Кому в Турции жить хорошо

Ксения Орловская
        Вот уже почти два года я живу в Турции, в городе Стамбуле, могу уже о ней кое-что рассказать, сравнить с Россией, ответить на часто задаваемые вопросы.

        Некоторые мои знакомые, насмотревшись заграничных сериалов думают, что я в Рай попала! Вот что они мне пишут:
- Хорошо тебе! Море круглый год – купайся, загорай сколько душа пожелает! Живёшь как в Раю!
- Вы серьёзно так думаете? – отвечаю я, - Местные, конечно, все ходят загорелые, я же черный загар не очень то уж и люблю. Да и чреват он последствиями. Хожу в шляпе, иначе почернею, а светлая кожа здесь изюминка. Да и на море я бываю не так часто. Турки на море редко бывают. Они много работают. В основном рано уходят и приходят под глубокий вечер. Уставшие донельзя. Поели и спать. Ну, а если еще и с дитём поиграть, то вечное хныканье мол ну я же устал. Местное население лишь иногда на отдых могут съездить на море. И местные так называемые пляжи в основном и без самых пляжей. Просто набережная и камни. Ну и естественно само море, пронзительно орущие чайки, рыба и множество котов всех окрасов и мастей. Жители любят котов и часто их подкармливают. Кто колбаски подкинет (суджук называется на местном языке). Кто  и корм покупает в петшопе и потом его специально при себе держит, чтобы подкормить встречного котика. В Стамбуле установлен даже памятник толстому Котяре-долгожителю. Кот хотя и долгожитель, но в конце концов, конечно, умер. Пусть бежит по радуге и покоится с миром :((.
 
        Подруги мои восхищаются:
- В Турции всякие фрукты круглый год. Ешь - не хочу! 
Я на это им отвечаю:
- Конечно, свежая зелень в избытке. Фрукты всякие, овощи, салаты покупаем. На столе они стоят постоянно. Подходи, бери и ешь. Да ведь и в России в магазинах полно всяких фруктов. Купите себе и ешьте от пуза. Тут, правда, фрукты и овощи дешёвые, поэтому всегда есть на столе, но только ими сыт не будешь. Нужны мясо, картошка, нухут, булгур и прочая снедь. Нухут типа нашего гороха, только покрупнее. В Турции  нухут готовят с мясом, ну вроде как мы готовим картошку с мясом. Плов здесь готовят без мяса. Мясо отдельно, крупа отдельно. Манты размером с мизинец это вообще мой мозг не воспринимает за еду. Я привыкла к нашим большим мантам, а это одно название от них. Тему еды можно продолжать бесконечно, но как нибудь в другой раз уже. Семьи, которые из деревень, едят на полу. Или на специальном оооочень низком столике и из общей чашки. Ну все зависит от культуры и образованности семей. У всех всё по разному. Собственно как и у нас в России все семьи разные.

       Россиянам не понять, что можно скучать по селёдке, по рыбе, по гречке. Рыба здесь дорогая, селёдки как у нас  нет вообще ни в каком виде. Сухой рыбешки также нет. Очень странно - рыбы полно, а никто такими элементарными вещами не занимается. Я на Новый год приготовила обычную для россиян селёдку под шубой. И вместо маринованной сельди мне пришлось положить консервированную, но не сельдь конечно ж, а НЕЧТО отдаленно напоминающее ее родимую.
       Всем кто едет в Россию, заказывают привезти российскую колбасу, селёдку, сало, крабовые палочки и другие вкусности. Хочется сказать ну вот зачем? есть тут всё. Наши возят и продают втридорога, безумно накручивая цену. И частенько дурят своих же, подсунув испорченный товар. Хотя ты в блоке у этого ... продавца.
       В России очень качественные продукты. А уж когда я нашла в одном из магазинов гречку, то придя домой радостно воскликнула во весь голос: «Ура! Гречка! Сегодня я буду есть гречневую кашу!». Наварила себе гречневой каши и сама её ела. На меня смотрели с удивлением и не понимали что такого в гречке вкусного. Они к ней не привыкшие. Они воспринимают ее как одно их тех «страшных блюд», которые могут есть только русские.

      Некоторые подружки пишут мне  про золото, которое тут чуть не за бесценок отдают, про богатые подарки. На это отвечаю, что местные турки работают, как и мы, русские, за не очень большую зарплату. Не до золота им. Много тех, которые живут в кредит, по кредитной карточке. Покупают еду, одежду, мебель в кредит, который не заканчивается. Зарплату кидают на карту, и дальше кредитом пользуются. А долги растут, чем будут отдавать, неясно. Вся Турция живёт в долг. У нас в России пока этого нет, живём согласно своему доходу. Зато свободно, без долгов живём!
      С теми, кто думает, что заграница – это Рай, жители Турции вряд ли согласятся. Местное золото для нас считается более низшей пробы, чем российское. Много сплавов в нем. Но что интересно сами турки считают российское золотишко не особо качественным. Такой вот парадокс.

      Коммуналка здесь очень дорогая. Газовое отопление не каждый себе может позволить. Многие семьи даже зимой совсем не включают отопление, сидят в холоде. Оденутся в сто одежек, так и живут, в тёплой одежде спят.
      Российское же жильё, по сравнению с турецким, очень тёплое. В России строят дома с толстыми стенами, с утеплёнными полами и потолками, чтобы зимой тепло держали. Каждая щёлочка заделана, замазана, дома стоят как монолиты. Здесь не так. Стены домов тонкие, практически без утеплителя. Летом в них жарко, зимой холодно.

      В связи с тем, что море недалеко(Стамбул расположился на берегу Мраморного моря), у многих в домах сырость и плесень. Это очень мерзкое зрелище. От неё очень трудно избавиться. Плесень же постепенно, сантиметр за сантиметром пытается завоевать границы вашего жилища. Вроде всё красиво, а это жуткое зрелище с плесенью ну прямо не айс уж совсем.

       Хорошо там, где нас нет. Я не считаю Турцию Раем. Сюда хорошо приехать на отдых, позагорать, на море побыть. Тут можно хорошо отпуск провести. А чтобы жить, надо не лежать, отдыхая на пляже, не купаться в море, а работать, чтобы содержать и дом свой и семью свою. Всё как везде.