Былички о домовых февраля

Валерий Ефимов
Природа в старые времена таила для мужика много непонятного, таинственного.Порой случалось такое, что объяснить он не мог. Вот и придумывали мужики свое толкование случившемуся.
Рассказы о непонятных явлениях в природе называются быличками.
Обычно человек говорит о том, о чем сердце болит. В феврале сердце мужика болело о скотине: как бы кормов хватило до весны, как бы болезнь к дорогой лошадушке не пристала. Надеялся мужик на свои руки да на заступничество святых. и в тоже время верил в злых и добрых духов. Верил, что добрые духи помогают, а злым могут и навредить.
Любимым героем февральских быличек был домовой. Крестьяне верили, что он живет в каждом доме, каждом дворе и помогает хорошему хозяину. А над лодырем всяким,непутевым хозяином всякие шутки творит и не всегда безобидные.
Собрались вечерком на Власия мужики и бабы в одном доме. Пели, о разном говорили, а потом и о домовом вспомнили.

Из быличек одного жителя
 
Хотите - верьте, хотите - нет

"Прошлым годом было на Ефрема Запечного, 7 февраля, значит. Пошел я в хлев лошадей посмотреть да сенца им подбросить на ночь. Подхожу. Что такое? Голос в хлеву слышится. Вроде человечий - понятно мне и вроде - нет. Глухой какой-то, как из трубы. Дверь не открываю, боюсь, в отдушину заглядываю. Мать честная - домовой. Старикашка такой, весь седой, маленький, ножки кривые - не идет, а катится, как клубок шерстяной кудели. А у меня, знаете, две кобылы и меринок. Меринка он потрепал по загривку и говорит: "Молодец, лошадка-трудяга! На-ко вот покушай..." И что-то подает ему на ладони. Вижу: ладонь, как лопата в рукавицах, на ней ничего нет, а меринок пожевывает, что-то собирает. Я ни жив ни мертв! Он - к одной кобыле, к другой... Опять же гладит, и опять их кормит с пустой ладони. а они едят, довольно пофыркивают... Что делать? Крикнуть нельзя: спугнешь домового - век не излечишься. И стоять сколько можно? Решил потихоньку в избу сходить, старуху свою позвать: потом сколь ни говори - не поверит ведь...
Возвращаемся вдвоем, моя фефела ворчит, ну видать, и спугнула старика. Заглядываем в хлев - домового.... Старуха пуще ругается, а я что скажу? Только вот что, братцы: напрасно на эту ночь я оставил коням корма - не тронули! Домой их накормил. Хотите - верьте, хотите  - нет".


Быличка соседки

"Я еще девчонкой была, а помню. Лошаденка тогда у нас была. Наповадился к нам в стайку кто-то ходить да косичку лошади заплетать. Вот как-то однажды дед пошел в сарай - у лошади опять заплетены косички. Он про себя говорит: "Наверно, домовой". Смотрит - старичок сидит. Он и говорит: "Сидишь?" а тот сжался, малюхонький такой стал, да так тихонечко прокряхтел. А сам косу-то плетет.
Мать моя частенько рассказывала: мол, уйдет куда-то, вернется, а в избе -то уж все прибрано".

Быличка деда Данилы "Спаситель"

"Говорите вот, а того не знаете, что мне домовой зорьку спас. Лежим это мы на Василия с бабкой на печи, бока греем. А за избой мороз трескучий, и дело уж к утру подвигается. Крепко уснули. И тут что-то я чую мягкая лапа меня - по морде, по морде: "Хозяин, проснись! Волки за стайкой". Думаю, во сне блазнится, отмахиваюсь. А мою руку опять кто-то хвать, и голос снова: "Волки! Волки!" Глаза открываю, вижу: с печи что-то мягкое, несуразное соскочило и - в двери. Я за ним да в стайку. Благо, что ружье по дороге прихватил. Зорька моя, овцы в угол сбилися, от испуга помертвели будто, а волк уже с сеновала на них прыгнуть приготовился. Я - ба-бах! Не попал, но волк убежал, за ним, наверно, и другие.. И домового тоже будто не было. А ведь это он меня разбудил. Он!".