110 Шашака – шАшака – кролик (старый язык)


111 Шеша – сущность сохраняющаяся даже между периодами разрушения и созидания мира (то, что остаётся санскр.). Ананта – Великий Змей Вечности (санскр.) Шеша Ананта в индуистской мифологии чрезвычайно похож на Юшу в славянской.

112 Намитка - Полоса из очень тонкого белого кужельного льняного полотна шириной 30—70 сантиметров и длиной от трёх до пяти метров, которую определённым образом завязывают вокруг головы. На полотно наносились магические узоры (вышивкой). Носилась намитка только замужними женщинами, но вместе с тем коса – это девичий символ. Сие сочетание символизирует её, Яги, пограничный, или же объединяющий противоположное статус


113 Десница – Правая рука.

114 *На рассвете мира Велес, прозванный в последствии Скотьим Богом, дабы познать целостность мира, покинул мир Ирия и спустился в мир Нави. В это время он сошёлся с девицей Ягой.

115 Пурушка – Имеется в виду Пурушурама – Рама с топором.

116 Кудель – очищенное волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.

117 Выя – шея

118 Ведьма – понятие образованное двумя корнями «вед» - ведать/знать и «ма» - мать/женщина. То же, что ведунья. Т.е. ведающая, знающая, мудрая женщина. В культуре созданной нововерцами, видящими для себя опасность в любом знании, приобрело негативный оттенок.

119 Захухря – неряха, оборванец.

120 Гой еси – в данном конкретном случае в значении «живы будем, не помрём»

121 «Per me si va ne la citt; dolente,
per me si va ne l'etterno dolore,
per me si va tra la perduta gente.
       Giustizia mosse il mio alto fattore;
       fecemi la divina podestate,
       la somma sap;enza e ’l primo amore.
Dinanzi a me non fuor cose create
se non etterne, e io etterna duro.
      Lasciate ogni speranza, voi ch'entrate.»
      Данте «Божественная комедия»

123  Вежды – веки.

124 Иногда тебя спрашивают: «Когда
твой день рождения?»
Однако можно задать самому себе
более интересный вопрос: «Где я
бы перед тем днем, который
называют моим днём рождения?»
Спросите облако: «Когда твой день
рождения? Где ты было, прежде
чем родиться?»
Если спросишь облако: «Сколько
тебе лет? Можешь назвать дату
своего рождения?» - прислушайся и
услышишь ответ. Ты сможешь
вообразить рождение облака. До
того, как родиться, оно было водой
на поверхности океана, или рекой.
А потом стало паром. Еще облако
было солнцем, ведь благодаря ему
вода испаряется и возникает пар.
Было оно и ветром, помогавшим
воде стать облаком. Это не
рождение чего-то из ничего.
Облако не возникло из ниоткуда;
просто изменилась форма.
Рано или поздно облако изменится
– станет дождём, снегом или льдом.
Присмотрись внимательно к дождю
– ты увидишь облако. Оно не
утрачено, а видоизменено в дождь,
а дождь преобразован в
плодородную почву; почва – в
вишневые деревья, а вишневые
деревья - в цветение; цветы - в
плоды, а плоды – в вишневый
пирог, который ты ешь. Если
сегодня ты лакомишься куском
вишнёвого пирога – найди время
подумать, посмотри на пирог и
скажи: «Привет, облако! Я узнаю
тебя».
 Сделав это, ты проникаешь в суть,
понимаешь истинную природу
пирога и облака. В пироге ты
можешь увидеть океан, реку, зной,
солнце, почву и деревья. Глядя
глубже, ты не увидишь даты смерти
облака. Происходит лишь
трансформация облака в дождь или
снег. Смерти не существует,
поскольку всегда есть продолжение.
Облако – это продолжение океана,
реки и солнечного тепла. А дождь –
продолжение облака.
Прежде, чем родиться, облако уже
было во всём этом.
Итак, когда сегодня ты ешь
вишнёвый пирог, следи за своим
дыханием.
Взгляни внимательно на пирог и
поприветствуй облако.
Тхит Ньят Хань


125 Стерва – труп крупного животного, мёртвая скотина.

126 Кокора – коряга, пень.