Средства для получения благодати

Константин Коновалов
                Средства для получения благодати.

"Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломления хлеба и  в молитвах."(Деяния 2:41,42)

В этом повествовании о Первоапостольской церкви мы усматриваем те средства, а точнее, некоторые из средств,  которыми пользовались первые христиане для обретения благодати от Господа. Благодать, которая и производит в наших сердцах доброе хотение и действие по Своему благоволению.
Поразмышляем о каждом из этих средств отдельно, чтобы правильно пользоваться каждым из них. Ведь при неправильном использовании, мы так и не достигним желаемой цели -  обретения благодати Божией.
Первое - это учение апостолов, которое быв сначала проповедано Господом, утвердилось в Его учениках. Как и говорит Иоанн, в своем евангелии, о Христе:" И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"(Ев. от Иоанна1:14 ). Как же нам приступать к изучению Его Слова?
Апостол Петр в своем послании пишет: " И притом мы имеем вернейшее пророческое слово;  и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки будучи движимы Духом Святым"(2 Петра 1:19-21). Итак, чтобы что-то понять в Слове, необходимо подходить к Нему молитвенно, прося Господа открыть смысл написанного. И Господь наш Иисус обещал нам, что Он не оставит нас одних в исследовании и изучении Его Слова, но Дух Святой наставит нас на всякую истину.
Апостол Павел, давая наставление Тимофею, пишет ему в своем послании: "Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тимофею 4:16 ). Вникать - это не просто прочитать, но размышлять о нем. Уделить время для размышления пред Господом, находясь в молитвенном размышлении, то есть постоянной связи с Господом. Также об этом говорил и Соломон в книге притчей: " Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебро, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге"(Притчи 2:1-5).
И последнее о Слове Господнем. Иисус сказал к уверовавшим в Него иудеям: " Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно мои ученики, и познаете истину и истина сделает вас свободными"(Ев. от Иоанна 8:31-32), ( то есть свободными от греха и влияния злых духов). Пребыть - означает постоянно пребывать в этом Слове, независимо от обстоятельств, то есть быть послушными этому Слову и тем советам, которые мы получили от Господа. Это требует от нас смирить свое "я", с его целями и желаниями, ради исполнения Его благой воли. Это и есть ежедневное умирание ради Господа и Его воли. Может возникнуть возражение:" ведь это так трудно". Но нам необходимо лишь сделать правильный выбор, чтобы благодать Божия сделала трудное и невозможное для нас, легким и возможным. Здесь вера, побеждающая грех. Поэтому будем опасаться, чтобы нам не уподобиться тем, которые всегда учатся и не могут дойти до познания истины. Как Ианий и Иамврий противились Моисею, -о которых писал апостол Павел,- так и эти, противящиеся истине; люди, развращенные умом, невежды в вере. (2 Тим 3:7-9)
" Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен"(2 Тим 3:16,17). Итак, цель Господа усовершить нас и приготовить ко всякому доброму делу, которое Он желает совершать через нас.
Второе - это молитва. Почему сначала Слово Божие, а затем молитва? Потому что в притчах Соломона написано: "Кто отклоняет ухо свое  от слушания закона, того и молитва - мерзость"(притчи 28:9). А также апостол Павел пишет, что мы получили Духа через наставление в вере. Итак, будучи наставлены в вере, мы попросили Святого Духа у Господа. И действительно, если нам не известна воля Господа, мы будем просить все что нам угодно, в том числе и не на добро. Как об этом и говорит апостол Иаков: " Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" ( Иак 4:3). В таком случае мы можем просить годами, и так ничего и не получить. Поэтому нам необходимо знать Его волю. Потому что Его воля - дать нам существенное благо. Он, как Отец заботится о нас и видит наперед, что принесет нам пользу. Мы же, порой, своими желаниями причиняем вред сами себе.
Теперь перейдем непосредственно к рассуждению о молитве, как средству для обретения благодати. Прежде всего мы должны помнить, что молитва является беседой с Богом. И царь Давид советует, восклицая в своем псалме: Народ! Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше; Бог нам прибежище." В этом, утешающем нас месте Писания, мы ясно видим, что Господь желает общения с нами во всякое время, то есть, во всяком состоянии, в каком бы мы ни находились; в различных обстоятельствах, в которые мы попадаем; в любое время дня и ночи Он готов выслушать нас, излияние нашего сердца, чтобы помочь нам и поставить на добрый путь, даруя все потребное для жизни и благочестия, и также, дать будущность и надежду. Ибо Сам Господь наш Иисус Христос , находясь в теле, также был искушаем. То теперь может помочь и нам - искушаемым. Чтобы человек мог все преодолеть силой Возлюбившего его Господа. Но это должно быть искреннее излияние сердца пред Господом, полностью доверившееся Ему. "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику" - восклицает псалмопевец.(псалом 54:23). И ещё:"Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе." - пишет апостол Павел.( Филиппийцам 4:6-7 )
И далее необходимо верить, что Господь принял нашу нужду, и сделает все к нашему благу, даже более того о чем мы просим или же помышляем. Но необходимо также, не иметь обид на кого- либо, но прощать. Ибо так сказал Сам Господь наш Иисус: "Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете,  то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших"(Ев. от Марка 11:24-26). Так как наш Господь Иисус Христос умер за грехи всего человечества, то и мы должны прощать людей, обижающих нас, помня, что за них тоже пролита кровь нашего Господа. Только они пока ещё не знают об этом. И это откровение может придти к ним в любой момент, и возможно, через наше прощение их.
Следующее, о чем хотелось бы сказать: это состояние сердца, с которым мы приступаем к Господу. В Евангелии от Луки Иисус рассказал притчу о молитве фарисея и мытаря.(Ев. от Луки 18:9-14). Это очень известная притча. Вы можете прочесть ее по ссылке, данной выше. Хочу лишь сказать, что фарисей, вроде бы молился, вроде бы постился, вроде бы благодарил Бога за это, но это была не Божья праведность, а его собственная, которая как запачканная одежда, ибо она не дала ему любви и сострадания к ближнему, так как он осудил мытаря в сердце своём, который не мог произнести красноречивую молитву пред Господом, поэтому только бил себя в грудь, осознавая своё бедственное состояние пред Ним, и говорил:" Боже! Будь милостив по мне, грешнику!" Мы видим из этой притчи, кто по настоящему был слеп, а  кто видел своё состояние. Поэтому нам необходимо приступать к Господу с сердцем, подобным сердцу мытаря, который осознавал своё положение без Господа и лишь просил милости у Него, надеясь обрести и благодать. Как об этом и описано в притче:" Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится". Ибо Господь дает благодать смиренным. Не в этом ли причина наших падений?
И последнее о молитве. Как мы уже говорили, о том, что молитва является беседой с Богом, а в беседе, как известно, необходимо не только говорить но и слушать. То и нам нужно приготовиться к тому, чтобы услышать, что ответит нам Господь. Приведу иллюстрацию из книги пророка Аввакума (Аввакум 2:1)-" На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?" - и последовал ответ от Господа. Когда мы что то просим или о чем то вопрошаем Господа, нам нужно оставаться в контакте с Ним, в молитвенном состоянии и наблюдать, что ответит нам Господь. Это могут быть какие то обстоятельства, или совет, или же Дух Святой напомнит нам Слово Божие и наставит нас на всякую истину. Его ответ может быть многообразен. Это может быть также, видение или сновидение. Но когда мы настраиваем своё сердце чтобы услышать Божий ответ, мы непременно его услышим; возможно не сразу.
Следующее средство для обретения благодати Божией - это общение. Находясь в общении с Господом и получая от Него многоразличную благодать и дары, мы призваны в общение друг с другом, чтобы поделиться этой благодатью и дарами. Ибо они даны нам для того, чтобы ими мы служили друг другу. Как и сказал об этом апостол Петр: " Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе какую даёт Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь"( 1Петра 4:10,11 ).
Когда мы приходим в прекрасный сад, где вкусные и приятные для глаз фрукты, мы срываем их и вкусив, благословляем это дерево поделившееся с нами своими превосходными плодами, а на его месте вырастают  другие плоды. Или когда мы черпаем из колодезя, вода в нем обновляется. Так и мы, приходя в общение друг с другом, делимся. И никто из нас ничего не теряет. Все мы только приобретаем, благословляя друг друга. И в нас обновляется благодать Божия. И голова наша, образно говоря, обновляется свежим елеем. Таким образом, мы все приходим в единство веры и познания Сына Божия, Иисуса Христа.
Также мы призваны и носить бремена друг друга. Как и написано: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов"(Гал 6:2). Закон Его любви. И Иоанн также говорит:"Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё,-  как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною"(1 Иоанна 3:16-18). Таким образом служа нашим ближним, мы делимся тем, что мы получили от Господа. И отдавая, мы вновь обретаем благодать от Господа. Как об этом и пишет апостол Павел: "Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса"(1 Тим 3:13). Ибо и Христос пришел на эту землю, чтобы послужить нам и отдать свою душу для искупления многих.

  И вот ещё; на что хотелось бы обратить внимание. Когда мы в повседневной жизни заботимся о наших ближних ( детях, жёнах, мужьях, родителях, братьях, сёстрах) , порою, эти заботы кажутся нам малозначительными, но это не так. И апостол Павел в послании Колоссянам пишет:" И всё, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца"(Колосс 3:17). И таким образом вся наша жизнь становится священнодействием и служением Ему, когда мы так служим нашим ближним. Постоянно получая от Господа новую силу, мудрость и любовь для служения, и расточая её. " Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает вовеки; рог его вознесся во славе"( Псалом 111:9 ). Вот так расточая земные богатства, мы получаем богатства небесные, чтобы ими также служить нашим ближним. Так было и у Петра, когда он сказал больному, просившему у него милостыни : "Серебра и золота нет у меня, а что имею даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи"( Деяния 3:6 ). И больной встал и стал ходить, и скакать, и хвалить Господа в великой радости.
И последнее средство о котором мы сегодня рассуждаем - это хлебопреломление или причастие, которое также является частью нашего общения друг с другом и Господом. Ибо мы единодушно приобщаемся от Тела и Крови Его, когда вкушаем хлеб и вино в воспоминание страданий нашего Господа. Ибо мы - члены Тела Его. В Евангелии от Иоанна есть такие слова Иисуса:" Истинно, истинно говорю вам; если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день"( Ев. От Иоанна 6:53,54). Но апостол Павел предупреждает: "Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказывается от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром" (1 Коринфянам 11: 29- ). Итак, читая эти места Священного Писания, мы видим, что это служение приносит жизнь вечную внутрь нас и в то же время мы можем быть наказываемы Господом, если не судим сами себя. Поэтому нам нужно бежать к Господу, как к истинному Свету, чтобы принести в этот Свет свою жизнь, исповедуя свои грехи и осуждая их. И таким образом, принимая Тело и Кровь Его, иметь жизнь вечную внутри себя. Чтобы эта жизнь Божия поглотила  всё смертное и греховное в нас. И наше хромлющее исправилось.
Вот некоторые из средств обретения благодати Божией, о которых хотелось порассуждать, чтобы применяя их правильно, получать от Господа благодать, которую Он желает обильно изливать на нас. Чтобы множество добрых плодов вырастало на полях, где посеяно Его Слово.