Киреев Иван Иванович

Валентин Киреев
Родился в 1948 году. Отец Киреев Иван Иванович 1896 г.р. Мать Киреева (Аханова) Евдокия Петровна 1913 г.р. Иван переехал с мамой в Малодельскую в 1954 году, после смерти отца.
Приютила их у себя Татьяна, сестра Дуни. Татьяна Петровна с округлым, добрым личиком, васильковыми глазками, мягким, протяжным говорком. Очень добрая и приветливая. В годы войны работала трактористкой в колхозе. Жили неподалеку от Бочаровых (родителей моей мамы), у поворота в Кочергу. Ваня был вторым после Ивана Блохина моим другом детства. Познакомились в 5 летнем возрасте. О том, что он доводится мне двоюродным дядей, узнал много позже, а так по жизни считал  любимым братаном. Играл с ним и Блохиным Иваном на соседнем пустыре. Он дразнился:

Валя, Валя, Валентина.
Нарисована картина.
А картина порвалась.
Валентина усралась!

И задорно ржал, заразительно ухахатывался. Я обижался, что меня сравнивали с девочкой, и еще обиднее было то, что она усралась. Но виду не подавал и отвечал:
«Ивашка - сраная рубашка»! или «Иван Иваныч – обкакал портки на ночь!»
Игрались мячом, в ножички, в войнушку. Когда первый раз пришел к нему в гости, меня поразила грядка молоденького лука у крыльца. Он рос так густо и  ровно, что казался красивым ковриком. В хате на стене тоже висел «ковер» с нарисованной в озере русалкой. Комнаты разделяла яркая синяя занавесь с красными красивыми цветочками. На печке валялась книга сказок с картинками про каких-то богатырей, дивов. Мы её с Ивашкой смотрели и читали. Позже они купили домик с огородом на берегу Леменька за Большим мостом рядом с домом, где живет Дорожкин Владимир Степаныч. Я ходил к нему туда в гости. Мать и тетка (Он называл ее Мамашка) – баловали его.               
Как я любил бывать у них! Сердце омывало радостью, когда открывал калитку и видел на огороде Ивана с мамкой и мамашкой. Он тоже не мог скрыть радости, улыбался до ушей. Бросали работу и шли ко мне с расспросами, накрывали стол. Часто я заигрывался и оставался у него ночевать. Он делал по хозяйству всю тяжелую мужскую работу. Чистил навоз у скотины, поливал огород, колол дрова. Был самостоятельным. Брал меня на зимнюю рыбалку. Ловили мелочь самодельным сачком, ставили вентеря. Зимой катались на коньках по речкам. Характером очень похож на двоюродного брата Губанова Ивана. Большой любитель пошутковать и поржать. Необычайно смешливый, неотразимо обаятельный. Увидишь его издали и заранее улыбаешься. Чем ближе подходишь, тем сильнее невидимые токи обаяния приводят в трепетно-радостное состояние. А из его глаз уже течет благостный свет, улыбка ширится. Готов невероятно бархатным, обволакивающим голосом шутливо приветствовать тебя. Обязательно выдумает и выдаст смешное. Видно, как он рад именно меня встретить. Это редчайшее качество его постоянно выручало. Если что-то не успел сделать, из того что обещал, то как-то неуловимо сжимал плечи, чуть отклоняясь, разводил в стороны ладони, клонил вбок голову, хитро поблескивая глазками, и корча виновато-смешную мину говорил:
-Ну, вот! Ну, не получилось! Ну, не шмогла, я!
Всем телом, мимикой, голосом извинялся и смешил одновременно.  Оставалось только рассмеяться и махнуть рукой.
И сам же угорал над своей шуткой громче нас. Как можно было на него обижаться?
Мне кажется, его любили все без исключения. Ведь шутил беззлобно, поднимал настроение. Это был любимейший мой родственник. Когда приходили вечером после игр, его ждала в кухне на столе 3х литровая банка парного вечернего молока. Он, запрокинув голову, прямо из банки глотал до дна. Ел салат из помидор так. Тщательно разминал вилкой в тарелке нарезанные ломтики помидор. Давил сок. Сначала ел корки, а потом через край выпивал жижу. Огород у него начинался от Леменька. Тропинка с огорода упиралась в камыши. Здесь Иван смастерил мостки. Черпал ведрами воду и поливал огород. Раздвинув заросли камыша ловил поплавочной удочкой красноперок и чикомасов. Мой отец в шутку путал и спрашивал:                Как там дела у Мамки и у  «Монашки»?                Намекая, что Татьяна всю жизнь прожила одна. Я любил их стряпню. В щах мелко, мелко соломкой нарезали капусту, картошку и лук в пережарке.               
Над столом в кухне висело большое зеркало в деревянной раме, старое облупленное, засиженное мухами. Рядом репродуктор. Передавали сводки с полей, лились песни по заявкам тружеников села, типа: «Ох, недаром славится – русская красавица».   
После школы Иван пару лет работал в сельсовете шофером.  Женился на молодой Егоровой Фае. Уехали жить в Филоново, потом в Иловлю. Устроился работать рядом с домом в баню слесарем. Заезжал к нему в 1995 году с Иваном Губановым. Хорошо посидели, выпили, вспомнили молодость. Он остался таким же хохмачом.           Его мамка и мамашка, когда я приезжал уже из института или из Астрахани,  всегда искренне радовались моему приходу. Наперебой предлагали угощения: кислое молоко, сметану, щи, пирожки, яблоки. Давали вязаные шерстяные носки. Они были для меня лучшей родней. Мать Дуня умерла в 2003 году.
Из головы не выходит последнее посещение тети Тани. Был я на родине в отпуске и зашел к ней в жаркий августовский полдень 2004 года. Она лежала на кровати, укрывшись с головой одеялом. Полы были чисто вымыты, на столе и в комнате убрано. Стояло ведро со свежей водой. Я сел у кровати и окликнул ее. Она зашевелилась. Приподняла голову.
-Узнаёшь, тетя Таня?
Она пригляделась: - Валентин, ты что ли?

С трудом села на кровать. Ей было уже под 90 лет. Усохла, голос звучал слабо и безжизненно. Глаза ничего не выражали. На мои вопросы отвечала односложно. Приходит ухаживать за ней жена Кости Киреева (дальнего родственника).    
Разговор не получался. Видно, что все дается ей с большим напряжением. Оставил гостинцы на столе. Виноград, яблоки, рыбу. Попрощался. Она встала и, несмотря на мои уговоры, пошла с костылем, держась другой рукой за стену дома. Помог выйти за ворота. Еще раз попрощался и пошел вдоль улицы, а она осталась стоять, опершись на костыль. Смотрела куда-то вдаль. Наверно последний раз в жизни вышла на улицу, подумал я. Дошел до угла Мурзиных и прежде чем повернуть, обернулся ещё раз, посмотрел на неё.  Она так и стояла, опираясь руками на костыль.. Эх, старость, старость…Что же ты делаешь с людьми? И стало, ее безумно жаль, хоть и была очень дальней родственницей, родной сестрой жены брата моего деда. Когда через год я приехал в Малодельскую, ее уже не было в живых.
Заезжал 16 мая 2012 года в Иловлю к Ивану. Он был на работе, нашел его. Вышел полненький, с пузцом, с усиками посвежевший Иван Иваныч. Очень обрадовались друг другу. Дочь Мокряк Елена живет в Малодельской в домиках. Осенью 2017 года собирались его одноклассники в Малодельской, пригласили и меня. Иван сидел с нами,  веселился.
И вот сегодня 16.01 2018 года его не стало.Умер внезапно, на работе. Светлая память. Пусть земля будет пухом дорогому мне человеку.