Сванетия из истории Грузии

Олеги Окромелидзе
 
Сванетия – историческая область в Западной Грузии, располагавшиеся  на южных склонах  Большого Кавказа, в верховьях рек Ингури и Цхенисцкали. В XIXвеке российские царские  чиновники  именовали  этот  край(Восточную часть Верхней Сванетии) «Вольной  Сванетией»,  где всегда  правила  сословие  только из  местных азнауров -  привилегированных  землевладельцев (феодалов), дворян, состоящие  в вассальной зависимости от царя,  делившие  свою очередь  на три класса: царские, княжеские, церковные.
 
На  протяжении  многих  столетии,  как говорится:  «чужие здесь не ходили»,  то есть  никто  иной  родовитый  из местных   или  чужой  знати,  не  мог    княжествовать  на  данной территории.
      
Древний народ, древняя цивилизация. История этой маленькой горной страны на Южных склонах  главного Кавказского хребта уходит корнями во времена глубокой древности. В то время, когда на склонах Северного Кавказа бродили лишь дикие хищные животные, а плоскогорье Северных  степей заселялись воинствующими племенами Гуннов, на место, где находится современная Сванетия, процветало сильное и развитое  независимо  государство, со своей религией и искусством, под названием Вольная Сванетия.
 
 Альпинизм у этого народа с рождения  в крови. Любят горы  всем сердцем и преданы им  вечно, а восхождение  на горные вершины, для  них имеет гораздо больше значения – это  что - то культовое, связанное с преклонением и почитанием.  Живут  высоко в горах, в полосе продиктованного  хозяйственной  необходимостью, как жили их предки веками, без излишней  потребности  в роскоши и комфорта. Промышляют   охотой и возделыванием  скудной земли высокогорья. В  поисках  новых  пастбищ  и возможности пропитания, не  вредят  природу, относятся бережно ее флоре и фауне, что и является их удивительной способностью. Это самобытный  горный  край, где гостям всегда и очень рады, где ценят жизнь и любят  розовое   вино  - «Саперави». Обилие башен, церквей и древних построек  свидетельствует о славном  прошлом этой     страны.
 
О высоком  уровне  развития  Сванского  народа,  еще  в  феодальной  эпохе,  свидетельствую много фактов, таких как:  способы ведения сельского хозяйства в горных условиях,  свой  стиль архитектур и строительства христианских  храмов, а так же боевых башен, крепостей, дворцов  и  жилья. Это свидетельствует о  наличии прекрасных  камнетёсов, плотников, кузнецов, оружейных мастеров.  Хорошо  было  развито  в Сванетии  и  ювелирное  дело, славились они  своими  злато кузнецами и их шедеврами. В своей «империи»   у  Сванов были также мастера   живописи, собственная  библиотека из  старых  печатных  книг и рукописи, знатоки    библиографии.  Славились также своими книжниками – учёными   и  историками.
По историческим  заметкам  Древнегреческого   географа  - Страбона, Сваны особого могущества достигли  в последние  века до н.э. и  в начальные века н.э., после  падения   Колхидского  царства – Древнегрузинского  государство  в  Западной Грузии, созданное  племенами Колхов (IV веке до нашей эры) на  побережье  Чёрного  моря, они  стали  господствовать  над  всеми  народностями.
Сваны – это народность  картвельской  языковой  семьи,со своим  бесписьменным языком, который не имеет сходство с наречьями других народов Северного Кавказа и Закавказья. По исследованиям  многих учёных -  лингвистов и этнографов,
у них, все - таки, больше общего с грузинским языком. Язык Сванский имеет несколько диалектов и ряд говоров.
 
Иные  учёные  рассматривают  их как субэтнос – сообщество людей, принадлежащих большому народу, то есть этносу, но  отличающиеся  некоторыми  особенностями  своей культуры, быта и языком(диалектом), которые являются более  поздним, чем в момент зарождения общего этноса, и  имея  самоназвание, одновременно принадлежат как  этносу, так и субэтносу. Некоторые античные авторы  Сванов именуют  Мисимианцами – представителями  племён  живших когда-то в горах, между реками Кодор и Ингури.

Сваны, занимали  вершины Кавказа, возвышающиеся  над  Диоскурией (VI век до н. э.) -  Древнегреческой колонии на  Восточном берегу Чёрного  моря, основанный  Греками из Милета,  на территории  современного  города  Сухуми (Бывшая Римская крепость – Себастополись, ныне на дне Сухумской бухты).

Торговые отношения Греков с  Кавказскими   племенами, в том числе и Сванами, способствовали развитию греческих колонии на Черноморском побережий. Греки, еще до нашей эры, пользовались  в своих колониях  продуктами торговли: солью, скотом, хлебом, воском и  многими  другими  продуктами.  А также  вывозили  на экспорт  из  колонии  к  себе домой -  в Грецию, такие  товары, как: лён, конопля, корабельные леса, воск, дёготь.

Сами Сваны и другие горские народы, успешно намывали золото, чем и соблазнили греков на  «подвиг», которые, по Древнегреческой мифологии, снарядили  своё  «Арго»  и  предводимые  Ясоном,  поплыли в Колхиду за золотым руном. Аргонавты разнесли первую весть о Золотом Руне, и с тех пор богатства Колхиды стали во главе многих древних эпосов. Золотом, из побережья Кавказа, торговали и генуэзцы (в XIII;XV веках) по  Европе, а так же по провинциям  Османской  империи и генуэзских колониях Северного  Причерноморья, со столицей Кафа – столицей генуэзского Крыма(современная Феодосия).Об изобилии золото на Кавказе и в Закавказии  свидетельствует исторические записи о том, что Крымские  ханы брали дань золотом  с кавказских горцев, а разработку  золотых  приисков грузинские цари сдавали  на откуп.

По словам историков и старейшин гор,  миф схож  с действительностью, так как связан с тогдашней технологией намыва  золота  в горных речках. Для  намыва  золото,  горцы  использовали   руно –  снятый  шерстяной покров овца или барана. Ее  стелили на дне русло горных речек, в шерстяном покрове которой  оседало более тяжёлое  золото,  и руно на самом деле блестело на солнце, было  по истине золотым.

Только одна река Ингури, имея исток в Кавказских горах – в Сванетии, протекая по горам с крутыми склонами  и  по плоскогорью Мингрелии (народности Колхидской группы, известный в Западной Грузии как Эгриси,  а Греки и Римляне именовали как Колхиду или Лазика), принимала в себя более  двух десятков горных речек и других мелких притоков.

У Сванов был свой царь, свой Совет(Дарбази) из несколько сотен человек, и своя многочисленная армия, более чем из двухсот тысяч воинов, а при надобности  в ополчение могли  собрать  почти  еще  столько же сабель, так как вся мужская часть носила оружие при себе, не расставаясь даже при полевых работах, а дети и женщины умели заправлять  газыри*и заряжать ружья.
Поэтому, и было тяжело завоевателям Грузинских земель:  Персам, Османам, Монголам и другим, сражаться с такой  «империей». Волна  иноземных  полчищ, «посетившие» неоднократно средневековое  Закавказью, в итоге непременно разбивались о сванские боевые рубежи.


Испокон веков, на Кавказ, тянула многих  доброжелателей.  Среди которых  были:   учёные из  разной  отрасли  науки, историки, археологи, этнографы,  геологи,  исследователи, миссионеры, художники, поэты.  В  регион Кавказа манил не только учёных  мужей, а так же и завоевателей.
Вовремя  Русско-Кавказских  воин(1763-1864 гг.),  а  также   в эпоху так называемого мирного  Георгиевского  трактата - между Российской империей и Восточным  царством Грузии(1783 г.),  на Кавказе и в Закавказии, в составе отдельного Кавказского корпуса Российской  империи, побивало  больше  научно-исследовательских   экспедиции, чем это было у Наполеона в Египетской и в других компаниях,  которыми хвалилась вся Европа, исходя из того, что участниками  этих экспедиции, был внесён большой  вклад  в  развитии мировой культуры и науки, в изучении истории  многих  стран  и  народов.
Среди исследователей  Кавказа, который считался  одним  из  интереснейших регионов  нашей земли,  были античные греческие и римские авторы VI в. до н.э.–I в. н.э., а также Византийские  и арабские авторы V-Xвеков, русские и Генуэзские  летописцы. Началом нового периода, систематического и интенсивного  изучения Кавказского региона, можно считать XVII - XVIIIвека, когда Русская  Академия  наук стало регулярно  посылать свои  экспедиции, благодаря  кому и был сотворён  шедевр, памятник географии и этнографии – «Книга Большому чертежу».
Многие  учёные и государственные мужи изучали Кавказские  народы, в том числе народ  горной Сванетии.
 
Среди прославленных авторов  научных  трудов, являются  такие знаменитые учёные-энциклопедисты, натуралисты, инженера, путешественники, специалисты  природоведческих дисциплин, члены Академии наук Россий и Европейских стран, специально приглашённых  для изучения  Кавказа, как: Иоганн-Густав Гербер, Иоганн-Антон  Гюльденштенд,  Пётр-Симон Паллас, Ян Потоцкий, Юлиус  Клапрот, Г. Новицкий,  И.Норденстам, кавказовед  М.О.Косвен.
Павел Сергеевич Потёмкин, русский военно-политический деятель  XVIII  века, организатор  колонизации  земель  Кавказа и русского наместничества на Кавказе и первый наместник Кавказа(1785 г.), кроме проведения ряд государственных мероприятии, занимался еще и изучением  Кабардинского и  других  народов  Кавказского  региона. Он  долгое время  жил на Кавказе и описывал  то, что  изучал  непосредственно: нравы народов, их обряды, кухню, религию, одежду, местную форму правления, а также  древнюю обычаю  аталычества*,  распространённое среди горских народов Кавказа, в том числе и у Сванов, которое он описал еще задолго  путешественника Тэбу Де Мариньи-французским историком и этнографом(1818 год) и знатока  Кавказа М.Косвена.


В числе учёных и специалистов, изучавших Кавказ, был и Иоганн Бларамблер- немецкий офицер на русской службе, военный  инженер – соучастник  строительства  многих исторических  объектов Петербурга, топограф и писатель,  собравший  много  томов  исторического  и  этнографического материала  о населении данного региона, в том числе и о Сванов.  К тому времени, когда  Бларамблер  начал  изучения  Кавказа, уже имелись  достаточно количество сведения, многочисленных материалов и архивных данных об этом регионе, и  он предпринял попытку создать сводный труд, обобщив и систематизировал, таким образом,  все  имеющиеся  материалы   в одном общем труде. По сути, он создал  энциклопедию  этнографии. Изданная  им,  на французском языке,  книга в 1834 году: «Описание Кавказа» , которая была переведена в дальнейшем на русский язык, в пору Кавказской войны носил гриф секретности, и  по сей день, спустя  почти  два века, все еще актуален и востребуем. Труды, которые он проделал, по описанию  жизни  и быта, в основном  бесписьменных  народов, попытался  воссоздать  их  историю,  являются  уникальными.

Хочу привести контексты  из  книги  И.Бларамберга и других  авторов  современности и античного  мира, касающиеся  быту и истории Сванов, так называемый  своеобразный  сборник  мнений  людей  разных  профессии – от учёных  до  путешественников, высказанные  ими в разные  исторические  эпохи:
«Сваны теперь, как и прежде, занимают высокогорье Кавказа, поблизости от Эльбруса, к юго-западу от него. Они Иберы по происхождению и говорят на грузинском языке» … «Некогда в Колхиде царствовал  Субоп, который, первым покорив сванов, добыл там много золото и серебра, так же как в царстве, знаменитом золотым руном. Говорят, что балки, колонны и рельефы в его дворце были сделаны из золота и серебра. Его победил Сесострис — царь Египта…(Плиний)» …  «Кажется, что экспедиция  Сесостриса  имела ту же цель, что и путешествие Фрикса, и поход Ясона, и что владельцами золотого руна были вовсе не колхи-египтяне, а свано-колхи, или сваны- соаны. …( Плиний)»… «Сваны — соседи фетейрофагов и не менее их нечистоплотны, однако превосходят их могуществом, а также мужеством». (Страбон).
«Сваны  уверяют, что у них в реках течет золото, и они его собирают в корытца с дырочками (что-то типа сита) и складывают в овечьи шкуры. Именно из-за этого и родилась легенда о золотом руне или, может быть, речь идёт о западных иберах, носящих то же название, что и эти, чьи земли тоже очень богаты металлами. У сванов стрелы смочены ядом, который проникает в раны и вызывает непереносимое зловоние»…

«Из текста видно, что сваны, живущие в высокогорье Кавказа - настоящие грузины, так как Страбон им тоже даёт название «иберы». И действительно, они говорят на одном из диалектов грузинского языка, а их внешний вид такой же, как и у грузин»…«В трактате о посольствах  Менандра (Протектора) сказано, что византийцы и персы в 562 году воевали за овладение Сванетией, и Хосров заявил послам, что страна сванов совершенно недостойна внимания византийцев и они не смогут получить от неё никакой прибыли»

 … «В Сванетии есть горный перевал, которым пользовались и раньше, и пользуются сейчас для пересечения Кавказа». … «Говорят, что когда-то сваны подчинялись Грузии, но, по крайней мере точно известно, что они входили в состав царства Лазов. Те, которые живут на Цхенис-цкали, подвластны мингрельскому князю Дадиани. Напротив, у тех, кто живёт на Ингури, свои более или менее независимые князья». … «Сваны исповедуют христианство с очень давних времен, в их горах еще встречаются церкви в хорошем состоянии; сваны с Цхенис-цкали  признают юрисдикцию епископа Лечкуми».  … «Сваны — высокий, красивый, хорошо сложенный народ, но один из самых нечистоплотных на всем Кавказе. Внешне сваны похожи на грузин, тем не менее,  их наречие сильно отличается от иберийского и мингрельского и содержит большое количество чужих слов. Это, вероятно, из-за того, что сваны в течение столь долгого времени отделены от этих народов, а ведь числительные, местоимения и другие слова у них похожи на мингрельские и грузинские».   … Дома сванов построены из камней без закрепляющего раствора или из плетёнок, обмазанных глиной; в них нет окон. Через отверстие в центре крыши проникает свет и выходит дым. Крыша построена из толстых балок, горизонтально положенных на четыре стены; крыша засыпана землёй. Вся семья спит вместе со скотом на соломе». … «У сванов  нет  обычая  носить рубашки, они надевают два или три узких бешмета один на другой, оставляя открытой грудь, предплечья и колени. Передник заменяет им штаны, а полосы сукна, обмотанные вокруг ног от щиколотки до бёдер, - чулки. Они оборачивают ступни необработанной кожей, складывающейся впереди в острый нос. Некоторые из них носят имеретинскую шапку, хотя часто голова у них не покрыта, а волосы большинство из них никогда не причёсывает». … «Девушки у сванов никогда ничего не носят на голове, а женщины, выйдя замуж, покрывают голову красным платком, причём закрывают не только темень и затылок, но и лицо, открытыми остаются лишь уши».

«Женщины у сванов носят длинные узкие платья, обычно из красного полотна, с завязкой спереди; зимой они накидывают поверх платьев плащ из грубого сукна, а летом носят накидки из красного холста»
«Сванетки  считаются прехорошенькими, да и нравы их не очень суровы: некогда считалось для женщины позорным, если она не имела нескольких возлюбленных». …
«Готовят они очень грязно, в золе. Хлеб пекут из пшеницы, ячменя, а летом заменяют его очень густым, сваренным в воде, просом. У сванов большие стада коз и много птицы. Несмотря на свою нечистоплотность и бедность одежды, они все — и мужчины, и женщины — любят украшать себя, насколько позволяют средства, золотыми и серебряными цепочками. В каждом доме и в каждой семье есть, как правило, только один сосуд для питья, которым пользуются все вместе по очереди, обычно сосуд бывает серебряный. Ружья их украшены пластинками серебра, какие-то больше, какие-то меньше». … «Земля сванов богата месторождениями свинца и меди, которые они умеют плавить, того же нельзя сказать о железе. Они сами делают порох, имея все вещества, входящие в его состав, и продают его карачаевцам, от которых получают в обмен соль, которую те выменивают в России. Они производят грубое сукно, которое продают в Имеретин. У них есть все необходимое для жизни, за исключением соли, но, поскольку им нужна и одежда, и всевозможная галантерея, они вынуждены толпами ходить в Мингрелию и Имеретию в начале лета, чтобы предложить свои руки для работы на равнине. Они возвращаются после сбора урожая и приносят в качестве платы за труд не деньги, которые были бы для них бесполезны, а пластинки меди, железа, котлы, холсты, ткани, ковры и соль».
 
                Климат, хозяйственные занятия и промыслы

«Климат Сванетии очень суровый, так как эта область — одна из самых высокорасположенных на Кавказе и окружена горами, часть из которых покрыта вечными снегами, а другая открыта холодным безжалостным ветрам. Туманы здесь очень часты и настолько густые, что пешеход, внезапно захваченный туманом, не осмеливается продолжать путь из страха упасть в пропасть, а вынужден остановиться и стоять до тех пор, пока ветры не рассеют облака.
Из всего вышесказанного можно заключить, что природа здесь не очень щедра на свои дары. Зима начинается в октябре и продолжается до мая, когда сваны сеют ячмень, в июне они обрабатывают поля проса и льна, в августе закладывают на гумно пшеницу, а в начале сентября — остальные зерновые. Не имея ни малейшего представления о сельском хозяйстве и с детства привыкнув к нужде, сваны выращивают лишь то количество пшеницы, которое необходимо для скудного питания семьи; они настолько привыкли к голоду, что им достаточно одного либра*хлеба в день и, когда они отправляются в поход, одного маленького хлебца (чурека) им хватает, чтобы питаться три дня».
«Полевые работы в Сванетии очень тягостны как летом, так и зимой; все перевозки зерна, леса и прочего осуществляются с помощью саней, похожих на сани наших крестьян. Они пашут землю плугом, в который впряжены быки, но счастлив тот, кто владеет таким наделом земли, где быки могут пройти, поскольку остальные должны обрабатывать маленькие клочки земли собственными руками».
«Суровый холод, царящий в Сванетии большую часть года, мешает жителям активно заниматься разведением скота, тем не менее, они продают его в Мингрелию и Имеретию, получая в обмен соль и железо. Они также меняют на серебро сукно, которое делают сами».
«Князья сванов почти так же бедны, как и их подданные, но у них есть право иногда продавать  кого-нибудь из подвластных им людей. Они берут за мужчину 200 овец, а за красивую женщину — 300 овец. Часть  овец идёт им в пищу, а другая — продаётся в Мингрелии, где взамен покупается шёлковая ткань и другие предметы роскоши».
«Свободные сваны богаче, чем подданные князей Дадешкильяновых, поскольку они часто устраивают разбойничьи набеги на своих соседей. Те из свободных сванов, кто приходит по торговым делам в селение Лентели на территории мингрельского князя Дадиани, вместо налога дают двухлибровую мерку пороха и несколько овец».
«Гора Лакура на территории князя Татархана  Дадешкильянова богата свинцом; несколько раз там находили слитки самородного серебра, которое Жители используют для украшения своего оружия. Гора Латли на территории свободных сванов отличается теми же свойствами.
Ингистав  даёт серу, и сваны делают порох хорошего качества».


                Облик и характер сванов



«Лицом сваны похожи на русских, у большинства из них светлые волосы, они оставляют их и не сбривают с головы, как это делают черкесы, на которых они похожи манерой одеваться. На их чекменях с каждой стороны груди находится по двенадцать трубочек для вставления патронов. Оружие у них такое же, как и у остальных, и превосходного качества».
«Сваны храбрые, нравы их грубые и отличаются безудержной распущенностью, что делает их отважными и предприимчивыми. Они посвящают «се достижению поставленной цели. Сваны готовы отомстить за малейшую нанесенную им обиду, и часто какая-нибудь безделица вызывает смерть целой семьи и ее соседей; кроме того, сваны по своему характеру скрытные и лживые».

«Обработав своё поле, сван принимает участие в каком-нибудь разбойничьем набеге или же разрабатывает его план и проводит свои дни, мечтая о счастливых временах, когда он не боялся встретить русские штыки, и ему было позволено похищать людей и продавать затем туда, куда захочет». …
«Сваны считают постыдным сидеть возле своих жён, они даже не любят разговоров о прекрасном поле и, как следствие, не знают образа жизни женщин в кругу семьи».
«Жилища сваны строят, как хижины, из горизонтально расположенных балок и необработанных камней. Их дома прижаты к какому-нибудь выступающему утёсу или же помещаются под скалой, которая низко нависает и служит крышей. В домах можно встретить лишь самую необходимую мебель, но зато в самой бедной хижине есть превосходное ружье, украшенное серебром, хорошая шашка, пистолет и кинжал — неотъемлемое их оружие, всегда прикреплённое к поясу, обвивающему стройную талию свана».

«Крутые и скалистые горы Сванетии не позволяют использовать лошадей, и сваны способны без особой усталости пройти 60—70 вёрст в день, и это по тропинке, все время идущей вдоль глубоких ущелий, где быстрые потоки постоянно преграждают путь, угрожая унести путника своим стремительным течением в Ингури».
«Как и другие народы гор, сваны не запасают сено на зиму; в это время года они оставляют свои отары овец пастись у южного подножия Эльбруса, где животные сами находят себе корм вместе со стадами карачаевских овец и коз».
Особые черты характера – обычаи и верования

Блог .Профилmshwan1
M-LCHKHVIMMSHAN
«В сохранившихся обычаях и верованиях — полное разорение и так крайне скудного хозяйства свана».
«Поминки, похороны, свадьбы, крестины, дни поминовения святых, празднования примирения враждующих семей и целых сел, всякого рода удачи — все это и сегодня еще обязывает свана к жертвоприношениям и угощениям, длящимся иногда целыми неделями.
 
Каждый такой торжественный случай предопределяет размер затрат: определенное количество хлебов, мяса, сыров, водки, сладостей и т. д. Идет на заклание рабочая скотина, выпекается подчас последняя горсть муки, выкуривается все наличие ячменя и кукурузы, выкладываются годовые запасы молочных продуктов. И не редкость, когда за неимением потребного количества припасов, сван влезает по уши в долги и даже распродает свое убогое имущество, чтобы только достойно отметить то или иное событие».
 
«Свана не страшит предстоящее после этого полуголодное существование или даже явное разорение хозяйства. Лишь сильнее подтянет он кушак, на котором красуется его гордость— тяжелый кинжал, и всем и почитаемый, верный адатам, будет ждать он нового урожая, посещая пиры соседа и участвуя в свою очередь в его разорении. Опрокинуть мировоззрение отсталого свана и искоренить этот разоряющий режим мерами воздействия извне- совершенно немыслимо. Слишком глубоко вросли корни, слишком много веков воспитывал он в себе эти предрассудки».
 
«Можно ли, например, одними административными мерами, покончить с поминальными обычаями, разорительными для хозяйства свана? Пожалуй трудно, — сван усмотрит в этом надругательство над памятью усопшего, признает себя недостойным, заслуживающим презрения сыном, а вся семья его вместе с ним, будет обречена на гибель в ужасных муках, ибо души умерших, по сванскому поверью, обладают способностью не только скорбеть за не почитание, но и мстить, жестоко мстить недостойному потомству».

«Крестины, свадьбы, похороны и другие рядовые случаи в жизни свана, отмечаемые сборами друзей, родственников и соседей, — разве не равносильно это признанию материального и духовного обнищания поражённого в правах члена общества? Наконец, чем же доказать искренность примирения, как не многолюдным пиршеством, где родня и друзья враждующих сторон многоречивыми тостами обнародуют и скрепят торжественный акт.
 
А сможете ли вы убедить потом суеверного свана в том, что возможный неурожай в год пропущенного жертвоприношения какому-либо богу весны или плодородия, не является местью обойдённого, обиженного святого?»

«Трудно, очень трудно вытравить вековые наросты предрассудков из народа, жизнь которого всецело во власти капризов стихии. А, в результате, жалкое достояние недоедающего свана, добытое в исключительно тяжёлых условиях борьбы с природой, расплывается на удовлетворение религиозных треб, языческих обычаев и ряда других церемоний, как общественного, так и семейного порядка».

«Чтобы спасти свана от окончательного разорения, несколько лет тому назад пришлось установить особую шкалу, определяющую для каждого отдельного случая точное количество жертвоприношений и прочих расходов. Скреплённая согласием обществ, шкала эта в значительной степени снижает расходы свана по организации всяческих религиозных и домашних празднеств; самый же факт ее введения наглядно подтверждает силу укоренившихся обычаев и невозможность пресечь их безболезненно одним росчерком пера. Вместе с тем, введение шкалы является показателем значительности существовавшего самообложения в бюджете беднейшего народа Кавказа и, поэтому, нет ничего удивительного в том, что в интересах сохранения скудного достатка свана, власть вынуждена была прибегнуть к опеке над расточительностью одурманенного суевериями племени».

«Помимо указанных пережитков, сваны знали и другой вековой пережиток — кровную месть, которая хотя и властвовала во всех углах Кавказа, но нигде не собирала такой обильной дани, как в Сванетии. По количеству уносимых жизней, кровная месть являлась еще недавно страшнейшим бичом Сванетии, сравнимым лишь с самой жестокой эпидемией».

«Обычай кровной мести настолько владел сванами, что невольно вспоминаются страницы из жизни корсиканцев, — народа настолько пропитанного идеей кровной мести, что естественная смерть корсиканца вызывала  оплакивание,  сожаление и упрёки близких лишь потому, что покойник лишал их возможности кому-либо мстить за себя. Из целого ряда рассказов о случаях кровной мести в Сванетии можно вынести убеждение, что в недалёком прошлом сваны, в этом отношении, несомненно, мыслили по-корсикански».

«С давних пор в Сванетии существовал обычай, по которому семье виновного в ранении или убийстве предоставлялась возможность откупиться предусмотренной ценой от мести пострадавших. Всякое преступление налагало на виновника определенную плату за совершенный проступок. Плата эта зависала как от характера преступления, так к от места совершения проступка. Но так как вся Сванетия, в прошлом, делилась на совершенно самостоятельные общины: Ушкульскую, Ипарскую, Кальскую,  Местийскую, Мулахскую и пр., которые в смысле внутреннего распорядка управления были независимы, то и размер платы за кровь или оскорбление каждая община определяла сообразно своим экономическим условиям».

«При всем своём гостеприимстве, он не старается быть услужливым, вероятно, усматривая в таком поступке унижение собственного достоинства».
«Он не улыбнется без причины, не подарит вас улыбкой, чтобы показаться приятным.
Он абсолютно не льстив, и никогда не согласится ценой угодливости извлечь для себя пользу или снискать расположение. Непосредственно его любопытство, чрезмерна любознательность, отсутствует суетливость в движениях. Сван не спешит, но и не опаздывает.
 
Он не предстанет перед вами с обнаженной головой.
Он равный среди равных в своем сванском спокойствии».

«Чуждые феодальных дрязг, сваны и в прошлом не знали сословностей, не страдали классовым различием, не имели привилегированных прослоек. И даже тогда, когда они порешили прикончить коварного Путу Дадешкелиани, то в убийстве приняли участие все жители Ушкульского теми, ибо никому не полагалось давать предпочтения. Каждый сван отрезал от своей пули кусочек свинца, и из этих кусочков была отлита пуля, которой и был убит Дадешкелиани. Курок был спущен веревкой, протянутой от ружья между всеми сванами; по условному удару в колокол — веревку потянули все разом».
«В вечной борьбе со стихией и с соседними горскими народами, в условиях непрекращающейся кровавой мести — сван закалил себя физически и духовно.
Он вынослив по-звериному, ибо малейшая слабость может стоить ему жизни. Он жесток, и подчас чрезмерно жесток, ибо, по его мнению, недобитый враг еще опасней в своей мести.Он скрытен, потому, что излишнюю болтовню не замедлит использовать враг».

«Он хитер, хитрость же - острие разящего оружия. Сван, башни, порывы рек, снеговые вершины, неприступные скалы своеобразные нравы и обычаи — все это вместе составляет одно целое, одно дополняет другое. Сохранив все особенности внутреннего я, сваны не сохранили своего внешнего облика. Одежда и снаряжение не отличают их от других народов. Длинная имеретинская черкеска на одном, резко   подчеркиваеткуцость ингушской черкески другого; различные направления гнезд для газырей — признак отсутствия определенного фасона; на головах— гурийская и абхазская вязка башлыков перемежается с  карталинской   папахой. Не редкость и косоворотка. Женские кофточки  северокавказских  казачек — на выпуск, никак не гармонируют со стыдливо укутанными в платочки головками молоденьких сванок; темные же траурные платья старух напоминают о строгих нравах, присущих всем кавказским женщинам».

«Суеверные, с пережитками язычества, женщины обвешивают себя амулетами и талисманами по женихам, находящимся в отлучке или умершим; бездетные возлагают исключительную надежду на амулеты со святых мест. У мужчин — кинжалы, шашки, револьверы всех видов и времен, а иногда и современная модная слабость и гордость — бинокль, привешенный к поясу. Бинокли самые разнообразные: от шестикратного «Цейса" до дамского, театрального, включительно.
И только сванская войлочная шляпа — наследие рыцарских времен. В прямых линиях полей этой шляпы чувствуется твердость металла, а не мягкость шерстяной ткани».
«Сваны, как мужчины, так и женщины, не отличаются какими-либо особенностями черт лица. Но большинство районов Сванетии дают необычайно рослых и широкоплечих мужчин. К примеру, весь род князей Дадешкелиани давал необычайное до последнего времени потомство великанов, поражавших колоссальной величиной кистей рук и физической силой. Говорят, что много таких рослых, сильных мужчин можно встретить в районе селений Бечо  и  Эцери.

Быт сванов — глубоко патриархальный. Почитание старших сохранилось до наших времен, но и в этом нет тех излишних подчеркиваний, которые у других горских народов проявляются утрировкой внешних форм, часто граничащих с театральностью. У сванов, старший в роде — первый среди равных (primusinterpares)».
«Сванетия не знает нищенства. Лица, признанные обществом неспособными к труду — в силу старости, потери ли детей или ближайших родственников — поддерживаются натуральной раскладкой односельчан. Просьбу о поддержке нуждающиеся выражают молча, переплетая мизинцы. В жилищной обстановке сванов сохранились кресла весьма оригинальной формы, в виде трона, в сплошных изразцах. Кресла о четырех ножках для старейших в роду, на трех же — для почетных гостей. Мебель эта, несомненно, — наследие рыцарской эпохи. Оригинально происходит у сванов выпечка хлеба: каменный пласт, длиной, примерно, в метр, шириной в полметра, и не толще трех-четырех сантиметров, укрепленный на железных ножках, накаляется над костром; затем он переворачивается и на раскаленную сторону его кладутся лепешки из ячменного теста.  Полувыпеченный  хлеб подается в горячем виде. От него, среди сванов — желудочные заболевания, излечиваемые сами по себе благотворным влиянием минеральных источников. И по личным наблюдениям, и по рассказам местных жителей, можно убедиться, что сваны, при всех случаях, предпочитают пить минеральную воду, избегая совершенно речной, ледниковой. Пресная вода употребляется сванами в домашнем обиходе лишь для приготовления пищи».

«При наличии обильных пастбищ, сваны занимаются, преимущественно, скотоводством. Но нигде не увидеть такой жалкой, вымирающей овцы, как и Сванетии. В то же время козы и крупный рогатый скот сванов могут вполне конкурировать, по величине и дойности, с лучшими породами кавказского скота. О масле сваны не имеют никакого представления. Изготовляют они исключительно сыр. Масло им заменяет свиное и курдючное сало».

«Любовь к домашним животным у сванов исключительная: зимой, перебираясь в нижний этаж дома, сваны размешаются в общей комнате со скотом, отгораживаясь от него невысокой перегородкой с частыми арочными просветами; вдоль перегородки устанавливаются ясли и, таким образом, животные свободно заглядывают в людские отделения. Комната верхнего этажа набивается на зиму запасами сена для скота; там же хранятся до весны сельскохозяйственные орудия, весь ненужный зимою скарб и припасы продуктов».
«Хлеба  в  Ушкульском  теми не всегда успевают дозревать вовремя, зачастую их жнут уже после первого снега. И гумна в этом теми единственные в своём роде на всем земном шаре. С наступлением морозов, водой заливается определённая площадь, примерно на полметра; по этому ледяному гумну забрасываются снопы, и затем начинается молотьба: с десяток быков, связанных попарно, в течение долгих часов, прогоняемых взад и вперед, разбивают широкими копытами примёрзшие колосья; к вечеру горный ветерок помогает свану закончить работу — отделить зерно от соломы».

«В общем, в Сванетии отмечается нехватка в продуктах питания, и если бы не культура картофеля, введённая несколько десятков лет тому назад, то голодание в Верхней Сванетии стало бы обычным явлением. Случайно  завезённый  нами в Ушгули  арбуз вызвал целую сенсацию. Взрослые приводили детей для наглядного ознакомления с необычным „фруктом", который им доводилось видеть лишь на школьных плакатах. А с каким замиранием детвора и женщины ждали вскрытия этого „чудовища"! Как долго пришлось увещевать их отведать диковинный гостинец!»
«Деньги  в  сванетской  глуши не имеют никакой стабилизации. За курицу спрашивают 5-7 рублей, за барана 4 рубля, за яйцо 10 копеек. Цены на продукты в Сванетии ,,фантастичны", но за фунт пороха и коробку пистонов там можно просуществовать целый месяц».
«Чем ближе присматриваешься к сванам, тем больше убеждаешься, как мало всем своим существом они схожи с остальными народами Кавказа».

«Сван - только сван, и ни к каким другим народам его не причислить. Он крайне своеобразен ».



                Структура правления – община


Блог .Профил    mshwan1
M-LCHKHVIMMSHAN
«Носителем высшей власти в каждой общине являлось собрание общины, возглавлявшийся председателем собрания,  избиравшимся  обычно на пожизненный срок. Председатель собрания - „махвши", он же—как бы старшина, почитался правителем—президентом данной республики - общины, являвшей собою самостоятельную административную единицу.
Каждое общество, подобно римскому форуму, имело  определённое место для народных собраний, на которые, для разрешения важных общественных вопросов, народ созывался звуками длинной медной трубы. Заслушав призывный звук, сваны поспешно одевались в праздничные наряды и спешили на сход, обязательно во всеоружии. До начала собрания сельчане, обычно, оживлённо обменивались воспоминаниями о своём славном прошлом, о знаменательных в истории Сванетии общинных собраниях.
Краснобаи рассказывали о подвигах героев, о достойнейших „махвши", и общая картина подобных сходов представлялась своеобразным празднеством. В таких собраниях принимали участие не только мужчины, достигшие совершеннолетия - двадцатилетнего возраста, но и женщины. Последние, нередко, представляли на сходах отсутствовавших по каким-либо причинам мужчин, при чем, некоторые из них, преимущественно пожилые, отмеченные обществом, как выдающиеся по уму, пользовались особым почётом и принимали активное участие в разрешении сложных вопросов, встававших перед общиной.
 
Неудивительно, что такие женщины, подчас превосходя деловитостью и умом своих мужей, делались постоянными представителями семьи на всех сходах. Таким образом, в Сванетии, правом участия на общинных сходах пользовались оба пола.
 
Строго почитая патриархальные начала семьи, сваны обязательно избирали на должность ..махвши" пожилого члена общины—разумного, честного, опытного, храброго, стойкого в решениях и преданного обществу. Кандидат на  это почётное  место намечался еще при жизни правившего „махвши", если народ убеждался, что в данном лице выявлены все качества, необходимые для роли правителя, подтверждённые прежними заслугами, оценёнными обществом.
Хотя "махвши" избирались на пожизненный срок, но недостойного—провинившегося перед обществом, или неспособного должным образом отстаивать его интересы, сменяли во всякое время. В речи, обращаемой к избираемому в „махвши", оратор, по традиции, после целого ряда комплиментов всему роду избираемого, подчёркивал значимость оказываемой ему избирателями чести: „Нечего утаивать, что ныне мы оказываем тебе большой почёт; тебя, одного из нас) возводим в -"махвши'', и насколько велико оказываемое тебе доверие — во сто тысяч крат должны превосходить его твоя любовь к нам и самоотверженная преданность". Затем, оратор, как-бы в назидание избираемому, перечислял поименно всех достойнейших в Сванетии „махвши'' и, став на колени и возведя руки к небу, молил бога направить избранного к добру и счастью.
„Аминь",—восклицал единогласно народ и этим закреплял свой выбор.
Избранный благодарил за доверие и почет и обращался с молитвой к богу о ниспослании ему сил честно и достойно служить своему обществу, чтобы потомству его было бы чем гордиться. Крошечная республика творила общее дело выбора президента с таким единодушием, с таким сознанием важности этого момента, что не только не могло возникнуть предположения в подкупе сторонников, но даже не было случая, чтобы голосовались две кандидатуры или создавались какие-либо группировки. Народ сам намечал, задолго до выборов, достойнейшего в „махвши", и никто не посмел бы даже шепнуть о своей кандидатуре.
„Махвши" не получал никакого содержания, но тот почет и повиновение, которые оказывал ему народ, вполне его удовлетворяло. Он окружал себя опытными, заслуживающими доверия лицами, создавая как бы малый совет, и совместно с ними обсуждал все дела, прежде чем вынести их на разрешение общинного собрания.
Права и обязанности „махвши" всеобъемлющи: он ведал всеми текущими вопросами, как светского, так и духовного характера, при чем, зачастую, разрешал самостоятельно не только маловажные дела, но брал на себя ответственность и за дела, касавшиеся общины в целом, если был уверен, что его действия направлены на общинную пользу и удовлетворят народ.

Помимо всего прочего, «махвши» обязан был следить и за сохранением общественной нравственности. Так, он имел право строго карать девицу за прижитого ребёнка, лишить навсегда прелюбодейку права жертвоприношения, отобрать унеё или у ее родителей пахотное поле, лес или покос, передавая „штрафные" поборы в вечное владение селению, как одну из статей общественного дохода. В этих случаях каралась не только виновница, но и прижитый ею ребёнок, которому также как и матери, воспрещалось посещать церковь и храмовые празднества, а после смерти— „осуждённых" нельзя было хоронить в освящённой земле церковной ограды.
Созывался  народ на собрания для решения вопросов о предполагаемых набегах на соседние области, для наложения дани на побеждённых и заключения с ними мира. Собрание же обязывало себя выплатой штрафа за кровь, пролитую кем-либо из членов общины в другой общине, а также выкупало своего односельчанина, попавшего в плен к недругам. Все эти расходы раскладывались подворно: получаемый же выкуп с врага, попавшего в плен, поступал в общинную казну.
Собрание пользовалось неограниченным правом карать провинившихся: оно могло изгнать целую семью из общины, сжечь ее жилище и даже казнить виновного смертью.
В преданиях сванов, между прочим, рассказывается о двух подобных казнях—в Ипарском и Ушкульском обществах.
В селение  Богреши,  тайно проник  азнаур (дворянин)  Гела  Девдариани, замысливший покорить  ипарцев  и сделаться их владетелем.
Житель  Ипарского  общества—Гиво  Гулбани  приютил его у себя. Общество, узнав об этом, посадило Гулбани на кол, как „вери мукдени"—изменника родины. И поныне в сванской песне поется: „Да зальется смолой Гиво Гулбани за то, что привел  Гелу  в Богреши". 

В  Ушкульском  общине  двух  братьев  Ратиани, ограбивших  местную церковь,  выпотрошили пикой,  вынесенной из той же церкви.
Каждая община из Вольной Сванетии держала неразрывную связь со всеми остальными в вопросах, объединяющих интересы всего населения. Так, например, когда какой-нибудь княжеский род грозил подчинить себе какую-либо общину, или предполагался набег на сильного соседа, и одной общине не по силам было справиться с ним,—общины объединялись в федеративный союз. В таких случаях созывалось объединенное собрание общин („хеоба") из „махвшей" всех обществ, с дополнительным добором старейшин. В некоторых случаях «махвшей» сопровождало по одному человеку от каждого двора.

Известный русский археолог и нумизмат полковник  Бартоломей  в  1859 году привел к присяге на подданство России два общества Вольной Сванетии, при „махвши" Аби  Парджиани. После этого, царский пристав  Амираджиби переименовывает выборных „махвшей" в назначаемых „мдиванбеги".  В связи с этим, „махвши" теряют свое первоначальное значение и вскоре их институт был окончательно упразднен. С назначением пристава  Мамацева, по всей Сванетии было введено сельское управление, во главе с назначаемыми старшинами.
Следует отметить, что старцы-сваны, пользующиеся вообще большим влиянием у сородичей, и в наши дни нередко выступают в качестве арбитров и примирителей, предотвращая завязку новых убийств на почве кровной мести. Религия и вытекающие из нее суеверия и предрассудки, кровная месть и другие пережитки обычаев глубокой старины еще недавно являлись основным препятствием для сванов к устроению культурной жизни.

С какими возбужденными лицами, стараясь не пропустить ни одной подробности, слушали американцы  повесть  о замысловатых и поразительных отношениях фамилий и групп этого интересного  народа, не задумывавшегося жертвовать напрасной кровью из-за какого-нибудь клочка земли, или, невзначай родившейся любовной вспышки. Кто знает, мелькали ли в эти минуты в мыслях наших гостей сравнения  сванских обычаев с нравами обитателей Нового Света, познавших в свое время, подобно сванам, все невзгоды борьбы за существование, или, быть может эти люди великолепных городов - небоскребов, размеренного темпа жизни и механизированных чувств, просто напросто  любовались  всей прелестью инстинктов, присущих детям природы, в столь непосредственном их проявлении.
Временами американцы забывали о каких днях повествует рассказчик. Необычайность тех или иных фактов сванской действительности неизменно заставляла их полагать, что все рассказываемое относится к эпохе давно минувшей; и когда до слуха их вдруг долетало: „в прошлом году" „совсем перед революцией", „этой весной", они как-бы пробуждались от забытья и нервно переспрашивали: „Как, теперь? В этом году?'' И снова оживлялись их лица, усталости как не бывало и, впившиеся расширенными глазами в лицо рассказчика, они напоминали детей, восхищенных диковинными сказками няни.
Было уже далеко за полночь, когда американцы закрыли свои путевые дневники, довольно похлопывая их по переплету, словно делец по бумажнику, в который попала удачная нажива».

                Грузины и Баски

БЛОГ
M-LCHKHVIMMSHAN
«gaz. "Вечерний Тбилиси", 1965, 16 декабря, gv. 2

В "Неделе" (№ 49) была опубликована статья Алек-
сандра  Кикнадзе под заголовком "Баски. Откуда они?" В
ней автор рассказывает о своей поездке в Испанию и, в
частности, встрече с одним из баском. "Это было как во
сне: в чужом, далеком Мадриде, – пишет А. Кикнадзе, – я
слышал грузинские слова. И тогда я вдруг понял, что мой
собеседник очень напоминапет грузина..." Далее автор
повествует об интересной гипотезе – родство древних
басков и древних грузин.
Статья эта не прошла бесследно – ее прочли многие в
Грузии. Естественно, родились и разные мнения. Учиты-
вая, что тема эта представляет определенный интерес,
редакция "Вечернего Тбилиси" обратилась с просьбой к
академику Академии наук Грузинской ССР Арнольду
Степановичу Чикобава высказать свое мнение по затро-
нутомувопосу.
Ниже приводится мнение А. С. Чикобава.


Туристские впечатления, возможно, и не лишены интереса, но научные
проблемы на основе таких случайных впечатлений, как известно, не решают-
ся.  Нередко они дискредитируют саму проблему.
Баски – малочисленный народ: в Испании их насчитывается около 700
тысяч, во Франции (по данным 1959 г.) – 150 тысяч. Баски двуязычны: в Ис-
пании  второй язык у них испанский, во Франции – французский. Такое поло-
жение  не  ново; оно не способствует сохранению баскского языка. За послед-
ние сто лет басков эмигрировало в Центральную и Южную Америку, где им
труднее было противостоять ассимиляции. И все-таки в Аргентине, Бразилии,
Мексике и теперь насчитывается более 90 тысяч басков.

Баски, судя по топонимике (т. е. следам их пребывания, запечатленным
в географических названиях), в далеком прошлом, как предполагают истори-
ки, занимали Испанию, Францию и Северную Италию. Баски – теперь мало-
численный народ, но проблема басков, их происхождение – проблема боль-
шой научной важности: с ней тесно связана доиндоевропейского населения
западного Средиземноморья, и далее восточного Средиземноморья и древней
Передней Азии, т. е. всех тех стран, где теперь население говорит  на  индоев-
ропейских, семитических или тюркских языках. А раньше были  распростра-
нены языки Ю которые не являлись ни индоевропейскими, ни семитически-
ми, ни тюркско-алтайскими.

На Кавказе такие языки сохранились в лице ибе-
рийско - кавказских языков (картвельских, абхазско-адыгских, нахско-
чеченских, дагестанских).

Язык справедливо считается древнейшим и правдивым свидетелем ис-
тории. Баскский язык находится в окружении индоевропейских языков (ла-
тинского и впоследствии испанского, каталонского, французского) на протя-
жении по крайней мере двух тысяч лет, усвоил немалое количество индоев-
ропейских слов. Но структура языка и, прежде всего, морфологический строй
баскского языка, расходится со структурой индоевропейских языков в такой
степени, что ни одному специалисту в голову не приходило сводить баскский
язык к индоевропейским или семитическим.
Структура баскского языка очень своеобразна. Так, например, в  скло-
нении имен существительных  наличен  специальный падеж, т. н. активный или
эргативный; им обозначается подлежащее (субъект) переходных глаголов.
Этого падежа нет в древних индоевропейских, ни в семитических, ни в
тюркских языках. Но этот падеж характерен для грузинского и всех иберий-
ско-кавказских языков. Винительного падежа в баскском языке нет; чудж он
и склонению иберийско-кавказских языков.

Спряжение баскского глагола двухличное, субъектное: глагол одинако-
во  обозначает и субъект (подлежащее) и объект (дополнение). Такое спряже-
ние чуждо индоевропейским языкам, но оно характерно для грузинского, ады-
гейского и абхазского; в различных вариациях представлено в нахских (че-
ченских) и дагестанских языках. При этом объект переходного глагола и
субъект непереходного стоят в одном и том же падеже; черта, в равной мере
присущая и баскскому, и иберийско-кавказским языкам...
Итак, образно говоря,  Кантабрийские горы Пиренейского полуострова
перекликаются по грамматической структуре, по способу языкового  мышле-
ния с Кавказскими горами, около которых сохранились языки архаического
строя; языки иберийско-кавказские.
Структурную близость баскского с иберийско-кавказскими языками
подметил еще в прошлом веке Фр. Мюллер (1864, 1885 гг.). Крупнейшего
специалиста романских языков Гуго  Шухардта именно особенности спряже-
ния и склонения баскского языка привели, как он сам пишет, к изучению кав-
казских  языков. Г. Шухардту  принадлежит известное исследование "О пас-
сивном характере переходного глагола в кавказских языках" (1895 г. на не-
мецком языке); работа посвящена анализу вышеозначенных структурных осо-
бенностей   кавказских языков.
О баскском языке и его связях с яфетическими – с привлечением лек-
сического материала – писал увлекательно академик Н. Марр,  побывавший у
французских басков и сделавший ряд интересных наблюдений этнографиче-
ского характера. К сожалению, грамматический строй Н. Марром не был при-
влечен к анализу, а лексика дает максимум расхождений.
Баскско-кавказскими лингвистическими связями занимаются в наше
время французский ученый Жорж Дюмезиль,  немецкий кавказовед Карл  Бо-
уда и особенно интенсивно – профессор  Бордоского  университета Рене Ла-
фон, крупный специалист баскского и прекрасный знаток грузинского языка.
В чем же трудность, которая мешает решению вопроса?
Сравнивать две дроби, как известно, невозможно, не приводя их к об-
щему знаменателю. Такой общий знаменатель нужен и при сравнении языков
– общий исторический; только при наличии этого условия структурно-
типологическая характеристика получает значение весомого аргумента в
решении вопроса о родстве языков, вопроса по существу   историко-
генетического порядка.

Такая работа по приведению к общему историческому знаменателю ве-
дется  теперь над иберийско-кавказскими языками, где при изумительном раз-
нообразии прослеживаются, – как писал известный русский кавказовед
Петр  Услар, – глубоко родственные черты.
Это "изумительное разнообразие" следует объяснить, докапываясь до
глубинных слоев истории, где "родственные черты" проступают более "ощу-
тимо, весомо, зримо".

Среди иберийско-кавказских языков грузинский язык  является древне-
письменным (памятник с V века). Баскский язык документирован текстами
лишь с XVI века. Большинство иберийско-кавказских языков известны и по
отрывочным данным лишь с XVIII века. В этих условиях воссоздать историю
баскского языка можно лишь при помощи  всетороннего  анализа  богатых
диалектных данных (ведь в  баскском  языке  насчитывается  более пяти  диалек-
тов). Такая работа ведется прежде всего со стороны баскских языковедов.
Интенсивно изучаются и иберийско-кавказские языки в  Тбилиси, где
предметом анализа являются почти все эти языки (двадцать девять из тридца-
тим двух), в автономных республиках Северного Кавказа, в Москве и ряде за-
рубежных стран (в Норвегии, Голландии, Франции, США и т. д.).

Сделано многое. Предстоит еще больше сделать, чтобы добыть надеж-
ный материал, способный выдержать громадную нагрузку, которую несет
проблема. Из необоженного кирпича высотного здания не построешь. А мзда-
ние, именуемое "иберийско-кавказским языкознанием", призвано ответить, не
только на вопрос об историческом смысле баскско-кавказских   лингвистиче-
ских   схождений, но и на вопрос об историко-генетических взаимоотношениях
иберийско-кавказских языков с неиндоевропейскими,  не семитическими  язы-
ками древней Передней Азии (с урартским, протохеттским, эламским...).
Их было много, этих древних, ныне мертвых языков Передней Азии и
Средиземноморья.  Среди них были  и  индоеврропейские  (большинство этих
языков сами индоевропеисты не считают индоевропейскими). Живые свиде-
тели древней истории остались на Пиренейском полуострове и Кавказском
перешейке. Их показания важны не только для истории соответствующих на-
родов, но и для истории одного из древних очагов цивилизации. Важности
научной задачи соответствует мера ответственности, которую  несут  специа-
листы, занятые анализом показаний этих языков.
Вот почему, говоря о научной актуальности вопроса, касающейся баск-
ского языка, нам приходилось и приходится подчеркивать необходимость
серьезного подхода к его решению. Кавалерийским рейдом задачи не решить!
Предстоит длительная упорная работа, которая после должной подготовки
приведет к успеху, к прочному успеху в решении большой научной пробле-
мы».

                Язык


«Сваны по своему происхождению картвелы, они принадлежат к семье собственно кавказских, или яфетических народов. Яфетидами назывались древнейшие жители Кавказа, его аборигены. Сванетия - органическая часть Грузии. Она связана с ней не только территориально, но и всей своей историей и многовековой культурой.

Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведётся преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты.

Сванский язык живёт параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском  говорят в семье и поют песни. Большинство сванов, таким образом,  пользуются теперь тремя различными языками - сванским, грузинским и русским».

«Язык сванов не имеет ни малейшего сходства ни с одним из наречий горцев Северного Кавказа; произношение в нем очень сложное, но, во всяком случае, язык сванов имеет что-то общее с грузинским языком. Сваны, торгующие в Мингрелии и Имеретии, говорят по-грузински, чтобы быть понятыми, но очень немногие из них хорошо на нем говорят, поскольку в основном сваны поддерживают мало отношений с подчинёнными России областями». …

                Религия

«Хотя сваны считают себя христианами и у них есть церкви (времен грузинской царицы Тамары), они не имеют ни малейшего представления о догматах религии. Во время раздела Грузинского царства в середине XV века сваны окончательно отделились от Грузии, и, будучи окружены с трех сторон языческими народами, впоследствии принявшими ислам, они избежали влияния фанатизма и собственно сейчас практически не имеют никакой религии».
«Сван может жениться столько раз, сколько раз захочет, но не имеет права одновременно иметь несколько жен. Он должен отослать предыдущую жену, если берет новую. Сваны не знают ни крещения, ни причастия, они не соблюдают никаких таинств религии. Тем не менее среди них есть священники, выбираемые с общего согласия, они читают кое-какие молитвы в дни праздников, но паства ведут себя своеобразно, даже не крестится».
               

                Форма правления

«Сваны не могут признавать высшую власть без отвращения, и, хотя князья Татархан и Циохо присвоили себе право на жизнь и смерть своих подданных, они не могут ничего предпринять без общего согласия своих подданных. Споры, не касающиеся кровной мести, улаживаются князьями или старейшинами, которые пользуются всеобщим уважением».
«Свободные сваны в важных случаях обращаются к князю Дадиани из Мингрелии,  а  с делами меньшей важности они приходят к князьям Дадешкильяновым.  В целом их форма правления представляет собой смесь деспотии и республики».


                ВОИНЫ


«Поскольку у сванов мало лошадей, они никогда не могли совершать дальних походов, но расположение Сванетии очень выгодно для оборонительной войны и отлично подходит для устройства всевозможных препятствий врагу, и еще никто не осмелился напасть на них в их почти недоступных ущельях. В случае опасности четверть населения готова взять в руки оружие и защищать исходные рубежи своих горных поселений».


                Кровная месть

«Кровная месть для сванов давно стала традицией — фильм «Сван» (2007), основанный на реальных событиях, происходящих в наше время, наглядно это демонстрирует. На протяжении полутора часов люди разных возрастов с неистовой страстью убивают друг друга. Грузины любят рассказывать, что когда решался вопрос, не отправить ли этот фильм на один из европейских кинофестивалей, главный аргумент против был такой, что если сейчас для Грузии главное — это вступить в Евросоюз, то после этого фильма о членстве в объединённой Европе придётся забыть».

Полковник Иван Алексеевич Бартоломей в «Записках» Кавказского отдела географического общества в 1855 году описывает свою поездку в Сванетию:
«Знакомясь все более и более с Вольными  сванетами (Вольная Сванетия — одна из частей Сванетии — прим. ред.), я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в  кровомщении,  но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, весёлость, признательность…»

«На самом деле слухи о жестокости и дикости сванов ходят до сих пор. Грузины любят рассказывать, что на склонах Эльбруса до сих пор сохранились вмёрзшие в лёд тела солдат Первой горнострелковой дивизии Вермахта, более известной по своей эмблеме как «Эдельвейс». Эта дивизия еще известна тем, что ее бойцы 21 августа 1942 года водрузили фашистские флаги на обеих вершинах Эльбруса. Так вот, в Грузии рассказывают, что якобы именно сваны прогнали горных стрелков с вершин Кавказа, убив многих, но советская пропаганда молчала об этом, потому что сваны с такой же яростью убивали и других чужаков, которые приходили в их горы — коммунистов».

«Впрочем, в немецких источниках о боевом пути дивизии «Эдельвейс» о серьёзных потерях, нанесённых  сванами, не сообщается. В интернете есть рассказ одного альпиниста, которому в сванском селении давали пострелять из прекрасно сохранившейся немецкой винтовки Mauser 98k, но скорее всего это не боевой трофей: в начале 1943 года дивизия была спешно снята с фронта из-за угрозы окружения и отправлена в Грецию. А часть вооружения и экипировки пришлось просто бросить в горах».


Контексты  из  блогов  и  статьи  современных  исследователей  и  путешественников:
«Три месяца прошли, ящик захлопнулся, т. е. снег все завалил, и если люди не сделали запасов на предстоящие девять месяцев, они поневоле должны очутиться в худшем положении, чем блокированные в крепости и доведенные до изнурения голодом; там можно, все-таки, выбежать к неприятелю, а тут никуда не выбежишь. Следовательно, без запасов нельзя существовать, а откуда же их брать, как не у соседей, и притом ничего за них не давая по очень простой причине, так как своего нечего и дать. Как же после того брать у соседей, если не тайком и не силой? Назовите вольных сванетов какими хотите сантиментальными кличками, а, все-таки, это не мешает сущности их хищнической профессии на счёт соседей: Карачая, Мингрелии, Княжеской Сванетии».

«Судя по условиям, в которых жили сваны, башни, были в первую очередь дозорными и сигнальными: в случае опасности на башне зажигался огонь, потом на следующей, и так все ущелье могло быстро узнать о приближении врага. Башни до сих остаются признаком состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами, а не в дикой местности, и принадлежат семьям, которые стараются сохранять эти сооружения».

LIVEJOURNAL – Svaneti:
« … Они очень малы, эти старые церкви Сванетии. Вместе с алтарём площадь их редко превышает 20 квадратных метров, а иногда это просто клетушки в 5—6 квадратных метров.
Тут не увидишь пышности богослужения русской православной церкви или аскетической  отречённости  лютеранских храмов. Хотя и здесь существуют свои строгости: внутрь некоторых, особо почитаемых церквей входят нечасто, а женщины в иные церкви и вовсе не допускаются. Возле церквей можно видеть родовые кладбища, столы и скамьи из шиферных плит, на которых располагаются сваны во время праздников. Почти у каждой церкви растёт священное дерево, могучее и очень старое. На суку этого дерева обязательно висит колокол».


                Альпинизм

«Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдёт, а сванет лезет прямо в пасть смерти... Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган».( Из книги Александра Кузнецова "Внизу Сванетия" изд. ЦК ВЛКСМ Молодая Гвардия, 1971)»


«В Грузии есть такой анекдот: альпинисты в горной Сванетии из последних сил поднимаются на перевал и вдруг слышат сзади топот и пыхтение. На их изумлённыхглазах на перевал поднимаются несколько сванов, которые тащат громоздкий комод. «Далеко ли до ближайшего селения?» — пытаются завязать разговор альпинисты. «Туда вниз с горы идите», — не останавливаясь кивает головой один из сванов, и вся группа с комодом молча спускается с перевала и исчезает за поворотом. Эта байка близка к правде — скалолазание и охота веками были традиционным занятием для сванских мужчин».

«Самый известный альпинист из Сванетии — Михаил  Хергиани (погиб в 1969 году при восхождении на плато Суальто в Италии). Семикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта, кавалер ордена«Знак почёта» и носитель неофициального титула «Тигр скал», который Хергиани за способность с невероятной скоростью проходить сложные скальные маршруты дали английские альпинисты. В СССР Хергиани был настолько популярен, что свои стихи ему посвятили Юрий Визбор и Владимир Высоцкий».

Судья по трудам академика Н.Марра - востоковеда, историка, археолога и этнографа, Сванетия внесла огромный вклад в истории Грузии.  Н.Марр писал о Сванах следующее:

 «В  Свании сохранилось такое количество шедевров грузинской христианской литературы и искусства, что, не будь их, отпали бы иные ценнейшие страницы истории грузинской культуры.   Можно бы думать, что Свания была специальным убежищем для склада в ее недоступных хранилищах и для спасения тех культурных ценностей, которым угрожала гибель во время опустошительных нашествий всех мировых завоевателей. Однако сванские собрания искусства и письменности характера не такого случайного завоза. Сваны причастны к этой продукции как ее творцы, она связана с местной организацией того же феодального христианства и с общественными интересами сванского знатного сословия».


IMHO -  «In my humble opinion» - «По моему скромному мнению»

Сам великий Тамерлан -  известный тюркский полководец, из семейство отуреченного  монгольского аристократа,  и завоеватель половина  мира, побивав с завоеванием на Кавказе неоднократно, в том числе и  на землях  Грузинского  царства (XIV-XVвека),  хлебнул горе  от  объединённых грузино-горских войск: получив  стрелу от грузинского  лучника, ранившего его в пятку при отступлении  из  естественной крепости – Дарьяльского ущелье(лощина реки Терек – «Ворота Кавказа»), стал именоваться навсегда Тимурленгом (по – монгольский «Железный  хромец»), и до самой смерти проклинал грузинский народ и кавказских горцев, за их ожесточённое сопротивление и несговорчивость.

Достоверные   источники,  о  точном месте  злополучного,  для Тамерлана, боя  и  сведения  литературно – исторической  реконструкции  отсутствуют,  и по разным,  поэтому,  источникам разнятся: то это было на Кавказе,  то в Средней Азии( в XIV веке), в период распада монгольских государств, где за власть воевали  друг с другом все: Монгольские ханы  боролись со своими эмирами, а  эмиры, в свою очередь, с разбойничьими бандами кочевников – джете, не признающие никакой управы, и в итоге создавшую своё  государство  Могулистан (Улус моголов - Улус джете) – это на территории современного Казахстана и Киргизии (Восточный Туркестан), где проживало в основном тюркское население.

Вдобавок, также по  неутонченным  документам, он также  лишился 2-х пальцев на правой руке, когда в бою, ему вышибли саблю с руки. Судить о правдивости всего, сложно еще и потому, что Тамерлан, который был отважным воином, также  как Александр великий, не знал поражении,  но по жизни был неграмотным, и все рассказы о свой великих походах диктовал сам писцам, и в результате на свет появились такие «Книги Побед», как  Зафар-наме и другие произведения великого завоевателя, где  естественно, он описывал … свой победы (!?). 

Факт только один, что при раскопках его могилы, Советские  археологи подтвердили  все  вышеуказанные ранения полководца.
Непокорных грузин, он так же часто обсуждал со своим родственником и соперников Тохтамышем – правителем одной  из частей Золотой Орды.         


Так же и  был  расстроен великий Помпей, когда шли римляне  покорять Грузию(I в. до н.э.) – Картли (Иберия) и Колхиду-Понтийское царство, так как завоевав  почти  весь мир, они не ожидали жестокое сопротивление от  немногочисленных  народов Закавказья, в том числе и представителей  грузинских племён.

Царица Тамар и ее царский двор, заинтересованные в том, чтобы Сванетия всегда оставалась надёжным  щитом  Грузинской земли на северо-западе, предоставляли различные привилегии  сванской знати, приближали  их  к своему  двору, всегда держали в почёте и в уважении, а многие из Сванских  Эристави(Глава народа, правители грузинских княжеских домов) занимали важные должности при грузинском дворе.
В XIII в. монгольское нашествие подорвало Грузинское Царство, ослабило страну и царскую власть. Попытки царского двора Багратионов восстановить единство страны не имели удачу. Правители Сванетии, а также некоторые другие крупные феодалы, распавшись на ряд  соперничающих между собой княжеств,
превратились  фактически в независимых князей – государей.

Сваны,  отличающиеся  своим   трудолюбием и добрососедским нравом, за  веки своего существования, не нападал ни на кого, а так же,  как  уже было сказано, не были  никем порабощены.


     Царская империя и Советская власть – попытка  установления порядка пером и
                штыком.

 

Но надо отметить, что многие исследователи  и историки отмечали в своих  трудах  пользование  Сванами  рабским  трудом в разные века их существования, с помощью которых они управляли хозяйством, а так  же  были  заняты  на  разные  бытовые  работы. Изредка, но принимали участие в  разбойничьих  набегах, с опаской на то, чтобы не нарваться  на царский  казачьи  разъезд.
Наместники  русского царя на Кавказе, следили за установленным  имперской властью  порядком, боролись с  негативными  проявлениями  со  стороны  местных  племена. Для  одних,  происходящее было естественным поступком, узаконившим  местными  обычаями(Адат)–нормами правовых  комплексов, исходящие из жизненных  реалии,  не отражённых официально  не в одном  государственном  Законном  акте, для других – криминал, нарушение установленного порядка.
Царская империя, а после Советская  власть,  вели  борьбу  также  за искоренения  кровной мести - обычаями  мщения за убийство, обиду или увечье, материального ущерба. Этот акт, чревато опасными  последствиями и не имеющий срока давности, был распространён не только в Сванетии, но и среди  других  народ Кавказа. Кровная  месть опустошала и изнуряла страну  порой гораздо больше, чем непрерывные воины с внешним врагом. Для гордых Сванов основанием  нанесённой  обиды мог служить простое скверное слово в общении, или косое выражение взгляда. Этого было достаточно, что бы лишить неприятеля жизни, за что потом, порой на протяжении  нескольких веков, за деяние расплачивались представители  враждующих родов, воюя между собой семьями, селениями, родовыми  домами.Для  борьбы  и защиты себя и своих семей от кровников и врагов, были  приспособлены  знаменитые сванские родовые башни, строившиеся, в основном, с  подземным выход в каменный  дом, укреплённый  каменным забором, который из себя, представлял также как крепость. По мнению многих специалистов - исследователей, отсюда и берет истоки знаменитая  фраза: «Мой  дом-моя крепость», а не из принципов англо-саксонского  право.  Запасшийся  продуктами: мясом копчёным, хлебом(зерном) и  водой, забрав собой  домашнюю  утварь и скотину, со всей семьёй  можно было отсидеться в башни годами, правда с минимальным  комфортом, и не без ущерб себя, так как в это время земля, основная кормилица, оставалась  невозделанной, пропадали обширные стада. Доставалась,  также,  людям: старейшины  родов, руководящие социальной и хозяйственной жизнью всего рода, торопили молодых в осуществлении кровной мести, пока весь род жил в напряжении, в ожидании так называемого превентивного, со стороны  враждебных родов. Кровная месть среди различных народов, были распространены издревле, но русская «Око за око, зуб за зуб», а так же Корсиканская «Вендетта» и  принципы  кровомщения  других народов и родоплеменного строя, по своей жестокости и массовостью, меркли перед Сванской,  и в целом  Кавказской  местью.


ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ В КНЯЖЕСТВЕ  СВАНОВ ПРОТЕКАЛА не совсем сладко и гладко,БЫЛА ПОСТОЯННО БУРЛЯЩЕЙ НА ВСЕ ВЕКА, РАСПРИ  МЕЖДУ КНЯЖЕСКИМИ  ВЕТВЯМИ ВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ДОМА  БЫЛИ ПОЧТИ ПОСТОЯННЫМИ. МЕЖДОУСОБИЦА – РАЗДОР И НЕСОГЛАСИЕ НЕ ПРЕКРАТИЛИСЬ  ДАЖЕ В XIX ВЕКЕ,  ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КНЯЖЕСТВА В ПОДДАНСТВО РУССКОГО ЦАРЯ(1833 Г.) НА ПРАВАХ СОХРАНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ(АВТОНОМИИ),  СОХРАНЕНИЕМ ВЛАДЕТЕЛЬНЫХ  ПРАВ ЗА ГЛАВАМИ  СОПЕРНИЧАВШИХ ВЕТВЕЙ  СВАНСКОЙ  ДИНАСТИИ. НО СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ТОЖЕ БЫЛИ НЕ СОВСЕМ ДРУЖЕЛЮБНЫМИ, ТАК ОНИ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ  ПРОТИВ НЕЗАВИСИМОСТИ  СВАНЕТИИ. ПОПЫТКИ, СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,  ЛИКВИДАЦИИ СВОБОДЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ  В СВАНЕТИИ, ОБЕРНУЛИСЬ В ОЖЕСТОЧЁННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ГОРСКОГО НАРОДА, НО  ВЕЛИКАЯ ИМПЕРИЯ ВЗЯЛА ВЕРХ: ПОСЛЕ КРОВНОЙ РАСПРАВЫ НАД ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРОМ МЕСТНОГО(КУТАИССКОГО) УЕЗДА – КНЯЗЯ  ГАГАРИНА, ПРАВИТЕЛЬ  СВАНЕТИИ -  КОНСТАНТИН  ДАДЕШКЕЛИАНИ, УЧИНИВШИЙ ЭТОТ АКТ(1857 Г.), БЫЛ КАЗНЁН, А НЕЗАВИСИМОСТЬ СВАНЕТИИ И ВСЯ КНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ БЫЛА УПРАЗДНЕНА(1857-1858 ГГ.). В ЦЕЛЯХ УСТРАШЕНИИ, ЦАРСКИЕ ВОЙСКА ДЕЙСТВОВАЛИ В НЕКОТОРЫХ СЕЛЕНИЯХ СВОБОДНЫХ ГОРЦЕВ С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ: БЫЛИ РАЗРУШЕНЫ ВЕКОВЫЕ РОДОВЫЕ БАШНИ И ЖИЛИЩЕ, ПОЛЯ  С УРОЖАЕМ БЫЛИ СОЖЖЕНЫ, А СКОТИНА БЫЛА УНИЧТОЖЕНА.
Отдельные часть Сванетии, которая  никогда, никем не была завоёвана, только в  30-ие годы  XIX века признали власть Советских большевиков, утвердившиеся в то время  в регионах  Центрального  Кавказа.

ТАК И ЗАВЕРШИЛАСЬ МНОГОВЕКОВАЯ СВОБОДА И ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО, ВОЛЬНОГО И СВОБОДНОГО КНЯЖЕСТВА – СВАНЕТИЯ. СВАНЕТИЯ СЫГРАЛА ВАЖНУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ ГРУЗИИ  – ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ  ВОЗНИКЛА НАРАВНЕ С ВИЗАНТИЕЙ И ИЕРУСАЛИМОМ.

(Фото из интернета: ГРУЗИЯ - СВАНЕТИЯ)