Дорога к звёздам. Часть 2. Глава 1

Владимир Никитюк
Часть вторая. Работа над собой

Глава первая. Всё только начинается

Вроде разговор был закончен. Очень важный и очень серьёзный разговор. Для обоих собеседников.
С Михаилом-то всё было понятно: он был в многократном шоке.
Первый шок – это сам факт контакта с инопланетянами. Событие не просто историческое – а прямо-таки эпохальное. И он – один из его главных участников. От одного этого голова может закружиться!
Второй шок – то тяжкое испытание, которому он был подвернут в конце первого контакта. Жестокая проверка на этот злосчастный <i>Индекс внешней совместимости</i>. И пусть этот экзамен был выдержан с честью – но какой ценой? До сих пор в себя не прийти!
Третий шок – это безумная идея, выдвинутая Помбезом. Уничтожить звездолёт вместе со всей командой – это ж надо до такого додуматься! Бред, да и только! Правда, разговор с навигатором немного смягчил впечатлением – но лишь немного! Судя по всему, неприятный осадок от всего этого надолго останется.
Четвёртый шок – предложение, только что сделанное ему сидящим напротив инопланетянином. Вот уж шок так шок! Самый, надо сказать, болезненный. Потому что трудно найти что-то хуже, чем ситуацию морального выбора из двух неприемлемых вариантов.
Да, конечно, свой выбор он всё-таки сделал. Единственно возможный выбор в данной ситуации – если смотреть в глаза логике и фактам. Но почему же ему сейчас так тошно? И похоже, в ближайшее время легче не станет…

Не много всего этого для одного человека? Это смотря для кого…
Обычный, средний человек такого бы точно не выдержал. Ему бы и первого шока хватило… А уж вместе со вторым – за глаза и за уши!
Но Михаил был не совсем обычным человеком. Он был участником космической экспедиции. И поэтому прошел сверхжёсткий отбор по множеству самых разных параметров – в том числе и по психологической устойчивости.
Так что у него хватит сил все вытерпеть! И то, что было, и то, что уже будет…
А быть может всё что угодно! Будущее – оно вообще непредсказуемое. А в такие необычные моменты – вдвойне и втройне!

У Айъ Иыйь б'Тйор'а были другие проблемы. Он должен был сделать то, о чём читал только в книжках. Но деваться ему некуда – и ответственность ни на кого не переложить.
То, что он, обычный капитан обычного пассажирского звездолёта, войдёт в историю Галактики – уже состоявшийся факт. А вот как именно войдёт – это ещё вопрос открытый. Или как презираемый неудачник, погубивший блистательный шанс по присоединению к галактическому сообществу новой, очень перспективной, планеты. Или как мудрый и умелый профессионал, не зря изучавший в Галактической Академии курс “Первый контакт в открытом космосе”.
Пока всё идёт просто замечательно! Но расслабляться рано. Тут главное – не испортить. Не забыть какую-нибудь важную мелочь…
Всё ли он сделал сейчас правильно! Не забыл ли чего?
Думай, капитан, думай! В этой ответственной ситуации ты не имеешь права на ошибку…

Айъ Иыйь б'Тйор почувствовал, что ещё немного – и он не выдержит свалившегося на него напряжения. И капитан решил расслабиться. Пойти на Малую пассажирскую палубу. Посмотреть оттуда на звёзды. Может быть, там, в присутствии избранных пассажиров, он сумеет настроиться на нужный лад. А после этого пойдёт к себе в каюту, тщательно всё обдумает и найдёт самое лучшее решение!
Если бы на малой палубе оказался обычный человек, он бы решил, что попал в оживший кошмар. Ещё бы – практически все присутствующие здесь существа показались бы ему немыслимыми чудовищами!
Но граждане Галактической лиги друг к другу привыкли – и совершенно спокойно воспринимали внешность любого “чужого”.

Была, правда, ещё одна проблема, вроде бы мешавшая всем этим существам находиться в одном помещении – разница в жизненных условиях. Ведь даже газовая смесь для дыхания у каждого звёздного народа была разная. А также жидкость для питья, допустимая гравитация, световой и звуковой диапазоны жизни. Да мало ли мелочей, ставящих между разумными существами естественные барьеры?
Естественные – но вполне преодолимые. Стоило лишь одеть универсальный звёздный костюм. А он уж с лёгкостью настраивался одновременно на два важных параметра – особенности того, кто его одел, и внешние условия.
Надёжность этих костюмов была просто невероятной. А иначе и быть не могло – ведь, например, ошибка в установке внутренней температуры всего на пятьдесят градусов запросто могла привести к мучительной смерти находящегося внутри существа.
Но уже много сотен лет никто от поломки таких костюмов не то что не умирал, но даже серьёзно и не страдал. Так хорошо была отработана их технология.

У этих костюмов был ещё один плюс: они были почти невидимыми. Даже маски, одевавшиеся на голову, были прозрачными и совершенно не походили на космические скафандры. Основная часть костюма пряталась под одежду.
А система жизнеобеспечения? Она существовала в нескольких вариантах: в виде пристёгнутого к конечности чемоданчика, в виде пластины, одеваемой под одежду, в виде вкладки под головной убор, в виде обувной вкладки. Так что выбор у потребителя был – и очень богатый.

В результате всего этого большинство граждан Галактической лиги могли спокойно общаться друг с другом, находясь в одном помещении – несмотря на то, что условия в этом помещении были для кого-то из них (а то и для большинства) абсолютно смертельными.
Сейчас таким помещением была Малая пассажирская палуба. От неё до капитанской каюты было совсем недалеко.
Капитана, конечно, заметили. Но докучать ему пустыми вопросами никто не стал. Такая уж на этой палубе публика. Избранная… а поэтому понимающая.
Айъ Иыйь б'Тйор подошёл к стоящему у стенки кресло, которое сразу же адаптировалось под форму его тела. Капитан сел, развернул взгляд в сторону экрана со звёздным небом – и задумался.
Говорят, что ничто так не проясняет разум, как панорама космического пространства. Глаза капитана смотрели на звёзды – а голова тем временем обрабатывала информацию.
И тогда он принял решение: незачем рисковать! На первом этапе он сделала достаточно! Даже более чем достаточно! А его попытка и дальше самому продолжать контакт – это просто желание выдвинуться! Войти в историю! Да и размер своей премии увеличить, в конце концов!
Но такой вариант имеет свою оборотную сторону. Попытавшись всё сделать самому, он запросто может всё испортить. А имеет ли он на это моральное право?
Нет! Тысяча раз нет!
И капитан принял нелёгкое и горькое решение: он сейчас максимально законсервирует ситуацию с контактом... Как можно быстрее приведёт земной кораблик к Веге… А там уж пусть специалисты продолжают!
И это не трусость, вовсе нет! Просто разумная осторожность… Умноженная на понимание ограниченности своих возможностей…
Капитан встал с кресла. Пусть будет так! Он принял решение! Он не загубит только что наметившийся контакт ради своих амбиций!
Но почему же его сердце щемит червь сомнения? Как будто он упустил что-то очень-очень важное?

Последующие несколько часов капитан пытался вспомнить это важное. Но ничего не получалось. Как будто отрезало!
В конце концов он прекратил попытки и лёг спать. А ночью вдруг совершенно внезапно вспомнил.
В инструкции по первому контакту, которую ему пришлось в темпе читать, пока его корабль незаметно приближался к чужому кораблику, было написано не только о самом контакте, но и о том, что должно произойти через несколько дней после него. И информация эта, мягко выражаясь, была тревожной. Оказывается, первый контакт - это ещё не всё. И после него могут быть проблемы.
Нет ничего хуже, чем забивать голову будущими проблемами, когда и с настоящими не знаешь, что делать. Поэтому капитан принял довольно нестандартное решение – временно заблокировать мысли о том, какие проблемы могут возникнуть после успешного контакта. Поэтому, когда он готовился к первому контакту, ничто лишнее его не отвлекало. Такая концентрация позволила ему провести первый контакт на высоком уровне, выявив потенциального Ответственного. Причём высочайшего ранга.
Только вот за всё на свете приходится платить.
Хотя процедура блокировки памяти и была безопасна для здоровья, использовать её рекомендовалась только в самых крайних случаях. Слишком уж непредсказуемые психологические выверты она иногда давала.
Вот, например, сейчас. Временно нежелательная информация была заблокирована чересчур сильно. Настолько сильно, что за несколько дней он о ней даже не вспомнил.
Самое неприятное, что блокировка эта распространялась не только на его личную память “в голове”, но и на рабочую среду его компьютера. В самом деле, что толку забывать что-то временно ненужное, когда это ненужное само лезет к тебе с экрана? Поэтому рабочий вариант инструкции по первому контакту, состоящий из одиннадцати глав, временно лишился последних четырёх глав. Да так хорошо лишился, что капитан ещё прошлым вечером был искренне уверен, что этих глав всегда было семь – не больше и не меньше.
Да, перемудрил он! Сильно перемудрил!

Хотя, с другой стороны, ведь вспомнил же! И именно тогда, когда надо было – через насколько часов после Главного разговора! И не само по себе оно вспомнилось, а потому, что так перед блокировкой он сам запрограммировал!
Так что хватит заниматься ненужной самокритикой и думать о том, как могло бы быть! Главное заключается в том, что первый этап контакта закончился успешно. Надо теперь сделать так, чтобы и остальные этапы прошли не хуже.
И капитан корабля, ещё раз взглянув на звёзды, ушёл к себе в каюту.
Сначала он прочитал четыре восстановленные главы инструкции по первому контакту. Затем составленную совсем недавно общую характеристику земной цивилизации. А в самом конце – характеристику её морально-этической системы.
Потом сделал то же самое – но уже по второму разу.
Теперь в его голове сложилась целостная картина. И картина эта, честно говоря, его совершенно не радовала.
Второй (и все последующие этапы) контакта могли просто-напросто не состояться.
Всё дело заключалось в морально-этических принципах, исповедуемых (или о крайней мере признаваемых) образованными слоями земной цивилизации.
Был в этих принципах не то что изъян… но, по крайней мере, некоторая особенность, существенно препятствующая дальнейшему развитию контакта.

Касалось это такой важной моральной проблемы, как ответственность человека за результаты своих поступков.
В самом деле, рассуждения “я хотел сделать как лучше и не виноват, что всё получилось наоборот” звучат не очень убедительно. Если уж разумное существо начало действовать, оно обязано предвидеть результаты своих действий. При этом, естественно, учтя все сопутствующие обстоятельства.
А если кто-то хотел сделать хорошо, но последствия его поступка оказались прямо противоположны – благие намерения не могут служить достаточным оправданием. Ведь прежде чем действовать, надо сначала разобраться, к чему эти действия приведут.
Теоретически земляне с этой проблемой были знакомы. У них даже пословицы на этот счёт были. Например: “Благими намерениями вымощена дорога в ад”, “Хотели, как лучше, а получилось, как всегда”.
С другой стороны, у них были и прямо противоположные пословицы, например: “Делай, как должно, и будь, что будет”. И они не были простыми словами.
Дело в том, что в моральной сфере земляне очень большое значение придавали различного рода абстрактным принципам. И принципы эти часто были сильнее фактов, последствий поступков и даже человеческих судеб.

Взять хотя бы теперешнюю ситуацию. Вроде бы выбор Михаила прост и ясен. Согласится на предложение Галактической лиги – и Землю ждёт быстрый подъём. А далее - интеграция в галактическое сообщество. Откажется – планету Михаила ждёт изоляция. Вокруг Солнечной системы установят барьер – и земляне больше не смогут выходить в открытый Космос. И самое – неприятное останутся наедине со своими многочисленными проблемами. Многие из которых настолько серьёзны, что грозят человечеству гибелью.
Вроде бы всё просто – выбор между процветанием родной цивилизации и её прозябанием. Так нет же – вмешивается та самая сверхценная идея! Михаил считает, что принятие предложения Галактической лиги означает его “сговор c инопланетянами за спиной остального человечества”! А участвовать в таком сговоре для него настолько ужасно, что даже радужные перспективы, которые открываются перед людьми, перестают быть решающим фактором!
Да, пока он согласился… Но Айъ Иыйь б'Тйор не строил на этот счёт никаких иллюзий. Как согласился, так и откажется. Совесть замучит.
В результате плохо будет всем: и Михаилу, и всему человечеству, и даже Галактической лиге…
Нет, капитан не допустит такого грустного варианта! Что-то обязательно надо придумать!
А для этого имеет смысл изучить дополнительные материалы по первому контакту…

Какой-то просвет капитан увидел, когда стал изучать конкретные способы интеграции молодых цивилизаций в Галактическую лигу.
Если отбросить неудачные попытки, таких способов было три.

Первый из них заключался в том, что Избранник, получив от Галактической лиги Знание, Силу, Неуязвимость и Абсолютное здоровье, берёт власть, не обращая внимания на законы родной планеты.
Вроде произвол чистой воды? Да только вот смотря с чьей точки зрения…
С точки зрения Галактической лиги как раз всё было нормально. Избранник с момента своего избрания и так обладал всей полнотой власти на своей планете – хотя и с формальной точкой зрения. А в каких отношениях он находился с местными законами – это его личные проблемы.
Потом, после завершения интеграции, на присоединённой планете, конечно, устанавливался демократический строй. Причём это были Истинная демократия - а не та её дешёвая имитация, которая была характерна для примитивных цивилизаций.

Второй вариант до поры до времени совпадал с первым. Избранник так же получал власть чисто силовым путём. Различие начиналось с того момента, когда он реально становился Верховным правителем своей планеты.
В течение десяти лет после указанного момента он проводил общепланетный референдум для подтверждения своей власти. С обязательным участием наблюдателей от Галактической лиги.
Если жители планеты говорили “да” случившимся переменам, то всё в порядке – власть Избранника окончательно закрепляется. Более того – рейтинг нового члена Галактической лиги резко повышался.
А вот если ответ был отрицательным… Всё откатывалось назад. Избранник лишался своей власти. У планеты отбиралась значительная часть звёздных технологий. И главное – вокруг планеты устанавливался барьер. В общем, довольно грустный вариант…
Спрашивается, зачем Избраннику было выбирать этот вариант, раз существовала опасность его проиграть? Не проще ли было оставаться в рамках первого варианта?
В общем-то, конечно, проще. Но не всегда он выглядел лучше…

Дело в том, что такой референдум обычно оканчивался положительно. Отрицательных исходов было всего четыре штуки – за всё время существования Галактической лиги. Так что опасность оказаться одним из немногих казалась очень маленькой. Можно сказать, мизерной.
С другой стороны, рейтинг планеты, сказавшей “да” на референдуме, резко повышался. Она резко поднималась вверх в галактической “табели о рангах”.
Так что риск тут был – но вполне допустимый. Если у Избранника был азартный характер, тот вполне мог на него пойти.

Ясно одно – ни первый, ни второй варианты для нынешнего Избранника не подходят. Слишком они для него аморальные и циничные. Значит, остаётся третий вариант. Самый редкий, самый трудный, самый непредсказуемый.
Но при этом – яркий, эффектный и практически безупречный с моральной и юридической точки зрения.

Третий вариант заключался в том, что Избранник добивается верховной власти на своей планете в рамках её собственных законов. То есть никакого захвата в данном случае не будет. А будет медленный, тяжёлый, но вполне законный и легитимный процесс обретения власти.
Получив верховную власть, Избранник организует референдум о присоединении к Галактической лиге.
Вот этот вариант для Михаила, пожалуй, окажется приемлемым.
Правда, он сразу же задаст вопрос: а как он сможет реализовать эту безумно трудную задачу? Чем его шансы выше, чем у предшествующих соискателей власти над миром? И не слишком ли дорогую цену придётся за это заплатить?
Что ж – на эти вопросы капитан ответит. Тем более что придумывать тут ничего не надо – алгоритм давно разработан.
Хотя детали, конечно, придётся уточнять…