11. Культ личности вождя

Лев Ольшанский
Продолжение. Начало см.
http://www.proza.ru/2017/11/29/421


Ранее отмечались суждения основателя большевизма о том, осуществляет ли диктатуру «пролетариата» весь класс пролетариат или его авангард в лице сознательных, передовых рабочих, или узкая группа лиц, или, наконец, единоличные вожди, диктаторы или диктатор. Особая важность этого вопроса требует возвращения к нему.

После совершения октябрьского переворота идиллические представления о том, что диктатура «пролетариата» совместима с самой полной демократией, начали тускнеть и почти совершенно исчезли. Суровые будни действительности начисто опровергали прежние суждения. Неограниченная единоличная власть стала основой Советов и нуждалась в обосновании. Такое обоснование было дано Лениным в многочисленных послеоктябрьских работах, выступлениях, документах.

В «Очередных задачах Советской власти» Ленин прямо пишет о том, что диктатура отдельных лиц наполняет историю революционных движений, что диктатура отдельных лиц была носителем, проводником диктатуры революционных классов.

Представляется, что это первый, и очень серьёзный, шаг к легализации мысли о том, что диктатура «пролетариата» может осуществляться и осуществляется через диктатуру отдельных лиц И он утверждает, что никакого принципиального противоречия между демократизмом советским и применением диктаторской власти отдельных лиц нет, что это совместимые понятия.

При этом Ленин ссылается на особенности крупной машинной индустрии, требующей, по его словам, единства воли, направляющей совместную работу десятков тысяч людей. Но, разумеется, речь шла не просто о подчинении единой воле во время трудового только процесса, а о подчинении вообще диктаторской власти.

Достаточно откровенно говорит об этом Ленин в речи на III Всероссийском съезде профессиональных союзов: «Воля сотен и десятков тысяч может выразиться в одном лице. Эта сложная воля вырабатывается советским путем» (40, 309).

Как не сказать, что перед Лениным стоит фигура вождя якобинцев – Робеспьера с его рассуждениями о сложной, об общей воле и воле всех. Большевики, не так откровенно, как фашисты, в более завуалированной форме проповедовали и на деле осуществляли авторитарную власть вождя.

Как отмечалось, Ленин не раз утверждал, что диктатура «пролетариата» невозможна иначе, чем через большевистскую партию. Ленин, как уже говорилось, произнёс как-то фразу, отразившую всю систему большевистской власти: «Советский социалистический демократизм единоличию и диктатуре нисколько не противоречит... волю класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим» (40, 272).

И в этом была суть статьи 6 Конституции СССР, согласно которой КПСС являлась ядром советской политической системы. Следует добавить, что на протяжении многих лет, особенно после октября 1917 г., Ленин и его последователи подчеркивали, что решающим условием осуществления диктатуры «пролетариата» является руководящая роль коммунистической партии.

Ленин и не скрывал своей личной приверженности к единоличной власти руководителей большевиков. В отчёте Центрального комитета 18 марта 1919 г., на VIII съезде РКП(б) Ленин говорил, что большевики вынуждены были полагаться на Свердлова, «который сплошь и рядом единолично выносил решения» (38, 146).

Ни сам Ленин, ни окружающие его сподвижники демократами не были. Сам демократический дух вообще чужд существу диктаторствующей большевистской партии, которую они создали и к которой принадлежали. После октября 1917 г. Ленин сосредоточил в своих руках не только абсолютную партийную и государственную власть, власть советскую, но и власть духовную.

Своими статьями, обращениями, выступлениями на съездах, на митингах и собраниях он устанавливал, что и как обязаны думать его подданные и во что они должны верить.

Фактически он самодержец, обладающий необъятной властью, и в то же время верховный служитель нового культа, глава своеобразной новой религии большевизма, которая была объявлена государственным мировоззрением в СССР и отклонение от которой было чревато тяжелыми последствиями. Всякое отступление от идеологии большевизма рассматривалось как ересь со всеми вытекающими последствиями.

Для Ленина существуют, да и то в соответствующей интерпретации, только догмы революционного марксизма. Когда Ленин становится фактическим диктатором, его окружение позаботилось о том, чтобы обоготворить его работы, объявив их великими научными трудами, обогащающими и дополняющими учение Маркса и Энгельса.

В течение многих лет, до и после октябрьского переворота, Ленин создавал такое окружение, которое состояло из преданных ему людей, не останавливавшихся ни перед чем в интересах большевистской партии. Эти люди, приобретя власть, всеми силами стремились удержаться на плаву, не разбираясь в средствах для удержания власти, которую они использовали для достижения своих целей. Все они получили огромные привилегии в виде загородных домов, многочисленного обслуживающего персонала, автомобилей, личных врачей, особого питания и т.д.

Соратники Ленина очень скоро превратились в сановников коммунистического режима. Разрушив в значительной мере старый аппарат и создавая новый огромный аппарат государственной власти, большевистская партия создала новый класс партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры.

Новая партийно-государственная, хозяйственная, военная бюрократия не хотела оставаться инструментом достижения благих целей для пролетариата, крестьянства и новой интеллигенции. Она сделала целью самоё себя и противопоставила себя тем самым трудящимся.

Но для упрочения своего привилегированного положения она должна была обожествлять новую систему и её вождя. Это было обусловлено системой диктатуры «пролетариата». А так как новая система должна была иметь своих пророков, жрецов, идолов, то эти новые сановники начали обожествление вождя мировой революции, стали создавать его культ.

Важнейшей чертой Ленина становилась всё больше и больше одержимость властью. Довольно быстро сложился культ Ленина, о чём свидетельствуют соответствующие записи в «полном» собрании его сочинений.

Вот запись о IV конгрессе Коммунистического Интернационала, на котором Ленин сделал доклад «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» (13 ноября 1922 г.): «Появление товарища Ленина встречается бурными, долго не прекращающимися аплодисментами и овациями всего зала. Все встают и поют «Интернационал» (45, 278).

Вот и другая запись в связи с отчетом ВЦИК и СНК 23 декабря 1921 г. на IX Всероссийском съезде Советов «О внутренней и внешней политике республики»:

«Бурные овации. Возгласы: «Ура!», «Да здравствует наш вождь тов. Ленин! Да здравствует вождь международного пролетариата тов. Ленин!» (44, 291.)

По сути дела культ вождя, олицетворяющего культ партии меченосцев – большевиков, сложился и утвердился при Ленине. Сталин лишь воспользовался тем, что уже имело место и было предопределено тоталитарной большевистской системой.

Важнейшим качеством Ленина как вождя была его фанатическая вера в марксистские мифы, в коммунистическую утопию. Отсюда его нетерпимость ко всему, что не соответствовало его взглядам. И вопреки мнению, что Ленин не был просто диктатор в распространённом смысле слова, это был не просто диктатор, а сверхдиктатор («расстрелять», «повесить», «трепетать»), диктатор нового типа, сформировавшегося в XX столетии. Это именно феномен XX в.

Диктатура и террор неизбежно порождают диктатора, как бы он ни назывался и как бы ни маскировали его провозглашенными прежде лозунгами демократии. В письме к съезду (запись 24 декабря 1922 г.) Ленин сетовал на то, что «Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть» (45,345).

Кто-кто, а Ленин прекрасно понимал, что такое необъятная власть, и отдавал себе отчёт в том, что именно за эту необъятную власть идёт борьба среди его ближайшего окружения. Он явно опасался захвата диктаторской власти Сталиным, и отсюда его требования о снятии Сталина с поста генсека, увеличения численности ЦК и т.д.

Конечно, речь шла не о всей партии, а лишь о её руководящих органах. Фактически Политбюро и Оргбюро ЦК с самого начала подменили собой ЦК. Но вообще контроль над всей деятельностью государства осуществлялся Политбюро, Оргбюро, Секретариатом и полным составом ЦК. Это давало неограниченные возможности лидеру, способному координировать их деятельность Такая система была создана Лениным.

Но, начиная с 1922 г., единственным партийным руководителем, состоящим одновременно членом всех органов созданной партийной системы был Сталин, который использовал такое своё положение в целях захвата личной власти.

Таким образом, учение о диктатуре «пролетариата» означало по смыслу сведение власти к беспредельной диктатуре, к диктатору. Это вытекало из учения о Советской власти и всей политической системы большевизма, основанной на утопическо-мифологической идее «пролетарской» диктатуры, являющейся сердцевиной большевистского учения о государстве.


Продолжение см.
http://www.proza.ru/2018/01/17/737

    
Ссылка:
Розин Э. О. Ленинская мифология государства. – М.: Юристъ, 1996.