Гениальное бабьё

Александр Квиток

из книги "Литераторы шутят и не шутят"

Взгляд без розовых очков


Готовя к изданию «Записки об Анне Ахматовой», Лидия Корнеевна Чуковская долго и внимательно пересматривала свои дневники. В мае 1993 года она уничтожила значительную часть из Ташкентского периода жизни в эвакуации и объяснила свои действия так:

«…Читала свои Ташкентские записки. А.А. выглядит там так постыдно, что многое вырезываю…Так оставить нельзя…»…

Так и не решилась Лидия Корнеевна оставить некоторые эпизоды по поводу разочарования в своём кумире – гениальной поэтессе Анне Ахматовой. Вырезала не только абзацы, но и целые страницы. Зря. Не оставила в «Записках», но могла бы оставить в «Дневнике». И уведомить в завещании потомкам, к примеру, такое: «разрешаю издать мои дневники не раньше 2000-го года. Или не раньше 2050-го».

 Какая прелесть - эти писательские дневники! И мы, ныне живущие, узнали бы, что же такого «постыдного» числится за Анной Ахматовой. Хотя, хотя…

Хотя бы для того, чтобы не молиться на неё.

«Ташкентские записки» из дневника Лидии Чуковской охватывали период с осени 1941 по осень 1943. К концу 1942 года дружественные отношения Чуковской и Ахматовой тихо закончились – без упрёков и скандалов – разошлись, как молния на брюках, бесшумно.

Роковой женщиной, разрушившей их добрые творческие отношения, оказалась актриса Фаина Раневская – красивая (на экране) женщина, популярная актриса, весёлая баба…

Вот одна из многих дневниковых записей тех дней:
«6.10.1942. Вечером, в дождь, закутавшись пошла к А.А. У неё застала только что приехавшую из Алма-Ата Раневскую, – выпивают и закусывают…

А.А. оживлённая, весёлая, ясная, без обычной её подспудной печали – просто весёлая...».

И какая же русская женщина откажется от водочки, обожания и парижских нарядов!

Ведь жить стало заметно лучше, жить стало веселее…

Осмелюсь предполагать, что дружба двух гениальных женщин (или «двух баб-с», как говорил поручик Ржевский) носила не совсем платонический характер.

«На каком основании вы строите ваши грязные намёки?» – слышу грозный прокурорский вопрос от сводного отряда поклонников Анны Ахматовой и примкнувших к ним блюстителей исторической нравственности из Госдумы страны.

Помилуйте, господа обвинители, никакой грязи, а даже наоборот – высокие отношения: в богемной среде «семейные треугольники», а также однополая любовь похожая на дружбу – явление обычное и весьма древнее, известное ещё в античные века. Могу привести с десяток примеров из русской жизни, только зачем? При желании вы и сами много чего найдёте по этой теме, особенно в мемуарной литературе.

Если я выложу здесь только десятину от всех "гнусных инсинуаций" из воспоминаний современников Анны Ахматовой о ней, то...Ладно, не буду. Если кто интересуется, то зайдите в Сеть. Книга называется "Анти-Ахматова", автор - Тамара Катаева. Для каждого своего комментария авторка приводит ссылку из мемуарной литературы или из писем.Всё обосновано.   

Обращайтесь к первоисточникам, господа. Боюсь, что вам придётся навесить ярлыки экстремизма на всю русскую литературу...А Госдума страны заморится запрещать всё, что напечатано на русском языке - миллиарды страниц! И на каждой странице, как минимум , пять слишком вольных строк...

Свободные художники и художницы – они ведь свободные во всём.

Анна Ахматова (в Ташкенте) рассказывала Лидии Чуковской о «своей подруге» – танцовщице Ольге Глебовой-Судейкиной (красивая, между прочим, женщина - А.К.), с которой у них были «невероятно близкие отношения». Была ещё «жизнь втроём», когда между подругами втиснулся композитор Артур Лурье,деятель музыкального футуризма, подвизавшийся несколько лет на должности комиссара искусств в Наркомпросе, и они втроём любили друг друга. И не понятно, кто кого любил сильнее, а кто – слабее. Да и зачем понимать? Вот такой равносторонний любовный треугольник.

Разумеется, здесь нет виноватых и правых. Все три женщины, о которых наш очерк, сыграли свою роль, отведённую им жизнью. Мы же помним бессмертные слова Шекспира, что «весь мир – театр, а люди в нём – актёры».

Анна Ахматова – солистка, прима-балерина, неровно мерцающая звезда на небосводе, гениальная поэтесса. Женщина со следами былой красоты. В присутствии Л.Ч. выглядит угрюмой и усталой. Рядом с Раневской, особенно после выпивки, смотрится красивой и весёлой бабой.

Фаина Раневская – гениальная актриса, остроумная собеседница, симпатичная женщина, любит выпить и закусить, и вообще – весёлая женщина. Точнее, если по-русски, то – весёлая баба.

Лидия Чуковская – писательница, трудолюбивая и весьма неумеренная поклонница Ахматовой, внушившая последней своими хвалебными песнями мысль о её непревзойдённом величии. На весёлую бабу не тянет, а потому становится третьей лишней.

Остаются две гениальные и весёлые бабы, которым нужна любовь. Наверное, нужна…Когда бабы весёлые и красивые, то без любви им не прожить…

Все три женщины прекрасно сыграли свои роли. По трёхтомнику «Записок» можно ставить сериал – готовый сценарий. Жаль только, что мемуарной литературой нынче редко кто интересуется. И это понятно – весёлого там мало, а слушать изо дня в день умствования гениальной поэтессы и восторженное обожание её ученицы – это для редкого и терпеливого читателя.

Вернёмся, однако, к нашим бабам.

Шумное обожание Раневской, подкреплённое дарами из Парижа, пришлось Ахматовой по душе весьма и весьма. Взыграло звёздное самолюбие и проявилась королевская осанка. Свою непьющую фрейлину и секретаря в одном лице, напоминающую поэтессе о том, что надо что-то там вычитывать, выписывать, редактировать, корректировать, она, довольно-таки по-хамски, отстранила от себя. Чтобы не мешала весело жить.

Нормальный ход. Весело жить не запретишь, да и вообще – гениям надо иногда расслабиться.

Кстати, вопрос на засыпку: с мужчинами понятно, а гений женского рода - как правильно сказать? К примеру: Ахматова очень нервничала, когда её называли поэтессой. Она считала себя поэтом, равным Блоку и Мандельштамму...

И никакая это ни драма высокого накала (я имею ввиду трёх баб-с из Ташкента, выше поименованных - А.К.), а так себе…о наболевшем, о женском…

У меня нет других слов, кроме как сказать – ох уж эти бабские штучки!

Однако, как показывает жизнь, гениальность не пропьёшь и не прогуляешь, а в женщине женское неистребимо.…А две гениальные женщины, жаждущие любви, – это же гениальное бабьё!

Не зря сказал известный русский философ, он же поручик Ржевский: «Всё – из-за баб-с!».

Да, да! Вы правы, поручик...Всё из-за них.
                16.01.2018