Ганс Гольбейн Младший. Портрет Роберта Чизмена

Алина Алексеева-Маркезин
      
      Ганс Гольбейн Младший .Портрет Роберта Чизмена. 1533Дубовая доска, масло. 59 x 62,5 см Маурицхёйс, Королевская картинная галерея, Гаага, Голландия

       Один из лучших мастеров немецкого Возрождения, работавший в разных жанрах, но получивший наибольшую известность благодаря портретам, Ганс Гольбейн Младший долгие годы жил в Англии, где под его влиянием укоренились принципы ренессансного портретного искусства. Среди тех, кого запечатлел художник во время пребывания в стране, ставшей его второй родиной, был и придворный короля Генриха VIII
РОБЕРТ ЧИЗМЕН.

 Он был влиятельной фигурой в графстве Мидлсекс, он был ответственным за армейские сборы и несколько раз снаряжал войска для военных кампаний короля Генриха VIII.

     Чизмен был хранителем гардероба короля, но это означало не только ответственность за королевские одеяния. Это был административный орган, куда поступали все счета и расходы королевского двора и королевского суда. Он был ответственен за хозяйственные расходы, ведение учетных записей и т.п.

    От своего отца, который закончил длинную карьеру как судебный клерк по подготовке процессов и поверенного Королевской скамьи, Роберт Чизмен унаследовал состояние в графестве Кент и Мидлсекс. Независимость, которую он получил как богатый наследник, Чизмен укрепил браком с дочерью Генриха Дакерса.

    На знаменитом портрете Ганса Гольбейна Младшего Роберт Чизмен избражен с соколом в руке. Но нет никаких документальных доказательств того, что он был королевским сокольничьим. Вероятнее всего, сокольная охота была увлечением, он с азартом демонстрировал свое искусство в кругу друзей-рыцарей. Более того, Роберт Чизмен настоял, чтобы на портрете его изобразили с соколом в руках.

    Обратимся к портрету Роберта Чизмена. Перед нами гордый и холодный аристократ с холенными руками и пристальным взглядом. У него пронзительный взгляд вдаль, где он высматривает добычу и нежный жест рукой, которой охотник поглаживает и успокаивает птицу,с которой у него есть внутреннее и отчасти внешнее сходство.

        К подобному приему - усилению эмоционального воздействия образа через всевозможные атрибуты - Гольбейн прибегал часто, но, использовав его в данном случае, он сумел передать всю сложность и цельность запечатленного человека.  У сокола глаза закрыты специальным колпаком - птица не должна ничего видеть прежде, чем охотник определит цель и направление полета.


          Ганс Гольбейн Младший демонстриует виртуозное владение техникой живописи. Плавная моделировка лица и изумительный раскрас оперенья сокола. В картине нет никаких декоративных деталей. Скупой темно-синий фон, на нем золотом сияет имя Роберта Чизмена и дата. Ни глубины, ни перспективы. Но это не умаляет художественных достоинств картины. Наоборт, портрет кажется выпуклым, трехмерным, объемным и очень реалистичным.