Новые

Алексей Земляков
1. Набережная.


  Потрепанный, замызганный «жигулёнок»,  оскальзываясь на мокром снежно-грязевом месиве сельской дороги, вскарабкался на пригорок и остановился возле высокого сухого деда с полиэтиленовым пакетом и посохом в руках.  Стекло пассажирской двери опустилось, высунулась голова парня с красиво уложенной шевелюрой седеющих волос и уставшими глазами
   -   Здравствуйте, не подскажите: улицу Набережную где искать?
   -   Набережную? – удивлённо переспросил местный -  ты фамилию скажи.
   -   Уральцевы.
   -   Эт,  из новых, видно, не знаю таких. А по улице – почтальоны только знають. На почту езжайте.
  Водитель – востроносый, небритый мужик непонятного возраста с цепким взором вытцветших глаз, обернулся  к яркой, ядрёной девушке, сидящей на заднем сиденье возле девочки с красивым взрослым лицом.
   -   Уль, звони Люде, выясни куда дальше ехать.


  Улица, не по-деревенски, именующаяся Набережной, обрывалась пологим, заросшим травой, зеленеющей между снежных лоскутов, оврагом, который спускался к речке, деловито бурчащей на перекате. Двор Уральцевых хвалился новым недоделанным забором с мощными дубовыми столбами створа еще не существующих ворот.  Встречать выскочила высокая девочка, почти подросток и хрупкая женщина, с волевым изломом пухленьких губок.
 Люда. Обнялась с подругой, мужчинам протянула ручку и улыбку.
 Муж её,  встретился уже на выложенной камнями  дорожке  к дому, сверкнул чёрными глазами из под смоляного чуба, буркнул приветствие в густую бороду и пошёл дальше. По делам.
   -   Арсений, далеко пошёл?  Сейчас обедать будем садиться – в спину ему крикнула Людмила.
  Небритый водитель приехавших – Александр  открыл багажник своих жигулей, закинул на плечо маленький штурмовой рюкзачок и бережно вытащил ящик с торчащими из него разномастными бутылками без этикеток.  А Ульянин муж - Сергей затащил в дом многочисленные сумки и пакетики своего семейства только в три приёма, то и дело, поправляя свою посеребрённую шевелюру изящным  кивком головы.

   Обедать сели  на летней кухне с нещадно чадящей печкой. Потому дверь плотно не закрывали, не смотря на мороз.
   -   Печи старые. В доме ещё ничего, а тут совсем беда. Да в деревне уже ни одного печника не осталось. – Не оправдывалась – объяснила Люда, накрывая на стол, быстрыми, уверенными движениями.  Дочка её заскочила без куртки и шапки, разложила чего-то в две тарелки – себе и своей гостье и тут же унеслась  с ними в дом.
   -   Ай, да хозяйка – воскликнул Саша, усаживаясь -  и оглянуться не успел, такой стол готов. Это что тут такое вкусное?
   -  Маринованные стебли лопуха – пояснила Люда – а это баклажаны, помидорчики то же свои, селёдка под шубой с морской капустой вместо селёдки, квашеная капуста, грибочки.
   -   Белые?
   -   Белые.  Сеня другие за грибы не считает.
   -   Почему, ещё  царский – отозвался немногословный хозяин.
   -   Грибов-то тут – собирай, сколько сил хватит.
   -   А вот, Саш, ещё рыба – я готовила, и наша капустка – Серёжа квасил. -  добавила Ульяна – Ты что будешь?
    -   Я всё буду. -  Александр выскочил на крыльцо к своему ящичку, вернулся с бутылкой в руках.  -  Моё сухое урожая прошлого года – к рыбке самое то!  Кому наливать?
 Вопрос беспомощно повис в дымном воздухе кухни.
    -   Вы что тут все экстремисты? – растерянно спросил востроносый.  Это  я своими руками виноград вырастил и сделал. Натуральное. Никаких  консервантов. Не опьянения ради, а, исключительно, наслаждения вкусом для. Витамины живые, опять же.
   -    Пожалуй, попробую – протянула свой стакан Людмила – только чуть-чуть.
  Арсений зыркнул  глазами на жену и зло сказал:
   -   Тогда и мне наливай. Полный.
  Александр разлил и поднял свой стакан.
   -   Давайте за старый год. Пусть с ним всё плохое уходит.





2. Огонёк.



   Пообедав, сразу засуетились, засобирались в Смородиново, в клуб. На Новогодний Огонёк. Люда в клубе работала, участвовала и в концерте и в организации – приехать надо было заранее. Загрузились.
   -   Куда ехать-то?
   -   За мной  держись – буркнул Арсений, хлопнул дверцей своей новенькой «Нивы» и  дал «газа».
   -   Саш, давай быстрее, потеряемся – Сергей озадаченно смотрел на удаляющиеся красные огоньки.
   -  Не. Я за ним не полечу. Смеркается уже, по улицам люди ходят, скользко. Уль, звони опять Люде, пусть расскажет, как ехать.
   
  В клубе было пусто,  гулко и холодно. Командовал коренастый мужик с круглым серьёзным бородатым лицом и неожиданно звонким  голосом.
   - Миша – представила его приехавшим Люда.  Тот рассеяно кивнул и побежал дальше.
   -  Люд, давай и нам какую работу, чтоб не болтаться попусту – Саша неуютно чувствовал себя в незнакомом месте и в непонятном деле.
    -  А, вот я вам сейчас билеты дам – будете входящим билетик отрезать, а корешок сюда – для лотереи.
    -  Вновь вошедшие, подходите за билетиками. Все билеты примут участие в беспроигрышной лотерее! Не пропустите свой счастливый билетик! – кричал Саша, пряча  смущение за наигранной развязанностью.

   Клуб быстро заполнялся разным необычным людом. Мужики почти все бородатые, встречались в вышитых крестом косоворотках или с чётками вокруг запястий и длинными волосами, забранными в хвост, девушки попадались в сарафанах, сари, с распущенными волосами, косами до пояса. Много детей. Они бегали повсюду, шумели в отведённом им фойе, самые маленькие сидели в кенгуринах на груди своих мам и внимательно рассматривали происходящее. Саша смотрел на голые детские ножки и лысые головы , ёжился. Куртку он снял, и, хоть и остался в свитере, мёрз.
    В кинозале убрали кресла и поставили длиннющие дощатые столы, накрыванием которых занялись кришнаиты, а напротив эстрады танцплощадки, расставили рядами стулья. Деловитый неулыбчивый Миша установил акустику, пульт, ноутбук, спутал всё проводами, проверил микрофоны и представление началось.
   Вела концерт высокая хрупкая девушка в огромными чувственными глазами . «Это Маша, Людина соседка, она с мужем своим петь будет, увидишь. Тебе понравиться» - просвещала Александра Ульяна, шёпотом на ухо.
  Участники наслаждено бесились. Кто-то изображал деда мороза и снегурочку, бабу ягу, кто-то парадировал хард, мотая волосами и тряся аккустичкой, дети умильно старательно пели, неожиданно грамотно играли на клавишах, флейте, танцевали.
  Наконец, и Людины соседи запели. Статный красавец Роман с гитарой, Маша уселась за электропиано,  звук в руках Миши был хорош.
   Песня,  в этом тёплом капустнике зазвучала нереально. Будто столичные звёзды заехали в сельский клуб. То-ли родственники у них здесь живут, то-ли по разнарядке из крайкома.
 Саша закрыл рот, стыдливо огляделся: не заметил-ли кто, что у него челюсть отвисла, и неистово зааплодировал.

    Объявили перерыв и пригласили к столу. Порядком продрогшие в холодном зале, приехавшие набросились на еду. Вегетарианская кришнаитская кухня оказалась бесконечно разнообразной и как они не пытались брать по чуть-чуть, всё перепробовать не получилось. Наелись до предела раньше.
   
  Сели опять у двери, она почти не закрывалась – ходили к столам и обратно – дуло, наевшиеся, но так и не согревшиеся горожане кутались в куртки.
   -   Вот, всё у них хорошо, конечно, но не хватает хоровода. Мы на занятиях по йоге хороводы пробовали водить – очень способствует сплочению – спокойно резюмировал, увиденное, Сергей.
  А веселье с эстрады уже смещалось в зал.  Пару рядов  стульев убрали и начали игру «Угадай танец», приглашая всех зрителей.
   -   А пошли, ребята?  - неожиданно спросил, прихрамывающий до того, видимо от долгого сидения, самый старший – Саша.
    Сергей отрицательно мотнул головой, а Уля встала и скинула куртку
   -   Пойдём, хоть согреемся.
 И они пошли, влились в весёлую кутерьму, всеобщее дурачество накрыло их, они выделывали что-то невообразимое, быстро разгорячились, раскраснелись. И уже все танцующие взялись за руки и закружили в хохочущем хороводе.

  Когда танцоры устали, расселись, Маша взяла микрофон и попросила  всех вспомнить самый счастливый день уходящего года.
   Кто-то вскинул руку, она протянула микрофон, человек что-то рассказывал, потом другой…  Александр задумался. Ничего светлого не пришло ему в голову – он даже не мог разделить последние несколько лет  с того момента, как плакал, уткнувшись в судорожно вздрагивающий, чуть тёплый бок своей умирающей собаки. Предчувствуя, какую череду смертей  она открывает.
 Он не заметил, как встал, Маша подошла к нему с микрофоном, но, заглянув в отрешённые глаза, понесла его дальше. Тогда он встрепенулся, позвал. «Я скажу»
   -   Когда Маша спросила, я задумался и не мог ничего найти. Но, ведь, сегодня ещё уходящий год! Друзья, сегодняшний  день, когда я познакомился с вами, увидел, как радостно можно жить без мерседесов, водки, футбола и телевизора, стал для меня самым счастливым в этом году.
3. Борис прав?


   Вернулись на кухню, затопили коптящую печку, на стол набросали остатки кришнаитских сладостей, заварили травяной чай. До Нового Года оставалось 15 минут. Саша опять сходил к своему заветному ящику, принёс бутылку с бугельной пробкой.
   -   Я в этом году попробовал игристое сделать из белого винограда – вот! Правда, хотел полусладкое, а получился брют, но получился! Кому наливать?
 На этот раз вообще никто желания не изъявил.
   -   Ну, уж как хотите, а себе я налью. Что за Новый Год без шампанского?
  Только разлили чай, пришли соседи.  Александра  ещё в клубе познакомили с Тимофеем. Там он ходил в шуточном колпаке с множеством болтающихся мягких рожек. Но, благодаря монументальной фигуре и открытому, спокойному взгляду, в этом дурацком головном уборе он походил не на шута, а на скандинавского средневекового воина.
Жена его – небольшая, худенькая, быстрая женщина с цепким взглядом умных глаз, представилась: «Поля».
   Зашаркали стульями, усаживая гостей, Саша предпринял ещё одну попытку:
   -   А по пол-стакнчика  белого игристого?
   -   Почему по пол? Можно и по целому  - пробасил Тимофей
   -   Саша сам сделал – вставила Ульяна.
   -   Сам? Шампанское? переспросила  Полина – Тогда и я попробую.  Всё, всё, мне хватит.
   Александр разлил бутылку на три стакана и просиял
   -   Правда, получился брют. Ну, за конфессиональное единство!
   -   Не понял – уставился на него Тимофей.
   -   На огоньке сейчас как-то все дружно собрались буддисты, кришнаиты, православные и так славно всё сделали!
   -   А. Дружно – это хорошо, но единство тут не причём. Тимофей отпил, посмаковал во рту, сглотнул – похоже, да, на шампанское.  Ты сам-то к кому себя причисляешь?
    -   Я не могу принять сторону, я не знаю никого кто не прав – ответил цитатой Саша.
   -   Тут Борис не прав. Толерантность. Не доведёт это до добра.
   -   Бог же един, какая разница, как человек к нему идёт.
   -   А  ты, если сам идешь, уверен, что к Богу? А если  наоборот? Все эти модные шатания, либерализм, размывание границ – они суть и  вымывают. Не понятно что можно, а что нельзя. А если всё можно, то значит, и младенцев можно жрать?
   Полина поставила чашку и встала -
    -   Тима, не пора-ли нам домой? Дети там одни
  Александр перевёл взгляд на неё, не меняя позы : получилось  - снизу-вверх, исподлобья
   -   Женщина, люди к этому разговору годами идут.
   -   Ладно, я поняла. Дойду одна. Тимофей, дверь не запираю.
   -   Я тоже спать,  глаза уже слипаются – сказала Людмила. 
 За ней поднялась и Ульяна.
   -   Я тоже, пожалуй, пойду. Устал что-то сегодня – сказал Сергей и поправил чёлку.
   Александр пропустил выходящих и потянулся за начатой в обед бутылкой вина.
   -   И мне налей – неожиданно протянул свой стакан Арсений.
  Отхлебнули.
   -   Это тоже твоё? – спросил Тимофей.
   -   Моё. Красное сухое, урожая 15-го года.
   -   Натуральный вкус.
   -   Чистый виноград – добавил Арсений.
   -   Это ты как-то слишком – с младенцами – прервал паузу Александр.
   -   В пределе так и есть. – ответил Тимофей. - Это если не вникать, со стороны, то, вроде,  во всех  верованиях всё хорошо. Чтобы понять, надо хоть немного изучить.  Ты, вот, говоришь, а сам-то хорошо знаешь?
   -   Хорошо нет.
   -   А я, пока к Православию пришёл, много куда кидался. Изучал, потому и говорю.
   -   Я к вероисповеданиям отношусь как к философским мировоззренческим  моделям. Мне, например, буддийская модель как-то ближе православной. Православная мне видится экстремистской. Хотя, я и о православии то немного знаю
   -   Вот, тож.  У буддистов конечная цель – нирвана.  Ничто. Ты хочешь в пустоту?  У них и понятия такого нет: Бог. А ты говоришь: не важно какой дорогой идти. Кришнаиты  в Индии признаны сектой. Католики цену придумали,  для любого греха. Заплати и греши дальше.
   -    У тебя, Тимофей, получается, что все вокруг не правы, а только ты истину знаешь – вступил в разговор Арсений. А кришнаиты и буддисты   твоего верования не отвергают. Правильно Саша говорит – экстремисты вы.
   -   Грешен, смирения мне не хватает ещё. Я же недавно это всё понял. Как любой человек, которому Истина только открылась, пытаюсь её  всем показать. И слишком рьяно.  А готовы увидеть не все. Кого-то только отдаляю от Пути.
   -   Как не идите, придёте на холм, на котором я вас уже жду –  Александр опять высказался цитатой.
    -    А здесь он уже прав.
    -   Арсений, можно ещё чайку поставить – попросил Саша – Мне, вот, этот процесс: из города в деревню переехать, давно интересен. Здесь смотрю: все, кто приехал чем-то заморочены сильно – Анастасиевцы, Оганяновцы, Сыроеды, Буддисты, Кришнаиты, Йоги, Православные… до экстремизма. А нормальных нет?  Ну, просто: в городе суета, загазованность, пробки. Так, что бы чистым воздухом дышать, в огороде ковыряться и любоваться природой.
   -   Не. Нормальных нету. – отозвался первым Арсений.
   -   Понимаешь, чтобы от городского корыта с нефтерублями оторваться, надо большую решимость иметь. Тут идея нужна. Потому и приезжают только идейные. Да остаются-то сильно не все. Шелуха, дурь всякая она в деревне быстро отлетает. – объяснил Тимофей – Значит, говоришь: «экстремисты» всё же…
    -   Если не экстремисты, скажи: почему Льва Николаевича от церкви отлучили?
    -   Во-первых, никто его не отлучал…

   Они ещё долго сидели в дымной кухне, пока где-то за оврагом хрипло закричал  сонный петух.






4. Анастасия Викторовна.



   -   Какие планы на сегодня? – спросила гостей Людмила, когда все сели завтракать.
   -   Да, особенно ни каких. А ты что предлагаешь? – откликнулся Сергей.
   -   Я предлагаю, как позавтракаем, сходить к Анастасие Викторовне – помните: я вам её вчера  в клубе показывала?
   -   Такая пожилая, очень породистая женщина? – уточнил Александр?
   -   Да. Она очень интересный человек, много знает. С месяц тут живёт – я ей сдаю папин дом  на Кропоткина.
   -   Я «за». Мне с некоторых пор, все люди интересны стали – сказал Саша. Ульяна, при этих словах, глянула на него и улыбнулась.
   -   А после обеда съездим на горячий источник. – продолжила Люда – Вечером всех приглашали Карповы  на чай.  Ну, Миша, что в клубе работает  и жена его - Лена – добавила она в ответ на недоумённый взгляд Александра.
   На Кропоткина  пошли пешком, через овраг, по раскисшим от, почти полностью растаявшего, снега тропинкам.  У дома стоял кроссовер с иностранными номерами. Не дорогой, но совсем новый.
     Анастасия Викторовна в обтягивающем тёплом трико и длинном свитере, украшенном простым, но изысканным этническим орнаментом, с седыми  сильными волосами, собранными в узел на затылке, удивительно хорошо гармонировала с чистенькой, аккуратно выбеленной хатой.  От печки шло приятное, ароматное тепло. Она уже заварила травяной чай и поставила  на табурет у кровати тарелку с разными чищеными орехами и семечками. Встретив гостей, забралась поглубже на кровать, накрытую старинным покрывалом так, что бы спиной облокотиться  на стену, а, безупречной формы, ноги вытянуть вдоль. Остальные расселись кругом.
    -    Наливайте чай. Я уже пила. К чаю  только орехи. Просто мучного у меня ничего нет.
    -   Вы не переживайте, - мы не голодные – сказал Арсений.
    -   Да, мы только из-за стола – поддержала мужа Людмила.
    -    Очень хорошее тут место – сильное.  – продолжила Анастасия Викторовна. – мне на днях надо будет уехать, но, пожалуй, я ещё вернусь, поживу здесь.  И люди собрались хорошие, только  сильно разобщены.  Нужно общее дело и опытный, знающий человек, который возглавит. Я недавно прочла – она положила руку на, лежащую рядом, книгу – очень способствуют объединению совместные хороводы. Только тут большое значение имеет направление вращения.
   -   Анастасия Викторовна, вы упоминали, что уже занимались посадкой деревьев. Расскажите. Вот и Саша хочет здесь землю поискать, да и у нас участок уже пять лет простаивает.
    -   Да. Я уже заложила сакральную рощу на гектаре в Болгарии. Сейчас я вам покажу, – она потянулась за ноутбуком, стоящим на тумбочке, рядом с кроватью -  если откроется – интернет тут не всегда хороший.  Открылось. Вот,- тут  мы сформировали перепады рельефа правильными концентрическими окружностями.
   -   А это вы как делали? – перебил её  Александр
   -   Трактор наняла такой … - с ножом впереди.
   -   То, есть вы в горах тонкий слой плодородного подзола бульдозером?
   -    Лопатами там очень трудно было. Я сформировала энергетически безупречный рельеф. И уже двадцать деревьев сама высадила. Правда, пока пришлось оттуда уехать. Мы когда строили дом. Да, - я, же и домик там поставила. Сейчас покажу – она подвигала «мышью», повернула ноутбук монитором к слушателям.
   -   Чудесный проект – воскликнул Сергей – глиночурка – очень интересная технология!
   -    Прямо, как  из сказки! – восторженно поддержала Люда.
   -   Проект рождался у меня в голове. Тут важно, что бы строитель был на одной волне, что бы он тоже подключился. Я не сразу нашла такого человека. Он болгарин, молодой мужчина.  С ним работать удовольствие. Мы понимаем друг друга даже без слов. Бывает:  мне приходит как надо сделать, я иду на стройку, а он уже делает именно так!
    -   Так, а вы там  - в Болгарии – в этом живёте? – опять встрял Александр.
    -   Нет. У меня там квартира. Примерно в сорока минутах ходьбы.
    -    Значит, вы его как летнюю дачку строите? 
    -   Почему, в нём можно будет жить постоянно.
    -   А как же он будет отапливаться?
    -   Там будет печь, правда, я ещё не знаю какая.
    -   Но, у дерева коэффициент теплопередачи вдоль волокон в 2 раза выше, чем поперёк. Эти чурки зимой не натопишь!
    -   Не знаю, - он очень тёплый – ровным уверенным голосом сказала Анастасия Викторовна.
    -    Так, почему-же  вам пришлось уехать? – спросил Арсений.
    -   Этот мужчина, строитель… Понимаете, он в меня стал влюбляться… Я, конечно, старалась не давать никаких поводов, но это всегда чувствуется. Вы же понимаете… А у него жена, дети. Я посчитала правильным пока уехать.  У меня всю жизнь так: я работаю с мужчинами, и они влюбляются. Это часто  помогает работе, но создаёт столько проблем…
    -  Анастасия  Викторовна, я знаю, что этот вопрос не принято задавать… - начал Александр.
    -   Я знаю, о чём вы хотите спросить. Откуда деньги?
    -    Ну, в общем, - да. Так мне всегда проще понять…
    -     Я врач. Гинеколог. Я всегда неплохо зарабатывала, а в 90-е годы у одного моего хорошего знакомого возник проект медицинского центра. У него были деньги на его постройку, но нужен был человек, который это возглавит. Я не строитель, конечно, мы привлекали специалистов, но нужен был человек, который сумеет всех их объединить, зажечь, который видел цель.  Меня ввели в круг акционеров. Я тогда не думала о деньгах, просто так было удобно с точки зрения организации, а потом это стало приносить доход.
   -   То есть, сейчас вы живёте на дивиденды?
   -    Да. Я помогаю сыну, но, в общем, и мне остаётся. Достаточно. Я вообще считаю, что каждый человек к 50 годам должен создать себе источник дохода. Что бы потом заниматься тем, чем ему хочется.
   -   А этот центр, - гинекологический?
   -   Нет, скорее – косметологический.
  Вот и вам тут нужен человек, который  знает как правильно, который вас направит. Я очень много прочла, много информации переработала. У меня сейчас масса идей! И сакральные рощи и по воспитанию детей…
    -   Сюда с идеями из книжек кто только не приезжал – сказал Арсений. Нам бы кто на своём примере что показал. Вот, мол, я сделал – работает.
    -     Анастасия Викторовна, мы, уж, пойдём, пожалуй, – перебила мужа Людмила -  а то и так столько времени у вас отняли. А после обеда собираемся ехать на горячий источник, не хотите с нами?
    -    Хочу. Во сколько вы едете?
    -    Мы заедем за вами. Часа в 2.
   На улице Люда с укором накинулась на мужа:
   -   Арсений,  я не знаю, за что ты так Анастасию Викторовну ненавидишь, но мог бы и помолчать. Саша, вот, участок здесь присматривает – ему, может, интересно было про разбивку сакральной рощи подробнее узнать.
    -   Не, - отозвался Александр – я в сакральном ничего не понимаю. Мне бы обычный сад посадить. Плодовый. Чтобы яблоки, там, давал, сливы, персики. Я бы с агрономом пообщался.
   -   Есть тут и агроном. У Сергеевича на хуторе… – начала  Люда.
   -   Да, только они на хуторе наоборот делают -  перебил Арсений – яблоневый сад выкорчёвывают, чтобы сакральную рощу садить.
   -   Бульдозером? – саркастически переспросил Александр
   -   Типа того. А что касаемо Анастасии Викторовны, так чё она нас тут учить приехала? Жизненная гармония, семейное взаимопонимание, воспитание детей…   Вот, своих бы внуков и воспитывала. Почему она сама не с семьёй? Гармонии не хватает? Взаимопонимания?
5. Горячий источник.


   После обеда засобрались на источник.  Тимофей пришёл с дочками. Саша глянул на розовощёких малышек, удивился:
   -   Говорили же, что там от трассы лесом идти по снегу,  брод через речку, а ты с детьми.
   -   А как я  - на жену  их брошу, а сам гулять поеду?  Да и привычные они  у нас к походам.
 Разбились на две машины, заехали за Анастасией Викторовной.
 Через лес вела хорошо набитая в снегу тропа.  Девочки шли бодро, ждать приходилось женщин – они, не переставая, беседовали о  чём-то, отставали. Через реку вели  шаткие камушки. Саша решил не рисковать уже и без того порядком мокрыми от снега ботинками, разулся и пошёл по воде. Анастасия Викторовна, неожиданно смело и легко прыгая по камням,  быстро перебралась сама, Тимофей  по очереди перенёс дочек, Уля и Люда перебрались на спинах мужей.
    Источник оказался рукотворный – посреди небольшой полянки торчала труба , из-за многолетних известковых  отложений похожая на сталагмит, из приоткрытого вентиля бежала вода, заполняя малюсенькое озерцо у подножия «сталагмита» и дальше, болотистым ручейком стекала в речку. Всё это солидно парило. Рядом  с  «бассейном» дощатый помост, лавочка, к дереву прикреплена доска с гвоздями.
   -   Эту скважину ещё в советские времена пробурили. Искали чего-то. То ли газ, то ли воду питьевую.  – раздеваясь, рассказывал Арсений – А тут вода очень минеральная – трубы быстро забиваются, вот и не подошла для водопровода.  А купель эту выкопал один мужик, бывший военный. С суставами он мучился, а здесь стал купаться и прошло.  Говорят, вода тут радоновая, что ли – лечебная . Слух пошёл, многие ездить стали. Эту лавочку, вешалку наши ребята сделали.
 Саша разделся,  встал на ступеньку лесенки по щиколотку в горячую воду, наслаждался покалыванием замёрзших ступней, наблюдал за девочками, которые первыми разделись и уже поплескались, выбрались на противоположной стороне на снег. Раскрасневшиеся, здоровенькие,  тела  их были похожи на гутаперчивых  пупсиков из его  детства.
   -   Вы меня извините – громко сказала Анастасия Викторовна – у меня тут купальника нет, а в белье  верх не ношу. Разрешите, я спущусь.
  Александр посторонился, Анастасия Викторовна зашла в воду в одних трусиках. Фигура у неё безупречна, кожа мраморно-белая, идеально гладкая – ни единой складочки ни морщинки, грудки свежи, как у юной девушки.
    «Ведьма» - подумал Саша и отвернулся.
 
 На обратном пути Александр догнал Арсения, спросил:
   -   Сень, а где ваша земля?
   -   Это гектар-то?  Так, мимо проезжали.
   -   Давай остановимся, покажешь.
   -   Можно, если быстро только. Темнеть скоро будет. Ты тогда за мной езжай, как я остановлюсь и ты паркуйся. Там сейчас с трассы не съедешь – снегу много. Пешком пройдём.
   Пошли втроём – только мужики. Перебрались через снежный бруствер, наваленный при расчистке трассы, прошли по  скользким доскам моста через ручей.  На лесной дороге лежал подтаявший, тяжёлый снег, в котором одну узкую тропинку набили кабаны. Больше следов не было.  Дорога вынырнула  из леса и дальше пошла по краю поля, зарастающего мелколесьем.  Прошли ещё метров 300, Александр остановился,  окликнул Арсения, протянул руку:
   -   По тому краю что?
   -   Там река, высокий берег.
   -    Юг?
   -  Да. Мы, стало быть, с севера, а туда – вишь, солнце чуть проглядывает – запад.
   -   Здесь  надо виноград садить. – уверено сказал Саша.
   -   Так он тут и рос до Горбачёва – мне кто-то из местных рассказывал.  Да, вот – один куст остался, спрятался в лесу – Арсений  махнул рукой по другую сторону дороги.
 Александр развернулся и увидел  чёрный ствол лианы, забирающийся на высокое дерево. И с дороги было хорошо видно, что это виноград, но он пошёл  к нему через заснеженный кустарник и грязь, схватил двумя руками, уткнулся в него носом
   -   Винограаад – закричал – винооограаад !!!







6. Карповы.








  К Карповым пошли когда уже стемнело. Уля с Людой поколдовали быстро на кухне – что то к чаю сварганили, взяли с собой и пошли. Видимо, здесь это было запросто – друг к другу на чай. Вместе с детьми и со всеми гостями.

  -  Люд, может ещё чего взять – Александр чувствовал себя неудобно – как-то к незнакомым людям да с пустыми руками…
   -   Да, какие же они незнакомые и мы пиццу приготовили.
   -   Ну, мне-то незнакомые и я с пустыми руками.
   -   Хочешь, возьми что-нибудь.
   -   У меня только колбаса домашняя, а я не знаю – у вас тут с мясом…
   -   А ты не парься. Поставь на стол – кто ест – возьмёт, кто нет – не оскорбится.

  Саша, сначала совсем не мог понять как идти по слякотной дороге в полной темноте, но все уверенно пошли вперёд и он кинулся догонять. Оказалось можно.  И без городских фонарей дорога как-то угадывалсь, лужи блестели.

   Ввалились в хорошо натопленный  дом, добавили ещё гору обуви на входе, ворох одежды на вешалке. В большой комнате из всей мебели был только  длинный, человек на 20, стол из бакелитовой фанеры, да лавки вдоль него. В одном углу кухонная плита и раковина. За плитой  - хозяйка – тоненькая улыбчивая женщина с добрым взглядом ярко сияющих чёрных глаз. Хозяин – Миша,  который в клубе сидел за пультом, на левой руке держал белокурую  малышку, а правую подавал для приветствия гостям.
  За столом сидела красивая  молодая женщина с очень хорошо сделанным макияжем и идеально небрежно распущенными светло-крашенными волосами.
  -  Ярослава – представилась она вошедшим.


  Городские то же представились, стали рассаживаться , дети убежали в соседнюю комнату, шум из который напоминал тот, что бывает на перемене в младшей школе. Карповы многодетны, как объяснила Люда по дороге.

 Ввалился Тимофей в своей шутовской шапке, за ним Полина с детьми. Саша обрадовался интересному собеседнику – кивнул, показал на лавку рядом с собой.

 Тут, видимо, всё давно и привычно было налажено – дети сразу исчезали за  дверью в соседнюю комнату, а женщины без слов включались  в общее деловитое движение и уже минут через десять стол покрылся  тарелками с пирогами, печеньем, чашками с дымящимся травяным чаем.

   -   Люд, колбасу там порежте сразу – поймал, пробегающую  с чашками Людмилу  Александр.
   -   Вот, кто, может, захочет попробовать – колбаска домашняя. Саша сам делал. Люда втиснула на стол ещё одну тарелку.
   -   О, эт дело – Тимофей взял кусочек, кинул в рот – хороша! Сам, говоришь?
   -   Ага – отозвался обрадованный Саша и сам взял кусок.
   Больше никто не попробовал.

 После первой чашки Миша убежал  в другую комнату и вернулся  с небольшим полусферическим куполом, склеенным из одинаковых отрезков коктейльных  трубочек, образующих многочисленные треугольники. Он поставил модель на стол перед Тимофеем
   
   -   Вот, попробовал собрать по тому чертежу, что ты присылал – работает – видишь, жёсткость достаточная – он похлопал купол слегка сверху ладошкой.  Только вот здесь, видишь – не сошлось. Короче стержень получился.

   -   Наверное, ошибка где-то в проекте… -  сказал Тимофей -  ну, один-то можно и подрезать.

   -   А это что вы сооружать решили? – спросил Александр.

   -   Да, у ребят  гектары – то стоят. Вот всё думаем, что  там делать можно. Такой вот проект есть – купольное сооружение  из одинаковых стержней, с одинаковыми соединительными элементами. Недорого получается.  Накрыть можно любым мягким материалом – объяснил Тимофей.

   -   А оно для чего?

   -   Сдавать можно летом под семинары всякие, фестивали.

   -   Да вообще там надо в комплексе оборудовать – вступил в разговор Арсений – хижины поделать, дорожки, воду наладить, туалет, душ.

   -   И зачем всё это, Сём? Денег-то сколько потребуется… – спросил  Арсения Тимофей.

   -   Так людей много на гектаре жить хотят. Только они не знают что получиться. А так смогут попробовать, понять.

   -   То есть это ты такую благотворительность устроить хочешь? – уточнил Миша

   -   Почему? Мы с них будем плату брать.

   -   Они все такие же нищеброды, как и мы –  уверенно произнёс Тимофей – что ты с них возьмёшь…

  Повисла пауза.

   Периодически из соседней комнаты выбегал какой-нибудь  ребёнок, шарил по столу, приподнимаясь на цыпочки, и убегал с добычей.

    -   Куда опять конфеты тащишь – грозно прикрикнул на сына Миша – печенье, вон, взял – и исчез!

 Мальчик, ничуть не стушевался, взял и конфеты и печенье. Видимо, хорошо знал цену папиной «грозности».

   За ним появилась девочка и нашарила колбасу. 

   -   А это что?

   -   Колбаса.

   -   А она из чего?

   -    Из мяса.

   -   Можно?

   -   Бери.

 Через секунд 10 появилась другая девочка

   -   А где тут колбаса из мяса?

  Взяла пару кусочков, потом подошёл другой мальчик … Минуты через три тарелка опустела. Саша наблюдал за этим, блаженно улыбаясь.



   -   О, кстати, попробуй что получилось – Михаил подвинул к Тимофею тарелку с сухими жёлтыми ломтиками. Все потянулись за ними, пожевали

   -   Очень вкусно – первым произнёс Саша.

   -   Это та экспериментальная дыня ? – спросил Тимофей . Михаил кивнул, - вот это тема!
  Это купят. 

   -   Можно закупать попозже – в конце сентября и сразу с поля машину. Тогда цена будет минимальная – сказал Миша.

   -   И сушилки наделать солнечные, что бы на электричестве экономить. На гектаре их можно и расставить – поддержал Арсений.

   -   Только в конце сентября солнечные сушилки уже работать врёд ли будут. – засомневался Саша – Дожди. Да и дыня не арбуз – цена на неё бросовая не бывает…

   -   И работы там много – резать, чистить. – вставил Тимофей – кто делать будет?   Сергеевич, вон, за две тысячи в день никого местных не нашёл. Хохлы приезжают…


   -   Ой, что-то тут у вас разговор интересный – к мужчинам поближе подсела красавица Ярослава .

   -    Да это у нас вечная тема: – с грустью ответил Тимофей – что с гектарами делать и где деньги брать.

   -    Я то-же сейчас работу ищу – сказала Ярослава.

   -   А ты что можешь делать? – спросил Арсений.

   -   Я  инструктор по йоге, фитнесу. Могу стилистом работать.

    -   Тут по йоге каждый второй инструктор. И каждый третий стилист. Только работать негде. – со своей обычной безаппеляционностью в голосе сказал Тимофей.

    -   Дааа – протянул Арсений – нам бы кузнеца… Кузнеца у нас нет.
 
   То ли он в шутку процитировал захаровский фильм, то ли всерьёз вспомнил про свои недоделанные ворота.

    -   А я, вот, думаю: - вступила в разговор Люда – мы и так большой шаг сделали. Из города сюда приехали, дети у нас по траве ходят, свежим воздухом дышат, в реке купаются.  Я и так столько натерпелась, пока водопровод наладили, душ, стиралку…
  Так тут электричество есть, магазины рядом, дорога.  У меня уже сил на поселении всё по новой начинать нету.  Может, наши дети вырастут, и они уже этот второй шаг сделают…

  Все молчали.








Эпилог.




   -   А вы когда поедете? – за завтраком спросила Люда Александра.

   -   Я уже вещи в машину кинул. Ребята соберутся и поедем.

   -   Тогда меня в Смородиново забросите ?   Сегодня в клубе моё дежурство.

   -   Конечно.

 Уже машина грелась, когда Арсений, с утра уже возившийся с буром для ям под столбы навеса, вышел попрощаться.  Что-то сказал Ульяне, пожал руку Сергею, потом подошёл к Александру, который обходил машину, внимательно приглядываясь к колёсам.

   -   Ну, ты, Саш, зла не держи. Я там, поперву, не очень к тебе. Знаешь, смотрю: мужик один, с Людой знаком… Дурак, в общем.

   -   Дурак и есть – Саша взял протянутую ладонь, чуть потянул на себя и мужики обнялись.

   -   Ты, брат, заезжай – всегда, где на ночь положить, найдём – сказал  Арсений.

   -   И ты, Сеня – если какая нужда в городе,  у меня можешь остановиться. На сколько надо.

   Тучи чуть растащило, в прогалинке показались вершины  под снежными шапками. Они невыносимо прекрасно сверкали  в пробивающихся лучах солнца, Саша, заглядевшись, два раза заехал на разделительную – благо 2 января машин не густо. Поехал помедленнее, но всё равно поглядывал на  скалы.

    Приехали к клубу, Саша поставил машину перед самым входом – площадка была совсем пуста, вышел из машины  и всё смотрел в одну сторону. «Кадр, какой» - подумал он – « молчащий циклон лесопилки, старая узкоколейка с ржавым вагончиком, деревенская  улица, а за всем этим исполины сверкают ледниками в окружении облачных кружев».  Он обернулся в поиске точки для съёмки и увидел, висящую на свежеокрашенной стене клуба, табличку.
   -   Люд, - позвал он женщину, которая никак не могла закончить  разговор с подругой
 Люд, так это и есть поселение. Читай: «Сельское поселение «Смородиново». Вы и так в поселении живётё. Сюда когда-то уже люди приехали, и поселение создали. На берегу реки в таком красивом месте! Дома поставили, дороги замостили. Зачем-же опять в лес?
 Когда   в запустении то, что уже построено







P.S.





   Весной сашин «жигулёнок» остановился  у дома Уральцевых. Саша походил, задрав голову, полюбовался новыми воротами. Высоченными, из светлого дуба под матовым лаком.  «Жаль петли не кованные – обычная заводская штамповка» - отметил он про себя.
 Толкнул калитку

   -   А приехал уже! – улыбающийся Арсений шёл на встречу. 

     Обнялись.
-   Проходи, чай попьём. Люда-то с дочкой к родителям уехали уж неделю я один. Поесть  у меня не особо, к чаю пряники да мёд найдутся.

   -   Я с собой кой-чего привёз, поедим. Только ты погодь, давай сначала виноград посадим.

  Они вернулись к машине, Саша открыл багажник

   -  Ого тут у тебя! -  удивлённо воскликнул Арсений.

   -   Это я уже на участок подготовил – технический, а столовые, вот, - тебе. Два куста белого. Ранний. А это чёрный, он попозже будет.

   Закончив с посадкой, они вынесли с кухни стол во двор. Хоть и прохладно ещё, но воздух уже какими-то неясными ароматами бередит душу, солнце так ласково греет через прозрачный пластик нового  навеса.

   -   Ох и бучу тут бабы подняли, как ты в интернете этот свой рассказ писать начал! – усмехнувшись сказал Арсений.

   -   Да. Я сам не ожидал.   На новый год, то когда приехали, за полтора дня тут столько всего увидел, услышал, понял… Решил записать, с людьми поделиться. Ну, и по главам стал размещать на вашем поселковом сайте. Думал – интересно же им будет  на себя глянуть. Дак, чего только не наслушался…  Вот, ведь, непонятные существа  - женщины.
Сами себя всегда напоказ выставляют, внимания требуют, о себе на весь интернет чего только не рассказывают, фотографии прикладывают, а тут я о них красиво, уважительно и правду только, а они – чуть не драться.

   -   Ээээ, сравнил.  Сами они  себя только с  той стороны показывают, которую красивой считают, а ты-то их со всех сторон показал.

   -   Как это у тебя, Сеня всегда так точно получается самую суть сформулировать – восхитился Саша. – А ты-то сам как смотришь?  Тебе дать почитать до того, как я на своей странице опубликую?

    -   Да, мне чего? Ты же там правду пишешь?

   -   Правду. Ну, как сам увидел.

   -   Вот и публикуй где хочешь.

   -   Ну, спасибо, Арсений, за хлеб-соль. Поеду я наверх. Первый рядок садить начну.