Лесник

Александра Немтина
Из цикла "Невыдуманные истории"


Рассказ ветерана

Было это в ноябре 1941-го, под Курском, и был я в то время молодым безусым пареньком семнадцати лет отроду – я себе в военкомате год приписал и тайком от матери ушел добровольцем на фронт.
И вот, буквально в первый же мой бой, попал наш взвод в окружение. Что нам довелось испытать в том бою, описывать не буду, поберегу ваши уши. Но не преувеличу, если скажу: это был настоящий ад.
Сколько мы тогда потеряли наших ребят – вспомнить страшно. Меня отбросило взрывной волной, и я потерял сознание. А когда очнулся, стало ясно, что взвода нашего больше нет. Оставалось одно – дождаться наступления темноты, а потом пробираться в глубь леса в надежде встретить наших.
Так я и сделал.  Проблуждал в лесу несколько часов и, наконец, наткнулся на группу бойцов, которые так же, как и я, чудом остались живы.
Помню, что собралось нас тогда тринадцать человек. Голодные, промерзшие до костей, сидели мы под проливным дождем, а костер развести боялись. К полуночи дождь превратился в снег.
И такая на меня тоска нашла – словами не описать. Потому что все мы понимали, что часы наши сочтены и не сегодня-завтра фашисты обнаружат нас, а если и не обнаружат – сами замерзнем. А жизнь-то только-только началась, еще даже с девчонкой не целовался – представляете, каково умирать в таком возрасте? Добро бы подвиг совершил, а то просто замерз как собака под кустом!
И вот один лейтенант, помню, родом он был из Сибири, спрашивает:
– Есть среди вас верующие?
А я, надо сказать, в те годы воинствующим атеистом был, и так все во мне в ту минуту возмутилось – нашел, дескать, о чем говорить! Но я помалкиваю, все-таки офицер как-никак.
Смотрю – несколько бойцов подняли руки. А лейтенант говорит:
– Становитесь все на колени!
И вот стали верующие бойцы молиться и просить святого Николая и Георгия Победоносца помочь нам пережить эту страшную ночь и вызволить нас из окружения. А я стою и мысленно твержу: «Господи, если Ты есть, помоги – так жить хочется!» А что еще сказать – не знаю.
Вдруг кто-то из бойцов крикнул:
– Ребята, смотрите, огонек!
И точно – невдалеке, между деревьями, зажегся свет. Мы удивились: откуда? Бросились туда – а там избушка лесничья, и как это мы ее раньше не заметили? Постучались, дверь открылась, а на пороге – седой старик. И так он нам светло, по-дружески улыбнулся!
– Замерзли, милые? Ну, ничего, сейчас отогреетесь! Вот только угостить мне вас нечем – разве что кипятком и сухариками…
Но нам было не до угощения. Мы так были счастливы оказаться в сухом, теплом месте, что все как один повалились на пол – и как только уместились в крохотной избенке! – и вмиг заснули. Проспали, как младенцы, до самого утра.
А утром проснулись и глазам своим не поверили: лежали мы посреди леса на голой земле – только снегом припорошило.
– А где же избушка? Где лесник? – удивленно оглядываясь, спрашивали ребята.
И только лейтенант смотрел в небо и часто крестился, а по щекам у него текли слезы…

Думаю, вы уже догадались, что из окружения мы тогда выбрались и ни одного бойца дорогой не потеряли. И что интересно – никто из ребят даже не простудился!
Вот такая история.