Царица Тамара или Динара, как ее называли на Руси

Олеги Окромелидзе
В Сванетии - в горной области Грузии,А ТАК ЖЕ И ПО ВСЕЙ ГРУЗИИ, СВЯТУЮ ЦАРИЦУ ТАМАРУ ОЧЕНЬ ПОЧИТАЛИ. ОНА БЫЛА ПРОДОЛЖАТЕЛЕМ НАЧИНАНИЯ СВОЕГО ДЕДА – ГРУЗИНСКОГО ЦАРЯ ДАВИДА СТРОИТЕЛЯ И ОТЦА – ЦАРЯ ГЕОРГИЯ – III,  ЦАРИЦА СПОСОБСТВОВАЛА ШИРОКОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ, СТРОИТЕЛЬСТВУ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ХРАМОВ И ЦЕРКВЕЙ. ЭТО БЫЛА   ЭПОХА ПРАВЛЕНИЯ, КОТОРАЯ ВОШЛА В ИСТОРИЮ КАК «ЗОЛОТОЙ ВЕК ГРУЗИНСКОЙ ИСТОРИИ». ТАМАРА ОПРЕДЕЛИЛА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ СВОЕГО НАРОДА.

В начале своей карьеры, по примеру своего прославленного деда,  Тамара  созвала церковный Собор, который устранил неурядицы и перекоси в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Много заслуг были у Святой царицы перед своим народом, но за один героический поступок ее чтили больше всего: отвергая требование Конийского(Сельджукского) султана отказаться от христианства и принять ислам. В ответ, разгневанная владычица спешно  собрала войско,  и  уповая на помощь Всевышнего,  сопроводила  ее  сама  до  место,  поле битвы. Молясь, до этого, в храме Метехи и  монастырском  пещерном  комплексе  Вардзия, преклонив колени, перед иконой Пресвятой Богородицы, она просила Святую Мариам: 
«МАТЕРЬ БОЖЬЯ - ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИАМ, НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА НАША! ГРУЗИЯ - ТВОЙ ЖРЕБИЙ. Я - ЛИШЬ СМЕРЕННАЯ РАБА ТВОЯ. САМА ЗАЩИТИ УДЕЛ ТВОЙ».

Царица   разгромила,  многократно  превосходящая  своей армии,  войска коалиции мусульманских государств, которая стояла у стен ее царства в ожидании положительного ответа. Сам султан чудом спасся, сбежав со своей свитой с поле боя.
 
Хотя очередная победа над врагами опять досталась мужу и полководцу царицы – Сослан-Давиду, вся мудрая политика и стратегия  исходила от царицы. После этой победы, Тамара же и создавало Трапезундское  царство с христианской верой, соседствующее на Западе с Грузией, а также в ее подданство входили почти все государства Северного Кавказа.
Царица Тамара является центральной  фигурой  в  истории  грузинских  горцев – Сванов.

Царице были посвящены  песни  и гимны, которые местные горцы трепетно хранят в своём  фольклоре  и  поют  на протяжении   многих  веков в честь своей царицы, которая, по их преданиям, питала к ним исключительное уважение и любовь, что и она подтверждала частыми посещениями  данного края. Царица Тамара  еще при жизни почитали и боготворили:   «Тамара подобна божьей матери, … Вся она в светоносных ризах, сияет, подобно божьей матери… » - так они  поют  в одной из своих песен  честь своей царицы.
Местные жители верят, что могила их великой царицы, которая так и не удалось обнаружить  многочисленным  учёным – историкам и археологам, находится  где-то в горах  горной Грузии, на территории Сванетии. Владычица,  может  быть, покоиться  под  одной  из  многочисленных   местными  церквями, которых  множество над холмами, или в тайных пещерах-расщелинах, тщательно замаскирована   искусственным обрушением скальной породы после похорон.

По  распространённой  мнение   среди местных  жители, царица  покоится  в тайной  подземелий  Ламарии - церкви Святой Марии, которая  находится в одном  из высокогорных   селении  общины  Ушгули. Данное  место они считают святым и  не дают никому  вскрывать, чтобы не навлечь  на себя беду.   
Из древней столицы Грузии – Мцхета, царица правила  государством  твёрдой  рукой, порой жестоко, но справедливо,  что и часто вызывала недовольство  внутри страны со стороны своих феодалов,  которые,  смотрели на свою вотчину, как  на  собственное, самостоятельное  княжество. Гордым и непокорным грузинским  дворянам – землевладельцам, было  непривычно и оскорбительно,   подчиняться «слабой» женщине.
 
 Тамара в действительной жизни  была  не  просто южной красавицей, имевшая много возлюбленных, для  которых  жизнь заканчивалась трагично после любовной ночи, как это описывается в произведениях  М.Лермонтова, основанных  на выдуманных легендах. Еще при отце, Тамара в свой 20 лет была коронована на престол, разделив, таким  образом  с отцом бразды правления грузинским царством, но  полновластной правительницей грузинских земель  царица  стала с 1184 года – после смерти своего отца – Георгия  III,  а эпоха ее правления, вошла  в историю как Золотой век сильного и могущественного  государства - Грузинского царства, которая  при царице Тамаре  достигла  наибольшего расцвета. Великая  царица смогла не только,  благополучно  для своей страны,  воевать: с Персами, Турками, Сарацинами, Сельджукским   султанатом, а также с Великой Византией, но еще и расширить  владения своего царства. При её правлении,  земли грузинского царство простирались от Чёрного моря до Каспия, от Северного  Кавказа  до Иранского Азербайджана, который, в то время занимал  более  обширную   территорию, чем  сегодня кавказский Азербайджан, и численность населения  при царице достигала своего пика – более пяти миллионов.
 
ЦАРИЦА ТАМАРА, ПОСЛЕ СМЕРТИ СВОЕГО ОТЦА,  В НАСЛЕДСТВО ОТ  СВОИХ  ПРЕДКОВ  ПРИНЯЛА  ОГРОМНОЕ И СИЛЬНЕЙШЕЕ ГОСУДАРСТВО НА КАВКАЗЕ, И ПРОДОЛЖИЛА ПРАВИТЬ  ОДНА.
 
СЛУХИ  О МОГУЩЕСТВЕ И КРАСОТЕ  ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ БЫЛИ РАЗЛЕТЕВШИЕСЯ   ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГРУЗИНСКОГО ЦАРСТВА. МНОГИЕ ПРАВИТЕЛИ И ЦАРЕВИЧИ, ТАКИХ МОГУЧИХ ГОСУДАРСТВ, КАК: ВИЗАНТИЯ, ПЕРСИДСКИЙ ШАХ, ТУРЕЦКИЙ  ПАША, ШАХ ПЕРСИДСКИЙ, ПРАВИТЕЛЬ (СУЛТАН) АЛЕППО, ПРАВИТЕЛИ ЗЕМЕЛЬ КАВКАЗА И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВЕЛЬМОЖИ ПРОСИЛИ ЕЁ РУКИ. ПО ЛЕГЕНДЕ, БОЛЬШОЕ УПОРСТВО ПРОЯВЛЯЛ ТУРЕЦКИЙ ПАША, КОТОРЫЙ ПОСЛЕ ОТКАЗА ЦАРИЦЫ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫЙТИ  ЗА НЕГО ЗАМУЖ, СИЛЬНО ОБИДЕЛСЯ НА ТАМАРУ, И ДАЛ СЕБЕ КЛЯТВУ: ЕСЛИ НЕ ПРИШЛОСЬ   ЛИЦЕЗРЕТЬ  ТВОЮ КРАСОТУ В  СВОЁМ  ДВОРЦЕ  ЦАРИЦУ  ЖИВОЙ, ТО ПОХИТИТ ОН ИЗ МОГИЛЫ ЕЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПО ЛЕГЕНДЕ, ПАША ПОСЛЕ СМЕРТИ ЦАРИЦЫ, ДОЛГО И УПОРНО ИСКАЛ ЕЕ МОГИЛУ В ПЕЩЕРНОМ МОНАСТЫРЕ ВАРДЗИЯ, В ЦЕРКВЯХ ТРУДНОДОСТУПНЫХ ГОР, А ТАК ЖЕ  В  ДРУГИХ МЕСТАХ ГРУЗИНСКОГО ЦАРСТВА
В числе поклонников царицы Тамары был и Шота Руставели (Ш.Руствели - 1172-1216 гг.) - государственный деятель, обучавший царским двором в Греции, казначей царского двора и поэт.

Великий Шота страстно и безнадёжно  был влюблён в царицу, которой он посветил  свою поэму:  "Витязь в тигровой шкуре", где царица Тамара   носила имя Тинатин. Великий поэт, сделал  много для царского двора и Грузинской государственности, но, не имея должного статуса и прав, чтобы попросить руки царицы, роман так и остался рыцарским. Поэт, безнадёжно  влюблённый в свою царицу и служа ей в духе средневекового рыцаря, пронёс эту любовь до самой смерти.
 
По одной из многочисленных легенд, в Иерусалиме грузинскими царями был основан Монастырь Святого Креста(V век), с церковью и постоялым двором, на том месте, где выросло Крестовое  древо, из которого в последующем был изготовлен Крест Христов. Место было пожаловано  царю Иберии – Мириану, первому христианскому царю Грузии, самим императором  Византии - Константином Великим.
 
После окончания своей посольской миссии, великий поэт, по неизвестной причине, не возвратился на родину, а приняв монашеский постриг, остался там навсегда, то есть место своего последнего приюта. 

В ЛЕТОПИСЯХ  ГОСУДАРСТВА РУССКОГО, ТАК ЖЕ  СОХРАНИЛИСЬ  ДОСТОВЕРНЫЕ  СВЕДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО СПУСТЯ МНОГО ВЕКОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ, НА ЗЕМЛЕ РУСИ,  ГДЕ ЕЕ ИМЕНОВАЛИ ДИНАРОЙ, ПОМНИЛИ СЛАВНЫЕ ПОДВИГИ ЦАРИЦЫ  ТАМАРЫ. ИМЕНЕМ И ПРИМЕРОМ ЦАРИЦЫ ГРУЗИНСКОЙ, КОТОРАЯ ПО ЛЕГЕНДЕ САМА ШЛА В ДОСПЕХАХ ВО ГЛАВЕ СВОЕЙ РАТИ, ИВАН ГРОЗНЫЙ ВООДУШЕВЛЯЛ СВОИ ВОЙСКА ПРИ БИТВЕ ЗА КАЗАНЬ.

Судьба великой  царицы  неоднократно пересекалась с царским двором Руси и их  историей. По записям Н. Карамзина – историка, публициста и прозаика Российской империи, первым супругом грузинской царицы был русский князь Георгий(Юрий), сын Андрея Боголюбского ( Владимира-суздальского князя), изгнанного  в малолетнем  возрасте  с новгородского трона после смерти отца.

После того, как кандидатура жениха была  одобрена  самой тётей царицы Тамары – Русуданом, которая в своё  время тоже была замужем за киевского князя Изяслава Мстиславовича, царская свита  отправилась в половецкие земли, где нашёл временный приют молодой князь Юрий. Русский князь, по началу, храбро бился за  грузинские земли - новое отечество своё, и успешными  военным  походами, командуя  грузинской армией,  вернул многие земли царице, но по сведениям летописца, часто проявлял крутые скифские нравы, то есть вёл себя омерзительно, особенно после беспробудных пьянств.

 Грузинский  царский двор не имел таких непристойных манер, поэтому и пришлось брак расторгнуть, а с князем – пьяницей и мужеложцем, расстаться навсегда.  Князь Юрий, после, найдя поддержку у некоторых политиков грузинского царства и  получив от них военную поддержку, дважды  питался  силой  вернуть потерянное положение, но  войско князя была  наголову  разбита, а сам  он, бывший супруг и соправитель  царицы Тамары, пропал без вести.

       
На территории  Грузии, в честь Святой  царицы,  построены  множество  храмов и  написаны   много  икон,  а также воздвигнуты  памятники.            
Праздник в ее честь – Тамароба (День Святой царицы Тамары – 14 мая), один из почитаемых в Грузии, а в некоторых  краях, как Самцхе-Джавахетии на юге страны, со столицей Ахалцихе(Ломсия), не далеко от пещерного – монастырского комплекса Вардзия, является чуть ли не самим  главным с развитым культом царицы.
Это была мудрая правительница, которая оберегала мир не только на грузинских землях, а на всём Кавказе. Строила множество крепостей и целых  укрепительных  районов местности  в горных ущельях  и по всему  своему  царству.


Место захоронение царицы Тамар до сих  пор остаётся тайной, которой предшествовал такой же тайный и загадочный ритуал:  в 1213 году,  из собора «Живоносный столп» (Светицховели), который находится  в Мцхете, приближенные лица царскому двору вынесли богато украшенные сияющими драгоценными камнями, позолоченные  одинаковые  гробы.

 
Точное их количество не может сказать ни один исторических источников. По некоторой версии, скорее  всего гробов  была - 7, так как это число  считают в Грузии, да и на всем Кавказе, сакральным (лат. «Священный» ) – Божественным, религиозным, мистическим, а также  количество княжеств грузинских земель, в то время, составляющих общее государство, было  - 7.  По другим версиям: было 12 гробов, а так же  в летописи тех времен и по легенде, упоминаются  разные числа   гробов в таинстве отпевания  - 9 гробов  и 4 гроба.   
По  разным  источникам не только процедура похорон не описано  однозначно, но еще и не ясно точное количество  гробов, а также  судьбы  приближенных  лиц, которые  сопровождали похоронные   процессии, выехавшие   под покровом ночи  из ворот  храма  по  местам таинственного погребения.


По преданию, никто из вооружённых  отрядов  сопровождении не знал, в каком  гробу находится  тело царицы, а в каких гробах покоятся  ее «двойники», умерщвлённые насильно ради  сохранения   место  тайного  погребения. По одной версии, вооружённые  сподвижники  царского двора, участники похоронной процессии,  вернувшиеся  после похорон  в Мцхету, были истреблены, дабы сохранить на веки тайну погребения царицы. По иной версии, каждый отряд, после обряда похорон, должен был перебить друг друга, унося собой в могилу  место  тайного  приюта своей царицы.

 
Царский двор, не без основания  боялся, что после смерти царицы Тамары, враги могли надругаться  над ее прахом, поэтому и были предприняты такие суровые шаги и  был разработан  такой  безжалостный, но  сохраняющий на веки  тайну, план процессии  похорон, требующий для исполнения много мирных  жертв. Набожные  родственники царицы, во главе с его сыном – преемником трона, и семейные  христианские   наставниками, не допустили бы пролитие столько  крови, да и сама царица, которую прививали  православие  с малых лет, не могла оставить   такое завещание, требующее много крови для исполнения.

 
 Все эти  версии, на мой взгляд,  мало  вписываются  в обычаи  христиан, так как  являются  жестокими  по замыслу  и исполнении.      
По версии одних учёных, царица покоится в своей родовой усыпальнице – в главном храме Пресвятой  Богородицы в близи Кутаиси -  Гелати, в монастырском комплексе, основанном в XII веке святым Давидом Строителем - прадедом царицы Тамары, и  ставший родовой усыпальницей династии грузинских царей  Багратионов по его завещании, и  прах царицы после отпевания  в  соборе  Мцхеты,  спустя несколько дней, был перевезён в родовую усыпальницу  в  Гелаты.

По другим версиям царица может покоиться в Кассарском ущелий, в долине реки Ардон(Северная Осетия-Алания), на северном склоне Большого Кавказа. Туда, в скалистой ущелий, ее приближенные лица, исполняя последнюю волю своей царицы,  могли отвести два гроба: гроб самой царицы и Давида Сослана – осетинского царевича, ее мужа и соправителя. Таким образом, тайно захоронить в одной из пещер или скальных расщелин.

Также, местом возможного захоронения, во многих легендах фигурируют  склоны Казбека, точнее труднодоступная пещера Бетлена(на высоте более 4000 м.), на массиве вершины Казбека, но многочисленные экспедиции закончились   развеянием  легенд - захоронение   не обнаружили.

Все остальные   находки  с этого мистического место, датируемые в основном IX – Xвеком:  иконы, церковная  утварь, старинные  книги, старые монеты, хоругви – религиозное  полотнище с образом Христа, Богородицы и святых, используемое  во время крестного хода и в качестве боевого знамени  в борьбе против иноверцев, в том числе и ворота пещеры, обитое железом, сегодня можно увидеть в местном краеведческом музее.
 
По предположениям учёных, в пещере мог быть монастырь,  где по народным преданиям, царский двор прятал  во времена  нашествия  иноземных захватчиков  свою казну, сокровища, исторические и религиозные ценности.

Дорогу, точнее говоря тропу, к пещерному храму – монастырю, овеянную легендами, знают многие жители селения Гергети и Степанцминды(на высоте более 2000 м.), которые находятся у подножья горы Казбек, но никто не знает создателей данного комплекса среди ледниковых гор, куда без навыков и снаряжения для альпинизма и скалолазания, туда не  попасть. Это таинственное  место было обнаружено только в 40-е годы XX-го столетия группой альпинистов. Легенды гласят, что священнослужители Гергетского  крестого-купольного  храма  Святой Троицы, построенного в XIV веке, были  хранителями царской казни долгое время, укрывали  драгоценности  и  свято хранимые,  почитаемые  вещи, связанные с историческими или религиозными событиями грузинского народа.

Была еще одна версия, очень привлекательная,  более приближенная к правде и отделённая от легенды, которые больше всех привлекала учёных  и простого обывателя. Это версия, о нахождении тайного захоронения царицы в пещерном городе с монастырским комплексом Вардзия.  Город,  вытесанный в  XII-XIII веке,  в отвесной  скале, возвышавшаяся над Курой на высоте 1300 м,  по замыслу  царицы должен был стать культурным и религиозным центром, одновременно неприступной крепостью  для врагов, вторгшихся  в грузинские земли и идущих  с войной  на  столицу.  Разрушительная  землетрясение 1283 года обрушила большую часть отвесной скалы в Куру и разрушила больше половины пещерного  комплекса, захоронив,  одновременно  со многими тайнами, и надежду  ученных и историков, которые   долго  и  упорно искали  могилу  царицы в данном  комплексе.

В наше время учёные выдвинули еще одну версию. По их предположениям гроб с царицей  надо искать  в  старой столице – Мцхете, в  кафедральном соборе  Светицховели, где происходило отпевание царицы.  Учёные  высказали  версию, что пока шла процедура отпевания в присутствие  узкого круга царицы, гроб могли подменить.

Настоящую покойную  царицу,  по тайным  подземным сообщениям, могли перенести  в  помещение под  храмом, в специально оборудованном склепе, а гробы с двойниками, или пустые  вывезли в разные уголки страны. Имеется  еще версия Святой Земли. В Ватикане, при работе с архивными трудами, учёными  были  обнаружены старые рукописи.  Согласно  этим источникам,  царица Тамара,  еще при жизни, в своей завещании  просила сыну,  чтобы исполнили её последнюю волю -    погребли её  в  Иерусалиме,  в монастыре  Святого Креста.
 
Так же  она обращалась  с  просьбой  к царскому двору  и его ближнему окружению,  об оказании помощи  в организации процедуры  похорон. Место данное является Святым для грузинского народа, так как грузинскими царями было приложено много средств и усилия  в основании монастыря, а также  по не подтверждённой  версией, является последним приютом великого Шота Руставели.  Летописным   записям  учёный мир отнёсся со вниманием и уважительно, была организована археологическое исследование, но  к сожалению, захоронения  царицы не было обнаружена.
 
Царица Тамара принадлежала  великому роду Багратионов. Чтобы не поднять  очередной  раз спорные  исторические  вопросы  между учёными Грузии, Армении, Израиля и других стран, не буду утвердительно затрагивать концепцию происхождения данного  царского рода. В качестве исторической справки, можно привести только  самые  распространённые  версии  среди учёных, да и те не лишены спорной почвы.
В современной Турции есть город Испир, находящиеся  в провинции Эрзерума, который в своё  время  являлся  крупнейшим центром Восточной Анатолии.

Земли  этой  исторической  провинции,  когда-то входили  в состав   Грузинское    царство,  под названием Спери. Самоназвание,  как полагают историки, происходит от  имени  Саспиров, одних из  местных племён, относящихся, по самой распространённой версии,  к  Картвельским племенам, населявшие земли между реками Чорох, верховья  Аракса  и Ефрата.  Данный регион  был в составе  так называемой  племенной конфедерации – Диаоха,  сформировавшаяся на юго-западе  Закавказья  за многие  тысяч  лет до нашей эры, в приграничных землях  Колхиды и Урарту. После, Диаоха  была присоединена к исторической области  черноморского побережья  Кавказа -  Колхидскому  царству, которая занимала  территории Колхидской низменности.  Диаоха – это регион древнегрузинских(прото-картвельских) племён, которым древние Греки дали название  - Таохи, а  далее историческая область получила название – Тао. Название – Колхида, также  употребляется древними Греками в античные времена, которая  была  также связана с именем Колхов – древнекартвельских племён, населявших  данный  исторический  регион.

 
От названия  Сасперов, как полагают историки, происходит этническое слово  «Иберия»(Иверия) - название  древнего царство на территории исторической области  грузинских  земель – Картли.
По  мнению  учёных, этимология  слова  - «Иберия», могла  пройти следующую трансформацию: Сасперы – Спери – Бери – Ибери. Река Чорох  упоминается в древне исторических источниках  как «река Спери», а Чёрное  море также   именовалось  в  древности:  «Спери».

   
Спери (Испир) – с данного, самого древнего  исторического  региона Грузии  берет начало  род Багратионов.  Отсюда  выдвинулись представители  этой фамилии, и  в  начале  нашей эры  вышли на политическую  арену.

Багратиони  возглавляли   царские  династии   Закавказского региона – Грузинской  Иберии и  Армении, а так же  состояли   в родстве со многими  царскими  семьями   Малой Азии (Анатолия), в включая  великую Византию. Они не просто царствовали, а  занимали  доминирующее положение среди царей  Закавказья, благодаря своей умной, гибкой и дальнозоркой политике.
 
Род Багратионов  овеян многими легендами об  их происхождении и политической  деятельности  и частной жизни.  В эпоху  христианства  имела место распространённая  легенда  о божественном происхождении рода Багратиони. По письменному   преданию об  исторических событиях, великая  царица, так же как и её родственники, считала что,  Багратиони, династия занимавшая   престол  грузинского царства  с IX – XIXвека,  являются  потомками Израильских   царей: Ветхозаветного  царя  Давида и сына его – Соломона.  Династия, по признанию   учёными  историками, одна  из самых  древних, которая по протяжённости  политической  деятельности  уступает только  императорским  династиям  Эфиопии и Японии.

Грузинское царство при царице Тамары была на самом деле сильна и велика. Царица правила  мудро в  своём  государстве:
 
«  …  которое простиралось  от Понтийского моря до моря Гурган(Каспийское море), от Спери до  Дербента, и все земли на этой стороне гор Кавказа, а также Хазарию и Скифии  на другой стороне. Она стала наследницей того, что было обещано в девяти Блаженств».

Со смертью великой царицы  «золотой  век»  грузинского царства пошёл на закат. Когда то могучее государство, на политической арене перестало иметь вес, так  как страну  стали  терзать  Турки, Арабы, Перси, Монголо-татары и другие  иноземные  захватчики.

С тех пор, вот уже  на протяжении  восьми  столетии,  тайна захоронения  великой царицы, не даёт покоя многим: учёным и простым обывателям, а так же охотникам за сокровищами. Множество попыток, предпринятых учёным миром в обнаружении и исследовании могилы  царицы, закончились  безуспешно. Так же не было обнаружено ни единого богато укрощённого  пустого гроба,  или  место захоронение  «двойников» царицы.  Царица Тамара по сей день  является одной из самых почитаемых святых в Грузии, окутанная многими тайнами и легендами.