Бумеранг 1 - Спасительное зло

Борис Тамарин
  ( вероятно, это можно назвать психологическим триллером )



               
      Мой пятилетний сын в таком возрасте, что только начинает постигать жизненные истины и ценности.  В отличие от  восьмилетней старшей сестры, которая про себя обдумывает что-то, а затем выдаёт итог умозаключений в виде абсолютной аксиомы, он всё время задаёт вопросы. Например такие:

- А в пустыне волки живут? ( Это после «Маугли» ).  Или:

- А Луна чем привязана к Земле? И почему не падает? ( После одной из программ «Дискавери» ).

Сегодня он задал более жизненнй вопрос:

- Папа, а правда, что наши поступки возвращаются к нам? Хорошие – добром, а плохие – злом?

Я даже не успел осмыслить суть вопроса, когда моя дочь, Вика, выдала ответ:

- Конечно правда! Это как бумеранг!

- А что такое бумеранг?

- Оружие такое. Бросаешь, а оно возвращается. Посмотри в инете. – адресовала  Вика. – Пошли, наберу тебе...

- Да, Дим, наши поступки влияют на последующее, - авторитетно заявил  я. – И, как правило, возвращаются.

- Значит, если я побью Кольку, - упомянул он своего детсадовского «врага», - кто-то побьёт меня?

- Побьёт, побьёт! – подтвердила Вика. – А дерутся только дураки, у которых мозгов не хватает!

- Не обязательно, что побьёт, но лучше дружить, а не враждовать, - посоветовал я. – Ведь всё возвращается бумерангом!


                *       *       *


     Я доехал почти до МКАД-а, когда позвонила жена.

- Стас,  ты не забыл за Викину секцию заплатить?

Конечно, забыл! На работе был сумасшедший день, и совсем вылетело из головы, что сегодня последний срок оплатить занятие моей дочери в секции тенниса.

- Хорошо, что напомнила, Лена. Сейчас сделаю! – коротко ответил я и развернул машину.  Благо, буквально пару минут назад проехал здание, в нижнем углу которого была вывеска - «Отделение банка».

     Я вошёл и огляделся. Было очевидно, что отделение открылось недавно.  Пахло краской, стойка, отделяющая двух операторов от клиентов, блестела свежестью.  За матовой стеклянной перегородкой с надписью «Заведующий»  угадывался силует.
Комната с надписью «Касса» была закрыта.  Одна девушка – оператор  оформляла документы, а вторая, сидящая рядом,  видимо, исполняла роль кассирши, принимала  и  выдавала деньги.

    Очередь была небольшая.  Мужчина стоял у стойки спиной ко мне, а в ожидающих  были женщина неопределённого возраста и представительная дама с маленькой очаровательной девчушкой.

- Вы будете за мной, - сообщила она мне. – Присаживайтесь, это минут на пятнадцать.

- А Вам надо брать или платить? –  В глазах девчушки появились озорные хитринки.

- А тебе сколько лет? – ответил я вопросом.

- Четыре, я уже большая.

- Тогда скажи, в пустыне волки живут? – Очень кстати вспомнил я вопрос, волновавший моего сына.

Хитринки в глазах сменились на удивление.

- Нет, что Вы! В пустыне живут верблюды и змеи. Но я их не люблю, змей. Они ядовитые.

- Какая ты умная. И симпатичная. У меня сын твоего возраста. Хочешь с ним познакомиться?

- А потом мы вырастем и я выйду за него замуж?

- Оленька! – вступила в диалог дама. – Почему обязательно замуж? Дядя просто хочет познакомить тебя со своим сыном.

- А потому, что когда мальчик и девочка знакомятся, они потом женятся, как мои папа и мама! – аргументация  Оленьки была безупречной.

- Но, Оленька, нельзя же... – слова застыли на губах дамы, как и  взгляд, направленный мимо меня на хлопнувшую входную дверь.


Я обернулся.  Их было трое...  В синих бесформенных комбинезонах, в масках с прорезями для глаз и рта и с пистолетами в руках.
 
-  Два боевых и один травматический,- определил я. - Те самые!

     Именно так описал их  как-то на оперативке подполковник Поленов. Какая ирония – майор  УБОП-а становится очевидцем ограбления. И ничего не может поделать! Даже если бы у меня было оружие, что мог против трёх стволов? А кидаться голыми руками – безумие. Тем более, когда они рассредоточены и контролируют всё пространство.

     Банда, которая уже почти год грабит отделения банков. Как правило, на окраинах города.  Заходят, за две минуты забирают деньги и испаряются. Действуют быстро и грамотно. Как сейчас.  Один, у которого пистолет с глушителем, остался у двери и повернул табличку на «Закрыто». Второй, с травматическим пистолетом, блокировал нас, а третий быстро прошёл к стекляной перегородке, держа под контролем  сотрудников.

- Тихо, спокойно  и никто не пострадает, - произнёс он глухим голосом. – Мы возьмём деньги у этих  кровопийцев и уйдём.  Стрелять не входит в наши планы. – Это было обращено к нам, в основном, ко мне.

С этими словами он положил на стойку чемоданчик, какой бывает у мастеров – ремонтников.

- Сюда быстро! И без фокусов! – С угрозой приказал кассирше и махнул пистолетом без глушителя.

- Бабушка, мне страшно! – всхлипнула Оленька.

- Не бойся, миленькая, не бойся! Сейчас дяди уйдут! Не смотри, прижмись ко мне... Уйдут они, не страшно совсем...  Ты маленькая, ничего тебе не угрожает...  – затараторила дама, стараясь повернуть и спрятать девочку в своих объятиях. - Видишь, мне же не страшно... И дяде не страшно... Уйдут сейчас... Не смотри, глаза закрой, словно спишь и сон видишь... Проснёшься и всё...

- Да не ферти ты, женщина! – резко перебил тот, что был с травматом. – Только пугаешь больше... Замолчи и она успокоится!

В моей голове что-то щёлкнуло! Из самых запылённых нижних полок памяти начало выплывать...

- Василёк?!... – непроизвольно вырвалось у меня...

                *        *        *
               

       На сборы в приморский курортный город  я прилетел с недельным опозданием.  По уважительной причине – сдавал госэкзамены в университете. Тренерский совет пошёл навстречу и сделал скидку лучшему пловцу баттерфляем в стране. Конечно, Вы обо мне слышали десять лет назад.
Станислав Коренев, олимпийский чемпион, чемпион Мира и Европы.  Меня приглашали на все телевизионные программы и шоу. Пока однажды не сказал твёрдое  «нет».
Экзамены сдал неплохо. Даже председатель Госкомиссии, профессор Никольский похвалил:

- Господин Коренев, должен признаться, Вы меня удивили.  Думал, что прикрываясь спортивными успехами..., наслышан, голубчик, наслышан, Вы будете ожидать поблажек и понимания. Но... Ваш реферат очень понравился.
Сложная тема отлично раскрыта, свежий нешаблонный подход. Разрешите Вас поздравить и пожелать успехов в спорте и профессиональной деятельности.  Чем  планируете заняться, адвокатурой?

- Меня больше оперативная  деятельность привлекает.

- Похвально, молодой человек, похвально! А то сейчас все  хотят защищать преступников, а не бороться с ними!

     Итак,  дипломированный  юрист перед ответственными состязаниями прибыл на тренировочную базу. Всё было буднично и обыденно. Даже главный тренер сборной, Павел Антонович Новиков, встретившийся первым в холле пансионата.

- Приехал, чемпион! Вижу, лишнего веса нет, молодец! Твоя любимая комната свободна. Давай располагайся и иди кушать. Небось, проголодался с дороги. Потом поговорим, у меня пара интересных заготовок к твоей методике подготовки.

- Привет, Антоныч! Пара - это отлично! Надо Дэйву сообщить, пусть трепещет в страхе, - упомянул я своего главного соперника, великого австралийца, Дэйва Симмонса.

- Он и так трепещет. Ты же ему не проигрываешь в последнее время.

- На Мире повезло, ему физики на двухсотке не хватило. Он практически всё плыл, а я только две дистанции и этап в комплексе. Поэтому на последних десяти метрах дожал. Тот год, вообще, удачным получился.

- И на Олимпиаде в одно время вышли.

- Да, там я в суперформе был. МОК-у пришлось на дополнительное золото раскошеливаться.

- Зато на серебре сэкономили. Ладно, иди,  остальное потом.

      В самом деле,  позапрошлый год получился очень удачным. Я стал автором наибольшей сенсации, опередив самого Дэйва Симмонса, не знающего поражений пять лет.  И тогда же начались «отношения»  с Ульрикой Снейдер, нидерландской пловчихой...

Сначала было несколько переглядов. Затем мы столкнулись во время награждения. Я дождался её и предложил отметить наши победы. И совсем не удивился, когда она согласилась.
Нас  взаимотянуло со страшной силой. Разъехавшись, через каждые две – три недели  или она летела ко мне в столицу, или я в Роттердам, рядом с которым был её небольшой городок. Почему не поженились?
Когда год спустя в полушутку предложил, она на полном серьёзе ответила:

- Стас, я люблю тебя, но замуж не пойду. Не потому, что старше на два года. У нас совершенно разный менталитет.  К тому же, ты привык жить в большом шумном городе, а я предпочитаю свой тихий спокойный посёлок. Пусть будет как есть. Это лучше, чем возненавидеть со временем один другого...

Так и продолжалось. Но полтора месяца назад, когда я проводил её в аэропорт, с прощальным поцелуем она сообщила, что осенью выходит замуж.  Мне стало больно... Я видел, что ей тоже...


     В столовой  было почти пусто. Только за одним столиком сидела молодая девушка. Меня встретили громко и восторженно.

- Стасик! Приехал красавчик! А то уже решила, не увижу тебя больше, и так и сгину... – Это Мария Владимировна, заведущая пищеблоком, крупная женщина под пятьдесят лет.

- Здравствуй, тёть Мань! Всё цветёшь! Признавайся, скольких мужиков сгубила в моё отсуствие.

- Ох, Стас, где они, мужики то... Мне  лет тридцать сбросить, точно бы одного не упустила, - засмеялась она.- Сейчас покормлю вкусненько. Твои любимые киевские есть. Будешь?

- Пойдут киевские. Ещё желательно салатик и сок апельсиновый. Или «Боржом». Тёть Мань, а в молодости ты, наверное, озорницей была?

- Ой  была, и нисколько об этом не жалею!

- А это кто? – тихо спросил  про девушку.

- Елена Рязанова. Она на последнем первенстве весь кроль сняла... Ты что, не читал про неё? Из ниоткуда вдруг зажглась звёздочка...  Хорошая девушка, - многозначительно добавила она.

- Ах, да, слышал. Вижу, что хорошая.

- И своя. В отличие от твоей голландки. – Мария Владимировна была в курсе всего.

- Не надо, тёть Мань, ты же не знаешь...

- Не знаю. Ну вот,  готово тебе всё. Бери поднос.


Я направился к столику Елены.

- Приятного аппетита! Можно к Вам? Не люблю обедать в одиночестве.

Она улыбнулась и сделала неопределённый жест рукой, который  я счёл за согласие.

- Меня Стасом зовут.

- Я знаю, кто Вы.

- Иногда известность имеет свои положительные стороны. Я тоже знаю, кто Вы.

- Откуда, Вы же не участвовали в этом первенстве?

- Как правило, слава бежит впереди нас и громко кричит!

Она снова улыбнулась. Определённо, мне нравилась эта улыбка. И девушка тоже!

- Только поаккуратнее с этим, - показал я на капсулы, лежащие на столе перед ней.

- Это биодобавки. Чистые витамины! Мой тренер рекомендовал и я ему верю.

- Чистые – нормально! А то знаете...

- Знаю. Никогда не стану себя травить для результатов. – Лена ещё раз улыбнулась.

Ради этой улыбки стоило рискнуть.

- Лена, может мы погуляем как-нибудь на днях в свободное время. Я Вам красивые места покажу.

- ... На днях? ... Можно...


     Наши  прогулки приняли регулярный характер.  Беседовали на разные темы, она рассказывала о себе, о том что немного боится предстоящих соревнований.  Я её обнадёживал,  дал несколько советов. Она мне нравилась, и хоть мы об этом не говорили, чувствовал, что я ей тоже.

    В последний вечер перед окончанием  двухнедельных  сборов мы пошли посмотреть на заход солнца. Сначала по обыкновению прошлись по бульвару, а на обратном пути сели на скамейку под развесистой  магнолией в конце аллеи, где почти никого не было.

- Как красиво! – воскликнула Лена, когда солнце почти скрылось за горизонтом, а  облака  и полная луна окрасились багровым цветом.

- Очень красиво, - согласился я, взял её руку и поднёс к своим губам.

- А в детстве я  думала, что луна – это спящее солнышко, - сказала она, чтобы как-то скрыть замешательство от моей ласки.

- Лена,  надо ли говорить, что ты мне нравишься?

- Надо, но не сейчас...  Ты мне тоже... Идти пора, а то опоздаем и получим нагоняй...

- Пару минут посидим и пойдём. – Я ещё раз поцеловал её руку.

     В это время послышались шаркающие шаги. Недалеко от нас остановилась  обнимающаяся парочка.

- Вот, наша скамейка занята, - проговорил парень, слегка заплетающимся языком.

- Мы уже уходим, - отозвалась Лена.

- Да сидите пока. Я должен искупаться, - разрешил тот.

- Ой, Василёк, как же искупаться, ты же пьяный! Нельзя тебе в воду, - всполошилась его спутница.

- Не ферти ты, Галка! И запомни, на стрельбище и в воде я - фараон! – Качнувшись, он пошёл к морю.

- Василёк, может не надо! – вскрикнула девушка и пошла за ним.

- "Не ферти ты", - повторила Лена. - Своеобразная интерпретация имени египетской царицы, - прыснула она. - Первый раз слышу.

- И функции фараона  тоже, - подхватил я, смеясь. - Но больше не услышим...




    Мы уже встали и сделали несколько шагов, когда услыхали громкий панический крик:
- Помогите! ...  Кто-нибудь помогите!...

- Дофараонился, - понял я и побежал на крик, сдирая по дороге майку. – Звони в скорую, пункт недалеко, скажи, что у билборда с дельфинами!

Девушка стояла у кромки воды.

- Спасите! – воскликнула она при виде меня.

- Где он? – спросил я, избавляясь от босоножек.

- Там!  Метрах в двадцати!

   Я посмотрел и увидел  нечто, мелькнувшее на глади воды. Преодолел расстояние в несколько гребков и нырнул.
Ничего, но выныривая  задел разведёнными руками что-то осязаемое. Крепко схватил и вытолкнул на поверхность.

   До берега, поддерживая отяжелевшее тело и загребая одной рукой, возвращался минуты полторы-две.

   Лена помогла вытащить горе-"фараона" на сушу.

- Сюда! – показал я на лежак. – Кладём на живот, поперёк.  -  Парень не подавал признаков жизни. Я  ударил его ладонями по спине, затем ещё раз, ещё...

Он вдруг дёрнулся,фыркнул и закащлял, изо рта и носа потекла вода. 

- Слава Богу, задышал! – увидела Лена.

Девушка, стоящая до этого в прострации, очнулась.

- Василёк... живой!

- Живой и жить будет до ста лет, если перестанет глупости творить, - устало сказал я. – Лена, бежим, а то опоздаем. Мы сделали, что могли, остальное –  дело врачей, - добавил,  услышав приближающиеся звуки сирены.

- Но как вы так?! ... Спасибо!...  Большое спасибо!...  Мы никогда не забудем... – неслось нам вдогонку.


- Что,  в шортах купался? – с подозрением спросил Антоныч, когда мы вошли в холл пансионата.

- Ну да, не мешает иногда для разнообразия.

- Переодевайся и на ужин! Ещё бы на пять минут опоздал, получил бы по полной!

- Не ворчи, Антоныч, всё нормально, - урезонил его.

- Нормально будет, когда медали покажешь...

    Я получил свои две медали, только серебрянные.  На этот раз обойти  Дэйва не удалось... На предъестале я сказал, что заканчиваю выступать. Он вскинул вверх мою руку, мы крепко обнялись и пожелали друг другу  удачи... Лена тоже получила медаль, но бронзовую.
 
    А через год мы поженились. Ульрика прислала поздравительную открытку.  В конце она  приписала, что назвала своего  первенца  Стасом...

                *       *       *

    
... Все замерли и перевели взгляд на меня. Даже  кассирша, держа в руке пачку купюр.

- Кто это?  Откуда он тебя знает?  - воскликнул стоящий возле стойки. – Чего застыла, клади! - Это адресовалось кассирше.

- Первый раз вижу. Не знаю его... – вгляделся в меня Василёк.

- Но он же тебя узнал? Кто он? – повторил тот.

- Говорю, не знаю!

- Конечно не знаешь, Василёк!  - начал я. - Откуда тебе знать человека, который  от верной смерти спас! А ты вспомни, вспомни! Десять лет назад, когда ты пьяным фараоном в воду полез, кто тебя оттуда вытащил?  Кто из твоих лёгких два литра воды выкачал?  Чтобы ты жил мразью и людей грабил!

    Я смотрел в прорези маски и увидел, как блеснули и вмиг потемнели его глаза. Понял, что молчать было нельзя. Я встал с места и сделал шаг вперёд.

- Вспомнил?! Стоило тебя спасать, чтобы ты детей маленьких пугал и до слёз доводил, гадина?!
 
- Я не...

- Что не...? Я что ли стою с пистолетом и порядочных граждан под прицелом держу?

- Замолчи! – воскликнул Василёк и повёл рукой с оружием.

- Вот-вот!  Давай, отблагодари меня за спасение! - глаза в прорези вновь потемнели.

- Замолчите все, - грозно произнёс стоящий у стойки. Было очевидно что он главарь. – Убей его! – приказал он блокируещему дверь, у которого был пистолет с глушителем.
 
-  Я?... Зачем? Мы же ...  – растерянно спросил тот. Было заметно, что он занервничл.
- Что, предпочитаешь срок на зоне мотать?  Он же через этого нас всех... Объяснять надо? Стреляй!

Пистолет с глушителем повернулся в мою сторону. Но  ствол заметно  дрожал. Прав был Джек Лондон, убить человека не так  легко.  Одно дело просто угрожать, подавляя волю к сопротивлению, другое – прервать жизнь человека, который не сделал тебе ничего плохого, да ещё безоружного.  Я  напрягся, собираясь сделать прыжок в сторону главаря. Но тот, держа  чемоданчик с деньгами, пошёл  к двери.
   Пистолет с глушителем вновь  задрожал.

- Дай мне, я сам... – приказал главарь.
- Погоди! – Василёк быстро преодолел расстояние, выхватил оружие и, почти не целясь, выстрелил.

    Раздалось два приглушённых хлопка, я почувствовал  два горячих жала, впившихся мне в грудь и в ногу, и начал заваливаться на бок.

- Вот тебе моя благодарность!  – крикнул Василёк и выстрелил ещё раз.

Визг пули, отразившейся от керамической поверхности пола и с жужжанием стукнувшейся в штукатурку за моей спиной, совпал с визгом женщин.
- Уходим! – крикнул Василёк.

    Последнее, что я  запомнил, было заплаканное лицо Оленьки и огромные слёзы в глазах...

                *       *       *



... – Просыпается... Я же сказал, ничего страшного. Через два дня домой, а ещё спустя неделю будет в полном порядке, – донесся до меня голос из темноты.  Я приоткрыл глаза.

     Перед светлосерым фоном стены стоял мой начальник, подполковник Поленов, и невысокий мужчина в белом халате.

- Привет, герой, - засмеялся подполковник. – как ты?

- Лучше не бывает.  Обошлось, значит... – Я попытался приподняться.

- Отставить, лежи спокойно...  Обошлось.  Две пули, одна в плечо навылет, вторая в бедро, кость не задета. Практически, царапины. Свидетели сказали, что ты опознал одного из нападавших.
- Опознал – слишком громко сказано, но...

Я вкратце рассказал историю десятилетней давности со спасением.
 
- Надо запрос сделать. Если архив скорой сохранился, там будут данные об этом Васильке.

- Сделаем. Зацепка появилась,  мы её не упустим. Ладно, отдыхай. Повезло тебе, что бандиты стрелять не умеют, - ещё раз засмеялся Поленов и направился к двери.

    Я проводил его взглядом.
Оставшись один ещё раз прокрутил в голове произошедшее.. Насчёт последних слов подполковника у меня возникли большие сомнения...

- Стас, к тебе пришли! – крикнула Лена из прихожей.

- Пусть заходят, ежели так, - пригласил я.
Гостем был мой сослуживец,  майор Семён Городов.

- Здравствуй, Стас, как самочувствие, - расползлось в улыбке его лицо.

- Да нормально. Завтра собираюсь выходить на рабору.

- Вот и отлично!  Я проведать и с хорошими новостями. Взяли мы этих гавриков. Через  твою наводку установили стрелявшего.  Василий Чаплыгин, интересная личность. Мастер спорта по стрельбе из малокалиберного пистолета. В своё время котировался кандитатом в сборную. Был где-то во второй  десятке.
На третий день явился с повинной. До того они его у себя держали, не доверяли, видать. Стал сотрудничать, всех назвал.
Сказал, что первый  раз с ними был. Брат его младший им проигрался, большую сумму задолжал. Он пошёл разбираться.  Они предложили дело и  его долей долг покрыть. Один из них ногу сломал и замена была нужна.
А он стрелок хороший. Ему травмат дали, чтобы в случае чего аккуратно отключить кого-то. Оказывается, и до того хотели вовлечь. Видимо, история с проигрышем брата подстроена была, чтобы не отвертелся. А он изначально задумал, что после дела с повинной явится...
Если завтра придёшь, повидаешься с "убивцем" своим. Допрос и очная ставка будет. Кстати, он о твоём самочувствии справлялся, переживал очень... Понятно теперь, что не промахнулся, а очень точно стрелял...


- Слава Богу, жив! Больше всего боялся, что ты дёрнешься и пули не туда попадут. – Этими словами встретил меня Василий в комнате для допросов. - Так получилось, что я тебе злом за добро отплатил.

- Твоё зло спасло мне жизнь!... Если не ты, меня точно бы уложили. А зачем третий раз стрелял мимо?

- Психологически... Шуманул, чтобы побыстрее убрались оттуда.  Они увидели, что ты завалился и кровь брызнувшую, решили, что всё...  Я десять лет ждал встречи с тобой, чтобы спасибо сказать! Жаль, что так пришлось отблагодарить...

- Но ведь дождался и отблагодарил! Это уж как получилось... По ситуации...  Да, я решил, что на суде дам показания в твою пользу. Поможет  тебе...

- Спасибо! И за то, что вытащил тогда, спас меня.

- И тебе спасибо! – Я протянул ему руку...