Мужской разговор

Владимир Пастер
                МУЖСКОЙ  РАЗГОВОР


     Зазвенел звонок. Его продолжительность и настойчивая въедливость известила учебное заведение, что наступила большая перемена. В тот же момент необычайный шум и суета заполнили помещение техникума, не оставляя для покоя и тишины ни единого уголка. Казалось, как будто мощный взрыв растревожил спокойный муравейник, а его обитателей захватила волна хаотического движения – всё пришло в суету и волнение.         
     Некоторые студенты спешили в буфет, и там мигом образовалась очередь, некоторые - бежали под арку здания, чтобы выкурить сигарету, поболтать на свободную тему и наполнить свои клетки никотиновым ядом, а кто-то со стопками книг спешил в читальный зал, чтобы скорее избавиться от раздаточного материала, выбежать во двор подышать свежим воздухом и погреться на солнышке. Молодые люди бежали, обгоняя друг друга, смеялись и азартно выплескивали свою энергию в пространство учебного заведения. Преподаватели с серьёзными лицами, важно двигались в сторону учебной части, неся под мышками классные журналы, чтобы вовремя поставить их в соответствующие ячейки и расписаться на  большом листе ватмана под зорким наблюдением заведующего.
     Иван Иванович Петров, преподаватель спецдисциплин, спешил на 3-ю пару. Парадный вход был закрыт, и ему пришлось пробираться в учебное заведение через толпы курящих студентов и студенток под аркой здания.
     Прошли те времена, когда для женщин, а тем более для девушек, считалось позором и невежеством принародно раскуривать сигареты, сквернословить, выслушивать пошлости и на них отвечать пошлостью, надрывно смеяться, как будто этими звуками пытаться выплеснуть наружу все свои внутренности. Скромность и порядочность стали не модными, их с каждым днём начала безжалостно захватывать волна грубости и невежества. Целомудрие, божественное предназначение женщины быть матерью, источником моральной чистоты, доброты, любви, сменилось пошлостью и хамством.
       - Марина, ну ты и стерва!.. Трахалась вчера с Генкой, что стены общежития дали трещину!
     Толпа дружно засмеялась.
       - А ты, Толик, что свечку держал?! Или тебе завидно? А?.. – ответила девушка.
       - В гробу я видел тебя вместе с твоим Генкой! Я за миллион долларов на тебя не полезу!
       - Тебе, Толик, как мне известно, не с чем-то лазить!.. Ты подрасти до этого, тогда будешь хамить!
       - Тебе, Марина, сейчас показать мои достоинства, или в общежитии?!
     Такой диалог услышал Петров, пробираясь через толпу студентов, мельком обратив внимание, что говорливый юноша был его слушателем.
     Раздался дружный мужской хохот и визг обиженных девчат.
        «Боже мой, какая распущенность, какое невежество с одной и другой сторон! Где девичья гордость?! Где их достоинство?! Почему они позволяют себе это: стоять в кругу пошляков, выслушивать их насмешки и издевательства?! Что произошло с нашей действительностью?! Где воспитывались эти девушки, и какое воспитание они дадут своим детям?! – размышлял преподаватель, двигаясь в лабораторию ремонта автомобилей. – Если бы эти девчата не утратили женскую гордость и достоинство, не было бы повода у парней смеяться над ними, унижать их!»
     Иван Иванович вспомнил слова старшего Мелихова из произведения М.Шолохова «Тихий дон»: «…Сука не захочет - кобель не вскочит…!», как прописную истину, определяющую поведение мужчин и женщин. Ему на ум пришли мысли, осуждающие поведение некоторых девушек, которые позволяют по отношению к себе пошлость, хамство со стороны противоположного пола.
        «Ну, почему среди женского пола находятся такие простушки?! Они думают, что своей простотой, бесхарактерностью добьются к себе уважение и внимание мужиков! Нет!.. Нет!.. И нет!..»
     Преподаватель вошел в лабораторию. Разговор студентов, свидетелем которого он случайно оказался, растревожил и шокировал пожилого человека. Чувство горечи и противоречий заполнили его душу и сердце.
        «Что-то непонятное происходит с нашей молодёжью! – думал он. – Наверное, причина этому кроется в снижении воспитательного момента в семьях и учебных заведениях! Телевидение, улица сеют безнравственность, пошлость и хамство. Святые понятия: «доброта», «любовь» «трудолюбие»,  «честь», «верность долгу» - стали не модными! На сцены эстрады, театра, кино проникли низкопробные песни и бесталанные проходимцы! Как могло случиться, что за 10-15 лет души большинства людей, под видом демократии и свободы, так испоганятся и унизятся? Как могло допустить общество, что в умы молодёжи насильно вдалбливается разбой, насилие, разврат, обман, жестокость! Кому это выгодно?.. Кому это нужно?.. – рассуждал преподаватель и, поразмыслив, тут же дал себе ответ – власти!.. И только ей! Ей выгодно превратить общество в быдло, не способное думать, не способное постоять за себя! Власть защищает не трудовой народ, а кучку богатеев, захвативших, обманом и воровством богатства, принадлежащие народу. Власти легче втереть любой обман в мозги человеку не думающему, развращенному и, следовательно, спокойно почивать и паразитировать на плечах трудового народа».
     Зазвенел звонок, извещающий, что большой перерыв закончился. В лабораторию с шумом ворвалась группа будущих автомехаников и технарей.
Дежурный доложил преподавателю о наличии студентов и готовности их к уроку.
        - Прошу занять свои места и приготовиться к уроку! – необычным, тихим голосом обратился Иван Иванович к присутствующим.
     Наступила пауза. Петров стал расхаживать вдоль доски, находясь в глубоком раздумье.
        «Что с нашим преподавателем? Почему он не начинает урок? Что с ним случилось?» – думали студенты, перешептываясь между собой.
     Петров продолжал ходить, не нарушая воцарившуюся тишину. Поведение преподавателя было для студентов необычным и загадочным. А в его голове, в это время, продолжали витать впечатления от, случайно услышанного, диалога студентов под аркой здания. Он твёрдо решил посвятить часть урока,  или весь, воспитательному моменту.
        «С чего начать разговор, чтобы он не вызвал улыбок и негативную ответную реакцию? Какими словами повлиять на сознание и психику студентов, чтобы они задумались над своим невежеством и хамством по отношению к женщине? Ведь это не дети! Это, в большинстве своём, уже состоявшиеся молодые мужчины! Ведь, наверняка, каждый из них строит планы на будущее, на создание семьи!» – думал преподаватель, судорожно просчитывая варианты разговора.
     Неожиданно, пришло решение.
       - Коровкин! – обратился Иван Иванович к студенту, основному участнику диалога с Мариной под аркой здания.
     Коровкин встал и напряженно приготовился выслушать вопрос по текущей теме.
     Опять наступила пауза. Невообразимая тишина воцарилась в лаборатории. Зашелестели конспекты. Студенты знали привычку преподавателя - при неправильном ответе одного, вопрос немедленно перебрасывался на другого.
       -  Коровкин, сколько вам лет?
       - Семнадцать! – недоуменно ответил студент.
       - У Вас, надеюсь, и папа и мама есть!
       - А как же, Иван Иванович! Без них я не был бы на этом свете! – с некоторой иронией и недовольством ответил студент, пытаясь разгадать подвох Петрова.
     Студенты перестали шелестеть конспектами, заулыбались и начали внимательно наблюдать за происходящим.
       - Анатолий! – обратился преподаватель к студенту по имени. – Маму свою Вы любите?
       - А, кто свою маму не любит! Люблю! – с каким-то вызовом ответил Коровкин. – Иван Иванович, не мучайте меня, этот вопрос к теме лабораторных работ не относится.
       - Относится!.. Относится, Анатолий!.. Он определяет жизненную позицию каждого человека! А, твоё утверждение на, этот счёт, мы сейчас проверим.
     Иван Иванович сделал небольшую паузу и обратился ко всей аудитории:
       - Друзья мои, может быть, в аудитории есть человек, который не любит свою маму?! Поднимите руку! Смелее!.. Не бойтесь! Я об этом никому не расскажу! Это не повлияет на оценку по предмету и не испортит моё отношение к вам!
     Опять наступила тишина. Студенты исподтишка наблюдали друг за другом.
     Выдержав паузу, Петров продолжил свой эксперимент.
       - Да, Коровкин, Вы оказались правы – в аудитории нет таких «сыновей»! А скажите, Анатолий, - за что Вы любите свою маму? И не обижайтесь на меня за эти вопросы – разгадка будет впереди! Только прошу – на каждый мой вопрос отвечать честно и от души! Всех прошу принять активное участие по обсуждаемой теме, которой я намерен посвятить целую пару. Оценок ставить сегодня не буду!
     Вздох облегчения прокатился по аудитории и снял напряженное состояние у слушателей.
       - Так, слушаем Вас, Коровкин!
       - Мама меня родила! Мама меня выкормила! Мама меня воспитала! – общими фразами ответил Коровкин.
       - Вы живёте в общежитии?
       -Да!
       - Мама Вам помогает?
       - Помогает! Посылает посылки с продуктами, а иногда и деньги!
       - Скажите, Анатолий, когда Вас кто-то обижал, мама защищала Вас?
       - Конечно! На то она и мама!
       - А она могла пожертвовать собой во имя Вас?
       - Я в этом даже не сомневаюсь! – гордо ответил студент.
       - Уверен, что такие мамы у всех присутствующих?! Да-а?! – обратился Иван Иванович к студентам.
     Гробовое молчание поглотило аудиторию.
       - Ну, что же, - молчание – знак согласия! – Утвердительно подвел итог, начатому разговору, Петров.
     Аудитория пребывала в полном недоумении от темы, начатого разговора. У всех возникал вопросы: «Почему такая честь выпала на долю Анатолия Коровкина? Почему? И почему эта тема заинтересовала преподавателя? У него, что - крыша поехала?».   
     Интерес к теме захватил внимание присутствующих.
       - Коровкин, скажите, пожалуйста, – Петров помолчал, потёр себе лоб, - после службы в армии Вы будете жениться? Вы мечтаете создать семью, заиметь детей?
       - А, как же, Иван Иванович! Вы тоже об этом мечтали когда-то! – бойко ответил студент.
       - Мечтал! Мечтал, Анатолий, и готовился к этому событию очень серьёзно!
     Вопросы и ответы заинтриговали всех присутствующих.
       - Надеюсь, такая мечта и такое желание у каждого присутствующего?! – обратился преподаватель к аудитории. – Или у кого-то из вас нет такого желания и мечты? А-а?
     Аудитория молчала. Каждый обдумывал вопрос и готовился к ответу.
       - Не напрягайте свои мозги! Этими чувствами, мечтами и желаниями мы все наделены природой, биологической закономерностью сохранения рода человеческого! И это прекрасно! В этом обновление, в этом прогресс, в этом совершенство всего живого!
     Иван Иванович прошелся вдоль доски, выдерживая небольшую паузу. Он понимал, что в таком разговоре спешка не нужна. Каждое слово должно пройти через душу и сердце молодого человека и оставить свой след.
       - Коровкин, скажите, а каких деток и сколько Вы мечтаете иметь в своей жизни? Не стесняйтесь, говорите правду! Как видите, здесь одни мужики! Давайте пооткровенничаем, или, как говорят посекретничаем! Считайте, что я не преподаватель, а такой же студент, как и вы, только с несколько большим жизненным опытом!
     Студент задумался, поднял свой взор в потолок.
       -  Ну, хотел бы мальчика и девочку!
       - И чтобы они были здоровенькие и умненькие! Да-а?
       - Конечно, да! Кому нужны уроды и неполноценные дети! Кому?!
       - С вашим ответом, Анатолий, я полностью согласен! – утвердительно,  с нескрываемым самодовольством, воскликнул Петров. – Может кто-то хочет поспорить со мной и с Коровкиным по данному вопросу? А-а? Смелее! Смелее! Травкин, может Вы!
       - Нет! Нет, Иван Иванович! Я согласен с Коровкиным! – скороговоркой ответил студент.
       - Новиков! Может, Вы хотите нам что-то сказать?
       - У меня другого мнения нет, Иван Иванович!
       - Ну, что ж! Будем считать, что в этом вопросе мы все едины! Да-а! – обратился Петров к аудитории.
     Аудитория молчала. Коровкин продолжал стоять и думал: «Когда же закончатся мои мучения, и преподаватель разрешит мне сесть? Почему он, как клещ, прицепился ко мне?
     Но преподаватель не спешил освободить Коровкина от вопросов и старался в разговор вовлечь всех присутствующих.
       - Коровкин, скажите, какую девушку Вы могли бы полюбить, жениться и прожить с ней в союзе всю свою жизнь?
       - О, Толик, этот вопрос на засыпку! Пошевели мозгой! Открой нам свою душу! Открой секрет! Это тебе не курсовой проект выполнять и футбольный мяч гонять по полю! – выкрикнули студенты, сидящие, за последним столом. Раздался дружный смех.
       - Спокойней! Спокойней, друзья! Дайте возможность сосредоточиться вашему товарищу! – гипнотически спокойным голосом обратился Петров к студентам. Опять наступила тишина. – Анатолий, продолжайте!
       - Ну-у! Ну-у! Ну-у!
       - Не нукайте!.. Не нукайте, Анатолий! Смело раскрывайте свои секреты! А кто будет подначивать, то мы его попросим стать на ваше место! – подтолкнул к действию студента преподаватель.
       - Жена должна быть красивой и умной! – выдавил из себя Коровкин.
     Ухмылки пробежали по лицам присутствующих.
       - Та…кс! – с какой-то растяжкой и напевом поддержал преподаватель ответ студента. – А ещё, какие качества должны быть у жены?
     Коровкин молчал. Чувствовалось, в его мозгах шла напряженная работа, но не хватало запаса слов, чтобы выразить свои мысли.
       - А что думает, по этому поводу, студент Краснов?
     Из-за третьей парты, нехотя, поднялся студент. Щеки его пылали огнём, черная шевелюра от пота стала блестеть, как лаковая.
       - Я думаю, что жена должна быть доброй и ласковой! – тихо промолвил Краснов.
       - Коровкин, Вы согласны!
       - Согласен! – прохрипел Анатолий.
       - Коровкин, почему Вы скисли? Что не находите слов? Я вам подскажу – вспомните свою маму! Она будет эталоном вашей жены. Все со мной согласны?
     Аудитория дружно ответила: «Все!».
       - Вот видите, Коровкин, - ваша мама это эталон вашей будущей жены! –
     Петров задумался.
       - Конечно, все присутствующие хотят, чтобы жена была отличной хозяйкой, доброй, нежной, воспитанной женщиной, олицетворением мудрости, верности, преданности своему мужу и детям! Так?! Или на этот счет есть другие мнения?
       - Других мнений нет, Иван Иванович! – хором ответила аудитория.
       - Коровкин, ваша мама курит?
       - Нет!
       - А Вы хотите, чтобы курила ваша жена?
       - Вот ещё! От неё будет вонять в постели!
       - А что?..  Ваша вонь не в счёт?! Над этим вопросом Вы не думали? Вы же курите?
       - Курю! Все мужики курят – вот и я курю!
     Аудитория пришла в движение.
       - Иван Иванович, – выкрикнул студент Конопкин, – что можно попу, то нельзя попадье!
     Дружный смех охватил присутствующих. Иван Иванович походил, подумал и решил ускорить эту игру.
       - Анатолий, а Вы хотите, чтобы ваши дети тоже курили?
       - Нет, не хочу!
       - А почему?
       - Потому что это вредно для здоровья!
       - Ну а коль Вы об этом знаете, то почему не бросите эту вредную привычку?
       - Не могу! Не хватает силы воли!
       - Та-к!..  Видите, друзья мои, курение вредно и попу и попадье! Оно никого не жалует! Коровкин это хорошо понимает, но не в силах победить эту вредную привычку! А каждая выкуренная сигарета, забирает у человека часы пребывания в этом мире! А этот мир такой прекрасный и интересный! Так почему вы меняете прекрасное, данное Богом, на эту гадость? Почему? Почему вы тратите денежные средства на яд, на вред вашему здоровью? Почему вы даёте возможность жиреть и паразитировать тем, кто производит, и тем, кто продаёт этот яд! Они нагло и подло грабят вас, используют зависимость и слабость человеческого организма в своих корыстных целях! Где ваша логика?! Где ваша гордость?!
     Иван Иванович сделал паузу, дав возможность  студентам подумать. Аудитория молчала. Вдруг из-за предпоследнего стола раздался возмущенный возглас:
       - Иван Иванович, если все люди бросят курить, прекратится производство табачных изделий, сколько тогда окажется безработных. Им что тогда делать?
      - Да!.. Да, Иван Иванович, что тогда делать безработным? Скажите! – дружно загалдели студенты, надеясь этим посадить преподавателя в «лужу».
      - Черкасов, добрая у вас душа! Вы подумали о судьбе этих людей, о судьбе людей, трудом которых переполнены онкологические заведения! Эти люди не думают о вас, не думают о том, что общество страдает раком лёгких, сердечнососудистыми, язвенными заболеваниями! Им проблемы здоровья в обществе - глубоко до «фени»! Их интересуют только деньги! Только деньги! Задумайтесь над этим вопросом, проявите гордость и уважение к себе и будущему поколению! Добровольно, не укорачивайте свою жизнь, наслаждайтесь прекрасным! Жизнь, каждому из нас, дана один раз! Помните об этом!
     В аудитории наступила тишина. Коровкин продолжал стоять, обдумывая дискуссионные вопросы, поднятые преподавателем. Петров прошелся вдоль доски и, нарушив тишину, вернул аудиторию к начатому разговору.
       - Коровкин, а Вы допускаете, чтобы в вашей семье господствовало сквернословие, чтобы вы матюгнулись на свою жену, а она на вас? А-а? Да, ещё при детях?
       - Иван Иванович, я ни от папы, ни от мамы никогда не слышал сквернословия, поэтому никогда не буду сам материться и не позволю своей жене.
       - Т.е., Вы полагаете, что при взаимных оскорблениях не может быть крепкой любви, доверительных отношений между мужем и женой? Да?!
       - Да! – ответил Коровкин.
       - Аудитория с ответом Коровкина согласна?
     Студенты молчали.
       - Будем считать, что молчание – знак согласия! – подвел итог Петров.
       - Иван Иванович, к чему Вы накручиваете эти вопросы? К чему? – возмутился Коровкин. Его поддержала аудитория.
       - А к тому, Коровкин, что в вашей голове витают правильные рассуждения о будущей жене, о семье, о детях, о вреде курения, но почему, на деле, Вы проявляете грубость и хамское отношение к женщине? Не стесняясь, сквернословите в присутствии девушек!  – с некоторым упрёком и тревогой в голосе задал вопрос преподаватель.
     Аудитория притихла, она была шокирована таким поворотом дела.
       - А когда это было? – недоумённо спросил студент. Его лицо покрылось красными пятнами.
     Петров посмотрел на часы.
       - Это было 60 минут назад, а место действия: под аркой здания! Я спешил на пару и услышал ваш диалог с Мариной!
     На лбу парня выступили капли пота. Он достал платок, начал интенсивно вытирать им лоб и сморкаться.
       - Иван Иванович, да разве, это девушка – это первая проститутка в нашем общежитии! И подружки у неё такие же! У них на теле нет места, где можно поставить пробу! – на выручку Коровкину пришел студент Сироткин.
       - Да, Иван Иванович, Сироткин говорит правду! – выдавил из себя Коровкин.
       - Какая правда!.. Какая правда!.. – возмутился Петров. - Мужики, какие же вы двуличные и безмозглые! Извините за грубые слова! Каждый из вас мыслит об идеальной невесте, жене, а сами не стремитесь к воспитанию в себе достойного поведения и высокой культуры. Своим падением, мы опускаем в болото девушек и женщин! Воспитываем в них грубость и хамство, пристрастие к пьянству, к курению, к проституции! А ведь эта Марина, воспитанная Коровкиным, достанется в качнстве жены какому-нибудь Эдику! А Эдик воспитает для Коровкина подобное чудо и т.д. Задумайтесь над этим вопросом! Раньше, настоящие мужики, за поруганную честь женщины, вызывали друг друга на дуэль! Ишь, подавай Коровкину жену красавицу, добрую, нежную, воспитанную, чтобы не курила, не пьянствовала, не сквернословила и любила только своего господина! – Петров перевел дыхание, чтобы немножко успокоиться. – По мнению Конопкина,  женщина - вещь, тряпка, об неё можно ноги вытирать! «…Попу можно, а попадье нет!», «…Попу можно, а попадье нет!» Анатолий, Вы бы позволили своему папе хамское отношение к вашей маме?.. А?.. А как бы вы отнеслись к тому парню, который когда-то позволил бестактность к вашей маме?  Ответьте нам!
       - Набил бы морду! – промычал молодой человек.
       - О-о!.. Набил бы морду! А ведь у Марины когда-то появится сынок! Он вырастет, и ему кто-то расскажет о вашем хамстве по отношению к ней, да ещё укажет на Вас?! А Вы поседели, у Вас дряблые мышцы!  Тогда как?! Вы не боитесь получить фонарь под глазом за допущенное хамство к женщине в свои уже не молодые годы?! А?.. А Вы, Сироткин?! А Вы, Конопкин?! А Вы, Краснов?!
     Аудитория пришла в замешательство.
       - На Руси издавна витала пословица: «…Береги честь смолоду!..» Помните о ней, друзья мои! Если Вы не замараете свою честь, то и честь вашего окружения будет в порядке! – подвел итог Петров.
     Зазвенел звонок. Студенты, молча, покидали лабораторию ремонта автомобилей, находясь в раздумье и рассуждениях.
                30.04.2010 года                В.Я.Пастернак